Наша жизнь-постоянный выбор между добром и злом
классный час (3 класс) по теме

 

 Мероприятие способствует формированию у учащихся представления  «о совести» , учит детей слышать «голос» совести; нацеливает на совершение  добрых  поступков,  развивает у учащихся презрение к «греху»; воспитывает внимательное и заботливое отношение к  людям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                МБОУ «Писарёвская средняя общеобразовательная школа»

Фроловского района Волгоградской области

КОНСПЕКТ

классного часа в 3 классе

«Наша жизнь - постоянный выбор между добром и злом»

                                           

                                                                   

                                                                   

                                                                           разработала

                                                                                      учитель начальных классов

                                                                                                    Кобзева Наталия  Геннадиевна


Наша жизнь - постоянный выбор между добром и злом

                        Цели и задачи:

 - формировать у учащихся представления  «о совести»

- учить детей слышать «голос» совести;
- учить детей совершать добрые поступки;
- воспитывать внимание, заботу о людях;
- развивать у учащихся презрение к «греху»;

-воспитание ответственности за совершенные поступки;

-осмысление сути греха для покаяния.

Оборудование: карточки с текстом рассказа Гайдара «Совесть», книга схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского», карточки с советами «Как обрести великую добродетель – совесть», наборы пословиц.

I. Чтение с обсуждением рассказа А. Гайдара «Совесть»

(учитель раздаёт карточки с текстом рассказа без названия и без окончания, напечатанного до слов (…И очень тяжело было на её сердце, которое грызла…)                                      

1. Чтение рассказа

2. Дискуссия по вопросам:

а) Что за неприятное чувство заставило Нину заплакать? (подвести к ответу: раскаяние)
б) Отчего было тяжело на её сердце? (подвести к ответу: угнетал, упрекал внутренний голос)

в) Какое чувство «грызло» сердце Нины? Какими словами мог закончиться рассказ? (выслушивание мнений детей, чтение окончания рассказа и названия)

г) А каким образом Нина смогла бы очистить свою совесть?

 II. Совесть - нравственное чувство.

Итак, каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который его, то упрекает и как бы гнетет, то поощряет и радует. Это тонкое врожденное нравственное чувство называют совестью. В Священном Писании совесть называется сердцем. Иисус Христос совесть уподобил:

1) оку (глазу), с помощью которого человек видит свое нравственное состояние;
2)" сопернику ";Это слово указывает на отличительное свойство совести: противиться нашим плохим поступкам и намерениям. Бог уже при создании человека начертал в глубине его души  Свой образ и подобие. Поэтому принято совесть называть голосом Божиим в человеке. Будучи нравственным законом, написанным прямо на сердце человека, она действует во всех людях, независимо от воспитания и уровня развития. "Что Бог разрешает, то и совесть внушает. Что Господь запрещает, то и совесть запрещает".

III. Слушание произведений русских поэтов о совести.

(чтение подготовленными детьми наизусть)

1. В. Жуковский: «Совесть»
 Сколь неизбежна власть твоя,
Гроза преступников, невинный утешитель.
О, совесть! Наших дел
Закон и обвинитель,
Свидетель и судья

-Как называет совесть Жуковский?  Какими словами?

-Для кого совесть будет грозой? А для кого - утешением?


2. А.С. Пушкин: «Скупой рыцарь»(отрывок)  

               Совесть - Когтистый зверь, скребущий сердце;
              Совесть - Незваный гость, докучный собеседник,
             Заимодавец грубый; это - ведьма,
             От коей меркнет месяц и могилы.

- С кем  сравнивает совесть Пушкин? (с когтистым зверем, докучным собеседником, незваным гостем, ведьмой)
2. Как вы понимаете выражение " незваный гость "? (Здесь, наоборот, здесь человек боится совести).
3. Чем может испугать человека совесть? (она заставляет человека взглянуть на себя со стороны, иногда это больно ранит.)

IV.  Анализ внутренних чувств человека.

 -Вернёмся  к произведению А. Гайдара «Совесть».

 -Подумаем, какие чувства испытывала Нина? (ответы детей:  стыд,  чувство вины).

- А эти чувства пробудили в ней совесть!

Совесть во многом может помочь человеку.

-Как вы думаете, в чём?  (исправить ошибки, грех…)

Но, слушая голос совести, человеку приходится совершать над собою усилия, чтобы придти к покаянию.

V. Чтение учителем стихотворения И. Козлова «Молитва».
Прости мне, Боже, прегрешенья
И дух мой томный обнови,
Дай мне терпеть мои мученья
В надежде, вере и любви.
Не страшны мне мои страданья:
Они залог любви святой;
Но дай, чтоб пламенной душой
Я мог лить слёзы покаянья.
Взгляни на сердца нищету,
Дай Магдалины жар священный,
Дай Иоанна чистоту;
Дай мне донесть венец мой тленный
Под игом тяжкого креста
К ногам Спасителя Христа.

- Как быть человеку, запятнавшему свою совесть?

-Является ли он навеки обреченным?

 -Каким становится сердце после того, как пролиты слезы покаяния? (…чистое сердце).

Так и вы с самого раннего детства прислушивайтесь к своему внутреннему голосу - совести. Она вам поможет сделать правильный выбор в жизни между добром и злом. Так как, именно совесть обладает большой чувствительностью к добру и злу. Она быстрее и яснее различает добро и зло, нежели ум.

VI. Дискуссия.

-  Приведите примеры, действия совести, описанные в Библии.  Какие испытывали чувства Адам, Ева, Иуда, Каин и Авель? (стыд, страх, отчаяние, чувство вины).
- Приведите примеры из собственной жизни.

