Культура и религия
план-конспект урока по орксэ на тему

Культура и религия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_prezentatsiya.pptx2.42 МБ
Файл plan_-_konspekt_uroka_abdullina.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21» Курс: «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы мировых религиозных культур» Тема: «Культура и религия» Разработала: у читель начальных классов Абдуллина Татьяна Николаевна Нижневартовск, 2014

Слайд 2

Ф о к у с - п о к у с

Слайд 3

Ключи: А) Российская Федерация, Россия; Б) Отечество; В) материальный; Г) духовный; Д) культурные традиции; Е) россияне; Ж) свой ответ

Слайд 4

Соотнеси : А. С. Пушкин И. Е. Репин Сергий Радонежский П. И. Чайковский

Слайд 5

Тема: «Культура и религия» План: Что такое религия? Какие бывают религии? Почему одни религии называются мировыми, а другие - национальными? 4. Религии России.

Слайд 6

Эпиграф: «В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу» Народная мудрость

Слайд 7

Христианство

Слайд 8

Ислам

Слайд 9

Буддизм

Слайд 10

Иудаизм

Слайд 11

Мировые религии Христианство Иудаизм Ислам Буддизм Сын Божий Иисус Христос Аллах п ророк Мухаммед Будда Церковь Мечеть Храм Тора Евреи Библия Коран Бог ( Ашем ) Пророк Моисей Трипитака р усские белорусы украинцы Калмыкия Бурятия Тува Татарстан Башкортостан Чечня Дагестан Синагога

Слайд 12

Рефлексия Домашнее задание Подготовить рассказ на тему: «Религиозные праздники в современной жизни » (1 праздник)

Слайд 13

Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21»

Методическая разработка

по теме:

«Культура и религия»

(2 урок)

Разработала:

учитель начальных классов

                             Абдуллина Татьяна Николаевна

Нижневартовск, 2014

План – конспект урока

Модуль: Основы мировых религиозных культур

Тема: Культура и религия

Место в учебном плане: 2 часа (1 урок)

Тип урока: комбинированный

Цель урока: создать психолого – педагогические условия для формирования  уважения  к  мировым  религиям  как  к  ценностям  культуры человечества.

Задачи:

  • сформировать образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
  • развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся,  способствовать развитию коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
  • воспитывать толерантность и уважительное отношение к  разным  религиозным культурам.

Основные термины и понятия: религия, ритуал, христианство, ислам, буддизм, иудаизм, мировые религии.

Методическое обеспечение: (авторы УМК) А.Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, А.А. Ярлыкапов. Учебное пособие «Основы мировых религиозных культур». – Москва: «Просвещение», 2010.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийная установка, презентация.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

• формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до¬верия и уважения к истории и культуре всех народов;

Метапредметные результаты:

1) познавательные:

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

2) регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

3) коммуникативные:

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

Предметные результаты: формирование первоначальных представлений о культуре и религии, влиянии религии на культуру разных народов.

Ход урока

«В странах, где мирно соседствуют разные религии,

их храмы не мешают друг другу»

Народная мудрость

  1. Организация деятельности обучающихся:

А) приветствие;

Б) создание положительного эмоционального настроя.

- Сейчас я вам покажу фокус. Видите этот лист бумаги? Лист не вмещается в мой карман (делаю безуспешные попытки вложить лист бумаги в карман). А теперь закройте глаза (дети закрывают глаза, учитель, складывая лист в несколько раз, помещает его в карман). Откройте глаза – листа нет, он в кармане. Как так получилось? (Дети отвечают. Смысл: история, рассказанная учителем или прочитанная в книге – это лист бумаги. «Лист» не помещается в голову. Чтобы история «уложилась» её надо «свернуть» или «упаковать»). Также происходит и с полученной информацией: чтобы её понять и запомнить, надо правильно её «свернуть и упаковать» у себя в голове. Этому мы будем продолжать учиться.

  1. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами начали изучение нового курса «Основы мировых религиозных культур» рассмотрели новые понятия. Ваша задача: на листочках записать изученные термины по услышанным определениям.

А) Название нашей страны? (Российская Федерация, Россия)

Б) Синоним слову РОДИНА? (Отечество)

В) Мир, к которому относятся вещи, предметы, среди которых живет человек? (Материальный)

Г) Мир, к которому относятся кино, произведения искусства, знания и информация, полученная в книгах, отношения между людьми? (Духовный)

Д) Богатства нашей многонациональной страны? (Культурные традиции)

Е) Как называют людей, живущих в России? (Россияне)

Ж) Перечислите ценности, которые лежат в основе традиций вашей семьи?

- Взаимопроверка. (Ответы на слайде)

  1. Актуализация знаний обучающихся. Постановка учебной задачи.

