Тема урока: Что такое светская этика.
презентация к уроку по орксэ (4 класс)

Иванова Наталья Николаевна

   Цели урока: познакомить учащихся с тем, что такое этика, светская этика и что она      предполагает; развивать интерес к предмету; воспитывать нравственность, желание совершать добрые поступки.

Задачи урока:

  • Ознакомление уч-ся с курсом, основными понятиями, терминологией.
  • Воспитание у уч-ся нравственных идеалов и ценностей.  Формирование самостоятельной работы с источниками информации в подготовке творческой беседы.

       Оборудование: компьютер, презентация, работы детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uro_2_chto_takoe_svetskaya_etika.docx21.21 КБ
Office presentation icon chto_takoe_svetskaya_etika_stecenko.ppt2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Урок №2

Тема урока: Что такое светская этика.

   Цели урока: познакомить учащихся с тем, что такое этика, светская этика и что она      предполагает; развивать интерес к предмету; воспитывать нравственность, желание совершать добрые поступки.

Задачи урока:

  • Ознакомление уч-ся с курсом, основными понятиями, терминологией.
  • Воспитание у уч-ся нравственных идеалов и ценностей.  Формирование самостоятельной работы с источниками информации в подготовке творческой беседы.

       Оборудование: компьютер, презентация, работы детей

Ход урока

  1. Оргмомент.(Проверка готовности к уроку) (слайд 1)
  2. Актуализация знаний по теме «Россия – наша Родина».  Проверка домашнего задания. (слайд 2) 

Вопросы к учащимся:

 - О чём беседовали с родными и друзьями?

 - Что нового узнали для себя?

 - Что их особенно заинтересовало?

 Рассказы учащихся о традициях принятых в их семьях, демонстрация рисунков.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы  с вами  узнаем, что  означают слова светская этика и вспомним правила поведения вежливого человека.

  1. Изучение нового материала.

Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди.  

Ребята, как вы думаете, каким принципами руководствуется человек, выстраивая своё поведение в обществе, за столом, в общественных местах?  

- А как одним словом  всё это можно назвать? /этика/

- Значит, о чём мы сегодня  будем беседовать?

Этика – это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Дети читают определение на слайде и записывают пропущенные слова  в тетради задание №1)

Это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.

Основателем науки Этика был древнегреческий философ Аристотель. (На фоне слайда учитель рассказывает о биографии Аристотеля)

Аристотель  (IV век до н.э.) -         греческий философ, учёный-энциклопедист. История жизни Аристотеля удивительна. Он стал основателем многих отраслей знаний: физики, биологии, психологии, политологии; он создал свою школу, был наставником Александра Македонского. Противники страшились его речи, всегда ловкой и логичной, всегда остроумной. Научное наследие Аристотеля огромно. Оно образует полную энциклопедию научных знаний своего времени. Наибольшей известностью пользуются следующие его сочинения: «Физика», «Поэтика», «О душе», «Этика», «Политика», «История животных». Жил он в Древней Греции, где все науки назывались философией. (Дается определение философии). Аристотель считал, что этика это часть философии.

Работа с иллюстрациями учебника /слайд/

На слайде представлена фреска Рафаэля. «Афинская школа», которая имеет и другое название «философские беседы». На ней художник изобразил великих мыслителей, живших в другое время и в другой стране. Некоторым он придал черты своих современников. Например, в центре фрески мы видим фигуру Платона, который имеет черты великого художника Леонардо да Винчи. Справа от него стоит Аристотель, держа в руке свою книгу «Этика».

Выполнение задания (тетрадь задание №2) Сгруппируйте иллюстрации. По какому признаку вы  это сделали?

Ответ на слайде (стадион, школа, театр – это светские сооружения; все остальные – церковные),  светские  профессии – учитель, строитель, врач.  Т.е. светский (на виду, на свету, публичный, общественный …)? Различают этику религиозную и светскую

Светская этика – это нормы поведения принятые в гражданском обществе.

Работа с учебником стр.7 абзац 3-4

А теперь послушайте пословицу. Попробуем вместе понять ее мудрость.          

