Технологическая карта урока по ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Тема учебного занятия "Дружба".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhba.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока №14

Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Дружба.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание и принятие дружбы как одной из основных ценностей в человеческой жизни.

П. Овладение осознанным и произвольным построением речевых высказываний. Построение логической цепи суждений.

Р. Способность детей выделять главную цель занятия, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия.

К. Участие в работе группы, умение договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений. Готовность слушать собеседника, вести диалог, излагать своё мнение.

Формирование представлений у учащихся о понятии "дружба" и "настоящем друге. Создание добрых взаимоотношений между детьми в классе. Развитие  стремления быть терпимым в обществе людей. Воспитание уважения к одноклассникам.

Цель урока

Воспитание чувства дружбы, коллективизма.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Дружба, друг, друзья, коллектив, доверие, доверительные отношения, обида, прощение.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Мультипроектор, экран, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Песня М. Танича, В. Шаинского «Когда мои друзья со мной».

Мультфильм на основе книги Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья».Произведение А.Гайдара «Тимур и его команда». Стихотворения А. Барто «Ссора». Репродукция картины В. Васнецова «Алёнушка».

                                     Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

Слово учителя:- У нас сегодня тема «Дружба», до обсуждения выполните, пожалуйста, самостоятельно технику «Позитивная установка»:

  • посмотрите на то, как на экране

 мысленного взора написано слово «Дружба» (слово большое, цветное или наоборот, маленькое и темное), проверьте фон, на котором слово написано (темный, светлый);

  • кто внутри вас произносит слово

 дружба (это ваш голос или чей-то еще; голос звучит приятно, гармонично или как-то еще);

  • вам приятно или неприятно смотреть на слово и слушать его.

- Если со словом все в порядке, подумайте почему (у вас есть друзья и с ними у вас хорошие отношения).

- Если слово нечеткое, темное, плохо звучит и вам неприятно о нем думать, то подумайте о причине (вы с кем-то поссорились, вы еще не выбрали себе настоящего друга).

 - Сделайте на экране мысленного взора подсветку для слова, если с ним все в порядке и проведите необходимые изменения, если это требуется.

Личностные компетенции:

«Позитивная установка».

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10  минут

Обсуждение в группах проблем, возникающих в процессе дружбы. Работа с карточками.

1 карточка: 1)Один держит себя выше другого, задается.

2) Можно долго обижаться друг на друга и переживать.

2 карточка: 1) Один говорит, а другой делает, а попадает обоим.

2) Один подговаривает другого, а попадает тому, кто делал.

3 карточка ………………………………….

Просмотр эпизода мультфильма Успенского

Слово учителя: попробуете побыть на месте героев, какие чувства вы испытали?

Обмен впечатлениями.

Чтение произведения:

- Я буду читать произведение, а вы представляйте себе все, о чем говориться и мысленно отвечайте на вопросы:

  • что вы видите, слышите, чувствуете, когда воспринимаете это произведение?

- Подумайте о том, когда вы чувствовали нечто подобное и вспомните, что произошло потом:  с вашими делами и самочувствием, отношениями (вы с кем-то поссорились, у вас что-то не получилось, вам стало обидно или грустно, что-то еще)? Вам приходилось драться с друзьями, была ли у вас такая ссора, что хотелось ударить?

Чтение стихотворения А. Барто «Ссора».

- Вот еще одно  произведение

Стихотворение читает …...., а вы представляйте себе все, о чем говориться и мысленно отвечайте на вопросы:

  • что вы видите, слышите, чувствуете, когда воспринимаете это стихотворение?

- Подумайте о том, когда вы чувствовали нечто подобное и вспомните, что произошло потом.

- Сейчас попробуйте ответить на вопрос что такое дружба, и кого мы называем другом. Эту работу вы будете выполнять в четверках.

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Регулятивные УУД:

«Сбор информации» (проблемный вопрос)

Коммуникативные УУД: «Войти в образ героя».

Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций» индивидуальная работа.

Личностные УУД:

«Вижу, слышу, чувствую».

Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций» - индивидуальная и групповая работа.

Личностные УУД:

«Вижу, слышу, чувствую».

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

15 минут

- Наш практикум будет состоять из двух блоков.

В первой части вы дадите самостоятельное определение понятию друг, а во второй поработаете с техникой прощения другого человека, в частности друга.

  • Проведите в малой группе технику «Визуализация понятия» к слову «друг», и сделайте короткие записи своих мыслей и образов.
  • Сделайте общий рисунок. Рисунок «друга» должен содержать все основные идеи вашей группы.

- Ребята, а сейчас мы будем учиться прощать другого человека.

- Прямо сейчас подумайте над тем, с кем у вас испорчены отношения,

Ситуации могут быть самые разные, но

 выберите только одного человека для работы.

Выполнение медитативной техники «Поделись улыбкою своей…» По музыку

Познавательные УУД: «Визуализация понятия».

Познавательные УУД: «Рисунок».

Коммуникативные УУД: «Войти в образ героя».

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

8   минут

Каждая из групп рассказывает о выполнении задания I и о выполнении задания II только по желанию.

- Итак, что вы нарисовали, какие основные качества выделили у друга (честность, дружелюбие, оказание помощи, схожесть интересов и взглядов на жизнь и т.п.).

- Кто не является другом?

- Что дружбе способствует, а что ее разрушает?

- Почему с некоторыми ребятами многие хотят дружить?

- Почему мы больше всего обижаемся на друзей?

- Кто в паре (или среди нескольких друзей) несет ответственность за то, чтобы у нас были хорошие, доверительные отношения?

- Если что-то произошло, кто должен мириться первым и почему?

- Как можно быстро избавиться от обиды, простить? (выполнить технику «Поделись улыбкою своей…»)

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

5 минут

 «Синквейн» с понятием «дружба».

Вариант работы:

1. ДРУЖБА.

2. Какая она......?

3. Что делает?

4. Я горжусь.......

5. Дружбой нужно ДОРОЖИТЬ!

Исполнение песни  М. Танича, В. Шаинского: «Когда мои друзья со мной»

Познавательные УУД: «Синквейн».

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Домашнее задание 2 мин

Мини- сочинение: «Мой друг». Вопросы и задания стр.32-33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Культура и мораль"

Модуль: «Светская этика» Учебное пособие: А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4 – 5 класс» Тема урока: «Культура и мораль» Урок № 3. Цель: освоение нр...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему "Православие в Советской России"

Методическая разработка урока составлена по ФГОС....

Технологическая карта урока по ОРКСЭ. Тема "Христианская церковь"

Данный урок является 3 по счету  в разделе «Христианство» и дает знания о развитии христианства, о возникновении христианской церкви, о церковной организации. Урок  является культурологическ...

Технологические карты уроков по ОРКСЭ (светская этика).

Технологические карты уроков основ религиозной культуры и светской этики для 4 класса....

Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Добродетель и порок"

Технологическая карта урока по ОРКСЭ  "Добродетель и порок"...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему: "Семья. Семейные ценности"

Урок направлен на организацию совместной деятельности по определению основных ценностей семьи, таких как: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Зачем творить добро"

Технологическая карта урока по ОРКСЭ № 21 "Зачем творить добро"...