Храмы столицы.
презентация к уроку по орксэ (4 класс) на тему

Хромова Юлия Николаевна

Храмы столицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_i_kultura_hramov_stolitsy.pptx2.56 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ХРАМОВ СТОЛИЦЫ (история наиболее известных и значимых храмов и монастырей расположенных на территории г. Москвы)

Слайд 2

История строительства храмов и монастырей Первым православным храмом, по свидетельству Евангелия, была Сионская горница. В этой горнице и состоялась Тайная Вечеря Господа Иисуса Христа со Своими учениками. Существует несколько общеизвестных типов храмовой архитектуры: Схема храма в форме креста: Храмы в форме креста строились в знак того, что Крест Христов – основа Церкви. Храмы в форме круга: Круг, не имеющий ни начала, ни конца, символизирует вечность, говорят о бесконечности существования Церкви, ее нерушимости в мире. Храмы в форме корабля – самый древний тип храмов, образно выражающий мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию. Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом, Церковь Божия свидетельствует о своей роли путеводительницы к жизни Будущего Века.

Слайд 3

Пример Храма построенного в форме креста. Пример Храма построенного в форме круга. Пример Храма построенного в форме корабля. Пример Храма построенного в форме восьмиконечной звезды.

Слайд 4

Кафедральный Соборный Храм Христа Спасителя Храм Христа Спасителя по праву считается главным Храмом страны. Храм, на время завершения строительства крупнейший в России, рассчитан на 10 000 человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 80 м шириной. Высота храма с куполом и крестом составляет 103 м (на 1,5 м выше, чем Исаакиевский собор). Возведён в традициях русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства. Роспись внутри храма занимает около 22 000 м². В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят: Верхний храм — собственно Храм Христа Спасителя. Имеет три престола: главный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Освящён 6 (19) августа 2000 года; Нижний храм — Преображенская церковь, сооружённая в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный в честь Преображения Господня и два малых придела в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь освящена 6 (19) августа 1996 года. Стилобатная часть, в которой размещаются музей храма, зал Церковных соборов, зал Высшего церковного совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения. В храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня преставления Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Николаю Васильевичу Гоголю. Главный престольный праздник храма Рождество Христово, до 1917 года отмечался православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года. В храме была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, постоянно проводились экскурсии.

Слайд 5

Данилов монастырь Дани́лов монасты́рь (Свято-Данилов монастырь, Даниловский монастырь) в Москве — мужской монастырь Русской православной церкви, на правом берегу Москвы-реки ( Даниловский вал, 22). Основан в 1560 году на месте, где по преданию, некогда существовала обитель, заложенная на рубеже XIII и XIV вв. московским князем Даниилом Александровичем, младшим сыном князя Александра Невского. В XVI — XVII вв. входил в пояс укреплённых монастырей, защищавших подступы к Москве с юга. Существующий монастырь был основан, или возобновлён, царём Иваном IV Грозным в 1560 году, предположительно на месте бывшего монастырского некрополя. Через год храм во имя свв . Отец Седми Вселенских Соборов (уникальное посвящение во вселенском православии) был освящён митрополитом Московским Макарием . В 1591 году, когда войска крымского хана Казы-Гирея подступили к Москве, близ Данилова монастыря был устроен русский «обоз» — укреплённый передвижной лагерь. В 1606 году у Данилова монастыря произошло сражение отрядов Ивана Болотникова и Филиппа Пашкова с армией царя В. И. Шуйского. В 1607 году близ Данилова монастыря был казнён Илейко Муромец — один из самозванцев, казацкий «царевич Пётр». Монастырь, находившийся во время Смуты в центре военных событий, сильно пострадал в 1610 году. В начале XVII в. обнесён кирпичной стеной с 7 башнями. К 1710 году в Даниловом монастыре насчитывалось 30 монахов, по штату 1764 года — 12 монахов с настоятелем, в 1900 году — 17 монахов. В 1812 году разорён; накануне вступления французских войск в Москву ризница Данилова монастыря была вывезена в Вологду, казна — в Троице-Сергиеву лавру. С середины XIX века должность настоятеля монастыря совмещалась с должностью благочинного московских епархиальных монастырей.

Слайд 6

Храм Василия Блаженного Собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством, которые случились именно в день Покрова Пресвятой Богородицы — в начале октября 1552 года. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма . По другой, широко известной версии Барма и Постник — два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве; эта версия ныне устарела. По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее — значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и не нашла никакого чёткого документального подтверждения. Согласно легенде, зодчие собора ( Барма и Постник) были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Однако если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля. Сам храм символизирует собой Небесный Иерусалим, однако значение цветовой раскраски куполов и по сей день остается неразгаданной загадкой. Ещё в прошлом столетии писатель Н. А. Чаев предположил, что цвет куполов храма можно объяснить сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского) — святого подвижника, с которым, по церковному Преданию, и связан праздник Покрова Божией Матери. Ему привиделся Небесный Иерусалим, и там «были сады многие, в них древа высокие, колеблющиеся своими вершинками… Одни из деревьев цвели, другие златовидною листвою были украшены, иные имели плоды различные несказанной красоты».

