Работа над притчами как один из методов духовно-нравственного развития младших школьников.
статья по орксэ на тему

Каштанова Алена Александровна

В статье говорится о формах и методах работы на уроках и во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_pritchami.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Каштанова А.А.,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «СШ №29»  с углубленным изучением

отдельных предметов г. Смоленска

Работа над притчами как один из методов духовно-нравственного развития младших школьников.

В качестве приоритетной линии воспитания подрастающего поколения Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает духовно-нравственное становление личности. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания особое внимание уделено решению задач в области формирования личностной культуры. Особо хочу выделить две задачи, которые, на мой взгляд, очень важны:

 - укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.

Начальная ступень образования – это тот период, когда формируются ценностные ориентиры, закладывается направленность личности, ее интересы, склонности. Именно от своевременности и качества этой работы будет зависеть и личностное, и жизненное самоопределение человека в будущем.

Отражением ценностных ориентаций человека служат жизненные правила (принципы). Посредством жизненных принципов человек определяет и переопределяет себя, руководит собою. Младшие школьники еще не способны самостоятельно формировать свои жизненные принципы. В этом им помогают взрослые: родители и учителя.

Ребенку легче сориентироваться в жизненных правилах, опираясь на опыт, уже накопленный поколениями. Знакомить детей с нравственными правилами следует гибко, с любовью, с опорой на художественное слово, диалог. Работу необходимо строить в определенной системе, а успех во многом зависит от выбора методов, которые могут быть различны: рассказ учителя, беседа на определенную тему или прочитанное произведение, обсуждение ситуаций.

Какие же произведения выбрать? Это, конечно же, сказки, басни, притчи, дидактические рассказы Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, Е.Пермяка и других авторов.

Впервые с понятием «добра и зла» младший ребенок знакомится посредством сказки. Именно сказка заставляет слушателей задуматься, наводит на размышления. Сказки всех народов мира поучительны и назидательны. Например, сказка «Лиса и журавль» учит тому, что нужно поступать с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой. А читая сказку А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», понимаешь, что предел есть всему и желаниям тоже. В отличие от басни или притчи, которые тоже содержат мораль, сказка это достаточно объемное литературное произведение с описанием образов героев, с сюжетной линией, в сказке присутствует волшебство и нереальность. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом.

Больше сходства можно выявить у басни с притчей. Они имеют общую дидактическую цель и доказывают обобщенную мысль ярким, конкретным примером. Но в то время, как басня выдумывает невероятные и неправдоподобные случаи из мира животных и растений, которых она заставляет говорить и действовать на подобие людей, притча не содержит в себе ничего неестественного и невозможного и лишь одевает  отвлеченную моральную мысль в художественную оболочку индивидуального случая.

В курсе начальной школы  широко используются сказки и басни, но неоправданно забыты притчи.

Что же такое притча? Вот какие определения даются в различных словарях:

  • Притча – иносказательный рассказ с нравоучением о непонятном, труднообъяснимом явлении, предмет общих разговоров (С.И.Ожегов).
  • Притча (притекать, притечь) – иносказательный рассказ, нравоученье, поученье, басня (Вл. Даль).
  • Притча – малый дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (Советский энциклопедический словарь).
  • Природа и вещи в притче упоминаются лишь по необходимости, действие происходит как бы без декораций, действующие лица, как правило, не имеют «характера» в смысле замкнутой комбинации душевных свойств: они предстают перед нами не как объекты художественного наблюдения, но как субъекты этического выбора (Литературный энциклопедический словарь).

На мой взгляд, притча – это маленькая красивая сказка с огромным смыслом. Она имеет яркую психологически эмоциональную окраску, помогает поднять настроение, легко и непринужденно решить жизненную проблему, не наводя при этом на читателя тоску. Не случайно притча всегда содержит «намек, добрым молодцам урок» и несет определенный психологический заряд, заставляя  человека задуматься над своим мировосприятием и поступками.

