Главные вкладки

    Урок "Монастырь" по модулю «Основы православной культуры», 4 класс
    план-конспект урока по орксэ (4 класс)

    Буйвол Ольга Анатольевна

    Урок с использованием методов и приёмов по развитию критического мышления учащихся.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Буйвол Ольга Анатольевна

    учитель начальных классов

    МБОУ «НОШ №14», г. Биробиджан

    Класс: 4, модуль «Основы православной культуры»

    Тема: Монастырь.

    Цель: знакомство с православными монастырями и особенностями жизни в монастыре. 

    Планируемые результаты 

    Регулятивные учебные действия: 

    Формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия.

    Познавательные учебные действия:

    Раскрыть смысл понятий «монах», «послушание», «монашеские обеты». Формировать представление о жизни в монастыре.  Выявить, почему люди идут в монахи. Выявить роль монастыря в развитии русской культуры.

    Формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации.

    Универсальные логические действия:

    Развивать умение анализировать объекты  с целью выделения признаков, выстраивать логическую цепь рассуждений, доказательство.

    Развивать умение сравнивать и обобщать информацию.

    Развивать речь, критическое мышление, самостоятельность обучающихся.

    Коммуникативные действия:

    Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

    Личностные учебные действия: 

    Пробудить познавательную активность. Развивать нравственные качества личности.

    Воспитывать терпимость, уважительное отношение к людям.

    Деятельность обучающихся:

    Регулятивные учебные действия: ставят учебную задачу, оценивают и контролируют действия.

    Познавательные учебные действия: раскрывают смысл понятий «монах», «послушание», «монашеские обеты», сравнивают и анализируют объекты, выстраивают логическую цепь рассуждений.

    Коммуникативные действия: договариваются, распределяют роли, осуществляют совместный поиск решения.

    Основные понятия: монастырь, монах, инок, послушание, монашеские обеты.

    Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint, интерактивная доска DualBoard, электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры. 4-5 класс», карточки для работы в паре и в группе, рабочий лист.

    Ход урока.

    1. Актуализация знаний.

    - Сегодня на уроке будете слушать, рассуждать, читать, анализировать.

    - Какова задача нашего урока?

    (учиться слушать товарищей, вступать в диалог, осмысливать услышанное, прочитанное)

    - Начнем с проверки домашнего задания. С какой целью его проверяем?

    У вас на столах карточки с заданием для работы в парах. Прочитать и выполнить его.

    Задание:  Установить соответствие между изображением таинства и его названием.

    (1 пара работает у интерактивной доски DualBoard)

    - Как вы мыслили?

    - Соотнести свою работу с образцом на слайде. / Слайд 2. 

    - Какие вопросы для викторины вы подготовили к уроку?

    Примерные вопросы:

    -Как в православной традиции называется таинство заключения брака? /венчание

    - Продолжим открывать секреты православной культуры.

    2. Знакомство с понятием «монастырь».

    -Рассмотрите картину русского художника 19 века Бориса Михайловича Кустодиева.

      /Слайд 3

    - Что Вам известно об этом сюжете?

    -Опишите увиденное.

    - Послушайте произведение Владимира Григорьевича Волкова в его собственном исполнении.

    Звучит произведение Владимира Григорьевича Волкова «Монастырь».        / Слайд 3.

    -Что объединяет художественное и музыкальное произведения?

    -Что еще хотелось бы узнать, рассматривая картину?

    -Для чего нам это важно понять?

    (быть терпимее к людям, совершать больше добрых дел)

    Определить тему урока.

    Прочитать тему урока: Монастырь.

    - На какие вопросы хотелось бы найти ответы?

    - Определить учебную задачу.

    1. Что такое монастырь.

    2. Какова жизнь в монастыре.

    3. Почему люди идут в монахи?

    4. Роль монастыря в развитии русской культуры.

    - Какие вопросы предлагают раскрыть авторы?

    Знакомство с рубрикой «Вы узнаете» с. 80 в учебнике «Основы православной культуры».

    План

    1. Почему люди идут в монахи?                                        

    2. От чего отказываются монахи.

    - Совпали ли мнения?

    - Как понимаете понятие «монастырь»?                                    

    - Какие ассоциации возникли?

    - Где можно найти информацию?

    Обращение обучающихся к толковому словарю С.И. Ожегова с.362

    Монастырь

    1. Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно-хозяйственную организацию. Мужской м. Женский м.

    2. Территория, храм и все помещения такой общины.

    Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой  / Слайд 4.

    Монастырь

    1) Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собою отдельную церковно-хозяйственную организацию.

