Урок ОРКСЭ "Граница между добром и злом"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Данный урок подготовлен для учащихся 4 классов ,изучающих курс "Светская этика".На уроке используются информационные компьютерные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_orkse.docx35.71 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК по ОРКСЭ « Граница между добром и злом» 4 класс

Цель урока: создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла в жизни человека.

Задачи урока:

в области ценностей:

ученики научатся совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;

в области опыта:

ученики приобретут опыт коммуникативной деятельности, совершенствуют  умения работать в группе, не нарушая принципов толерантности;

в области знаний:

ученики смогут дать определение добра и зла ; какие качества необходимы добродетельному человеку, как приобрести  эти качества;

         в области умений и навыков:

ученики научатся коллективно определять качества добродетельного человека,  смогут сформулировать правила мудрости, т.е. правила, как стать добродетельным человеком;

индивидуально  найти и назвать особенности  добродетельных поступков. 

Планируемые результаты:

                  Учащиеся должны уметь:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:
  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

 2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные УУД

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

        Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия, на основе которых рождается мораль, нравственность, этика.

        Оборудование: проектор, мультимедийная доска, ноутбуки  на партах,компьютер, раздаточ.  материал -кружки

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

  1. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь по удобнее, 
Начнём скорей урок!

- Учащиеся настраиваются на урок.

  1. Формулирование темы урока
  •   * просмотр видеоролика «Песенка кота Леопольда»

- Ребята я хочу вам предложить,  посмотреть видеоролик «Песенка кота Леопольда» и выделить из неё самые важные слова.

- А как вы понимаете слова: « А когда наоборот - плохо»?

- Как вы думаете, о чём у нас сегодня на уроке пойдёт речь?

- Правильно, мы сегодня поговорим о добре и зле.

- А тема нашего урока звучит так: «Границы добра и зла».

- А что такое добро, зло и граница мы попробуем с вами выяснить на протяжении нашего урока.

- Просмотрев видеоролик, учащиеся выделяют строки из песни: «Если добрый ты – это хорошо, а когда наоборот - плохо».

- Приходят к выводу, что злым быть плохо.

- О добре и зле.

  1. Определение проблемы урока
  • исследовательская работа в группах

  • работа с учебником

Я попрошу ребят дать определение понятия «Добро» , «Зло» ,пользуясь толковым словарём 1 ученик найдёт и прочитает значение слова добро.

2 ученик найдёт и прочитает значение слова зло.

3ученик узнает из словаря и зачитает значение слова граница.

-СЛАЙД

– Давайте обратимся к тексту на с. 16.

Работа с текстом на с. 16 после чтения:

– Что удивляет Игоря и что непонятно Оле?

– Оля была удивлена, что Игорь не поздоровался с ней?

– Вот почему мы говорим о границе. Чтобы знать, что правильно, а что неправильно, надо знать, как определить правила, общие для всех.

– Что нельзя переступать границу, т.е. принятые среди людей правила, нормы поведения.

– Как определить, какой поступок хороший, добрый, а какой – злой?

– Сравните мнения Оли и Игоря о правилах поведения людей.

– Какие вопросы возникают в этой ситуации?

– Сравните свой вопрос с авторским на с. 75. СЛАЙД

учащихся зачитывают определение этих слов Добро – это всё светлое и положительное, Зло – это всё тёмное и отрицательное, а Граница – это то, что отличает эти два понятия друг от друга.        

Данные работы групп вывешиваются на доску. Учащиеся выясняют, что Добро и Зло противоположные понятия и будут всегда сопутствовать друг другу.

-  Он не понимал, почему надо выполнять какие-то правила.

- Зависит это от ситуации, нужно прислушаться к мнению значимых для тебя людей, знать, какие нормы поведения существуют.

- учащиеся зачитывают из учебника ответы на вопрос.

(Мнение Оли: «Люди живут по определённым правилам и приучают к ним детей с раннего возраста». Мнение Игоря: «Откуда взрослые знают эти правила? Может быть, их исполнение совсем необязательно».

-  По каким правилам живут люди? Кто их придумал? Обязательно ли всем их соблюдать?

- «На чём основаны правила поведения людей? Откуда они берутся?»

Актуализация знаний

*  работа со словарём         учебника

ФИЗ.МИНУТКА

  • Игра «Угадай – кА!»»

Когда мы определяем проблему,как мы  дальше планируем свою деятельность?

- Нам нужно вспомнить понятия, чтобы ответить на все заданные вопросы?

- Какого человека можно назвать добрым? А какого злым? (выслушиваются ответы детей)

–- А сейчас мы немного поиграем.

- Учитель называет сказочного героя. Если он добрый ,дети поднимают рука вверх, если злой-закрывают ладошками глаза.

Уч-ся составляют план действий. СЛАЙД

- Ценности, идеалы, духовность,.  (учащиеся раскрывают понятия при помощи словаря, расположенного в конце учебника).

Решение проблемы урока, открытие новых знаний

  • работа с учебником

  • работа в парах

А вот в чём заключается мудрость сказки, вы узнаете из статьи учебника на с. 17.

Работа с текстом «В чём заключается мудрость сказок?» после чтения.