Но самое главное, что вовремя рассказанная притча, может помочь воспитать в ребенке черту характера, которой ему очень не хватает, заменив множество книг и нотаций на одну красивую историю. Например, можно долго и упорно говорить о том, что человек сам строит свою судьбу, что именно человек решает, как ему поступать в своей жизни. Но достаточно прочитать ребенку всем известную притчу «Все в твоих руках» и все становится понятно.

 Учитывая возрастные особенности младшего школьника: эмоциональную восприимчивость и отзывчивость, впечатлительность, непосредственность, желание быть лучше, подражательность, активный интерес ко всему новому, именно притча поможет выполнить те задачи в духовно-нравственном становлении личности, о которых я говорила ранее.

Притча – это древнейший и очень мудрый источник нравственных знаний. Недаром практически все проповедники с успехом использовали притчи в своих проповедях. Она была доступна и понятна для «самых простых умов». В четырех книгах Евангилие содержится до 30 притч. Во всех этих притчах заключается неисчерпаемое богатство религиозно-нравственного назидания. Некоторые из них могут считаться высокозамечательными и с литературной стороны. Ярким примером считаются «Притчи Соломона», которые служат указателем пути, могут руководить человеком на путях жизни. По сей день притчи используются на церковных службах. Существуют доступные для детского восприятия притчи. Например: «И свет во тьме светит», «Скупость», «Прощеный монах», «Встань и иди», «Молитва о дожде» и другие.

Как правило, притчи не имеют автора, но иногда можно встретить авторскую притчу. Источниками служат самые разнообразные произведения народного творчества. Текст подлинника хоть немного, но изменяется, и сюжет получает совершенно новый поворот, а притча – новый смысл. Поэтому даже на первый взгляд знакомую притчу надо дочитать до конца.

Читать притчи доставляет большое удовольствие и детям, и взрослым. Их может использовать в своей работе учитель, а также родители для семейного чтения.

Читать притчи надо маленькими порциями. Не надо гнаться за количеством прочтенных притч единовременно. Важно, чтобы после каждого прочтения сердце замерло от восхищения, а душа становилась чище. Прочтя одну притчу, остановитесь и поразмышляйте, вовлекая в этот процесс детей.

По-опыту работы известно, что при анализе поступков героев  ученики часто не могут дать характеристику качеств персонажей или их поступков. Дети ограничиваются словами «хороший» или «плохой», хотя эти понятия многогранны. Недостаток жизненного опыта и словарного запаса затрудняет эту работу. Работая над притчами, я веду с детьми «Словарик этики», в который учащиеся записывают слова, которые помогают дать характеристику героя и его поступка.

 В этом словарике по мере работы над притчами появляются такие слова: трудолюбивый, милосердный, вежливый, скромный, благочестивый, честный, неблагодарный, эгоистичный, ленивый, скупой, злой, бессердечный и другие.

Чтобы сделать работу над притчами более эффективной использую следующие способы:

  1. обсуждение прочитанного текста;
  2. самостоятельное формулирование вопросов;
  3. озаглавливание притчи;
  4. придумывание концовки притчи;
  5. выделение ключевых понятий;
  6. подбор пословиц и поговорок по данной теме;
  7. заполнение пропусков (пропущенных слов) в тексте;
  8. структурирование текста;
  9. определение ценностей, которые отражает притча;
  10. чтение притчи по ролям;
  11. инсценирование притчи;
  12. сравнение притч разных народов;
  13. формулирование морали притчи.
  14. художественное чтение притчи.

Приведу пример. Учитель читает притчу «Шрамы на сердце», но не говорит ученикам,  как она называется.

Один молодой человек был очень несдержан. Его отец, желая дать урок своему вспыльчивому сыну, подал ему мешочек гвоздей, наказав вбивать гвоздь в столб забора всякий раз, когда тот не сможет сдержать гнева.

В первую неделю в столбе было несколько десятков гвоздей. Через неделю число забиваемых в столб гвоздей поубавилось. Юноша подумал, что легче сдерживать свои чувства, чем забивать гвозди.

