Рабочая программа по ОРКСЭ, 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Савраскина Любовь Николаевна

курс Основы религиозных культур и светской этики, модуль Основы православной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse._pravoslavie.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ЕРШОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВАСИЛИЯ ФАБРИЧНОВА

        РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

учителей начальных классов

Протокол №1

от 29 августа 2017 года

Руководитель ШМО

________________ Л.М. Лещенкова

           СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза

Василия Фабричнова

______________ Винивитина Т.Н.

«30» августа  2017 г.

Приказ № 540 от 30.08.2017 года

              УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы

имени Героя Советского Союза

Василия Фабричнова

_______________ Гарькавая Т.В.

«30» августа  2017 г.

Приказ № 540 от 30.08.2017 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

4 «Б» класс

Составитель: Савраскина Любовь Николаевна

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная  программа по курсу  «Основы православной культуры»  разработана на основе:

  1. Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (в действующей редакции от 31.01.2012 г. №2);
  3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от06.10.2009 г.№373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (в действующей редакции от 29.12.2014 №5);
  4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189 (в действующей редакции от25.12.2013 №3);
  5.  Учебного плана МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова на 2017-2018 учебный год;
  6.  Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в  образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях от 31 марта 2014 г. № 253, а также приказа Министерства образования  и науки Российской Федерации № 699 от 09.06.2016 г. «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к  использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного  общего, среднего общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253»
  7. Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  8. Образовательной программы МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова;
  9. Положения о рабочей программе педагога МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова;
  10. Письма Управления образования Администрации Одинцовского муниципального района №2929 от 21.07.2017 г. «Об организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Одинцовского муниципального района в 2017-2018 учебном году по триместровой системе обучения»;
  11. Программы курса к учебнику А.В.Кураева  «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4 класс, автор-составитель: А.В. Кураев, М.: «Просвещение», 2017г.;

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

    Задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:

  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;      
  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  •  формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  • осознание ценности человеческой жизни;        
  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

                                                           

 Цель и задачи учебного курса «Основы православной культуры».

Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.


Задачи учебного курса:

  1. знакомство обучающихся с основами православной культуры;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
  4. формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  5. развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

      В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

      В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

     Модуль курса «Основы православной культуры» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

   Согласно базисному учебному плану МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школа имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова, на изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»  в 4-м классе отводится 1 час  в неделю.

           Данная программа составлена для общеобразовательного класса (4 «Б»).

    Таким образом, мною составлена рабочая программа  модуля «Основы православной культуры» в полном соответствии с базисным учебным планом, а именно: 1час в неделю, 34 часа в год.

Название раздела

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

2

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.

16ч

16ч

3

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.

12ч

12ч

4

Духовные традиции многонационального народа России

 5ч

Итого:

34ч

34ч

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧИТЕЛЯ

  1. Учебник А. В.Кураев « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 класс. М., Просвещение 2012 год
  2. Данилюк А.Я. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»  М., Просвещение 2012 год.
  3. Электронное приложение  к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2012 год
  4. «Основы религиозных культур и светской этики» Книга для учителя М., Просвещение 2012

Учебно-методический комплект для обучающегося

  1. Учебник А. В.Кураев « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 класс. М., Просвещение 2012 год
  2. Электронное приложение  к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2012 год

Технические средства обучения, демонстрационные пособия:

1 Персональный компьютер с принтером.
2 Мультимедийный проектор.

3 Интерактивная доска.

4 Интернет-ресурсы.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие

 содержанию обучения, обучающие программы по предмету

       

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

   У ученика будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • формирование ценностей многонационального российского общества;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • учащиеся получат возможность оценивать поступки как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира;
  • приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

     Ученик получит возможность научиться:

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

      Регулятивные УУД:

      Ученик научится:

  • анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

     Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

      Познавательные УУД:

     Ученик научится:

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • овладеет начальными формами познавательных универсальных учебных действий – исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • устанавливать аналогии.

      Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

      Коммуникативные УУД:

     Ученик научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы.

     Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Ученик научится:

  • объяснять основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
  • участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;
  • готовить сообщения по выбранным темам.

