Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики"
рабочая программа по орксэ (4 класс) по теме
Программа составлена в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики». Составила учитель МКОУ Алабугинская ОШ Гуляева Марина Геннадьевна.
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
Познавательные УУД:
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Коммуникативные УУД
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Чтение. Работа с текстом
- Формирование ИКТ – компетентности обучающихся
Требования к предметным результатам:
Базовый:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
Повышенный:
- формирование представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- осознание ценности человеческой жизни.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- формирование первоначального представления о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Требования к уровню подготовки
Ученик должен знать/понимать:
- Основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.
- Историю возникновения культуры;
- Особенности и традиции религии;
- Описание основных священных книг, праздников, святынь.
Уметь:
- Описывать различные явления религиозной культуры, традиции;
- Излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;
- Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;
- Готовить сообщения по выбранным темам.
Критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения основ православной культуры школьником являются критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).
2.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами). Два из них (первый и четвертый) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические блоки, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура.
Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью.
Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры.Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы исламской культуры»
Россия – наша Родина.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание Пророка Мухаммада. Проповедническая миссия Пророка Мухаммада. Прекрасные качества Пророка Мухаммада. Священный Коран и Сунна как источники нравственности. Общие принципы ислама и исламской этики. Столпы ислама и исламской этики. Исполнение мусульманами своих обязанностей. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные основы семьи в исламе. Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим, дружба, гостеприимство, любовь к отечеству, миролюбие. Забота о здоровье в культуре ислама. Ценность образования и польза учения в исламе. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы буддийской культуры»
Россия – наша Родина.
Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его Учение. Буддийский священный канон. Буддийская картина мира. Добро и зло. Ненасилие и доброта. Любовь к человеку и ценность жизни. Милосердие и сострадание. Отношение к природе. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и ее ценности. Буддизм в России. Основы буддийского Учения и этики. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийский храм. Буддийские святыни. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Священные буддийские сооружения. Буддийские ритуалы.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы иудейской культуры»
Россия – наша Родина.
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля». Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Евреи в Египте: от Йосефа до Моше. Исход из Египта. Получение Торы на горе Синай. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал. Молитвы и благословения в иудаизме. Добро и зло. Иудаизм в России. Основные принципы иудаизма. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историей и традицией. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия – наша Родина.
Культура и религия. Возникновение религий. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России
Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
. Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания
- Технологии диалогового взаимодействия:
-технология рефлексивного чтения;
-технология обсуждения проблем;
-технология взаимного обмена заданиями.
- Познавательно-исследовательские методы:
-беседа-распознавание;
-диалог-сравнение;
-исследовательский проект.
- Методы обратной связи:
-интерпретация;
-загадки-притчи;
-проблемная пресс-конференция;
- разговор с замещённым собеседником.
- Игровые и деятельностные методы:
-игра-испытание;
- ролевая игра;
- продуктивный труд.
Формы обучения
- Классно-урочные занятия.
- Групповая форма обучения.
- Внеклассные занятия – классные семейные праздники.
- В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на основе изученного материала и освоение материала в деятельностной, творческой форме.
- Экскурсии.
Средства обучения
Предполагается использовать:
1. Учебное пособие «Основы православной культуры», автор А.В.Кураев
Глава I «Мир и человек каким его понимают христиане» с дополнительным материалом «Символ Веры» даёт основные и религиозные понятия и представления. Это возможность постепенно перейти от первых смутных представлений ребёнка о Боге к понятиям, позволяющим логически с научной достоверностью объяснить детям явления духовной жизни.
Глава II «Жизнь по христианским добродетелям» с дополнительным материалом «Заповеди блаженств». Даёт образцы жизнеописания святых. Показаны примеры жизни наших соотечественников по заповедям Божиим. Необходимо излагать о них материал так, чтобы дети могли сделать вывод, что эти люди жили не так уж давно, чтобы создавался эффект реальности событий.
Глава III «Православные и семейные праздники» с дополнительным материалом «Двунадесятые праздники, Пасха». Православные праздники – неиссякаемый источник традиций и обрядов русского народа.
