"Граница между добром и злом"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Гришаева Екатерина Александровна

Светская этика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon granitsa_mezhdu_dobrom_i_zlom.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гришаева Екатерина Александровна, учитель начальных классов

Технологическая карта урока   «Граница между добром и злом»

1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4 «В»

Тема урока

«Граница между добром и злом»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

        Освоение знаний по теме

          «Граница между добром и                                    

Злозлом»

         

                                                         

Ключевые вопросы для детей: На чём основаны правила поведения?      Откуда они берутся?

         

Познавательные

1. Извлекать информацию из текста.  2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).3. Строить речевое высказывание в устной форме.4. Объяснять понятия: добро, зло.

Регулятивные

1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные

1. Слушать и понимать других.2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.3. Оформлять свои мысли в устной форме.4. Договариваться о правилах общения и поведения.5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Цель урока

Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных и др.) учащихся 4 класса в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по теме «Граница между добром  и злом».

Основные понятия, изучаемые на уроке

ценности, идеалы, духовность, добро, зло

Средства ИКТ, используемые на уроке

ПК учителя, мультимедийное оборудование, карточки, учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России, Светская этика», авторы: Р. Н. Бунеев, Д. Д. Данилов, И. И. Кремлёва

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

  • песня «Дорогою добра»
  • В.Катаев «Цветик-семицветик»
  • Сказка «Морозко»
  • А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
  • Мультфильм «Ну, погоди!»

Пословицы:    

   Что посеешь, то и пожнешь.

 Доброе слово лечит, а злое калечит.

Злой не верит, что есть добрый.

 Доброе слово, что дождь в засуху.

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длитель-ность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

2 минуты

1 2 3 1 2 1 2 3 5 2

Дети заходят в класс под песню «Дорогою добра»(сл.Ю.Энтина, муз.Минков М.).

Приветствие.

-Здравствуйте, ребята. С каким настроением вы вошли в класс? Почему?

-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу капельку тепла и хорошего настроения.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста. 

 2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные результаты

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длитель-ность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

3 минуты

5 минут

5 минут

Работа с текстом на с. 16 до чтения:

– Откройте учебник на с. 16 и прочитайте тему нашего урока.

«Граница между добром и злом».

– Что означает слово граница? (То, что отделяет, отличает одно от другого, разграничивает что-то.)

– В толковом словаре Ожегова есть такое значение этого слова: «Область соприкосновения разных, но связанных между собою процессов, явлений и т.п.».(слайд)

– Почему нужна граница между добром и злом? (Это противоположные, но связанные друг с другом понятия.)

– Какой вопрос возникает? (Как отличить добро от зла? Где находится эта граница?)

 Давайте обратимся к тексту на с. 16.

Работа с текстом на с. 16 после чтения:

– Что удивляет Игоря и что непонятно Оле?

– Оля была удивлена, что Игорь не поздоровался с ней, не откликнулся на её доброе приветствие. А он не понимал, почему надо выполнять какие-то правила.

– Вот почему мы говорим о границе. Чтобы знать, что правильно, а что неправильно, надо знать, как определить правила, общие для всех.

– Что нельзя переступать, как государственную границу? (Принятые среди людей правила, нормы поведения.)

– Как определить, какой поступок хороший, добрый, а какой – злой? (Зависит от ситуации, нужно прислушаться к мнению значимых для тебя людей, знать, какие нормы поведения существуют.)

– Повторить понятия, которые нам сегодня пригодятся на уроке, поможет игра «Твой номер».

Учитель составляет на доске пронумерованный список понятий:

        1. Ценности.         

          2. Идеалы.

        3. Духовность.

        4. Вежливость.

        5. Культура.

Каждый учащийся получает номер от 1 до 5. Когда учитель называет номер, встают все учащиеся с этим номером и формулируют соответствующее понятие, дополняя друг друга и помогая друг другу. Остальные в это время показывают своё отношение к ответу сигнальными карточками.

1 2 3 1 2 1 2 3 5 1 2

Этап 3. Практикум

Длитель-ность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

6 минут

3 минуты

7 минут

1)        Давайте проверим, как вы знаете  сказки, где говорится о том, что добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хочет достичь своей цели злым способом.

С грядки старушка цветок сорвала

Девочке Жене его отдала.

В цветке, лепестках есть волшебная сила

Их девочка Женя о чём-то просила

Что надо сказать лепестки обрывая?

Как называется сказка такая?