Наконец, пришел такой день, когда он ни разу не потерял самообладание.

- Теперь,- сказал отец,- каждый раз, когда сдерживаешь свой гнев, вытаскивай из столба по одному гвоздю.

Прошло немало времени, но вот настал такой день: в столбе не осталось ни одного гвоздя. Юноша сказал об этом отцу. Когда они оба подошли к забору, отец сказал:

- Посмотри, сколько дыр осталось в столбе. Такие же шрамы остаются в душе человека, когда наносишь ему обиду. Даже если ты попросишь прощения, он уже никогда не будет таким, как прежде, - в его душе останется шрам…

Далее идет обсуждение прочитанного в форме беседы.

- Какова главная мысль притчи?

  (Эта притча о том, как надо себя сдерживать, чтобы не обидеть других).

- Почему надо быть осторожным при выборе слов? Почему нельзя             произносить бранные слова?

  (Эти слова оставляют шрамы на сердце, приносят боль, обиду, слезы).

- Какие русские пословицы вы можете вспомнить применительно к этой притче?

  ( Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

    Словом можно убить.

    Ласковое слово и кошке приятно).

- Какой вывод вы можете сделать, прочитав эту притчу?

(Слова, обращенные к другому человеку, не должны быть унизительными или оскорбительными, потому что это причиняет боль. И какие бы ты извинения не принес, нанесенная тобой словесная рана, еще очень долго может отзываться болью).

Далее учитель просит озаглавить эту притчу. Ученики предлагают самые разнообразные варианты и объясняют свой выбор. Учитель просит сравнить названия, которые они придумали с названием притчи («Шрамы на сердце»).

-Какое из названий лучше всего отражает смысл притчи? Почему?

С целью закрепления работы над притчей  можно предложить ученикам прочитать ее выразительно.

Притчи можно использовать на уроках литературного чтения, ОРКСЭ, во внеурочной деятельности, успешно осуществляя нравственное развитие и воспитание младших школьников.

Наблюдая за своими учениками, я увидела, что они стали доброжелательнее, внимательнее, аккуратны в общении. И в этом мне помогли притчи.

 

Список использованной литературы

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.,2009
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования./ Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2010
  3. Еврейская энциклопедия. Репринтное воспроизведение издания Общества для Научных Евритских изданий и издательства Брокгауз-Ефрон. – М., ТЕРРА, 1991
  4. Владимир Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., ТЕРРА, 1995
  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., Русский язык, 1988
  6. Литературный энциклопедический словарь. – М., Советская энциклопедия, 1987
  7. Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания. Брокгауз-Ефрон. – М., ТЕРРА, 1992

Уже в далекой древности люди понимали, что нравственность это «наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом» (К.Гельвеций),

 что «мораль в известном смысле напоминает грамматику: можно знать правила, но писать безграмотно» (Френе),

что «нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро» (Песталоцци),

и, конечно, «главное условие нравственности – желание стать нравственным» (Синека).

Называться человеком легко – быть им трудно.

Человек – это то, что он сам из себя сделал.

Без добрых дел нет доброго имени.

Русские народные сказки

  • «Лиса и журавль» - забота о друге, поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой.
  • «Царевна-лягушка» - не старайтесь менять тех, кого любите, зависть до добра не доводит.
  • «У страха глаза велики» - каждый боится чего-то своего, и часто напрасно.

Авторские сказки

  • Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке» - всему есть предел и желаниям тоже.
  • Г-Х- Андерсен «Гадкий утенок» - не надо смеяться над недостатками, они могут стать достоинствами.
  • «Новый наряд короля» - не бойтесь говорить правду или спрашивать что не знаешь.
  • Козлов С. «Черный омут» - цени то, что имеешь.

