Урок по основам светской этики
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Модуль: Основы светской этики

Тема: Этикет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorohova_o.n._etiket.docx39.16 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Горохова Ольга Николаевна

        г. Москва ГБОУ Школа №667 имени героя Советского Союза К.Я.Самсонова

Модуль: Основы светской этики

Тема: Этикет

Цель:  формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению,          основанному на знании культурных традиций народа и норм этикета.

Задачи: - развивать производить самооценку и оценку действий другого человека на основе             заданных критериев;

          - формирование умения договариваться и приходить к общему мнению внутри малой             группы, учитывать разные точки зрения;

          - учить выбирать способы получения информации, проводить самостоятельные                     наблюдения.

Формы и виды деятельности: беседа, устное высказывание на тему, работа с                            иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации,            участие в учебном диалоге, работа в группе.

Ход урока:

I Оргмомент.

Орг. момент (Эмоциональный настрой на урок)

Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки. (Стоят у доски, взявшись за руки)

Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.

- Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать прямо сейчас?

- Проходите, пожалуйста, на свои места.

Просмотр мультфильма «Лунтик. Хорошие манеры.»

- Как бы вы объяснили, что такое хорошие манеры?

        (Ответы детей)

-

II Актуализация знаний.

        Тему нашего урока сформулируем, разгадав кроссворд.

(Разгадывание кроссворда). 

  1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)
  2. Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть)
  3. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм)
  4. Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. (Порок)
  5. Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (Добродетель)
  6. Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (Справедливость)

http://festival.1september.ru/articles/639673/img1.jpg

Учитель: Какое ключевое слово получилось? (Этикет)

III Целеполагание.

- Сегодня на уроке мы узнаем, историю этикета, поговорим о том,  какую роль он играет в нашей жизни.

(Подготовленный ученик читает стихотворение)

Что такое этикет?

Что такое этикет –

Знать должны мы с детских лет.

Это нормы поведенья:

Как ходить на день рожденья?

Как знакомиться?

Как есть?

Как звонить?

Как встать?

Как сесть?

Как здороваться со взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них даёт ответ

Этот самый этикет.                (А.Усачёв)

IV История этикета.

- Как вы думаете, как давно появился этикет?

        (Ответы детей)

- Ещё в Древнем Египте давались многочисленные рекомендации поведения за столом. Слово этикет появилось во Франции при дворе короля Людовика XIV (1638-1715). Гостям на приёме были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться.

- Как вы думаете, где-нибудь записывались нормы, правила поведения?

        (Ответы детей)

- С давних пор писатели, учёные, философы давали многочисленные советы.

        В Древнем Египте появилась рукопись под названием «Поучение Кочемни».

        В средние века в Европе были написаны трактаты о правилах поведения «Кодекс          рыцарской чести»

        На Руси одна из первых книг называлась «Домострой».

        В России при Петре Iвышла книга о хороших манерах под названием «Юности         честное зерцало».

V Виды Этикета.

- Мы с вами сегодня поговорим о современном этикете. Он бывает разным, в зависимости от ситуации.

- Как вы думаете, какой бывает этикет?

        (Ответы детей.Обобщить и подвести к тому, что …)

Виды этикета:

        - речевой этикет;

        - столовый этикет;

        - гостевой этикет;

        - профессиональный этикет;

        -театральный этикет;

        - этикет для дома;

        - телефонный этикет;

        - религиозный этикет;

        - свадебный этикет;

( По необходимости давать комментарии)

- Мы сегодня поговорим о некоторых видах этикета.

VI Гостевой этикет.

- О каком этикете шла речь в мультфильме, который мы посмотрели?

        (Гостевой, столовый)

- Объясните смысл пословицы Гость в дом – радость в дом.

        (Ответы детей)

- Вы никогда не задумывались, а зачем люди ходят в гости?

        (Ответы детей)

- Не всякий умеет быть настоящим и щедрым хозяином. Быть хорошим хозяином совсем не просто. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим несколько ситуаций. (Обсуждение)

        Приложение 1

Составление памятки гостеприимства.

Работа в группах.

- Вам будут предложены незаконченные высказывания. Вы должны в группах обсудить и х и дополнить прилагательными, характеризующими хозяина.

        (Обсуждение, выступление представителей групп)

        Приложение 2

VI IТеатральный этикет.

- Кто из вас был в театре?

