наша Родина - Россия
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему

Щепилова  Елена Павловна

констект по ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rossiya-nasha_rodina.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Россия – наша Родина.

4 класс

        Цель:

  • воспитание любви к большой и малой Родине, к родной природе.

Задачи:

  • расширить знания учащихся о своей Родине;
  • формировать чувство гордости за свою Родину; учить бережному отношению к  историческому наследию России;
  • развивать познавательную активность учащихся, интеллект, умение работать в группе.

Основные термины:Россия. Родина. Столица. Президент. Государственные символы. Патриот.

Оборудование: презентация к уроку «Моя Родина – Россия»,  песня «С чего начинается Родина?» (сл.  М.Матусовского, музыка В.Баснера), видеофильм «Просторы России».

Ход урока.

  1. Орг. момент. Эмоциональный настрой.

Звучит песня «С чего начинается Родина?»

  • Что вы представили при прослушивании этой музыки?

II. Сообщение темы  и целей урока.

- Сегодня на уроке мы поговорим с вами о нашей Родине – России. (Слайд 1)

III. Работа по теме урока.

Первый вопрос, который я вам предложу на обсуждение - «Что такое Родина?». Послушайте три высказывания и ответьте, какое из них является верным?(слайд 4 со звуковым сопровождением)

Родина – это место, где человеку хорошо жить.

Родина – это место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкие люди.

Родина – это место, где человек живет, учится и работает.

- Мне бы хотелось прочитать слова писателя В.Астафьева, которые, на мой взгляд, очень подходят к нашей теме:

«Родина – это прежде всего язык, природа, древняя история края, народные сказания, память о предках» (слайд 5)

Мест красивых и даже необыкновенных в России немало. Вместе с родителями вы побывали уже во многих уголках страны.

- Но … с чего же начинается Родина? (Ответы детей)

Звучит песня «С чего начинается Родина?» (слайд 6)

- Что означает слово «столица»?

 (Столица, главный город государства, административно-политический центр страны)

- Назовите столицу России.

- Что такое культурное наследие?

(Культурное наследие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.)

- Посмотрите на экран (Слайд 6) и скажите, какие объекты культурного наследия вы видите? (Московский Кремль, собор Василия Блаженного)

- Что еще можно отнести к культурному  наследию России? (Кижи, озеро Байкал и др.)

- Как мы должны относиться к историческому наследию России? (ответы детей)

- Велика Россия – матушка, так ласково называет ее народ. Она простирается с севера на юг, с запада на восток (показ территории России на географической карте). Что, по-вашему, нас всех объединяет? (Все мы россияне, независимо от национальности, должны жить в мире и согласии).

Символы России (слайд 7)

- У каждого государства есть человек, который управляет страной. Какое название должности этого человека в нашей стране? (Президент РФ)

- Как зовут нашего президента?

- У каждого государства есть свои символы (отличительные знаки государства).

- Назовите государственные символы  России (Государственный герб, государственный  гимн, государственный флаг. К символам государства относят также его столицу.)

Физминутка. (слайд 8)

II. Работа в группах (слайд  9)

1 группа дает определение понятию  «Родина» (слайд 10)

- Откуда произошло слово «родина»? Послушаем ребят, которые подобрали родственные слова к слову «родина» и дали им толкование.

(Примерные ответы детей)

Слово родина произошло отдревнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого–либо старинного древнего рода. А само слово родобозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов (так раньше назывался русский народ) был город Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.

Родина – это и отечество, и страна, и место рождения человека.

Родить – значит произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное, родит почва, земля.

Родители – мать и отец, у которых рождаются дети.

Родич – родственник, член рода.

Родня – родственники.

Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают ее.

Народ – нация, народность, жители страны. Есть еще немало слов с корнем  –род-: народность, народить, зарождение и другие.

- Подберите синонимы к слову «Родина» (Отечество, отчизна, родная сторона, родной край, родное пепелище, колыбель)

Антоним  - чужбина.