Рассказы Л.Н.Толстого

  • «Лгун» - если однажды соврал – вряд ли тебе поверят в дальнейшем.
  • «Отец и сыновья» - если жить в согласии - никто не одолеет.
  • «Три сына» - Делай добро. Помни о боге и храни его в своей душе.
  • «Волк и собака» - у каждого есть свобода выбора. Счастье – это тоже выбор.
  • «Царь и рубашка» - счастье внутри человека, независимо от числа рубашек на нем.

Рассказы Е.Пермяка

  • «Рукавицы и топор» - лучшее наследство – умение.
  • «Торопливый ножик» - терпение- качество настоящего мастера.

Счастье бежит следом

Счастье бродило по свету и всем, кто ему встречался, как и положено, исполняло желания. Однажды счастье по неосторожности провалилось в глубокую яму и не смогло выбраться. К яме подходили люди и загадывали свое желание, а Счастье, естественно, выполняло их.

Но вот к яме подошел молодой парень. Он посмотрел на Счастье, но не стал ничего требовать, а спросил:

- Тебе-то, Счастье, чего хочется?

- Выбраться отсюда,- ответило Счастье.

Парень помог ему выбраться и пошел своей дорогой. А Счастье побежало за ним.

(Счастливым быть легче, выполняя чужие желания)

Зерно

Петух с утра до вечера рылся в куче мусора.

- Что ты, Петя, ищешь? – спрашивали его.

- Пшеничное зерно,- отвечал Петух.

- Но они же рядом на земле рассыпаны!

- На земле и дурак найдет, а вы попробуйте найти там, где их нет.

(Если ты поступаешь не так как другие, это еще не значит, что ты умнее их)

Глина

Слепил Бог из глины человека, и оставался у него небольшой кусочек глины.

- Что тебе еще слепить, человек?

Человек подумал и сказал:

- Слепи мне счастье!

Но Бог, хоть и создал весь мир, не нал, что такое счастье. Дал он глину человеку и сказал:

- Слепи сам себе свое счастье!

С тех пор каждый человек лепит, что может – и что получается.

(Все в твоих руках)

Сказки

Внук любил бесконечно слушать сказки перед сном, которые читал дедушка. А поскольку это были одни и те же сказки, изобретательный дед однажды записал их на магнитофон, чтобы внук сам нажимал на кнопку и слушал.

Но на следующий вечер внук снова пришел к деду с той же самой книгой сказок, забрался, как всегда, к нему на колени и попросил почитать сказки.

(Важна любовь ближнего)

Черенок от лопаты

Тысячу лет назад в одной русской деревне лежал на печи богатырь. Пролежал он так около тридцати лет. Вероятно, так бы все и продолжалось, если бы через деревню не проходил однажды старец. Зашел он как раз в ту избу и попросил воды.

Больной заплакал и сказал, что уже много лет не может сделать ни одного шага без посторонней помощи. Старец спросил: «А давно ли ты пробовал сделать этот шаг? Оказалось, что очень давно, больной даже не помни, сколько лет.

Тогда старец протянул ему свой посох, сказал, что он волшебный и предложил опереться на этот посох и встать. Больной так и сделал и, не веря своему счастью, стал благодарить старца за его волшебный посох. «Этот посох – обычный черенок от лопаты, который я подобрал у тебя на крыльце,- отвечал старец.- Ты смог встать, потому что забыл о своей слабости.

(Надо верить в себя – и тогда все получится)

Ребенок и зонтик

В одном городе была страшная засуха, и городской священник созвал горожан молиться о дожде. Пришел весь город, и стали молиться. Но вот пришел еще и маленький ребенок, и все засмеялись, потому что ребенок пришел с зонтиком. Они считали его дурачком.

(Надо верить)

Сочувствие

Бедная вдова, измученная болезнью, вышла весной во двор и начала вскапывать огород. Но лопата бессильно падала из рук.

Мимо проезжал состоятельный человек. Поглядел он на вдову, сказал: «Бог в помощь!» - и, довольный своей добротой поехал дальше.

