Конспект урока "Монастырь"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Смирнова Елена Владимировна

Конспект урока по основам православной культуры "Монастырь"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Выявление восприятия, мотивация.

Чтение стихотворения учителем.

        «Что может быть семьи дороже?»

        Что может быть семьи дороже?

        Теплом встречает отчий дом,

        Здесь ждут тебя всегда с любовью,

        И провожают в путь с добром!

        Отец и мать, и дети дружно

        Сидят за праздничным столом,

        И вместе им совсем не скучно,

        А интересно впятером.

        Малыш для старших как любимец,

        Родители – во всём мудрей,

        Любимый папа – друг, кормилец,

        А мама ближе всех, родней.

        Любите! И цените счастье!

        Оно рождается в семье.

        Что может быть её дороже

        На этой сказочной земле.

Учитель: -Что нужно людям для того, чтобы быть счастливыми? (семья, дом, достаток, здоровье родных и близких, хорошие оценки, …) Вы правы.

        -Но есть на земле удивительные места, где живут удивительные люди, которые добровольно отказались от всех земных благ: счастья иметь семью, детей, свой дом, достаток.

3.Определение темы урока.

Учитель: - Как вы думаете, кто эти люди и где они живут? (монахи, монастырь)

Учитель: - Тема нашего урока «Монастырь».( 1 слайд)

Сегодня на уроке мы узнаем, почему люди идут в монастырь, отчего отказываются и как живут в монастыре.

4.Изучение нового материала.

Работа с определениями «монах», «инок», «монастырь».

Монах (монахиня) – от греческого слова «монос» - один.        (2 слайд)

Учитель: - Из древнеславянского языка нам пришло ещё одно слово, синоним слова монах – инок.

Инок – от древнеславянского слова «ин» - один.

Учитель: - Монастырь однокоренное слово слову монах.

Монастырь – религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно-хозяйственную организацию. (2 слайд)

Работа по учебнику. (стр.80, 2 абзац)

Учитель: - Что такое призвание? (ответы детей)

-Своё призвание (то есть склонность к тому или иному делу, профессии) ощущает врач, стремящийся помочь больному, спортсмен, который все силы отдаёт для победы в соревновании, и учёный, и учитель, и офицер.

Монахом же становиться тот, кто ощутил в себе особое призвание быть всегда только с Богом.

Работа в тетради.

Учитель: - Запишем определение в тетради. (з.1)

Монах – это человек, который ощутил в себе особое призвание быть всегда только с Богом

Рассказ учителя.

Учитель: - Первые христианские монахи появились в конце 3 века от Рождества Христова. Они определили главное правило монашеской жизни : «Трудись и молись». (3 слайд)

Работа в тетради.

-Запишем правило в тетради. (з.3)

-Первый христианский монах святой Антоний Великий (4 слайд) жил один вдали от людей и лишь иногда приходил в село или город для того, чтобы поменять сплетённые им корзины на муку.

-Со временем люди заметили в глазах монахов какую – то особую тишину, радость, свет, мир. И стали спрашивать их о том, как же можно жить без злобы, подозрений и зависти.

Чтение статьи учебника. («Это интересно», стр.82)

Учитель: -Как вы думаете, почему они не могли поссориться? (стр.82,      2 абзац) (Монаху не надо тратить силы на отстаивание своих прав и интересов, на защиту своего имущества. Монаху нечего делить, то есть у него нет повода для ссор. А это значит, что он может быстрее достичь внутреннего мира, мира в душе. Быть монахом – это очень нелёгкий путь. Но это самый прямой путь к святости.)

Учитель: - Можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычных мирян? Как выглядит монах? (5 слайд)

Чтение стихотворения учеником.

        Старец Божий, старец кроткий,

        В лаптях, с палкою простой,

        На руке иссохшей чётки,

        Взор горящий добротой.

        Сколько дивного смиренья

        В страстотерпческих чертах,

        Дивный дар богомоленья

        Лёг улыбкой на устах.

        Тяжким подвигом согбенный

        Он идёт, гонец небес,

        Прозорливый, вдохновенный

        Полный благостных чудес.

        Благодатной силой веет

        На молящих от Него.

        Гордый разум цепенеет

        Перед святостью Его.

                        (1933г, г. Ницца, А. Ладыгин)

Учитель: - Монахи одеты по особенному. На голове носят клобук              (6 слайд) – головной убор( прочитать стр. 81 «Это интересно»).

Одеты в мантию (6 слайд) – облачение (прочитать), в руках чётки           (6 слайд) – бусинки-узелки (прочитать), пояс ( 6 слайд) (прочитать).

Работа с текстом учебника. (стр.81-82)

Учитель: -Как вы думаете, трудно стать монахом? Что для этого нужно?