– Зачем в детстве читать сказки?

– В чём заключается мудрость сказок?

– Кто же определяет запреты на неправильные поступки?

– На основе чего?

Мы  часто говорили о вежливости

– А на чём же основаны правила приветствия?

– Вернёмся к Оле и Игорю. Почему Оля ждала от Игоря доброго приветствия?

– А может быть, Оле надо было сказать Игорю именно эти слова: «Смотри, ты ведь не рад, и я расстроилась. Давай вернём всё назад, как в сказке, и пожелаем друг другу доброго утра»?

Работа с текстом «Названия для правил поведения» до чтения.

- Сейчас вам предлагается поработать в группах.

– Прочитайте.

1 колонка выделит в 1 абзаце правила поведения, которые определяет мораль;

2 колонка выделит во втором абзаце правила, которые определяет нравственность;

3 колонка выделит в 3 абзаце правила поведения предполагаемые этикой.

Учащиеся читают текст самостоятельно.

Ребята зачитывают цитаты из текста для ответов на вопросы.

- Чтобы объяснить ребёнку, что хорошо, а что плохо.

- «Сказки учат, как правильно себя вести, помогают разобраться в себе и в отношениях с другими людьми».

- Общее мнение всех людей.

- На основе культуры. Она началась с  представлений понятий о добре и зле.

- На том, что помогает людям в жизни.

Пожелание добра приносит радость, поднимает настроение.

- Выслушиваются ответы детей без обсуждений.

Ответы учащихся выслушиваются устно, на экран проектора выносятся ключевые понятия:СЛАЙД

- Правила, которые помогают объяснять добрые и злые поступки, называются моралью.

-Добрые поступки важнее, чем красота и богатство.

- Каждое правило морали превращается во внутреннее качество самого человека. Эти добрые качества и есть нравственность.

- Мораль и нравственность складывались в общении людей друг с другом. А их правила образовали целую науку о правилах поведения людей – этику.

             Итог урока

  работа с учебником

- Давайте сравним вывод, который у нас с вами получился, с авторским.

Учащиеся соглашаются с выводом автора и подтверждают схожесть своего вывода с авторским.

- А чтобы нам успешно закончить начатый разговор поработайте на ноутбуках в программе МИМИО и соедините части пословиц о добре.

В жизни люди, если будут помнить ,что не только добрые слова, но и добрые поступки следует совершать, руководствуясь правилами морали ,нравственности.

СЛАЙД Перед Вами старинные рычажные весы,на чаши которых я положила ЖЕСТОКОСТЬ», «НЕНАВИСТЬ», «ложь» и др.,т.е. понятия, которые в обществе относят к злу. На другую чашу весов мы положим кирпичики ,тех ребят, которые совершили добрые поступки.

Кто сегодня совершил доброе дело?

Как вы думаете ,какая чаша перевесит?

Вот видите ребята ,как можно победить зло.Старайтесь больше делать добра,тогда тогда из наших кирпичиков можно построить крепкое здание.В нем бедет жить люди,которые не будут переступать границу добра и зла,помня о правилах морали и нравственности. Спешите делать добро. СЛАЙД

На столах у учащихся лежат ноутбуки .Все работают в паре ,а 1 ученик –за компьютером учителя. После идет проверка.

 вырезанные из бумаги маленькие сердечки, на которых они напишут добрые слова и пожелания своим одноклассникам и прикрепят их на большое сердце класса.

Уч-ся называют свой поступок и прикрепляют магнитом кирпичик на другую чашу весов.

Домашнее задание

Рефлексия

  1. Создать памятку «Как стать добрым».
  2. Составить мини – спектакль, который начинается со слов «Жили – были добрая сказка и злая сказка»
  3. Составить сообщение – презентацию «Происхождение слов «мораль», «нравственность», «этика».

Уходя, прикрепите свой кружок на ступеньку лестницы успеха.СЛАЙД

Учащиеся выбирают одно из заданий и готовят его к следующему уроку.

Уч-сся оценивают свою деятельность на уроке, прикрепляя к доске кружок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Граница между добром и злом" в 4 классе

В материале представлен конспект урока и презентация к нему. Программа "Основы светской этики" Бунеева, Данилова и Кремлевой. На уроке мы говорим о добре и зле, поступках, об отношении к окружающему м...

Наша жизнь-постоянный выбор между добром и злом

Мероприятие способствует формированию у учащихся представления  «о совести» , учит детей слышать «голос» совести; нацеливает на совершение  добрых  поступков,  развивае...

Тема "Граница между добром и злом"

Модуль: основы светской этики Тема "Граница между добром и злом"Автор и название учебника: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика....

Умк "Школа 2100" Урок по теме "Граница между добром и злом"

Разработка урока "Граница между добром и злом" поможет педагогу   в изучении очень важной темы. Каждый день человеку приходится принимать те или иные решения. Какие именно, решает сам человек. Но...

Граница между добром и злом.

Контрольная работа по курсу ОРКСЭМодуль: Основы светской этики.Название учебника: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.Тема: Граница между добром и злом....

Граница между добром и злом

конспект урока по ОРКиСЭ...