Технологическая карта урока.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Совесть и раскаяние
Курс: Основы религиозной культуры и светской этики
Модуль : основы православной культуры
Урок 5.
Разработала: Матросова Л. Я. , учитель начальных классов
МБОУ Лицей № 11 г. Химки Московской области
Тема: Добро и зло.
Урок в модуле: № 5
Цель: : развитие представлений учащихся о добре и зле, как основных этических понятиях.
Задачи: 1. воспитывать стремление совершать добрые дела, отслеживать собственные поступки и анализируя другие;
2. воспитывать доброту, милосердие, уважение друг к другу и окружающим;
3. формировать представление о нравственной ответственности человека за свои поступки;
4. развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с разными источниками, развивать этические чувства, как регуляторы морального поведения.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: Учебник: Основы светской этики. 4-5 классы/ А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение, 2012 г.
Ход урока
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов |
I.Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся на совместную работу | -Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с афоризмов: 1."Мертвые души" найти не сложно, а вот живые... (Борис Шапиро) -Как вы понимаете его смысл? -И в продолжении: 2.Душа человека заключается в его делах. (Генрик Ибсен) -О чем хотели сказать авторы этих афоризмов? Прочитайте эпиграфы на доске, вставьте нужные слова и попробуйте определить тему нашего урока. Эпиграфы: При солнышке тепло, при матери ….(добро). Всякое …(зло) наказуемо. -Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о добре и зле. (вывешивается тема «Добро и зло» на доске). Работа над понятиями «добро» и «зло». | Участвуют в диалоге, настраиваются на последующую работу | Личностные (самоопределение, мотивация учения), коммуникативные (участие в диалоге) |
II. Актуализация знаний. АМО «Ромашка мнений» | «Ромашка мнений» -Запишите на лепестках ромашки, какие синонимы вы можете написать к слова «добро» и «зло». Проверка. | Учащиеся заполняют лепесток, прикрепляют его на доску к серединке. | Регулятивные контроля (самоконтроля, коммуникативные). |
III.Целеполагание | Учитель: - Понятны ли вам слова «добро» и «зло»? Учащиеся: - Да. Понятны. Учитель: - Каких людей вы назовёте добрыми, а каких – злыми? Учащиеся: -Люди, которые совершают хорошие, добрые дела – называют добрыми, а злыми называют тех, кто обижает, оскорбляет и унижает других. Учитель: - Какое отношение вызывают у вас злые люди? Учащиеся: - Кто делает плохие поступки, с ними никто не хочет дружить. Учитель: - А с какими людьми вы хотели бы общаться в своей жизни? С добрыми или злыми? Учащиеся : - Конечно, с добрыми. Учитель: - Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его. Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый из вас для себя выработал правило : «Не делай другим того, чего не желаешь себе». - Почему нужно стремиться к добру и избегать зла? - Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее? Как вы сегодня ответите на этот вопрос?
-Откройте урок 5. -Прочитайте тему нашего урока. -О чем вы сегодня узнаете? -Сформулируйте цель нашего урока. | Регулятивные целеполагания, коммуникативные | |
IV.Этап усвоения новых знаний. | 1.Работа в парах по учебнику. | Учащиеся читают, обсуждают, находят ответы на вопросы. Участвуют в последующем диалоге, делают вывод | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
V.Первичное закрепление | Учитель: Давайте познакомимся с одной притчей. Мне было бы интересно узнать ваше мнение и поделиться своими мыслями о прочитанном. Два волка. Когда – то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. Учитель: Ребята, согласны ли вы со словами деда, что в каждом из нас живут такие волки? Учащиеся: Да, согласны. Когда мы совершаем хороший поступок – в нас побеждает добрый волк, а когда мы кого –то обидим – побеждает злой волк. Учитель: Эта притча – одна из самых моих любимых. Небольшой текст, а так много мудрости заключено в этих словах! Она рассказывает о двух состояниях души человека. Иногда побеждает добро, а иногда и зло… Но одного без другого не бывает. Как вы думаете, почему старик не даёт своему внуку чёткого ответа на вопрос о том, какой волк побеждает? Учащиеся: Старик хотел, чтобы внук сам принял решение и нашёл ответ на свой вопрос. Человек сам хозяин своей жизни. Учитель: - Чего на земле больше: добра или зла?
| Слушание рассказа, участие в обсуждении, диалоге, вывод | Познавательные, личностные |
VI.Самостоятельная работа с проверкой. | Иногда человек бывает в такой жизненной ситуации, где нужно принять правильное решение, сделать правильный выбор: - Как поступили бы вы в следующих ситуациях? Работа в группах. 1. У девочки нет папы. Он умер. Вы оказались рядом, когда одноклассницы дразнили девочку. Безотцовщина. Как поступите? 2. Вы едете в маршрутке. Все места заняты. На остановке входят несколько человек. Из них очень старая бабушка с сумкой. Как поступите? 3.Твой друг в раздевалке вытаскивает из карманов вещи и деньги. Как поступите? | Работают в группах с текстом. | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
VII.Включение в систему знаний и повторение | 5.Игра «Кто больше». Работа в группах. Подбор пословиц о добре и зле.
| Работают в группах, подбирают пословицы, поговорки | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
VIII.Рефлексия | -Назовите тему сегодняшнего занятия -Составьте синквейн по этой теме: 1 существительное 2 прилагательных 3 глагола Предложение из 4 слов, выражающее основную мысль урока Одно слово- самое главное на уроке | Составляют синквейн | Регулятивные саморегуляции, коммуникативные |
IX.Домашнее задание по выбору | 1.Ответить на вопросы учебника 2. Поговорите дома с членами семьи и друзьями о добре и зле, о том как развивались представления людей о добре и зле. Попробуйте найти ответы на эти вопросы. 3. 13 ноября отмечается Всемирный день Доброты. Подготовьте сюрприз и оформите открытку. Подарите ее тому, кто нуждается в этом. По желанию. | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Интернет-ресурсы:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2017/11/15/urok-po-teme-dobro-i-zlo
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/01/07/orkse-urok-dobro-i-zlo
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990460-1514450333.jpg)
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/24/picture-650450-1437742582.jpg)
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/18/picture-655288-1439918239.jpg)
1. Мир природы и человека, 3 кл. Технологическая карта урока по теме "Животные летом". 2. Чтение, 2 кл. Технологичекая карта урока по теме "Осьминожек. По Г. Снегиреву"
Образец не самых сложных технологических карт....
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...