Через час по той же улице на тощей лошадке ехал другой человек. Остановился, посмотрел на вдову, заехал в ее двор и молча вспахал плугом весь огород.

(Языком всякий посочувствует, а на деле …)

Осел и лошадь

Шли лошадь и осел с базара. Осел был навьючен выше головы, а лошадь бежала налегке. Прошли они полдороги. Осел устал, еле дышит, и попросил он лошадь взять часть груза.

Но лошадь и ухом не повела. Немного погодя осел взмолился: «Не мого больше! Помоги!»

Но лошадь только ушами прядет.

Дорога пошла в гору, осел попросил последний раз и, не дождавшись помощи, упал без сил.

Делать нечего. Разгрузил хозяин осла и всю поклажу взвалил на лошадь. Теперь осел бежал налегке, а лошадь отдувалась за двоих.

(Помогайте другим)

Голова и хвост

Голова и хвост одной змеи все время спорили между собой, кто из нах важнее. Однажды хвост обмотался вокруг дерева, чтоб голова не смогла двигаться в поисках пищи и чуть не умерла с голоду. Тогда голова признала главенство хвоста.

При этом она сказала, что раз он старший, то должен идти первым. Хвост отправился вперед, но, так как у него не было глаз, свалился в огненную яму, и змея погибла в огне.

(Если вы вместе голова и хвост, то, поссорившись, вы погибните)

Опасность сближает

В лесу жили двое нищих. Один из них был безногим, другой – слепым. Они вечно враждовали между собой, даже не разговаривали.

Но вот лес загорелся. Слепой начал метаться по лесу, то и дело натыкаясь на деревья или обжигаясь об огонь. Зрячий пытался ползти. Но это было так медленно, что гибель его была неминуема.

Тогда слепой предложил взять безногого на руки и стать одним целым:

- Ты будешь моими глазами, а я – твоими ногами. Только так мы спасемся.

(В минуту опасности  о вражде надо забыть)

Изменить мир

Жил-был человек. Когда он был молодым, он видел несправедливость устройства мира. Ему очень хотелось изменить мир и сделать его лучше. И об этом он молился богу.

Прошли годы, и он понял, что изменить мир не в его силах, и стал молиться о том, чтобы сделать лучше хотя бы самых близких людей – жену и детей.

И вот недавно, будучи совсем старым человеком, он почувствовал скорый приход смерти и обратился к Богу с молитвой:

- Мне не удалось изменить ни мир, ни семью. Господи, помоги мне изменить хотя бы самого себя.

И тогда он услышал в ответ:

- Поздно. Теперь ты уже не успеешь.

(Не надо менять других, измени себя, и мир станет лучше)

Торговцы и проводник

Однажды торговцы задумали совершить паломничество. Они нашли себе проводника и двинулись в путь. Возле большого храма в пустыне они должны были принести в жертву человека и лишь только потом могли следовать дальше.

Торговцы стали совещаться между собой и решили, что не могут пожертвовать кем-либо из своих. И лишь проводника можно принести в жертву. Так они и сделали. Принеся жертву, они снова двинулись в путь, но, не зная дороги, погибли от усталости и голода.

( Глупость до добра не доводит. Самые ценные из нас те, кто знает путь)

Любовь

Человек пришел к Учителю и попросил его показать путь, как полюбить Бога.

Учитель ответил: «Скажи мне, пожалуйста, любил ли ты кого-нибудь раньше?»

Человек возмутился, что он не интересуется мирскими делами и никого не любит.

Учитель зарыдал, слезы капали у него из глаз, потому что ему стало жалко человека, который не сможет достигнуть своей цели. «Пока ты не сможешь кого0нибудь полюбить – хоть одну женщину, хоть одного ребенка, ты не сможешь прийти к Богу.  Пока ты не ступишь на первую ступень, ты не сможешь подняться на верхнюю».

(Прежде чем полюбить бога, полюби кого-нибудь еще)

Наказ отца

У одного состоятельного человека был единственный сын. Перед смертью отец дал ему три совета:

- Никогда не здоровайся первым, каждый вечер кушай сладкое, каждое утро надевай новую обувь.