Знание праздников вводит в литургический православный круг, связывая мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской природы. Это дает возможность ребенку оставаться включенным в жизнь общества и природы и в то же время обнаруживать тесную связь духовной жизни конкретного человека и жизни всего человечества.
2. Образцы житийной литературы, дающие примеры моральных исканий человека, проявления его гражданской сути: защита Отечества - Дмитрий Донской и Александр Невский, просвещение - Феодосии Печерский, Сергий Радонежский, верность Родине - патриарх Гермоген, семейные добродетели - Петр и Ефросинья Муромские, родители Сергия Радонежского и др. Непреходящее значение имеют жития и с точки зрения формирования нравственных устоев подрастающего человека.
3. Фрагменты церковной музыки и пения, образцы церковной архитектуры и живописи.
- 4. Методические рекомендации по ОРКСЭ, модуль ОПК
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ модуля
«Основы православной культуры»
4 класс
раздел | Наименование темы | Виды контроля |
Россия – наша Родина1ч | Россия – наша Родина | Эл.тестирование |
Особенности православной культуры 28ч | Культура и религия | |
Человек и Бог в православии | взаимоконтроль | |
Православная молитва | Эл.тестирование | |
Библия и Евангелие | самоконтроль | |
Проповедь Христа | взаимоконтроль | |
Христос и Его крест | опрос | |
Пасха | Эл.тестирование | |
Православное учение о человеке | взаимоконтроль | |
Совесть и раскаяние | опрос | |
Заповеди | самоконтроль | |
Милосердие и сострадание | Эл.тестирование | |
Золотое правило этики | взаимоконтроль | |
Храм | опрос | |
Икона | Проект | |
Творческие работы учащихся | Эл.тестирование | |
Подведение итогов | самоконтроль | |
Как христианство пришло на Русь | взаимоконтроль | |
Подвиг | опрос | |
Заповеди блаженств | опрос | |
Зачем творить добро? | опрос | |
Чудо в жизни христианина | Эл.тестирование | |
Православие о Божием суде | самоконтроль | |
Таинство Причастия | взаимоконтроль | |
Монастырь | самоконтроль | |
Отношение христианина к природе | опрос | |
Христианская семья | Эл.тестирование | |
Защита Отечества | самоконтроль | |
Христианин в труде | опрос | |
Любовь и уважение к Отечеству 5ч | Любовь и уважение к Отечеству | взаимоконтроль |
Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма. | самоконтроль | |
Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма . | Эл.тестирование | |
Российские православные, исламские, буддийские иудейские, светские семьи. | Составление таблицы | |
Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме . | Эл.тестирование | |
Всего | 34ч |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Книгопечатная продукция | |
Методическое пособие «ОРКСЭ «Основы светской этики» М. Просвещение 2010г. Комплексный учебный курс «ОРКСЭ «Основы светской этики» М. Просвещение 2010г. Методическое пособие «Основы православной культуры» 2014г» М. Просвещение | В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения; тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса. |
Учебники ОРКСЭ «Основы светской этики» М. Просвещение 2010г. «Основы православной культуры» А.В.Кураев.2015г» М. Просвещение | В учебниках представлены практические задания, культурно – исторические справки, разнообразный иллюстративный материал. Многие задания включают ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства их достижения. |
Информационно-коммуникативные средства | |
Презентации к уроку, электронное пособие к модулю курса «Основы светской этики»; интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса; Рабочие тетради. | Соответствует содержанию учебника. |
Технические средства обучения | |
Телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD , экспозиционный экран и др.; принтер, сканер, и др; Оборудование рабочего места учителя. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Ноутбук, проектор, экран | |
Оборудование класса | |
Ученические столы двухместные и одноместные с комплектом стульев. Стол учительский. Полки для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
| В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами |
Календарно – тематическое планирование.4класс.