    2) Церковь, жилые и хозяйственные строения, территория и т.п., принадлежащие такой общине.

    3) Закрытое учебное заведение при монастыре для девушек.

    -Что выяснили из определения?  

    Слово «монастырь» в переводе с греческого языка означало «уединенное место».

    Монастыри бывают мужские и женские.

    - Некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия. Кто эти люди?

    - Найти определение понятия «монах» в статье на с. 80 (1-2 абзацы)

    - Как понять «иноки»?

    Монахов часто называют иноками, так как в отличие от мирян они избрали «иную» жизнь, «иной» путь. Монахами становятся люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу.

    Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры. 4-5 класс». Статья «Это интересно. Монастыри».

    С XI века на Руси появляются первые монастыри. Первые монахи – Антоний и Феодосий в Киево – Печерской  лавре.

    - Можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычных мирян?

    Индивидуальная работа с рабочим листом. Интерактивная доска DualBoard.

    Задание. Подпиши, как называются части монашеского облачения и что они символизируют, используя статью «Монашеское облачение» в рубрике «Это интересно» с.81 учебника и изображения.

    Работа с электронным сопровождением к модулю «Основы православной культуры». Интерактивные модели «Монашеское облачение».

    - Монахи одеты по-особенному. На голове носят камилавку или клобук - головной убор черного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину. Их одежда состоит из рясы и мантии.  В руках они неспешно  перебирают четки, произнося «про себя» молитву.

    - Что узнали нового?

    - На какие вопросы нашли ответы?

    3. Учебная задача: выяснить, почему люди идут в монахи и от чего они отказываются.

    - Предположите, легко ли стать монахом?

    Чтение с пометами.

    Задание:

    Используя текст пособия с.80 - 81, выяснить, почему люди идут в монахи.

    V уже знал

    + - узнал новое

    ? – хочу узнать

    - Что узнали нового?

    Главное правило  монашеской жизни: «Трудись и молись». Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3 – 4 часа, когда монахи уже совершают утреннюю молитву. Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся.

    Кельи – маленькие комнатки для иноков. Слайд 5.

    Трапезная – столовая в монастыре.

    Игумен  (игуменья) – настоятель (настоятельница) монастыря.

    - Как отличить призвание от случайного каприза?

    Значение слова при-зва́-ни·е

    1. Действие по значению гл. призывать, призвать

    2. Склонность, способность к какому-либо делу, занятию

    3. Высокое назначение, предназначение

    - Вы хотели бы найти своё призвание?

    - Найти в статье на странице 81 - 82 (1 абзац) этапы жизни в монастыре и записать их в тетрадь.

    1. Послушание.

    2. Монашеский обет.

    3. Постриг.

    4. Получение нового имени.

    Осуществление идеи настоящего иночества надо искать именно в пустынных монастырях. Основатели их выходили на свой подвиг по внутреннему призванию и, как правило, еще в молодости.

    Будущий основатель пустынного монастыря готовился к своему делу под руководством опытного старца, часто самого основателя этого монастыря. Он проходил разные монастырские службы, начиная с самых черных работ, при строгом посте, "изнуряя плоть свою по вся дни, бодрствуя и молясь по вся нощи". Так усвоялось первое и основное качество инока, отречение от своей воли, послушание без рассуждения. Проходя эту школу физического труда и нравственного самоотвержения, подвижник уходил в пустыню, чтобы основывать там новые монастыри.

    Просмотр видеосюжета о женской обители – единственном в области монастыре во имя святителя Иннокентия,  митрополита Московского.

    Святитель Иннокентий крестил десятки тысяч людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них основам христианской жизни. Много помогало ему в трудах знание различных ремесел и искусств.

    - Просмотрим видеосюжет./ Слайд 6.

    Справка.

    Епархиальный женский монастырь во имя Святителя Иннокентия, митрополита Московского открыт в 2007 году в селе Раздольное Биробиджанского района ЕАО.  Назначена настоятельницей обители монахиня Анастасия (Иванченко).

    В 2011 г. начато строительство каменного сестринского корпуса.

    При монастыре организовано подсобное хозяйство. В подсобном хозяйстве имеются лошадь, жеребенок, 2 коровы, теленок, индейки, куры.

     - От чего отказываются монахи?

    - Какие черты характера воспитываются в монастыре? (милосердие, трудолюбие, терпимость, смирение)

    «Смирение и любовь — самые высокие добродетели. Они должны быть отличительными чертами монаха…» (Преподобный Варсонофий.)  Слайд 7.

    - Как вы это понимаете?