Когда отец умер, сын начал выполнять завещания отца. В результате того, что он не здоровался первым, все в ауле перестали с ним разговаривать, а деньги ушли на сладости и обувь.

Тогда он пришел к матери и спросил:

- Не мог же отец быть моим врагом, почему же он дал мне такой наказ?

И мать ответила:

- Наказ означает – вставай раньше всех и работай в поле, тогда люди, проходящие мимо, будут приветствовать тебя первыми. Второй наказ означает – если ты будешь весь день работать, то вечером любая еда покажется  сладкой. Третий наказ означает, что, прежде чем лечь спать, нужно привести в порядок одежду так, чтобы утром она казалась новой.

Со следующего утра юноша начал жизнь по наказам отца. Через некоторое время он стал богатым, женился на самой красивой девушке и передал этот наказ своим детям.

(Не ленись делать свое дело и создавать себя. Труд – основа радости в жизни)

Цветы

 Великий король хотел выбрать наследника из своих трех сыновей. Все они были близнецами, разумными и храбрыми, и выбрать было сложно.

Он посоветовался с мудрецом, и то дал ему идею.

Король попросил прийти всех троих сыновей, дал каждому сумку цветочных семян и сказал, что отправляется в многолетнее паломничество. И кто лучше сохранит за время его отсутствия его семена, тот и станет наследником.

Первый сын, недолго думая, положил семена в железный сейф.

Второй подумал: «Если положить в сейф, они умрут». Он пошел в магазин продал их и решил купить такие же, когда отец вернется.

Третий сын пошел в сад и высыпал семена везде, где было свободное место.

Через три года отец вернулся. Первый сын достал из сейфа мертвые, закисшие семена. Отец сказал: «Это не мои семена. Мои были способны расцвести, а эти никогда не зацветут».

Второй сын бросился в магазин, купил семян и преподнес их отцу. Но отец сказал: «Это не мои семена. Я разводил редкий сорт».

А третий сын повел отца в сад, где цвели миллионы цветов. И сын сказал: «Это те семена, которые ты мне дал. Как только они созреют, я соберу их и верну тебе».

«Вот мой наследник!»

(Любовь подобна цветам. Цветы нельзя запасти или накопить. Если она зацвела в тебе, то ее нужно отдавать. Чем больше ты ее отдашь, тем больше она растет.)

Заботливый плющ

На холме стоял красивый светлый дом, и всем хотелось в него зайти. Однажды около дома появился маленький росток плюща. Дом был ему нужен как опора. Спустя некоторое время он уже обвил все стены и крышу дома. Постепенно стебли и корни плюща пронизали дом насквозь. Дом начал ветшать и разрушаться. А через несколько лет на этом месте остался только живописный холм, увитый плющом. Но проходившие мимо люди не восторгались пейзажем, а с сожалением вспоминали красивый дом.

А плющ только возмущался:

- Какая же все-таки несправедливость! Я поддерживал этот дом столько лет. Он же взял и развалился. А люди меня и добрым словом не вспомнили, только о доме жалеют.

(Забота должна быть в меру)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

Развитие духовно - нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями.

Формирование нравственных качеств младших школьников через систему внеклассных мероприятий....

Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения.

Приёмы развития духовно-нравственных качеств личности на уроках литературного чтения в системе учебников Перспектива....

Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника через организацию внеклассной работы

В этой статье раскрывается, каким образом происходит формирование духовно-нравственных качеств личности  ребёнка через внеклассную работу...

Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему воспитательной работы с детьми и родителями.

Проблема духовно-нравственного воспитания в современное время становится актуальной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, просходящими в общественном сознании и поведении. Восп...

Направления работы педагога в духовно-нравственном становлении личности младшего школьника.

В статье рассказывается о направлениях работы учителя начальных классов по духовно-нравственному воспитанию детей начальной школы (из опыта работы)....