- Какие правила поведения вы знаете?

(Стихотворение А.Барто «В театре» читает учитель или подготовленный ученик)

- Что, по вашему мнению, сделала не так девочка?

Работа в группах.

- Вы будете составлять памятку «Правила поведения в театре». Вам необходимо будет дополнить высказывания недостающими словами.

        Приложение 3.

        (Выступление представителей групп)

VIII Рефлексия.

- Что интересного вы узнали на уроке?

- Каким человеком вам захотелось быть?

- Сейчас вас ждёт небольшой экзамен «Хитрый этикет».

        Приложение 4.

IX Домашнее задание.

Учебник с.56-57, составить памятки. 1в. – «Поведение на улице»

                                             2в. – «Поведение в транспорте»

Приложение 1.

Ситуация 1.

        Алёша возвращался из школы с друзьями. По дороге спорили о том, кто быстрее всех бегает. Саша утверждал, что гепард. Витя говорил – антилопа. Доспорит не успели, а уже – дом Алёши. Расставаться не хотелось. Алёша предложил.

        - Пошли, ребята, к нам. У меня «Жизнь животных» есть . и поедим, а то здорово есть хочется.

        - А мама ругаться не будет? – спросил Витя.

        - Ну что ты! Она у меня не такая!

        Мальчикам открыла мама Алёши. Она была в стареньком платье, фартуке. Из-под косынки выбились волосы. В руках мокрая тряпка, в ванной работала стиральная машина, а в комнате вся мебель была сдвинута. Видно началась большая уборка.

        - Вы уж извините, ребята, у нас беспорядок. Я сейчас приготовлю вам чего-нибудь перекусить.

        Мальчики стали отказываться, порывались уйти домой. Хозяева уговорили их остаться. Всем было неловко, нехорошо. Кто виноват в этом?

Ситуация 2.

        В дверь постучали. Сергей, продолжая, есть, крикнул: «Входите! Открыто!» на пороге появилась одноклассница Марина. Это было полной неожиданностью. Что надо сделать прежде всего? Как быть с ужином: продолжать есть или оставить? Можно ли спросить, зачем пришла Марина? Если ей срочно нужна книга, которую придётся долго искать на стеллаже в соседней комнате, как следует поступить?  

Ситуация 3.

        Завтра в школу. Уроки ещё не сделаны. А мама просила начистить картошки и протереть пол влажной тряпкой. Но Игорь никак не возьмётся за дело. Ребята всё не уходят. Играли в настольный хоккей. Тренировали на задержание преступника болонку Тусю. Отрабатывали на ковре приёмы самбо. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни.

        Домой их отправить? А как же с долгом хозяина? Выполнить долг хозяина – а уроки? А мамина просьба?

Ситуация 4.

        Лена с мамой готовились ко дню рождения тщательно: напекли пирожков, приготовили торт, купили мороженое и даже молочный коктейль сделали. Пришли ребята из класса, засыпали Лену подарками, чинно уселись за стол, довольно быстро управились с угощением и … заскучали. Девочки сбились на диване, листали книжку, смеялись, шушукались. Мальчики в другом углу играли в шашки. Дима в седьмой раз ставил пластинку с песенкой крокодила Гены.

        Лена принесла ещё один большой торт: «Ешьте, ребята, ну ешьте!» но есть уже никто не хотел.

        - Айда, ребята, шайбу погоняем, - сказал кто-то. И мальчики заторопились. Следом за ними разошлись и подружки.

        Когда мама, которую Лена попросила уйти часа на два к соседям, вернулась домой, виновница торжества в полном одиночестве горько плакала в неприбранной кухне.

        Как вы думаете, почему не получился день рождения? Почему он не стал настоящим весёлым праздником?