    Издревле  на Руси в монастырях жили Святые Старцы, монахи, которые своей молитвой, отречением от всего мирского и подвигами во имя Бога, заслужили дар предвидения или исцеления.

    - Назовите имена известных вам Святых Старцев. 

    Серафим Саровский

    Святитель Феофан Затворник

    Святитель Игнатий Брянчанинов

    Преподобный Алексий Зосимовский      Слайд 8.

    Старец Арсений Афонский

    Преп. Амвросий Оптинский

    - На какие вопросы нашли ответы?

    4. Учебная задача: Выявить роль монастыря в развитии русской культуры.

    - Вернемся к картине, с которой начали наш разговор. / Слайд 9.

    - Как она называется?

    - Когда появились первые  монастыри?

    - У нас много православных обителей – и маленьких и больших. Какие вам известны?

    /Свято-Троицкая Сергиева лавра, Псково-Печерский монастырь, Ново-Иерусалимский, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь./  

    Сообщение ребят. Слайды 10 - 16

    - Какова роль монастыря в жизни русского народа?

    - Где можно найти такую информацию?

    Есть разные источники, но в данный момент помогут статья учебника и детской энциклопедии «История России».

    Групповая работа

    Задание для работы в группе:

    Используя текст пособия (с.80 – 81), рисунки и записи, составьте кластер – «Роль монастыря в жизни русского народа».

    - Какова роль монастыря в жизни русского народа?

    Ответы в виде схемы появляются и на слайде 17.

              Монастыри - настоящие крепости, надежно охраняли русские города. Крепостные башни, помимо той роли, которую они выполняли в качестве оборонительных сооружений, часто использовались для нужд монастырского хозяйства. В башнях устраивались кладовые, мастерские, разнообразные монастырские службы: поварские, квасовареные, прядильные. Ведение хозяйства, книжное дело, строительство и архитектурана века заложили основы многих культурных традиций России. Создавались при монастыре школы, больницы. Многочисленные монастыри создавались в уединенных уголках вдоль берегов рек (Оки, Волги), что сделало их местами отдыха и торговли для путешествовавших по рекам купцов.  

    Справка.

    Кирилло-Белозерский монастырь в XV—XVII веках вёл обширную торговлю, особенно солью и рыбой.

    Форпостами стали называть монастыри на дальних подступах к русским землям, выполняющие функции "передовых крепостей".

    Форпост — торговый пост, место, где происходил обмен товаров.

    Обитель рано стала одним из важнейших книжных центров России. К концу XV в. здесь хранилось 210 рукописей

    Ио́сифо-Волокола́мский Успе́нский монасты́рь, Ио́сифово-Во́лоцкий монасты́рь — православный, мужской общежительный монастырь в Московской области России. Расположен в 16 км к северо-востоку от города Волоколамска, вблизи села Теряево.      

    С 1777 года по 1823 год в монастыре существовала школа для детей священников. Монастырь был известен большой библиотекой, содержащей книги, рукописи, жалованные грамоты, акты и другие документы с XV века. В ризнице хранились древние предметы.

    Солове́цкий монасты́рь — ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный на Соловецких островах в Белом море.

    Возник в 1420—1430-е годы. 

    Благодаря образцовой хозяйственной деятельности игумена Филиппа, монастырь сделался богатейшим промышленным и культурным центром северного Поморья. Филипп устроил сеть каналов между многочисленными озёрами на Соловецком острове, поставил на них мельницы, соорудил ряд новых хозяйственных построек, увеличил хозяйственный инвентарь; на поморских землях увеличилось число соляных варниц и впервые был заведён железный промысел.

    Своей праведной жизнью соловецкий игумен стяжал себе всеобщее уважение, и слава о нём и о его жизни распространилась так далеко, что достигла царя Ивана Грозного, который вызвал Филиппа из Соловецкой обители и предложил занять кафедру митрополита Московского.

    Тро́ице-Се́ргиева Ла́вра, в церковной литературе обычно Свято-Тро́ицкая Се́ргиева Ла́вра — крупнейший православный мужской монастырь России (РПЦ), расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре́. Основан в1337 году преподобным Сергием Радонежским.

    Здесь в 1380 году отец Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшегося на сражение с Мамаем. Троицкий монастырь был духовным центром московских земель, поддержкой московских князей. В монастыре составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы; в XV веке здесь было создано «Житие преподобного Сергия Радонежского», один из крупнейших памятников старорусской литературы, ценнейший исторический документ.

    - Какую задачу ставили?

    - На какие вопросы нашли ответы? 

    - Чем монастырь отличается от церкви?

