Граница между добром и злом
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Лобанчук Вера Николаевна

конспект урока по ОРКиСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx36.97 КБ

Предварительный просмотр:

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. (4-й класс)

Конспект учебного занятия

1.Предмет: ОРКиСЭ

2.Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану.

3.Тема урока по учебно-методическому плану « Граница между добром и злом»

4.Номер урока по теме  3.

5.Форма урока: комбинированный урок.

6.Цель: ориентировать  учащихся в определении своего отношения к происходящему на основе общечеловеческих правил поведения и традиций культуры; учить оценивать свои и чужие поступки, делать выбор.

7. Задачи:

Образовательный аспект:

  • расширение представлений детей о добре и зле, освоение знаний по теме урока

Развивающие аспекты:

  • формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);
  • формирование умения слушать и слышать, умения оценивать свои поступки;
  • формирование выстраивать речевые высказывания; умения работать в группах;
  • формирование культурной эрудиции учащихся;

Воспитательные аспекты:

  • способствовать воспитанию нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и зле;
  • воспитание доброго отношения к окружающим, Здоровьесберегающая среда будет организована через создание комфортных условий для проведения урока, смену видов деятельности, соблюдение гигиенических требований.

8.Оборудование:

компьютер, экран, проектор, презентация, учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России, Светская этика», авторы: Р. Н. Бунеев, Д. Д. Данилов, И. И. Кремлёва, рабочая тетрадь

9. Ожидаемые результаты: активизация мыслительной деятельности, усвоение программного материала, расширение кругозора учащихся, воспитание доброго отношения к окружающим 

10.Этапы урока с временной раскладкой:

  1. Организационный момент. Психологический   настрой    1 мин.                                                                                                                          
  2. Актуализация знаний, проверка домашнего задания        4 мин.  
  3. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.                                                                      3 мин.
  4. Решение проблемы, открытие новых знаний                       10 мин.
  5. Физкультминутка « Шаги к успеху»                                    2  мин.
  6. Решение проблемы, открытие новых знаний                      10 мин.
  7. Закрепление материала, выполнение продуктивных заданий по теме                                                                                                           7 мин.

 8.      Обобщение                                                                                4 мин. 

           9.      Рефлексия                                                                                   2 мин.

10.    Домашнее задание                                                                 2 мин.

11. Итог урока                                

                                                 

Ход урока.

I.Организационный момент.

Психологический настрой на урок.

Улыбнись с утра щенку,

 И росинке и цветку,

Пестрой бабочке в лугах,

 Солнцу в легких облаках.

Бабочка махнет крылом,

 Солнце ласковым лучом,

И росинка вспыхнет, радуя

Семицветной чудо - радугой.

Улыбнись с утра щенку,

 И росинке и цветку.

И тогда увидишь ты,

Сколько в мире доброты!

Поделившись добротою,

Будет мир дружить с тобою!

Мне бы хотелось сегодняшний урок начать этими словами. Посмотрите на своих соседей по парте, улыбнитесь друг другу и пожелайте отличного настроения и плодотворной  работы на уроке.

II. Актуализация знаний, проверка домашнего задания

Дома вы разговаривали с родителями о том, как они понимают слова «духовные ценности», «духовные идеалы». Расскажите о вашем разговоре. Объясните, как родители  понимают значение слов «духовные ценности», «духовные идеалы».

III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Сценка по тексту на стр. 16 (подготовленные ученики)

Что же вызывает удивление девочки? Что непонятно мальчику?

Сравните мнения Оли и Игоря о правилах поведения людей.

Сравните свои ответы с мнением авторов учебника (стр.75).

 IV.  Решение проблемы, открытие новых знаний.

  1. Знакомство с темой урока - стр. 16.
  2. Словарная работа – уточнение смысла слова граница:
  • высказывания детей
  • обращение к словарю (карточки)

Граница -  начало или конец всякого определенного бытия; 

межа, отделяющая нечто от иного; 

место прямого соприкосновения, единения и взаимопроникновения смежно сосуществующих предметов. 

Какое определение подходит к нашей сегодняшней теме?

3. С давних времен людям дано право выбирать между «плохим» и «хорошим», добром и злом. Что же такое «хорошо» и что такое «плохо», где проходит граница между этими понятиями? Эти вопросы интересуют каждого человека с самого раннего детства.

Давайте попробуем вначале сами ответим на вопросы, которые возникли у наших героев.

(На чём основаны правила поведения людей?  Откуда они  берутся?)  

      4.Работа с текстом учебника на стр. 17 «В чём заключается мудрость сказок» – по абзацам

  • беседа с учащимися до чтения текста
  • беседа с учащимися после чтения текста

1 абзац:

До чтения:

  • Откуда ребёнок узнаёт, что такое хорошо, что такое плохо?
  • Что читали вам в детстве родители?
  •  Как  вы думаете, для чего?

 После  чтения:

  • Давайте ещё раз прочитаем, в чём заключается мудрость сказок.
  • Вспомните и назовите добрых и злых героев из известных вам сказок.

2 абзац:

До чтения:

  • Как вы считаете, всегда ли легко различить хорошее и плохое?
  • Может ли в одном человеке уживаться и хорошие, и плохие качества?

 После  чтения:

  • Как же отвечают авторы на предыдущие вопросы? (повторить)

3 абзац:

До чтения:

  • Кто же определяет запреты на неправильные поступки?
  • На основе чего?
  • Есть ли какой-нибудь справочник, в который можно было бы заглянуть и прочитать все правила поведения и даже их названия?