№ п/п | Тема урока | сроки | Универсальные учебные действия | Деятельность обучающегося | мто | Форма организации | ||
личностные | метапредметные | предметные | ||||||
1 | Россия – наша Родина | 1неделя | формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, | овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления; | знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
| Соотносить текст с иллюстрациями, использовать понятия в устной речи | Презентации к уроку | Урок беседа |
2 | Культура и религия | 2 | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; | Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века | Выделять тему и идею текста | электронное пособие к модулю курса «Основы православной культуры»; | Диалог тестирование |
3 | Человек и Бог в православии | 3 | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок | Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом. | Составлять рассказ | Презентации к уроку | Презентация притчи |
4 | Православная молитва | 4 | развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей |
| Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш». | Анализировать текст с помощью вопросов | электронное пособие к модулю курса «Основы православной культуры»; | Урок тестирование |
5 | Библия и Евангелие | 5 |
|
| Уметь: Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых. | Прогнозировать результаты работы на уроке | интернет-ресурсы, | Диалог Работа в паре |
6 | Проповедь Христа | 6 | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
| Уметь: Объяснить, чему учил Христос. Объяснить, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным. | Рассказывать о православии | Презентации к уроку | Исследовательский проект |
7 | Христос и Его крест | 7 | развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей |
| Уметь: Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ. | Рассказывать о земной жизни, деяниях и сущности Иисуса Христа. | электронное пособие к модулю курса «Основы православной культуры»; | Работа в паре диалог |
8 | Пасха | 8 |
| определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок | Уметь: Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста. | Отвечать на вопросы к тексту | интернет-ресурсы, | Диалог Работа в паре |
9 | Православное учение о человеке | 9 | развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; | Уметь: Объяснить выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина. | Рассуждать о духовно – нравственных проблемах. | электронное пособие к модулю курса «Основы православной культуры»; | Исследовательский проект |
10 | Совесть и раскаяние | 10 | развитие этических чувств как регуляторов морального поведения |
| Уметь: Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках. Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души». | Изучить новые понятия: добро, зло, совесть | Презентации к уроку | Работа в паре |
11 | Заповеди | 11 | развитие этических чувств как регуляторов морального поведения |
| Уметь: Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа. | Размышлять и рассуждать на морально – этические темы. | электронное пособие к модулю курса «Основы православной культуры»; | Диалог Работа в паре |
12 | Милосердие и сострадание | 12 | развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей |
| Уметь: Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия | Рассказывать о том, что одно из дел милосердия – милостыня. | интернет-ресурсы, | диалог |
13 | Золотое правило этики | 13 | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
| Уметь: Объяснить, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину. | Рассказывать о золотом правиле этики. | Рабочие тетради | Диалог тестирование |
14 | Храм | 14 |
| готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; | Уметь: Рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери Объяснить значение выражения «Казанская Богоматерь». Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны. | Отвечать на вопросы к тексту | электронное пособие к модулю курса «Основы православной культуры»; | Разговор презентация |
15 | Икона | 15 | развитие этических чувств как регуляторов морального поведения | определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок | Уметь: Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик | Читать и понимать прочитанное | Презентации к уроку Рабочие тетради | Диалог Работа в паре |
16 | Творческие работы учащихся | 16 |
|
| Уметь: Искать требующуюся литературу. | Прогнозировать результаты работы на уроке | электронное пособие к модулю курса «Основы православной культуры»; | Исследовательский проект |
17 | Подведение итогов | 17 |
|
| Уметь: Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ. | Проверять себя и оценивать | Рабочие тетради | урок |
18 | Как христианство пришло на Русь | 18 | развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей |
| . Уметь: Отличать православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа и Пасхи на иконах. Рассказать историю проникновения христианства в древнерусские земли и крещения Руси. | Осуществлять поиск информации | электронное пособие к модулю курса «Основы православной культуры»; | видеофильм |
19 | Подвиг | 19 | развитие этических чувств как регуляторов морального поведения |
| Уметь: Объяснить слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью Рассказать о герое | Осознавать необходимость соблюдения нравственных норм | Презентации к уроку | Диалог Работа в паре |
20 | Заповеди блаженств | 20 | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества; | Уметь: Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами. | Объяснять значения слов | электронное пособие к модулю курса «Основы православной культуры»; | Исследовательский проект |