Ученик получит возможность научиться::

  • описывать различные явления религиозной культуры, традиции;
  • излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;
  • соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
  • строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
  • познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • формировать первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • представлять об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  • поступать согласно своей совести;
  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • семье и обществе;
  • осознать ценности человеческой жизни.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества  (1 час)

Россия – наша Родина.

Основы религиозных культур и светской этики. (16 часов)

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.  Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная  культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью.

Основы религиозных культур и светской этики. (12 часов)

Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.

        Второй и третий тематические блоки дополняют друг друга, представляя собой полное содержание учебного модуля «Основы православной культуры». 

Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

№ п/п в теме

Раздел / тема урока.

Основное содержание

Тип урока / ИКТ / ЦОР

Дата

Примечание

по плану

по факту

1

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Россия – наша Родина.

объяснение нового материала/ЦОР

1 нед

07.09

2

1

Основы религиозных культур и светской этики (16 часов)

Культура и религия.

объяснение нового материала/ЦОР

2нед

14.09

3

2

Человек и Бог в православии.

урок-лекция/ЦОР

3нед

21.09

4

3

Православие и молитва.

урок-лекция/ЦОР

4нед

28.09

5

4

Библия и Евангелие.

урок-лекция/ЦОР

5нед

05.10

6

5

Проповедь Христа.

урок-лекция/ЦОР

6нед

19.10

7

6

Христос и его крест.

урок-лекция/ЦОР

7нед

26.10

8

7

Пасха.

урок-лекция/ЦОР

8нед

02.11

9

8

Православное учение о человеке.

урок-лекция/ЦОР

9нед

09.11

10

9

Совесть и раскаяние.

урок-лекция/ЦОР

10нед

16.11

11

10

Заповеди.

урок-лекция/ЦОР

11нед

30.11

12

11

Милосердие и сострадание.

урок-лекция/ЦОР

12нед

07.12

13

12

Золотое правило этики.

урок-лекция/ЦОР

13нед

14.12

14

13

Храм.

урок-лекция/ЦОР

14нед

21.12

15

14

Икона.

урок-лекция/ЦОР

15нед

28.12

16

15

Творческие работы учащихся.

урок-лекция/ЦОР

16нед

11.01

17

16

Подведение итогов.

урок-контроль/ЦОР

17нед

18.01

18

1

Основы религиозных культур и светской этики (12 часов)

Как христианство пришло на Русь.

объяснение нового материала/ИКТ

18нед

25.01

19

2

Подвиг.

урок-лекция /ИКТ

19нед

01.02

20

3

Заповеди блаженств.

урок-лекция /ИКТ

20нед

08.02

21

4

Зачем творить добро?

урок-лекция /ИКТ

21нед

15.02

22

5

Чудо в жизни христианина.

урок-лекция /ИКТ

22нед

01.03

23

6

Православие о Божием суде.

урок-лекция /ИКТ

23нед

15.03

24

7

Таинство Причастия.

урок-лекция /ИКТ

24нед

22.03

25

8

Монастырь.

урок-лекция /ИКТ

25нед

29.03

26

9

Отношение христианина к природе.

урок-лекция /ИКТ

26нед

05.04

27

10

Христианская семья.

урок-лекция /ИКТ

27нед

19.04

28

11

Защита Отечества.

урок-лекция /ИКТ

28нед

26.04

29

12

Христианин в труде.

урок-лекция /ИКТ

29нед

03.05

30

1

Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Любовь и уважение к Отечеству.

объяснение нового материала/ИКТ

30нед

10.05

31

2

Творческие работы учащихся.

урок-практика/ИКТ

31нед

10.05

32

3

Экскурсия в храм.

урок-экскурсия/ИКТ

32нед

17.05

33

4

Экскурсия в храм.

урок-экскурсия/ИКТ

33нед

17.05

34

5

  Подведение итогов года.

урок-контроль/ЦОР

34нед

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс

Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ  модуль ОПК  с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...

рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России

рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...

Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...

Рабочая программа по ОРКСЭ (программа "Школа России" для 4 класса (для детей с ОВЗ)

Данная рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Программа предназначена для детей с ЗПР (7.2)....