(«Цветик – семицветик»   В.Катаев)  (слайд )

Снег валил, клубились тучи

Гнулись сосны до земли

Злые люди в лес дремучий

Сиротинку отвели.

Замолчать заставили

Замерзать оставили.

(Сказка «Морозко») (слайд )

Сейчас потолкуем о книге другой:

Тут синее море, тут берег морской.

Старик вышел к морю

Он невод забросил.

Кого-то поймает и

Что-то попросит.

(А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») (слайд )

Кушай яблочко, мой свет.

Благодарствуй за обед.

Старушоночка сказала,

Поклонилась и пропала.

(А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») (слайд )

-Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается, все исполняется.

-В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости.

2) Перед вами карточки с качествами человека. Вам необходимо распределить их на две группы ( на доске)

-Качества- «помощники» добра.

-Качества- «помощники» зла.

Мужество,  честь, хвастливость,  жестокость, скромность, милосердие, совесть, зависть, жадность, честность,  тактичность, болтливость,  правдивость, хитрость,  бестактность, лживость,  малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм. (проверка по слайду)

- Сделаем вывод: на чем основаны правила поведения? ( правила поведения устанавливают сами люди, основываясь на представлениях о добре и зле)

Просмотр мультфильма «Ну, погоди!»

Обсуждение. Где же здесь проходит граница между добром и злом?

1 2 1 2 1 2 3 1 2

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длитель-ность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

6 минут

4 минуты

Учитель предлагает учащимся решить жизненную ситуацию (с. 14).

Ситуация. Ты очень спешишь домой, где тебя ждут вкусный обед, интересная книга, увлекательная игра. Открыв дверь подъезда, ты видишь соседку, которая пытается выйти на улицу, держа на руках маленького ребёнка и толкая перед собой коляску. Не останавливаясь, ты пробегаешь первые ступеньки лестницы и только тогда соображаешь, что соседке будет очень непросто самой открыть дверь подъезда.

– Как поступить в этой ситуации, чтобы почувствовать себя настоящим человеком?

Заслушиваются мнения детей.

– А теперь попробуйте придумать другую похожую жизненную задачу.

Учащиеся предлагают свои ситуации и обсуждают их.

Работа с пословицами. Объяснение детьми их значения.

Пословицы:    (Слайд)

   Что посеешь, то и пожнешь.

 Доброе слово лечит, а злое калечит.

Злой не верит, что есть добрый.

 Доброе слово, что дождь в засуху.

1 2 3 1 2 1 2 1 2

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длитель-ность этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

3 минуты

Ребята дополняют предложения (по желанию):

Сегодня на уроке я понял (а)...

Теперь я понимаю, что добро совершается...

Добро никогда не ждет...

1 2 3 1 2 1 2 1 2

Домашнее задание

1 минута

Для всех: уметь объяснить значение слов добро, зло, мораль, нравственность.

Выбрать задание по силам:

1.сочинить сказку, которая начиналась бы со слов: «Жили-были добро и зло……»;

2.придумать «Синквейн» по теме;

3.приготовить добрый сюрприз для одноклассника.

МБОУ Лицей № 11 г. Химки Московской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Граница между добром и злом" в 4 классе

В материале представлен конспект урока и презентация к нему. Программа "Основы светской этики" Бунеева, Данилова и Кремлевой. На уроке мы говорим о добре и зле, поступках, об отношении к окружающему м...

Наша жизнь-постоянный выбор между добром и злом

Мероприятие способствует формированию у учащихся представления  «о совести» , учит детей слышать «голос» совести; нацеливает на совершение  добрых  поступков,  развивае...

Урок ОРКСЭ "Граница между добром и злом"

Данный урок подготовлен для учащихся 4 классов ,изучающих курс "Светская этика".На уроке используются информационные компьютерные технологии....

Тема "Граница между добром и злом"

Модуль: основы светской этики Тема "Граница между добром и злом"Автор и название учебника: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика....

Умк "Школа 2100" Урок по теме "Граница между добром и злом"

Разработка урока "Граница между добром и злом" поможет педагогу   в изучении очень важной темы. Каждый день человеку приходится принимать те или иные решения. Какие именно, решает сам человек. Но...

Граница между добром и злом.

Контрольная работа по курсу ОРКСЭМодуль: Основы светской этики.Название учебника: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.Тема: Граница между добром и злом....

Граница между добром и злом

конспект урока по ОРКиСЭ...