Слайд 7

Богоявленский собор в Елохове Известно, что первый каменный храм на месте деревянного был выстроен в 1717—1722 годах. В 1790—1792 годах были перестроены трапезная с приделами (Благовещения и святителя Николая) и колокольня. В 1799 году в этой церкви был крещён Александр Пушкин. В 1837 году старая церковь была разобрана, а на её месте к 1845 году архитектором Е. Д. Тюриным было создано пятикупольное здание собора. Треть издержек, исчислявшихся в 200 тысяч рублей, покрыл своим доброхотным пожертвованием один из главных храмоздателей и благотворителей храма, московский 2-й гильдии купец, потомственный почётный гражданин Василий Иванович Щапов, бывший ктитором храма с конца 1850-х до своей кончины в 1864 году. Освящение состоялось 18 октября 1853 года — совершено Филаретом (Дроздовым), Митрополитом Московским и Коломенским. Хотя храм был формально лишь одним из приходов на восточной окраине Москвы, уже тогда его выделяли как «замечательный по величине, красоте и изящности архитектуры». В 1889 году трапезная надстроена архитектором П. П. Зыковым (вторым). В 1929 году живопись купола собора была реставрирована архитектором И. С. Кузнецовым. В Сретение 1925 года литургию в храме совершал патриарх Тихон. Собор является усыпальницей московских патриархов Сергия (1867—1944) и Алексия II (1929—2008)

Слайд 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Храмы в Москве стали появляться вместе с первыми городскими постройками. В то время церкви строили из дерева. Нижние срубы, более смолистые, и потому устойчивые к гниению, делали из хвойных пород, из дуба или ели изготовляли стропила, а кровлю делали из мягкой осины. Традиционно храмы Москвы, как и большинство православных церквей, в плане - крестообразны, гораздо реже план здания вписан в овал или круг. Венчают храм сферические или луковичные купола и кресты. Число глав – это не просто архитектурная вольность, оно имеет свой смысл. Одноглавые храмы были построены во имя Иисуса Христа, двуглавые символизировали единство человека и Бога, трехглавые строили в честь Святой Троицы, пяти-, семи-, девяти- и тринадцатикупольные храмы также ассоциируются с определенными религиозными традициями. Само слово "храм" произошло от слова "хоромы" (красивое и торжественное помещение). Древняя история православных храмов уходит вглубь веков. Каждый храм символизирует Сионскую горницу, в которой проходила Тайная Вечеря. Большинство православных храмов представляют собой ротонду, и в этом они похожи на Храм Гроба Господня. Ротонда, в свою очередь, устанавливается на куб, символизирующий землю. Самые старинные храмы Москвы находятся в Новодевичьем монастыре, и относятся к 15 веку. Кроме того, в Москве насчитывается около 20 храмов постройки 17 века. В 30-е годы 20 века многие храмы в Москве, как и повсюду, были варварски разрушены. До 1917 года храмов в Москве насчитывалось 846, а до 1980 года их сохранилось лишь 353 – почти 500 соборов было навсегда утрачено для истории и культуры России. Взрывали храмы в Москве не только во время антирелигиозной кампании, но и в годы Великой Отечественной войны, опасаясь, что купола церквей могут стать хорошим ориентиром для вражеских бомбардировщиков.

Слайд 9

В наши дни, возрождая православные духовные традиции, их восстанавливают по старым фотографиям или сохранившимся чертежам. Именно так был восстановлен храм Христа Спасителя, который отстраивали по народной инициативе на добровольные пожертвования. Храм Василия Блаженного (храм Покрова Божией Матери) – не только один из самых известных в Москве, но и один из самых красивых. Покровский храм прошел вместе с Москвой многие испытания, выстоял, и в наши дни продолжает восхищать москвичей и туристов. Храмы Москвы являются неотъемлемой частью истории города, духовными центрами, а также ценными архитектурными памятниками. Часть их сейчас перешла в распоряжение Русской Православной Церкви, получившей статус юридического лица, которое имеет право владеть собственностью, часть работают как музеи, а некоторые совмещают в себе эти два качества. Многие храмы в центре Москвы представляют значительный интерес для путешественников, и не требуют особых знаний города. Например, находясь в районе Красной площади, можно осмотреть не только собор Василия Блаженного, но и храмы, расположенные на территории Кремля. В центре находятся и храм Казанской иконы Божией Матери, храм Христа Спасителя, а также другие московские церкви. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Православный храм и его устройство. Внутреннее убранство храма.»

Экскурсия к храму Покрова Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургском Государственном политехническом университете....

«Православный храм» (правила поведения в храме)

Издавна, где бы не селился русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой  только в Боге, п...

Тихвинский храм Божьей Матери - открытие храма и урок-экскурсия

Тихвинский храм Божьей Матери - открытие храма и урок-экскурсияПрезентация открытия храма по ссылке:https://disk.yandex.ru/i/g_6RzBbLgIVLPgУрок-экскурсия в Тихвинский храм Божьей Матери....

Презентация "Православные Храмы. Храм села Дивноморское"

Презентация использовалалась на уроке Кубановедения и ОПК"...

К.Д. Ушинский. «Поездка из столицы в деревню. Столица и губернский город».

Урок литературного чтения по теме: К.Д. Ушинский. «Поездка из столицы в деревню. Столица и губернский город», 4 класс....

Урок по ОПК "Знакомство с православным Храмом. Храмы Сергиева Посада"

Виртуальная экскурсия рекомендована при изучении модуля "Основы православной культуры и светскойэтики, а также при изучении храмов Сергиева Посада....

Проект «Храмы моего города» (по организации поиска и сбора информации о храмах города Вышний Волочек)

Цель проекта: собрать материал о храмах города Вышний Волочек.Задачи проекта:1.Сбор материала о храмах.2.Повышение престижа у подрастающего поколения к значимости родного города.3.Развитие познаватель...