Основы светской этики. Семейные праздники.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Попова Марина Михайловна

Предлагаемый конспект полностью сответствует требованиям ФГОС. Урок неоднократно опробирован. Имеет положительные отзова коллег и методистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse._semeynye_prazdniki.docx47.25 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Светская этика»

Тема «Семейные праздники»

Попова Марина Михайловна, учитель начальных классов,

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 661                                        

Приморского района Санкт-Петербурга

Учебно-методический комплекс «Перспектива»

  • Программы общеобразовательных учреждений. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы. А. Я. Данилюк. Москва. «Просвещение» 2010 г. 
  • «Основы светской этики», 4-5 классы, учебник для общеобразовательных учреждений
  • М. Просвещение 2012
  • Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2012
  • «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение,2012

Данный урок был проведён в параллели 4 классов ГБОУ СОШ №661

План урока

Этапы урока

1

Организационный момент. Мотивация познавательной деятельности

2

Актуализация знаний

3

Организация познавательной деятельности.

4

Открытие нового знания

5

Первичное закрепление

6

Рефлексия

7

Домашнее задание

8

Организационный конец урока


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс      4

Ресурсы урока: «Основы светской этики», 4-5 классы, учебник для общеобразовательных учреждений, М. Просвещение 2012

 дополнительная литература, календари, раздаточный материал, интерактивная доска

Тема урока:  Семейные  праздники

Тип урока:  Открытие нового знания

Цель урока: выяснить, какие праздники считают семейными

Задачи:

  1. Уточнить понятие  праздник
  2. Систематизировать праздники по видам
  3. Познакомиться с праздниками каждого вида

Планируемые результаты

Предметные:

Узнать, какие  праздники считают семейными

Метапредметные:

Регулятивные:

-формулировать и удерживать учебную задачу;

-высказывать предположения;

Коммуникативные:

-умение сотрудничать;

-умение слушать и понимать других

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний

- находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную из дополнительной литературы

-уметь работать с информацией

Личностные:

-мотивация учебной деятельности;

-навыки сотрудничества в разных ситуациях

- помнить и чтить семейные традиции

Ход урока

                                                               

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  1. Организационный момент. Мотивация познавательной деятельности

Мотивирует обучающихся к учебной деятельности

Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте успеха на этом уроке.

Приветствуют учителя и друг друга

  1. Актуализация знаний

Создаёт условия для актуализации знаний

                      Знаем

     Хотим узнать              

Узнали

1. Можно радостно проводить время

2.Проходит в виде церемонии, вечеринки

3.Можно угощать гостей

1.Какие они бывают?

2.Когда их отмечают?

1.

2.

-Прочитайте таблицу (на доске)

-О чём речь?

-Назовите тему урока, пользуясь  таблицей

- Найдите, как звучит тема в учебнике (стр.58)

-Какая будет цель?

-На какие ещё вопросы, помимо записанных в таблице,  вы хотели бы получить ответы?  (Учитель фиксирует ответы детей на доске)

Высказывания детей

Познакомиться с семейными  праздниками

  1. Организация познавательной деятельности.

Мотивирует к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению

-А что такое праздник?

-Где можно найти ответ на этот вопрос?

- Интересно узнать, а как вообще появились праздники?

- Прочитайте об этом в учебнике (1 абзац)

-Что вы узнали новое для себя из этого текста?

-Запишите на полосках бумаги названия праздников, о которых вы могли бы сказать «семейные  праздники»

-Поделитесь своей информацией в группе.

-Попробуйте объединить праздники, которые вы записали, в группы и дать группам названия.

-Давайте посмотрим, что у вас получилось.

                               ПРАЗДНИКИ

государственные        семейные      профессиональные

                   религиозные             народные

-На какой вопрос мы сейчас попытались ответить?

Верно ли мы ответили, обсудим позже.

-Что нам поможет ответить на второй вопрос?

-Что такое календарь?

-Перед вами лежат календари. Все ли они могут нам помочь в определении даты праздника? Почему?

Обращаются к толковому словарю

Работают с учебником

Делают предположения

Предлагают варианты в группах, распределяют праздники

Высказывают своё мнение, учитель фиксирует названия предлагаемых групп

Работают со словарём

У детей на столах представлены календари: лунный, православный, спортивный, посевной, денежный, народных примет. Дети  объясняют свой выбор

  1. Открытие нового знания

Организует коммуникативное взаимодействие с целью решения проблемы

- Вы поделились на группы. Каждая группа будет работать с одной разновидностью праздника. Потом представите нам результаты своей работы.(5 групп)

Дети получают план работы и сообща выполняют необходимые исследования

  1. Первичное закрепление

План

  1. Почему так названа эта группа праздников (ваше мнение)
  2. Запишите на карточках 4 праздника с датой их проведения
  3. Расскажите интересные факты об одном празднике своим одноклассникам (работа с раздаточным материалом)

-Давайте посмотрим, верно ли мы предполагали деление праздников на группы, или надо внести изменения.