А) Что вы знаете об этих людях? Чем они известны? Соотнеси известных людей (портреты) с видом искусства:

А. С. Пушкин                 картина

И. Репин                         литература (иллюстрация из произведения)

П. И. Чайковский        

С. Радонежский             ноты

- Посмотрите, каждый из этих людей, внес свой бесценный вклад в развитие культуры. Созданные ими произведения являются культурным наследием не только нашей страны, но и мира. Но для всех ли мы выстроили соответствие?

- Кого мы не смогли соотнести? Почему? (святой Сергий Радонежский. Этот человек прославился в духовной сфере жизни общества, его деятельность связана с религией).

Б) – Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово «религия»? (Запись ассоциаций на доске)

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Какова наша тема урока?

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (После ответов детей появляется на слайде план урока)

  1. Изучение нового материала.

А) Как вы понимаете смысл эпиграфа? Обсуждение с обучающимися эпиграфа к уроку.

Б) Так что же такое религия? (рассказ учителя)

В древности существовало несколько точек зрения на происхождение слова «религия». Так, знаменитый римский оратор, писатель и политический деятель I в. до н. э. Цицерон  связывал религию  с благоговением  перед высшими силами, Божеством.

Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций  определял религию как союз человека с Богом

Блаженный Августин, считал, что слово «религия» означает воссоединение, возобновление утерянного союза между человеком и Богом.

Рели́гия – это деятельность человека происходящая из уверенности людей в существование надматериального мира.

Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.

На протяжении тысячелетий религия была и остается важным фактором культурной жизни людей. Без веры, выливающейся в форму определенной религии, ни один народ не существовал. Религия отражает историю народа, его традиции, образ жизни и культурное состояние.

В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чём-то особых культур, убеждений. В том числе люди, по-разному отвечающие на вопрос о том, есть ли Бог, и по-разному представляющие себе отношения человека и Бога.

В культуре и религии разных народов много различий. У каждого народа – свой бытовой уклад, свои обычаи. Где-то за столом пользуются ножом и вилкой, где-то специальными палочками, где-то дома строят с плоскими крышами, а где-то – с двускатными. Культура – главное богатство народа. Религия не существует отдельно от культуры и от народа, каждый народ включает что-то из религии в свою традицию, а что-то из традиции привносит в религию.

- Работа с учебником с.6.

В) Какие бывают религии? Работа с учебником с. 6 – 7.

- Обсуждение вопроса: почему одни религии называются мировыми, а другие национальными?

Г) Религии России (с.7). Работа по слайдам.  Чем религии отличаются друг от друга?  Построение кластера.

  1. Физминутка.

  1. Самостоятельная работа обучающихся. Работа в группах.

Прочитайте «мудрые мысли из священных книг религий мира». Что общего, на ваш взгляд, можно найти в разных религиях мира? Обсуждение в группах.

Буддизм: «... можно улучшить свою участь если говорить правду, не брать чужого, все время стремиться к добру и ни к кому не чувствовать злобы и зависти».

Иудаизм: «И изрёк Бог слова сии: " ...почитай отца твоего и мать, ...не убий, не прелюбодействуй, не кради..."».

Христианство: «Не судите, да не судимы будете ... И так во, всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Ислам: «Поистине Аллах приказывает справедливость,  благодеяние и дары близким; и Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления».

Вывод: Религия – это красота, любовь, добро, истина и справедливость – это те духовные ценности, к  которым человек должен стремиться в своем творчестве, в своей культуре.

  1. Закрепление изученного материала.

Определите к  какой религии относятся кадры из фильмов.

  1. Рефлексия.

Удалось ли нам решить задачи поставленные в начале урока?

На столах лежат кружки, нарисуйте своё настроение, которое осталось после сегодняшнего урока.

  1. Домашнее задание.

Выполни с родителями творческое задание (по  выбору). Подготовь рассказ на тему: «Религиозные праздники в современной жизни».

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок ОРКСЭ в 4 классе "Культура и религия"

урок построен в соответствии с задачами курса и особенностями возраста учащихся. используются игровые моменты, позволяющие повысить познавательную активность детей....

Урок "Культура и религия" по курсу ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур)

Цель данного урока: формирование у учащихся общих представлений о религиозных культурах. На уроке разъясняется значение слова "религия", происходит знакомство с многообразием религиозных культур и тра...

Конспект урока "Культура и религия" модуля "Основы православной культуры"

   Методическая разработка урока учебной дисциплины ОРКСЭ модуля "Православная культура по теме "Культура и религия"...

Конспект урока по основам православной культуры "Культура и религия" 4 класс

Второй урок курса ОПК. Дети знакомятся с понятиями "культура", "религия", "православие"....

Конспект урока по теме "Культура и религия" . Модуль "Основы православной культуры"

Конспект урока с презентацией по ОРКСЭ 4 класс по теме "Культура и религия"...

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»...