Посей поступок – пожнёшь привычку;

Посей привычку – пожнёшь добродетель или порок;

Посей добродетель или порок -  пожнёшь характер;

Посей характер – пожнёшь судьбу.

Каждый человек, где бы он ни жил, чем бы он ни занимался, вступает в самые разнообразные отношения с другими людьми. Одним из регуляторов этих отношений, который ставит перед человеком вопрос: справедливо ли он поступает и что несет людям – добро или зло? – является мораль. Мораль дает человеку возможность оценить поступки окружающих людей, понять себя и осмыслить, правильно ли он живет, как надо жить и к чему стремиться. Этика изучает мораль.

Слово «мораль» возникло в Древнем Риме и означает «привычки», «обычаи», «правила поведения». Слайд №

- Всё это можно назвать словом НРАВ,     от которого в русском языке произошло слово НРАВСТВЕННОСТЬ. Поэтому слова «мораль» и «нравственность» являются синонимами.

Как вы думаете, когда люди поступают нравственно, а когда – безнравственно?

  1. Физкультминутка-игра.

Теперь попробуем определить, как знаете вы правила вежливости. Для этого мы поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. (вежливо – руки на парте, наклон головы в знак согласия; невежливо – руки вверх)

  • Поздороваться  при встрече …(вежливо)
  • Толкнуть и не извиниться …(невежливо)
  • Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо)
  • Перебивать старших…(невежливо)
  • Уступить место пожилому человеку… (вежливо)
  • Мешать на уроке своему соседу по парте …(невежливо)
  1. Закрепление изученного материала.

    Проигрывание ситуаций. Работа в группах.

Учащимся предлагается разыграть сценки, в которых отражаются как красивее манеры поведения, так и нарушение этикета.

Задание 1. У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.

Задание 2. Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?

Задание 3. Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.

Задание 4. Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать.

«А что ты мне за это дашь?» - спрашивает тот.

После долгих разговоров и обещаний подарить ему марку мальчик получает согласие. Оцени ситуацию.

Обсуждение проигранных ситуаций по вопросам:

- В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать нравственным?

- Какое поведение вы не одобряете?

   

  1. Итог урока. Домашнее задание.

    - С каким понятием вы  познакомились на уроке? Дайте определения этому понятию.

    - Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия светская этика?

   Рабочая тетрадь задание №3

  1. Рефлексия.

 Договори предложение:

Мне на уроке было …

Я познакомился с новыми терминами и понятиями ….

Я узнал, что …

Теперь я знаю, что «светская» - это значит …


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок 2 Что такое светская этика

Слайд 2

Что такое светская этика?

Слайд 3

Этика – наука , которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле

Слайд 4

Основатель этики – древнегреческий философ Аристотель( IV в.до н. э.) Аристотель

Слайд 5

Фреска Рафаэля(1483 – 1520) «Афинская школа»

Слайд 6

В древней Греции все науки назывались философией .

Слайд 7

Слово «философия» состоит из греческих слов «фило» - любовь и «софия» - мудрость

Слайд 8

Получается, философия – любовь к мудрости

Слайд 9

Аристотель считал, что этика – часть философии

Слайд 10

Этика изучает мораль. Слово «мораль» возникло в древнем Риме.

Слайд 11

Слово «мораль» обозначает Привычки Обычаи

Слайд 13

Слово «мораль» обозначает «правила поведения»

Слайд 14

Привычки, обычаи, правила поведения , всё вместе можно назвать словом нравы

Слайд 15

От слова «нравы» в русском языке произошло слово «нравственность »

Слайд 16

Слова «мораль» и «нравственность» являются синонимами.

Слайд 17

Этика помогает разобраться каким путём достигается нравственность

Слайд 18

В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты

Слайд 19

Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способные любить и дружить

Слайд 20

Однако есть и такие, которые лгут, крадут, грубят, обижают слабых.

Слайд 21

1.Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим? 2. Что нужно делать, чтобы самому стать добрым? 3. Как наградить человека, сделавшего добро? 4.Как не делать зла? 5. Как сделать жизнь людей лучше? На все эти вопросы помогает ответить этика .

Слайд 22

Различают этику религиозную и светскую.

Слайд 23

Этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит, стать лучше.