-Сохранились ли чувства отчаяния, чувства вины, стыда, страха с Библейских времен до нашего времени или устарели?

VII. Знакомство с книгой схиархимандрита Иоанна (Маслова)

«Симфония по творениям святителя Тихона Задонского»

1)Рассказ учителя об авторе, показ книги.

2) Работа с понятием «совесть»

Мы с вами знакомы с понятием «совесть».  Вместе с тем,  смысл этого слова в контексте учения о спасения гораздо глубже, точнее, правдивее, он соответствует истине.

В зону словарного раздела «Совесть» по «Симфонии» входит   26 статей.

Я выписала некоторые из них. Давайте с ними познакомимся.

«Бог насадил в душу Совесть, как некое правило руководства».

 «Совесть есть голос Божий, отвращающий от зла».

 «Совесть, как и слово Божие, обличает грехи».

«Не желающий нарушать слово Божие, не должен идти против совести».

«Совесть согласна с Законом; необходимо её слушать».

«Совесть, как и Закон Божий, ведёт человека к жизни непорочной».

«Совесть иногда спит, но проснувшись, будет мучить за грехи».

«Где чистая совесть, там Радость и Вера».

«Всякое дело необходимо согласовать с совестью, а затем делать».

«Совесть терзает за грехи».

 «Совесть неспокойная есть плод Непослушания».

«Совесть, запачканная беззаконной жизнью, не замечает пороков».

В «Симфонии» так же можно найти конкретные советы, как обрести эту великую добродетель. Я раздам вам карточки с советами домой. Пусть для вас они станут путеводителем ваших земных дел.

«Христиане! Берегись совесть раздражать, да не подобное Иуде пострадаеши…»,

«Храни совесть свою так, как живот свой храниши»,

«Берегись убо её уязвлять и беспокоить»,

 «Избирай лучше умереть, нежели согрешить против совести»,

«Надо всегда прислушиваться к голосу совести и руководствоваться ею», «Чаще смотреть с совесть свою»,

«Христиане не токмо от внешних, но и от внутренних берещися должны грехов»,

«Очистить совесть свою» можно «прилежным рассмотрением» закона Божия, «покаянием и верою»,

«Необходимо иметь чистую совесть, чтобы найти истинный покой»,

«Всякое дело необходимо согласовать с совестью, а затем делать»,

«Лучше уязвлённое тело иметь, нежели грехами уязвлённую совесть»,

«Лучше биение тела терпеть, нежели биение совести»,

«Лучше всякия внешния беды принимать, нежели сию едину внутрь беду иметь» ,

«Нет лучшаго ПОКОЯ, как от чистой совести: тако нет большаго беспокойствия и МУЧЕНИЯ, как от злой совести»,

«У людей беззаконно живущих совесть до времене молчит, но когда пробудится, тогда сильно на них восстанет, и начнёт мучить их и терзать»

 «Поступающие против совести грешат и Бога не почитают»

«Совесть обличает человека за грех»

«Смотри  в совесть, и увидишь, в чём ты согрешил»

«Совесть внутрь оправдывает или осуждает»

«В Совести всякий ГРЕХ записывается как в книге»

VIII. Работа с пословицами, подведение итога.

Задание: из набора слов, которые получают дети в конвертах, составить пословицы. Раскрытие смысла пословиц.

Пословицы:

1.Худые дела не доведут до добра.
2.Кайся, да опять за то не принимайся.
Итог

Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела:
1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.
2. После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!».
У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесенных ей ранах, именно в этом случае они никогда не зарастают. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде. Радость, получаемая от интересной поездки, может вдруг исчезнуть - потому что совесть вдруг подняла из глубин твоей памяти что-то, о чем не хотелось бы помнить.
Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей собственной совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.

Используемая литература

1. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского».- М.: ООО «Самшит-издат», 2003.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. А. Гайдар, рассказ «Совесть».

2. В.М. Екименкова " Вера исцеляет сердца".
3. Игумен Филарет " Конспект по нравственному Богословию".
4. Детская Библия (в рассказах священника П. Воздвиженского.)
5. В. Жуковский, стихотворение «Совесть».
6. А.С. Пушкин, стихотворение  «Скупой рыцарь».
7. И. Козлов, молитва «Слёзы покаяния».

8. Фильмы о схиархимандрите Иоанне (Маслове) выдающемся подвижнике, богослове, педагоге- нравоучителе,  DVD-диск.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Граница между добром и злом" в 4 классе

В материале представлен конспект урока и презентация к нему. Программа "Основы светской этики" Бунеева, Данилова и Кремлевой. На уроке мы говорим о добре и зле, поступках, об отношении к окружающему м...

Урок ОРКСЭ "Граница между добром и злом"

Данный урок подготовлен для учащихся 4 классов ,изучающих курс "Светская этика".На уроке используются информационные компьютерные технологии....

Тема "Граница между добром и злом"

Модуль: основы светской этики Тема "Граница между добром и злом"Автор и название учебника: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика....

Умк "Школа 2100" Урок по теме "Граница между добром и злом"

Разработка урока "Граница между добром и злом" поможет педагогу   в изучении очень важной темы. Каждый день человеку приходится принимать те или иные решения. Какие именно, решает сам человек. Но...

Граница между добром и злом.

Контрольная работа по курсу ОРКСЭМодуль: Основы светской этики.Название учебника: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.Тема: Граница между добром и злом....

Граница между добром и злом

конспект урока по ОРКиСЭ...