Приложение 2

  1. Быть _________________________ хозяином – это значит радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в лучшую комнату, усадить поуютнее, чем-нибудь занять и развлечь его.
  2. Быть ________________________ хозяином – это значит видеть всех своих друзей сразу и каждого в отдельности, найти время поговорить со всеми понемногу, а тем, кто стеснителен или впервые в доме, уделить побольше внимания.
  3. Быть ________________________ хозяином – это значит заранее подумать не только над тем, чем вы угостите своих друзей, но и чем займете их.
  4. Быть ________________________ хозяином – это значит не жалеть для гостей книг, игрушек, угощения, а также времени, стараний и усилий, затраченных на то, чтобы принять их хорошо.
  5. Быть _________________________ хозяином – это значит не требовать благодарности за то, что вы сделали для гостя, не жаловаться на трудности и заботы, связанные с его приходом, не напоминать без конца, как хорошо вы всё устроили и самое главное, - не рассчитывать на ответный приём, угощения и подарки.
  6. Быть _________________________ хозяином – это значит не замечать невольных промахов и ошибок гостя, не затевать разговоров на неприятную тему, не устраивать таких игр и развлечений, в которых хозяин будет выглядеть молодцом, а гость – неумехой.
  7. Быть __________________________ хозяином – это значит выполнять всё, о чем написано выше.

(Слова для справок: приветливым, внимательным, предупредительным, щедрым, бескорыстным, тактичным, воспитанным)

        

Приложение 3

  1. Собираясь в театр, принято одеваться особенно ____________________________.
  2. Нельзя ______________________________ к началу спектакля.
  3. Входя в театр, следует _______________________ верхнюю одежду.
  4. Нельзя в театре ____________________________ чужие места.
  5. Проходя на своё место, нужно идти между рядами __________________ к сидящим.
  6. В зрительном зале нельзя мешать окружающим: ____________________________,

_____________________,_________________________,______________________.

Приложение 4

  1. Как следует принимать подарки?

        а) Поблагодарить, не раскрывая подарка.

        б) Развернуть, порадоваться и поблагодарить

        в) Развернуть и сдержанно поблагодарить, чтобы восторгом не обидеть гостей,         принесших менее удачные подарки.

   2.   Какое количество цветов (четное или нечетное) должно быть в букете,         преподнесённом девочке?

                а) Только нечетное.

                б) Только четное.

                в) Безразлично.

   3.   Можно ли дарить животных?

                        а) Нет. Это не очень хороший подарок.

                        б) Можно, если именинник любит животных.

                        в) Можно, только предварительно обговорив это с тем, кому вы хотите                             подарить животное.

4. Нужно ли приходить в театр или на концерт заранее?

                а) Не нужно.

                б) Нужно.

                в) Желательно, но не обязательно.

5.  Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?

                а) Спиной к сидящим, наклоняясь вперёд.

                б) Лицом к сидящим.

                в) Боком к сидящим, наклоняясь вперёд, чтобы не загораживать сцену.

6.  Следует ли извиняться перед сидящими, проходя в середину ряда?

                а) Следует.

                б) Не следует.

                в) Желательно

7.  Можно ли аплодировать, когда занавес ещё не поднят?

                а) Можно.

                б) Нельзя.

                в) Нежелательно

8. Можно ли аплодировать, когда занавес поднят и спектакль вот-вот начнётся?

                а) Нельзя.

                б) Нежелательно.

                в) Можно, в знак одобрения декораций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по основам светской этики по теме"Добро изло"

Разработка урока курса "Основы светской этики", 4 класс. Данный материал содержит конспект урока по модулю с презентацией, фильмом, который снимали ребята при подготовке домашнего задания....

Урок по основам светской этики "Что такое светская этика"

Цели:Дети: Формируют первоначальные представления о светской этике;Развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.Учитель:Знакомит с понятиями: этика, мораль, нравственность, св...

План урока по Основам Светской этики в 4 классе "Что значит быть моральным"

В разработке представлены варианты заданий по работе с "Азбукой нравственых качеств человека", составленной учащимися в ходе изучения тем, карточки с прогнозированием влияния поступка на формирование ...

Конспект урока (модуль Основы светской этики) 4 класс Тема: «Совесть»

Цель и задачи урока:помочь учащимся осознать чувство совести,  как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»Предметные результаты: усвоени...

ОРКСЭ Конспект урока модуль «Основы светской этики» Тема: «Добро и зло»

ОРКСЭ «Основы светской этики»    тема: «Добро и зло»...

Конспект урока по Основам светской этики "Россия - наша Родина"

Конспект урока по курсу ОРКиСЭ, модуль "Основы светской этики", урок "Россия - наша Родина"...

Конспект урока по основам светской этики. Тема: "Дружба"

Живя в обществе и общаясь с людьми, человек находится в разнообразных отношениях с другими. К ним относятся отношения между родственниками, между соседями или служебные отношения, связанные с работой ...