Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс) по теме

Мочалова Наталья Алексеева

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и  светской  этики»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4orkse.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и  светской  этики»  адресована учащимся  4  класса МКОУ  «Рогачевская СОШ».

Рабочая программа по «Основам религиозных культур и светской этики» составлена в соответствии с учебным планом МКОУ «Рогачёвская СОШ», требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы курса «Основы религиозных культур и светской этики» Т.Д. Шапошниковой, для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования РФ 2010 г. Ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:

1. Шемшурина  А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики.  Основы светской этики» 4 класс: учеб. для общеобразоват.организаций /  А.И. Шемшурина.-  М. Просвещение, 2013.

2.Книга для учителя  «Основы религиозных культур и светской этики» под ред. В. А.

Тишкова, Т.А. Шапошниковой  для 4-5 классов М.: Просвещение,2010.

 3.Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»  для 4-5 классов М.: Просвещение,2010

Данный предмет входит в образовательную область «Основы религиозных культур и светской этики», рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа в год (34 недели).

Срок реализации программы – 1 год.

Цель учебного курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному и нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений

Задачи курса:

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний,  понятий и  представлений о духовной культуре  и морали,   формирование   ценностно-смысловых   мировоззренческих   основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- развитие способностей младших школьников к общению в многоконфессиональной среде на основе взаимопонимания и диалога во имя общественного мира и согласия.

Формы контроля и оценочной деятельности: портфолио, стартовая диагностика, тестирование, проектная, исследовательская деятельность, анкетирование, наблюдение, итоговая работа.

Основные технологии: проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения, личностно ориентированного образования, игровые,  информационные, деятельностного метода, развитие общеучебных умений.

Методы обучения:

– проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские);

– организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством);

– стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания);

– контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос,  устная проверка знаний, тесты);

– самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).

Форма обучения - классно-урочная

Основной инструментарий для оценивания результатов: тестовые работы, творческие работы, проекты, проверочные работы.

Планируемые результаты изучения

Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
  • формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Регулятивные УУД:

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и  определять   условия ее реализации;
  • вносить соответствующие коррективы в процесс  реализации целей на основе оценки и учета характера ошибок
  • определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики;
  • вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
  • осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.

Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;
  • понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;
  • осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики;
  • владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,  классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами;  
  • строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;
  • владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания,  осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;
  • слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность  различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного  поступка;
  • определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях;
  • не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • понимать и сопереживать чувствам других людей;
  • проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже:

  • знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
  • познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимать значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • иметь первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • иметь общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  • иметь первоначальные представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

осознавать ценности человеческой жизни.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Учебно-тематический план

Разделы программы, темы

Количество часов

Контрольные работы

Этика – наука о нравственной жизни человека

2

Этика общения.

4

Этикет

4

Этика человеческих отношений

4

Этика отношений в коллективе

4

Простые нравственные истины

4

Душа обязана трудиться

4

Посеешь поступок – пожнешь характер

4

Судьба и Родина - едины

4

Итого

34

Содержание тем учебного курса

Россия - наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.

Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.

Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.

Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.

Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.

Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.

Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.

В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.

Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.

Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.

Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.

Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».

Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»

Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.

Род и семья - исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.

Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?

Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.

Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.

Что такое честь. Что такое достоинство.

Что такое совесть.

Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».

Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества -богатыри. Правила честного поединка.

Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.

Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.

Наши знаменитые земляки - труженики, патриоты, воины, коллект и вист ы.

Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.

Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.

Жизнь человека - высшая нравственная ценность.

Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

«Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Учебный модуль «Основы светской этики».

Календарно – тематический план

№ урока

Тема урока

Дата

По плану

Фактически

Этика – наука о нравственной жизни человека

1

Россия  - наша Родина

2

Этика – наука о нравственной жизни человека.

Этика общения

3

Добрым жить на свете веселей.

4

Правила общения для всех.

5

От добрых правил – добрые слова и поступки.

6

Каждый интересен.

Этикет

7

Премудрости этикета.

8

Красота этикета.

9

Простые школьные и домашние правила этикета.

10

Чистый ручеёк нашей речи.

Этика человеческих отношений

11

В развитие добрых  чувств – творение души.

12

Природа – волшебные двери к добру и доверию.

13

Чувство Родины.

14

Жизнь протекает среди людей.

Этика отношений в коллективе

15

Чтобы быть коллективом.

16

Коллектив начинается с меня.

17

Мой класс – мои друзья.

18

Ежели душевны вы и к этике не глухи.

Простые нравственные истины

19

Жизнь священна.

20

Человек рождён для добра.

21

Милосердие – закон жизни.

22

Жить во благо себе и другим.

Душа обязана трудиться

23

Следовать нравственной установке.

24

Достойно жить среди людей.

25

Уметь понять и простить.

26

Простая этика поступков.

Посеешь поступок – пожнёшь характер

27

Общение и источники преодоления обид.

28

Ростки нравственного опыта поведения.

29

Доброте сопутствует терпение.

30

Действия с приставкой «СО».

Судьба и Родина едины

31

С чего начинается Родина.

32

В тебе рождается патриот и гражданин.

33

Человек – чело века.

34

Слово, обращённое к тебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу "Основы религиозных культур и светской этики" 4 класс

Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" изучается в 4 классе в объёме 1час в неделю (всего 34 часа), направлен на развитие у учащихся 10-11 лет представлений о нравствен...

Рабочая программа комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» составлена в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об образовании в РФ», К...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» учебному модулю «Основы православной культуры»

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и р...

рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»

Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для учащихся 4 классов на 2015 - 2016 учебный год

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с  Положением о рабочей программе МБОУ СОШ №2 г.Лермонто...

Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Рабочая программа и КТП к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса...

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозной культуры и светской этики». Модуль «Основы православной культуры»

Рабочая   программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»,  модуль  «Основы православной культуры»  для  обучающихся  4...