Формы и виды организации учебной деятельности на уроках ОРКСЭ.
статья по орксэ (4 класс)

Магомедова Наида Ахмедхановна

Формы и виды организации учебной деятельности на уроках ОРКСЭ.

 

Среди многообразия форм и видов учебной деятельности можно выделить наиболее оптимальные. Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на сочетании различных методов обучения: это - словесные,наглядные,практические,репродуктивные,индуктивные и дедуктивные. В статье рассказывается о формах и видах организации учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа № 3

Тема:

«Формы и виды организации учебной деятельности на уроках ОРКСЭ»

Подготовила

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 3» г. Тарко-Сале

Магомедова Наида Ахмедхановна

2019 г.

        Среди многообразия форм и видов учебной деятельности можно выделить наиболее оптимальные.

Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на сочетании различных методов обучения:

  • Словесные, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
  • Наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
  • Практических, проблемно- поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
  • Репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно- образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
  • Индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

                Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.

        Работа в группе позволяет ученикам получить эмоциональную и социальную поддержку, создаёт эффект включенности в общую работу класса. Одна из задач, стоящих перед учителем при организации работы в группах - создание перспективы для получения индивидуального образовательного результата каждым учеником.  Групповая работа младших школьников может быть эффективна только при условии соблюдения определённых правил: отсутствие принуждения, продуманная система поощрений и порицаний, организация и содержательная поддержка со стороны учителя, чёткий инструктаж. Также необходимо соблюдать и временные ограничения: работа младших школьников в группе не должна превышать 10-15 минут.

        Описанные формы и виды учебной деятельности младших школьников эффективны для развития учащихся только при условии существования в классе благоприятной общей атмосферы, установки на взаимоподдержку и заинтересованность содержанием предмета и результатом собственной учебной деятельности.

        К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» могут быть отнесены:

  • Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного характера, которые потом распределяются между группами.
  •  Взаимообъяснение. Учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы.
  • Беседа. Является фронтальной формой работы, поэтому важно, чтобы она не превратилась в лекцию учителя. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы.
  • Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве домашнего задания (например, взять интервью по определённой теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы).
  • Драматизация (театрализация). Эта форма организации учебной деятельности представляет большой интерес для младших школьников, т.к. близка к игре. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.

                Особое внимание хочется обратить на некоторые сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями.

  • Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарём способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создание точных, понятных, грамотных формулировок. Целесообразно включать в работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя таким образом его итоги.
  • Составление галереи образов. Эта работа направлена на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне. Содержанием галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин. Галерея образов может представлять собой выставку, оформленную учащимися. «Экспонаты» для галереи учащиеся собирают и оформляют на протяжении изучения курса. За завершающем уроке можно провести презентацию галереи образов.
  • Использование информационно- коммуникативных технологий в учебном процессе — требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информация является также и средством оптимизации процесса обучения. В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока. Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме.

        Задания на дом в процессе проведения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны иметь творческий, поисковый характер.

Рекомендации к домашним заданиям Итак, необходимая для личностного развития ребенка позиция «Я - сам!» культивируется и организуется, направляется учителем незаметно, но специально и целенаправленно. Ребенок дома остается наедине с учебником. Какая работа ему предстоит?

∙ Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...).

∙ Заучивание (минимального количества дат, терминов, имен).

∙ Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных).

∙ Составление опорных конспектов к пересказам (по желанию), планов, конспектов, выписки.

∙ Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.п.).

Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рационально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном непременном условии: перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать еще что-то: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и виды организации учебной деятельности на уроках ОРКСЭ

Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на сочетании различных методов обучения: С...

"Формы и виды организации учебной деятельности на уроках по "Основам религиозных культур и светской этики"

Презентация к выступлению на тему: "формы и виды организации учебной деятельности на уроках по ОРКСЭ"...

Групповая работа учащихся на уроке как эффективная форма организации учебной деятельности на уроке и формирование коммуникативных компетенций

В педагогической концепции представлены актуальность и теоретическое обоснование применения групповой работы учащихся, раскрыты особенности и методика организации такой работы на уроке, даны методичес...

Формы и методы организации учебной деятельности на уроке.

Материал по данной теме представлен  ввиде презентации. В работе представлены все формы и методы учебной деятельности в современного урока с учётом ФГОС. Подробная классификация даёт возможность ...

Формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы мировых религиозных культур»

Уроки ОРКСЭ не предполагают изучение религии как таковой. Это уроки, воспитывающие, прежде всего нравственность человека, его любовь и уважение к родителям, Отечеству, к окружающим. Статья раскрывает ...

Эффективные формы и виды организации учебной деятельностит на уроках ОРКСЭ выступление

Эффективные формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на оптимальном сочетании различных методов обучения:словесных...

Эффективные формы и виды организации учебной деятельности на уроках ОРКСЭ презентация

Эффективные формы и виды организации учебной деятельности на уроках ОРКСЭ...