После  чтения:

  • Кто же определяет запреты на неправильные поступки?  

         V.Физкультминутка « Шаги к успеху»

            Является ли добрым человек, который..?

 Если  да – высоко тянем руки вверх, если нет – приседаем, опуская голову вниз

  • делает зимой для птиц кормушки;
  •  всегда чувствует, кому нужна помощь;
  •  стреляет в птиц из рогатки;
  •  помогает маме ухаживать за младшей сестренкой;
  •  не оказывает помощь в трудную минуту;
  •  каждый день ходит за покупками для старенькой бабушки.

  1. Решение проблемы, открытие новых знаний.

Продолжаем работать дальше.

1. Работа с текстом на стр. 18 «Названия для правил поведения»

до чтения:

работа над смыслом слов: мораль, нравственность, этика – высказывания детей

после чтения текста:

  • Что же такое мораль?
  • Прочитайте ещё раз, что утверждает мораль.
  • Как вы понимаете пословицы, записанные в учебнике?
  • Какие  качества человека называют нравственностью?
  • Так кто же определяет, что дороже: деньги или доброта, дружба, честность? А есть ли справочник по этим правилам?
  • Сравните свой вывод с авторским на с. 19.
  1. Закрепление материала - выполнение продуктивных заданий по теме – работа в рабочей тетради
  1. Перед вами слова, определяющие  качествами человека. Вам необходимо распределить их на две группы

            (проверка –взаимопроверка;  ученики, выполнившие задание раньше других, выполняют его на доске – карточки)

  1. Чтение притчи
  2. Представление ответов – выводов выбранными учениками
  1. Обобщение

 Как вы думаете, какому человеку легче живется и почему?

 Как же стать добрым? Ведь не бывает так: вечером лег спать злым человеком, а утром вдруг стал добрым.

Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идет: по дороге “добра” и “света” или по дороге “зла” и “тьмы”.

Когда - то Конфуцию задали вопрос:

«Правильно ли отвечать добром на зло?»

На что он ответил: «Добром нужно отвечать на добро, а на  зло нужно отвечать справедливостью».

У каждого человека  свой путь к доброте. Эта путь  долгий и нелёгкий. Научиться быть добрым – трудно.

Человек должен почаще останавливаться и размышлять о своих поступках.

Прослушивание притчи «Всё в твоих руках»

Так где же проходит граница между добром и злом? И можем ли мы ее провести?

Если солнце большое – оно на небе. А есть маленькое солнышко – оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Вот почему к нам иногда обращаются: Солнышко, Солнце мое.

Добрый человек тот, кто любит людей и помогает им. Он любит природу и бережет ее. А любовь и желание помочь согревает нас самих, как солнце.

IX.Рефлексия

    Выполнение задания № 4 в рабочей тетради.

X.   Домашнее задание

              Выполнение    заданий № 3,4,5 в рабочей тетради на стр.

 XI.  Итог урока    

           Спасибо вам за урок.

Используемые источники:

  1. Отдельные фрагменты из уроков
  • Фадеевой Е.В. на тему «Дорогой добра»
  • Поздышевой Н.И. на тему «Добро и зло»
  1. Притча "Все в твоих руках"

kiwi.kz/watch/7xnmjqbw3agl/

  1. Соотношение добра и зла в личности человека - Стихи.ру

www.stihi.ru/2011/02/12/3656

  1. Афоризмы.
    http://www.aforizm.info/author/lev-tolstoy
  2. Ю.В. НОВИКОВ: ДОБРО И ЗЛО: ВЫБОР ДЛИНОЮ В ...

oko-planet.su › Файловый архив  Книги

  1. Цитаты о добре и зле - Добро и зло

dobro-i-zlo.narod.ru/stati/citaty.htm

  1. добро и зло | Только позитив

tolkopozitiv.com/?tag=добро-и-зло

Приложение № 1

карточки – работа в парах

Граница -  

  • начало или конец всякого определенного бытия; 
  • межа, отделяющая нечто от иного; 
  • место прямого соприкосновения, единения и взаимопроникновения смежно сосуществующих предметов. 

Приложение № 2

«Однажды один старый мудрый индеец - вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
- Почему бывают плохие люди? - спрашивал его любознательный внук.
- Плохих людей не бывает, - ответил вождь. - В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй - тёмный. Понимаешь?
- Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: - Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Граница между добром и злом" в 4 классе

В материале представлен конспект урока и презентация к нему. Программа "Основы светской этики" Бунеева, Данилова и Кремлевой. На уроке мы говорим о добре и зле, поступках, об отношении к окружающему м...

Наша жизнь-постоянный выбор между добром и злом

Мероприятие способствует формированию у учащихся представления  «о совести» , учит детей слышать «голос» совести; нацеливает на совершение  добрых  поступков,  развивае...

Урок ОРКСЭ "Граница между добром и злом"

Данный урок подготовлен для учащихся 4 классов ,изучающих курс "Светская этика".На уроке используются информационные компьютерные технологии....

Тема "Граница между добром и злом"

Модуль: основы светской этики Тема "Граница между добром и злом"Автор и название учебника: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика....

Умк "Школа 2100" Урок по теме "Граница между добром и злом"

Разработка урока "Граница между добром и злом" поможет педагогу   в изучении очень важной темы. Каждый день человеку приходится принимать те или иные решения. Какие именно, решает сам человек. Но...

Граница между добром и злом.

Контрольная работа по курсу ОРКСЭМодуль: Основы светской этики.Название учебника: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.Тема: Граница между добром и злом....