Главные вкладки

    Конспект открытого урока по ОРКЭС "Чувство Родины" (4 класс).
    план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

    Данный конспект был разработан мной для открытого урока, который я демонстрировала в рамках городского семинара "Активные методы обучения как средство реализации требований ФГОС на уроках "Основы религиозных культур и светской этики".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл orkes_otkrytyy_urok.docx34.96 КБ

    Предварительный просмотр:

                              Конспект урока по ОРКСЭ в 4 «Г»

    Тема: «Чувство Родины».

    МБОУ ЦО № 44

    Учитель: Волкова Т.В.

    Образовательная цель: формирование у детей образа родной страны , Родины; закрепление понятий «Родина»,  «Мать»,  «Россия», «Малая Родина»; развивать исследовательские навыки; формировать умение применять свои знания на практике; развивать познавательный интерес.

    Воспитательная цель: воспитывать любовь и уважение к Родине, гордость ее многочисленными достижениями,  чувство патриотизма; формировать умение работать по группам.

    Формирование УУД:

    -Личностные: уважение к своей Родине, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России, в  Туле, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.

    -Регулятивные: определять цель учебной деятельности, уметь извлекать информацию, представленную в виде текста , добывать информацию из дополнительных источников.

    -Познавательные: уметь анализировать, перерабатывать, систематизировать нужную информацию.

    -Коммуникативные: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

    Основные понятия: «Мать», «Россия», «Родина», «Малая Родина», «Патриотизм».

    Оборудование: учебник А.И. Шемшуриной «Основы светской этики 4 класс», презентация «С чего начинается Родина», презентация «Чем гордится Россия», плакат проекта «Что я дарю своей стране», «символы» Тульского края (самовар, гармонь, тульский пряник, оружие, филимоновская игрушка), портрет Ю.Гагарина.

                                       

                                                                Ход урока

    1. Организационный момент.

    (Приветствие гостей).

    1. Самоопределение к учебной деятельности

     Учитель:  У всех отличное настроение и у меня тоже. Я желаю вам, чтобы оно таким же и сохранялось у вас на протяжении всего урока. А если у нас хорошее настроение, то, как мы можем передать его друзьям при встрече? Правильно, улыбкой. Давайте улыбнёмся друг другу. Посмотрите на своего соседа по парте и подарите ему свою самую улыбку. А теперь давайте и нашим уважаемым гостям пошлем заряд  нашего позитива.

    1. Актуализация знаний и постановка темы урока.

    Учитель: Однажды Якуб Колас –белорусский писатель и общественный деятель сказал: «Нет у человека ничего прекраснее и дороже Родины. Человек без Родины – нищий человек». Сегодня на уроке нам с вами предстоит разобраться, так ли это.

    Внимание на экран (Просмотр презентации «С чего начинается Родина»).

    1. Работа по теме урока.

    Эвристическая беседа.

    Учитель:  Ребята, как вы понимаете значение слова родина? От какого корня оно произошло?

    ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ.

    Учитель: Слово  «род» означает группу людей, объединенных кровным родством. Род - это  и исток, начало жизни, которую мы продолжаем. Какие однокоренные слова можно подобрать?

    ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: (родной, родня, родственник, родиться и т.д.) объясняем их значение.

    Учитель: С первых дней нашей жизни нас окружают родные люди, наша семья. Постепенно их круг расширяется. Мы узнаем своих многочисленных родственников,  у нас появляются  верные друзья,  с которыми у нас выстраиваются теплые и добрые отношения, и часто про друзей говорят, что они как родные.

    Учитель:  А что еще представляем, когда слышим слово «родина»?

    ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ :

    - Родина-это место, где человек родился

     - Место, где жили и живут родные человеку люди.

    Учитель: А что вы считаете своей родиной?

    ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: 

    Учитель: Ребята, ваши ответы меня запутали. Так родина-это город или поселок, где я родился, или наша многонациональная  РФ?

    ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ:

    -У каждого человека есть своя малая родина. Для кого-то это небольшая деревушка, для других город с высотными домами и автомагистралями. Малая –потому что это маленькая частичка необъятной страны, родина - потому что здесь живут родные сердцу люди.

    Учитель: А бывает так, что родился человек в одном месте, а затем приехал в другой город и живет в нем, работает, создает семью. Может ли он это место считать своей малой родиной?

     ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: да.

     Учитель: В таком случае, что для нас малая родина?

    ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ:     Тула.

    Учитель: А чем славится земля Тульская?

    ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ:  Пряник, самовар, гармошка, оружие, филимоновская игрушка. (Учитель демонстрирует все названные предметы).

    1. Физкультминутка.

    Учитель: Я предлагаю вам и нашим гостям немного отдохнуть и насладиться чарующими звуками гармони. Алексей сыграет нам композицию «_____________________________». Раньше без гармони не обходился ни один праздник, под ее звуки люди не только пели и танцевали, но и играли. Ребята, предлагаю вам отдохнуть и поучаствовать в игре «Ручеек».

    (Алексей  играет на гармошке, учащиеся в это время играют в «Ручеек», ученица угощает гостей тульским  пряником).

    1. Продолжение работы по теме урока.