    Основатель монастыря часто шел в лес, чтобы спастись в безмолвном уединении с природой. Об отношении христианина к природе мы поговорим на следующем уроке.

    - Составить в паре правила поведения в монастыре.

    5. Итог

    - Составить синквейн. / Слайд 18.

    1. Написать слово - предмет по теме.

    2.  2- слова признака

    3. 2-3 слова-действия

    4. Предложение

    5. Слово-смысл темы.

    Итоговый ответ учащихся.

    -Закончить урок хочу произведением «Монастырь» в исполнении Насти Гебер.

    Автор:

    Светлана Вольная

    В густой листве затерян монастырь,
    Над ним лишь небо, да, как вата облака.
    Вокруг полей российских гладь и ширь,
    А вдалеке виднеется река.
    Святой источник спрятан средь берез,
    Лишь только ветер шелестит листвой.
    Блуждаем в царстве собственных мы грез,
    Боясь спугнуть волнующий покой.
    Прозрачный воздух, ярка неба синь,
    А вдалеке виднеется река.
    В густой листве затерян монастырь,
    Над ним не властны время и века.

    Рефлексия / слайд 19.    

    6. Домашнее задание /Слайд 20                              

    По выбору:

    - Подготовить рисунки  и вопросы по теме.

    - Составить кроссворд.

    - Подготовить сообщение.

    - Написать мини-рассуждение (рабочий лист, задание №2).

    - Разработать правила поведения в монастыре


    Приложение 1

    Таинства Православной Церкви

    В каждом Таинстве верующему христианину сообщается определенный благодатный дар.

    1. В Таинстве Крещения человеку дается благодать, освобождающая от его прежних грехов и освящающая его.

    2. В Таинстве Миропомазания верующему, при помазании святым Миром частей тела, дается благодать, ставящая его на путь духовной жизни.

    3. В Таинстве Покаяния исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, получает благодать, освобождающую его от грехов.

    4. В Таинстве Причащения (Евхаристии) верующий получает благодать обожения через единение со Христом.

    5. В Таинстве Елеосвящения при помазании тела елеем (маслом) больному даруется благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные.

    6. В Таинстве Брака супругам дается благодать, освящающая их союз (во образ духовного союза Христа с Церковью), а также рождение и христианское воспитание детей.

    7. В Таинстве Священства чрез святительское рукоположение (хиротoнию) правильно избранному из числа верующих дается благодать совершать Таинства и пасти стадо Христово.

    Таинства Православной Церкви делятся на:

    1) неповторяемые - Крещение, Миропомазание, Священство;

    2) повторяемые - Покаяние, Причащение, Елеосвящение и, при определенных условиях, Брак.

    Кроме того, Таинства делятся еще на две категории:

    1) обязательные для всех христиан - Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение и Елеосвящение;

    2) необязательные для всех - Брак и Священство.


    Приложение 2

    Текст песни: Владимира Волкова «Монастырь»

    Занимается день. Монастырь над рекой –
    Заходи, путь открыт, вход отверст!
    А на сердце такой почивает покой,
    Что я вижу за тысячи верст:

    Как лампады горят и горят в алтаре…
    Телом здесь, а душой в небесех
    Служит старец-монах в белом монастыре
    И Спасителя молит о всех.

    Над изрытой землёй бьёт двенадцать часов.
    Избы смотрят глазами сирот.
    Средь бескрайних степей и дремучих лесов
    Похоронен великий народ…

    А лампады горят и горят в алтаре
    С тех времён и до сих самых пор.
    Служит русский монах в белом монастыре,
    И, как прежде, поёт братский хор.

    Звон к вечерне зовёт, я Пречистей хочу
    Помолиться за други своя,
    Помолиться за тех, кто затеплит свечу
    Пред Державной иконой Ея.

    А лампады горят, всё горят в алтаре.
    Телом здесь, а душой в небесех
    Плачет русский монах в белом монастыре
    И Спасителя молит о всех.

    http://v-volkov.ru/pesni/10_monastir_192/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа на 2012-2013 учебный год по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Модуль «Основы мировых религиозных культур»

    Материал содержит рабочие материалы по новому курсу ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"...

    Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4

    Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс на 2016 - 2017 учебный год, автор Корчагина Т.А.

    Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль ОМРК для 4-х классов, реализуется в течение 4-х лет, претерпела видоизменения, удобна и понятна в работе....

    Рабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики (модуль: Основы мировых религиозных культур) 4 класс

    Пояснительная записка и КТП по учебнику Р.Б.Амирова "Основы мировых религиозных культур" 4 класс...

    Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)

    Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...

    Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс.

    Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» разработана для обучающихся 4 класса  в соответствии ...