-А 7 января что мы отмечаем?

Обсудите и решите, в какую группу праздников вы его отнесёте.

-Свой выбор зафиксируйте на доске.

-Объясните своё решение.

Вывод: любой праздник можно считать семейным, если он отмечается в твоей семье.

-Вернитесь к нашему кластеру. Что хотели бы изменить?

Представители групп вешают на доску названия праздников, рассказывают о своём празднике

Предположительно, дети оставят классификацию без изменения

Рождество

Дети обсуждают в группах и фиксируют на доске своё решение. Возможно, дети разойдутся во мнениях, и праздник окажется в разных группах.

Дети выходят к доске и вносят изменения в первоначальный вариант:

                СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Государственные                        Профессиональные

                 Религиозные          Народные

  1. Рефлексия

Какая была наша цель? Достигли мы её? Вернёмся к нашей таблице. Что можно записать в графу «Мы узнали»?

-Интересно ли вам было работать?

Предлагаю выполнить ещё одно задание:

Напишите синквейн по теме «семейные праздники»

- Кто хочет прочитать свой синквейн?

Я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма «Подарок»

-Что оказалось самым ценным для героев м/ф?

-Объясните своё мнение  

ВЫВОД:

  1. Собираются все вместе
  2. Дарят друг другу тепло своей души, любовь
  3. Дорог не подарок, дорого внимание

-Обсудите в группе свои синквейны и на их основе создайте новый. (один от группы)

Каждый ребёнок пишет синквейн. Перед началом работы по мере необходимости вспоминают правила написания синквейна:

1 строка – существительное (тема)

2 строка – 2 прилагательных

3 строка – 3 глагола

4 строка – фраза, состоящая из 4 слов, отражающая отношение к теме синквейна

5 строка – синоним к теме

Пример синквейна:

СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Весёлые, яркие

Дарят, поздравляют, отмечают

На праздники дарят подарки

Радость

Просмотр м/ф

Дети высказывают своё мнение, осмысливают и оценивают поступки героев и делают вывод.

По итогам беседы дети в группе обсуждают, выбирают наиболее удачные слова и фразы, составляют один синквейн от группы, который потом зачитывают.

Пример синквейна:

СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Светлые, добрые

Радуют, отмечают, ожидают

Любимые праздники нашей семьи

Радость

СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Уютные, домашние

Сплачивают, объединяют, передаются

Все вместе, так и душа на месте

Традиция

  1. Домашнее задание

Учебник стр.59, одно из четырёх  заданий на выбор по желанию

Задания:

  1. Какие события отмечаются в вашей семье?
  2. Как выбрать подарок
  3. Что подарили на день рождения Винни-Пух и Пятачок? Приятно ли было Иа получить такие подарки?
  4. Что может испортить праздник?
  1. Организационный момент

- Спасибо за урок.

Источники информации

Программы общеобразовательных учреждений. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы. А. Я. Данилюк. Москва. «Просвещение» 2010 г. 

«Основы светской этики», 4-5 классы, учебник для общеобразовательных учреждений  М. Просвещение 2012

Энциклопедия семейных торжеств.-М.:Эксмо, 2013

Православные праздник. Книга для детей и их родителей.-Изд.2-е.-М.2012

Энциклопедия праздников для детей.-М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2011

Галатия Григориаду-Сурели Завтра Воскресенье!- М.: Издательство Московской Патриархии, 2010

Православный церковный календарь, -М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014

Татьяна Борщ Лунный посевной календарь на 2014 год

Газета Оракул от 05.2014 статья Денежный календарь

А.В.Яскин Календарь народных примет для определения погоды, урожая и клёва рыбы,- М.:Издательство Фитон Плюс, 2011

Журнал Моя любимая дача №5 май 2014, статья Лунный календарь на май.

Еженедельник Футбол  №16, 2014 статья Календарь турнира чемпионата мира по хоккею

Этно календарь на 2014 год

CD ДИСК «Подарок» м/ф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО»  В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...

Урок в 4 классе "Семейные праздники" по Основам светской этики

Урок по основам светской этики в 4 классе....

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...

"Семейные праздники" Конспект урока в 4 классе.Основы светской этики)

Тема : Семейные праздники Цель урока: формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении семейных ценностей через изучение семейных празднико...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...