21 | Зачем творить добро? | 21 |
|
| Уметь: Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея. Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить выражение «Даром приняли – даром давайте». | Размышлять и рассуждать на морально – этические темы. | Рабочие тетради | видеофильм |
22 | Чудо в жизни христианина | 22 | развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества; | Уметь: Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках | Осознавать необходимость соблюдения нравственных норм жизни | Рабочие тетради | Диалог Работа в паре |
23 | Православие о Божием суде | 23 | развитие этических чувств как регуляторов морального поведения | определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок | Уметь: Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра. | Рассказывать о евангельских притчах | Рабочие тетради | видеофильм |
24 | Таинство Причастия | 24 |
|
| Уметь: Рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда христиан связана с Литургией. Рассказать, в чём главное назначение Церкви. | Объяснять значения слов | Презентации к уроку | Диалог Работа в паре |
25 | Монастырь | 25 |
|
| Уметь: Объяснить, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории России. | Работать в парах | электронное пособие к модулю курса «Основы православной культуры»; | видеофильм |
26 | Отношение христианина к природе | 26 | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
| Уметь: Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?». Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём. | Осуществлять поиск информации | Рабочие тетради | экскурсия |
27 | Христианская семья | 27 | развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
| Уметь: Рассказать, какие традиции есть в семье обучающегося. Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?» | Прогнозировать результаты работы на уроке | электронное пособие к модулю курса «Основы православной культуры»; | Диалог Работа в паре |
28 | Защита Отечества | 28 | развитие этических чувств как регуляторов морального поведения |
| Уметь: Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве. | Читать и пересказывать учебный текст. | Презентации к уроку | притчи |
29 | Христианин в труде | 29 |
|
| Уметь: Рассказать, какие заповеди получили первые люди от Творца. Объяснить выражение «работать на совесть». Составить устный рассказ на тему «Какой труд вреден для человека». | Рассказывать о заповедях, о первом грехе | электронное пособие к модулю курса «Основы православной культуры»; | Исследовательский проект |
30 | Любовь и уважение к Отечеству | 30 |
| определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок | Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины | Систематизировать представление о содержании учебника | Рабочие тетради | Диалог Работа в паре |
31 | Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма. | 31 | развитие этических чувств как регуляторов морального поведения |
| Уметь: Искать нужную информацию, систематизировать её, сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект. | Объяснять значения слов | электронное пособие к модулю курса «Основы православной культуры»; | Диалог Работа в паре |
32 | Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской этики. | 32 | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
| Уметь: Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. | Осмыслять важнейшие нравственные понятия курса | Презентации к уроку | разговор |
33 | Российские православные, исламские, буддийские, светские семьи. | 33 | развитие этических чувств как регуляторов морального поведения |
| Уметь: представлять результаты индивидуальной учебной деятельности. | Рассказывать о важнейших семейных ценностях | электронное пособие к модулю курса «Основы православной культуры»; | Исследовательский проект |
34 | Отношение к труду и природе в различных семьях. | 34 |
|
| Уметь: Грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы.. | Рассказывать об отношении к труду | Презентации к уроку | Диалог Работа в паре |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 класса уровень базовый
Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этики(модуль «Основы светской этики»)для 4 классауровень базовый...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/04/picture-514609-1415090450.jpg)
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Светская этика» для 4 класса
Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этикимодуль «Светская этика» для 4 класса...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики) в 4 классе
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе Рабочей программы к учебнику «Основы светской э...
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Основы светской этики")
Программа составлена на основе примерной рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Светская этика"). Автор примерной программы А.Я. Данилюк. Срок реализации 1 год....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/12/picture-621133-1428850764.jpg)
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль « Основы светской этики») для 4 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяна Ивановна
Для учителя 4-5 классов по Основам светской этики...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/05/picture-549677-1423150891.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» 4 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ", МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" 4 КЛАСС...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/27/picture-852818-1664296256.jpg)
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 классов .
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 классов...