    Учитель: Ребята, подумайте и скажите, а что объединяет туляков и москвичей, жителей далекого северного Мурманска и жаркого Сочи?

    ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: Они все жители Российской Федерации.

    Учитель: Верно, и тогда что мы понимаем под родиной в широком смысле этого слова?

    ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: : Родина  – это земля, государство, где человек рождается, где заботятся о нем и о его будущем.

     Учитель: Все правильно. Вы знаете, у каждого человека, живущего в России,  очень трепетное отношение к родине, потому что здесь все родно и знакомо. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная.  Там,  где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят.

    7.Закрепление нового материала.

                               Работа  с учебником (над пословицами о родине).

    Учитель: Ребята, откройте свои учебники на стр.57. Прочитаем пословицы о Родине и объясним их значение.

    1. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

    2. Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что своя.

    3. Родная земля и в горсти мила.

    4.Где кто родится, там и пригодится.

    5.На чужой стороне и весна не красна.

    Учитель: Подведем итог. Какую главную мысль выражают эти пословицы?

     ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ:  Они говорят о чувстве Родины, о той невидимой , но крепкой связи, которая есть у любого человека.

    Учитель: Верно. Такое чувство крепкой связи с родиной и любви к ней называется патриотизмом. Давайте послушаем стихотворение о родине Е.Евтушенко.

    Дети читают наизусть  стихотворение  Е.Евтушенко.

    Я часто спутывался с ложью,

    Но если, чистое тая,

    Хранил в ладонях искру Божью,

    То это-Родина моя.

    Без славы жить не безнадежно,

    Но если все-таки друзья,

    Жить без чего-то невозможно,

    То это-Родина моя.

    На свете все не бесконечно

    От океана до ручья,

    Но если что-то в мире вечно,

     то это –Родина моя.

    Я жил с наскока и с налета,

    Куда-то сам себя маня,

    Но если я умру за что-то,

    То это-Родина моя.

    Меня не станет-солнце встанет,

    И будут люди и земля,

    И если кто меня вспомянет,

    То это –Родина моя.

    Учитель: Как поэт проявляет свою любовь к родине?

    ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ:: Поэт сравнивает родину с чем-то  божественным, считает святыней.  Любовь поэта к родине так сильна, что он готов за нее умереть. Он верит, что родина не забудет о нем даже, когда его не станет.

    Учитель: А в чем еще кроме бесконечной любви выражается чувство родины?

    ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: В желании сделать что-то хорошее для своей страны, быть полезным.

    Учитель: Пятьдесят семь  лет назад над землей взлетел один никому тогда неизвестный летчик. Но весть о его полете наполнила радостью всю нашу страну. И теперь мы с гордостью говорим: мы – соотечественники Юрия Гагарина, первого в мире космонавта. Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не чужие.

                                       Проектная деятельность.

    Учитель: Ребята, ведь для того чтобы приносить пользу Родине необязательно лететь в космос или бить спортивные рекорды, ведь это дано не каждому. Но даже мы с вами можем ежедневно делать что-то нужное и хорошее. Дома я просила вас подумать, что вы дарите своей стране.

     (На доске плакат, куда дети приклеивают сердечки)

     Я начну. Я дарю родине свой труд учителя. (Далее 8 человек продолжают.)

                                             Игровой метод

     Учитель: Наша страна славится многими событиями, достопримечательностями, известными людьми. Сейчас я предлагаю вам проверить, насколько хорошо вы знаете достояние России. Уважаемые гости, присоединяйтесь к нам.

    Презентация «Чем гордится Россия».

    1. Подведение итогов урока.

    Учитель : Итак, ребята, какой же мы можем сделать вывод после сегодняшнего разговора, что же такое родина?

    ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ:

    Учитель : Я прошу вас объединиться в творческие  группы и составить синквейн по теме нашего урока. 1 группа оформит 2 строку- определения, подходящие к слову Родина, 2 группа подумает над глаголами, подходящими к нашему слову, 3 группа сформулирует фразу, а уважаемые гости подумают над заключительным словом-резюме.

    После обсуждения учащиеся представляют свои слова и прикрепляют их на соответствующую строку синквейна на доске.

    9.Рефлексия.

    Учитель : Понравился ли вам наш урок?

                      А что показалось наиболее интересным?

    ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ:

    В конце Яндуганова Ангелина читает стихотворение о Родине собственного сочинения.

    Учитель : Ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока русского языка 2 класс

    урок русского языка по теме "Глагол"  УМК "Планета знаний" автор Л. Я. Желтовская...

    Конспект открытого урока математики в 1 классе "Число 3. Цифра 3"

    Урок математики в 1 классе, учебник " Математика" , автор Б.Гейдман....

    конспект открытого урока окружающего мира " Родина- что это значит" во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"

    Конспект урока окружающего мира «Родина – что это значит?»,2класс, УМК Начальная школа 21 века.Учитель: Астахова Дарья Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ п. Пробуждение»Предмет: окружаю...

    Конспект открытого урока "Моя малая родина. Города ЕАО" (групповая работа)

         Цель урока:  расширение кругозора обучающихся, получение новых знаний о Еврейской автономной области.Задачи урока: 1.     Формировать...

    Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей".

    Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей"....

    Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

    Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...