Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Голомазова Светлана Витальевна

Рабочая программа разработана для обучающихся 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_orkse_4_klass.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания, авторской программы А. Я. Данилюк  «Основы религиозных культур и светской этики».

В современном мире особое значение приобретают духовно – нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

Данная программа реализует содержание одного из шести модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - модуль «Основы светской этики».

Основная цель учебного курса - формирование  у младших школьников  мотиваций  к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

         В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

       В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
  • воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
  • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

          В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе российского общества;
  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;

•        знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Приоритетные  формы и методы работы с обучающимися:

  • эвристические беседы;
  • различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, панельные дискуссии,);
  • учебные и социальные проекты;
  • уроки-экскурсии;
  • деловые и ролевые игры;
  • практикумы;
  • различные  викторины и другие конкурсные события;
  • творческие мастерские.

Приоритетные формы и методы работы с обучающимися.

Формы работы на уроках: коллективная (фронтальная), групповая, индивидуальная.

Методы контроля: устный и комбинированный опрос, систематическое наблюдение за работой детей в процессе обучения.

Контроль за уровнем достижений обучающихся проводится в форме выступлений обучающихся со своими творческими работами.

Программа «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 ч в неделю в 4  классе. Курс рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностные  результаты:

 -формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

-формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

-умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

-активное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

-умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-умения слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-умения определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

-в познавательной сфере - знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

-знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

-формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России; осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

  1. Содержание учебного курса

Введение (1 ч)

         Духовные ценности и нравственные идеалы  в жизни человека и общества.

Россия – Родина наша.

Основы религиозных культур и светской этики» (28 ч)

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека.

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.

Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентельмен и леди.

Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества.

Порядочность. Интеллигентность.

Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.

Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали.

Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против.  Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

Планируемые результаты изучения темы

Обучающиеся научатся:

-называть основные понятия религиозных культур;

-узнают историю возникновения религиозных культур, историю развития различных религиозных культур в истории России;

-описывать основные содержательные составляющие священных книг, сооружений, праздников и святынь;

-описывать различные явления религиозных традиций и культур;

-устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

-излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в

жизни людей и общества;

-соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций;

-слушать собеседника и излагать свое мнение;  

-готовить сообщения по выбранным темам;

-поиску необходимой информации для выполнения заданий;

-участвовать в диспутах.

Духовные традиции многонационального народа России (5 ч)

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Планируемые результаты изучения темы

Обучающиеся научатся:

-называть основные понятия религиозных культур;

-узнают историю возникновения религиозных культур, историю развития различных религиозных культур в истории России;

-описывать основные содержательные составляющие священных книг, сооружений, праздников и святынь;

-описывать различные явления религиозных традиций и культур;

-устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

-излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в

жизни людей и общества;

-соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций;

- слушать собеседника и излагать свое мнение;  

-готовить сообщения по выбранным темам;

-поиску необходимой информации для выполнения заданий;

-участвовать в диспутах.


  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

п/п

Наименование изучаемой темы (раздела)

Количество часов

Основное содержание по теме (разделу)

Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)

1

Введение

1

Духовные ценности и нравственные идеалы  в жизни человека и общества. Россия – Родина наша.

Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.

2

Основы религиозных культур и светской этики

28

Культура и мораль. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.

Образцы нравственности в культурах разных народов. Дворянский кодекс чести. Джентельмен и леди.

Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества.

Порядочность. Интеллигентность.

Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.

Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали.

Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

Изучают основы духовной традиции православия.

Дают определения основных понятий православной культуры.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

 Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.
Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры разных традиций.  

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий 

3

Духовные традиции многонационального народа России

5

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Готовят сообщения по выбранным темам

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

  1. Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса
  1. А. Я. Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики, программы общеобразовательных учреждений 4 – 5 кл.- М.: Просвещение, 2016 г.
  2. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2013 г.
  3. Кураев А.В. Учебник «Основы религиозных культур и светской этики». 4 класс, М., Просвещение , 2016 г.
  4. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2015 г.
  5. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики». - М.: Просвещение, 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс

Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ  модуль ОПК  с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...

рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России

рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...

Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...

Рабочая программа по ОРКСЭ (программа "Школа России" для 4 класса (для детей с ОВЗ)

Данная рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Программа предназначена для детей с ЗПР (7.2)....