- Мы подобрали много родственных слов к слову «Родина». Вспомните, как называется наука, которая уходит своими корнями в прошлое, изучая родственные связи? (генеалогия)

Генеалогия – наука о родственных связях (слайд 10)

(Альбом «Генеалогическое древо», составленный учащимися вместе с родителями)

2 группа «Из истории названия России» (слайд 11)

- Наша Родина – Россия. Откуда взялись слова «Русь»,«русский», «Россия»? (Примерные ответы)

Русский. Есть предположение, что слово «русский» появилось от названия древнего славянского племени «рось».

Русь. Некоторые исследователи полагают, что слово «Русь» происходит от слова «русло» - углубление, по которому течет река. Ведь на Руси множество больших и малых рек. И города, и деревни, и села наши предки строили на берегах водоемов.

Русь – первоначальное название земель восточных славян и первого государства Киевская Русь. Согласно летописному преданию «Повести временных лет» (созданному в XI- начале XII веках) название произошло от варягов племени русь, призванных новгородскими славянами в 862 году в качестве воинской дружины.

В ряде версий этноним «русь»произошел от имени первого князя Рус. По другой версии самоназвание «русь» связано с цветом волос, от индоевропейской основы ruksa – русый, светловолосый, белый, золотистый.

Русь. Выдающийся русский историк В.Ключевский около 100 лет назад писал относительно понятия «Русь»: «До сих пор не объяснено удовлетворительно ни историческое происхождение, ни этимологическое значение этого загадочного слова». До конца не прояснен вопрос о происхождении термина «Русь» и сегодня.

С 15 века с момента объединения в одно государство наша страна стала называться  Россия.

 Так в Византийской империи называли Русь.

Сейчас Россия – одна из самых многонациональных стран мира. Нас объединяет то, что у нас одна Родина, одна история, живем мы в единой великой державе, и все вместе ею гордимся.

3 группа «Русские поэты о России» (слайд 12)

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной нашей,

Мы Родиной милой зовем.

                                        М.Лисянский

- У каждого человека свои представления с понятием «родина».  Для одних это страна, в которой родился человек, для других  дом, в котором он живет, для третьих место, где жили его предки. А для кого-то родина начинается с родного порога и березки у дома. Давайте

послушаем стихи русских поэтов о Родине, в которых они выразили свою любовь и преданность родному краю.

Чтение стихов о Родине.

4 группа «Народная мудрость о Родине» (слайд 12)

- Какое отношение к Родине «исповедовали» наши предки?  Обратимся к народной мудрости – пословицам и поговоркам, которые лучше всего отображают наше представление о Родине, отношение к ней.

Пословицы, поговорки о Родине.

  1. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  2. Первое дело в жизни – служить Отечеству.
  3. Родина – мать, умей за нее постоять.
  4. Своя земля и в горсти мила.
  5. Родина любимая – мать родимая.
  6. Одна у  человека мать, одна у него и Родина.
  7. Родная сторона- мать, чужая – мачеха.
  8. Человек без Родины, что соловей без песни.
  9. Кто Родине служит верно, тот долг исполняет примерно.
  10. От Родины теплом веет.
  11. На родной стороне и камушек знаком.
  12. На чужбине родная землица во сне снится.
  13. Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.
  14. Где родной край, там и рай.
  15. Если дружба велика, будет Родина крепка.

Викторина «Великие люди России»(слайд 13)

- На уроках окружающего мира вы познакомились с выдающимися деятелями России, узнали, какой вклад они внесли во благо России.

- Кто изображен на портретах? Что вы знаете о них?

Исторические сведения.

Александр Невский (1221-1263) – Великий русский князь и полководец, получивший свое прозвище «Невский»  после битвы со шведами на реке Неве в 1240 г.

Дмитрий Донской (1350-1389) – Великий князь Московский, получивший прозвище «Донской» за победу в Куликовской битве на реке Дон в 1380 г.

Александр Суворов (1729-1800) – величайший русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере.

Михаил Кутузов (1745-1813) – прославленный русский полководец, герой Отечественной войны 1812 г.

Екатерина IIВеликая (1729-1796) - императрица всероссийская (1762—1796).  Период ее правления считают золотым веком Российской империи.

Петр IВеликий (1672-1725) – первый всероссийский император, выдающийся государственный деятель, сделавший много преобразований для развития России.

Михаил Ломоносов (1711-1765) – первый русский ученый мирового значения.

Александр Пушкин (1799-1837) – русский поэт.

Михаил Лермонтов (1814-1841) – русский поэт.

Георгий Жуков (1896-1974) – советский военачальник, Маршал Советского Союза, проявивший себя как талантливый полководец в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

Юрий Гагарин (1934-1968)- летчик-космонавт, первый человек, совершивший полет в космос (12 апреля 1961)

- Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему?

III. Понятие «Малая Родина» (слайд 15)

- Большое понятие  Родины – страна, в которой человек родился. Что значит для вас «малая родина»? (ответы детей)

IV.Долг человека перед Родиной (слайд 15)

- Чаще всего мы говорим: Родину «надо любить», «надо беречь», «надо защищать» (по щелчку появляются данные слова)

- Подберите слово, в котором выражается долг человека перед Родиной.

(должен – по щелчку появляются слова).

- Человек должен любить Родину, должен беречь Родину, должен защищать Родину. Какое местоимение нужно поставить вместо слова «человек», чтобы каждый мог выразить свое отношение к Родине? (я - по щелчку появляются слова)

(Чтение получившихся предложений)

Я должен любить Родину.

Я должен беречь Родину.

Я должен защищать Родину.

- Ребята, мы  граждане России, поэтому должны быть верными своему Отечеству, а это значит выполнять гражданские обязанности, быть готовыми встать на защиту интересов России, гордиться ею.

V. Итог урока.

- Заканчивая урок, давайте еще раз вспомним, о чем мы говорили сегодня? О чем должны помнить всегда? (слайд 16 со звуковым сопровождением)

Берегите Россию – нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе…

Берегите Россию –

Без нее нам не жить.

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть!

                   Е. Синицин

- Спасибо за урок!

VI. Просмотр видеофильма «Просторы России»

Домашнее задание: подготовить рисунки к конкурсу «Моя малая Родина»

Используемая литература:

  1. Е.Синицин, стих. «Берегите Россию».
  2. М.Лисянский, стих. «Родина».
  3. М.А.Бесова. Сценарии праздников в начальной школе. Ярославль, Академия, К 2000
  4. Журнал «Начальная школа», 2008 г., №9, с.45-49
  5. Учебник «Мир вокруг нас», автор А.А.Плешаков, 4 класс. Москва, «Просвещение», 2004г.
  6. Свободная энциклопедия «Википедия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Наша Родина-Россия"

Цель урока - познакомить учащихся  с понятием «Родина», с государственной символикой России. Урок представляет собой форум, в ходе которого проходит обзорное знакомство с нашей страной, с е...

Наша Родина-Россия.Наш город-часть большой страны.

Урок-путешествие проходит в игровой и  занимательной форме. Ребята знакомятся с природой, городами, народами России, а также с символикой нашей Родины. Дети под руководством учителя путешест...

"Наша Родина - Россия"

Презентация к урокам изо. 2 класс...

Наша Родина - Россия. Символы России

Презентация "Наша Родина - Россия"...

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Наша Родина - Россия» УМК «Школа России»

Тема: Наша Родина – Россия.Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)...

Конспект + презентация урока окр. мира по теме "Наша родина – Россия. Россия – многонациональная страна" 1 класс, ПНШ.

Цель деятельности учителя: расширение представления учащихся  о России как о многонациональной стране.Планируемые результаты:Предметные:- знать что в России живет более 100 народностей;- знать об...

Тема: Наша Родина – Россия. Россия на карте. Где живут белые медведи?

Тема: Наша Родина – Россия. Россия на карте. Где живут белые медведи?...


 

Комментарии

Материал предложен в интересной форме, поможет воспитать у учащихся патриотические чувства.