Чтение текста учебника обучающимися. (стр.81-82)

Учитель: - Какой путь нужно пройти, чтобы стать монахом?

1.Послушание. (7 слайд) – Запишем определение в тетрадь.(Я не буду сам решать, что мне сейчас ко благу или нет, а буду спрашивать об этом у более опытных и мудрых людей)

2.Монашеские обеты. ( Обет – даваемое Богу обещание совершить какое – либо дело. Неисполнение обета является грехом) (Исполнение заповедей Господних, отказ от семейной жизни, отказ от личной собственности) (7 слайд) – Запишем в тетради.

3.Постриг. (7 слайд)

4.Получение нового имени. (7 слайд)

Учитель: - Монахом стать трудно. Их главное правило «Трудись и молись». Утро в монастыре начинается рано, иногда в 4-5 часов утра, вы ещё спите, когда монахи уже совершают утреннюю молитву. Строго соблюдают посты. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушание – работают на полях, в монастырской кухне, ухаживают за животными, ремонтируют здание монастыря. У монахов в монастыре воспитываются такие черты характера как терпимость, смирение, милосердие.

Учитель: - Как вы думаете, можно принудить (заставить) человека стать монахом? (нет)

                -Когда человек самостоятельно может принимать решение? (когда он свободен в выборе)

        -Имеет ли человек право быть монахом? (это его выбор)

Учитель: - В начале урока я прочитала вам стихотворение. Мы говорили о том, когда человек бывает счастлив.

-Может ли жизнь в монастыре сделать человека счастливым? (да) Вот вам ещё один пример, когда человек может быть счастлив. Значит человек может быть счастлив не только тогда, когда имеет достаток, все блага. А и тогда, когда в его душе – живёт любовь к Богу и ко всем людям.

5.Первичное закрепление. Работа в группах.

Учитель: - На партах у вас лежат листочки голубого цвета с заданием. У вас 3 минуты на выполнение задания. Одна группа будет работать у доски.

        1 группа.

Для чего люди уходят в монастырь? (8 слайд)

- чтобы заработать себе славу праведника;

- чтобы убежать от мирских забот;

- чтобы посвятить свою жизнь Богу.

        2 группа.

Основным в монашеской жизни является… ( 9 слайд)

- самоистязание и самолюбование;

- труд и молитва;

- желание быть лучшим в монастыре.

        3 группа.

Что в монастыре для монаха важнее всего? (10 слайд)

-желание стать главным над остальными монахами;

- воздержание (в еде, разговорах, одежде), молитва, послушание;

-жизнь, в которой ты ничем и никому не обязан.

        4 группа.

Послушание в монастыре нужно для того, чтобы… (11 слайд)

- победить в себе грех гордыни;

- узнать, что такое унижение;

- поработить окружающих, говоря об их послушании.

        5 группа.

Монашеская жизнь… (12 слайд)

- скучна, так как нечем заняться;

- не отличается от обычной;

- радостна, так как направлена к Богу.

        6 группа.

Люди уходят в монастырь, когда… ( 13 слайд)

- у них не ладится в жизни, поэтому они оставляют мирскую жизнь в надежде, что в монастыре не будет проблем;

- чувствуют непреодолимую потребность постоянного общения с Богом;

- им хочется, чтобы ими восхищались близкие люди.

        7 группа.

Работают  у доски над составлением кластера «Монастырь».

Монастырь- монах, отдых, молитва, святость, общение с друзьями, труд, развлечение, послушание, святое место.

Проверка выполнения заданий.

6. Домашнее задание.

Учитель: - Хотелось бы вам побывать в монастыре? Своими глазами увидеть монастырь, монахов? Побольше узнать об их жизни?

Многие люди стремятся посетить святые места. Людей, которые посещают святые места называют паломниками. Монастырь – это святое место, где нужно себя вести по – особенному.

-Как вы думаете, как нужно вести себя в монастыре?

- Дома вы должны будете составить и записать памятку паломника. ( в тетради)

7.Рефлексия.

Учитель: -В начале урока мы задали себе два вопроса, на которые в ходе урока мы должны были ответить.

        -Почему люди уходят в монастырь?

        -От чего отказываются монахи?

-Ответили мы на них? (да)  (Люди ощущают особое призвание быть всегда с Богом. Отказываются от семьи, от счастья иметь детей, отказ от личной собственности).

-Продолжите предложения: (14 слайд)

-Оказывается…

-Самым неожиданным для меня было…

- Мне больше всего понравилось…

-В заключение нашего урока я предлагаю вам прослушать фрагмент песни «Монастырь» и полюбоваться видом одного из самых известных монастырей Нижегородской области  Макарьевского монастыря

-Спасибо!.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Кроссворд м о н а с т ы р ь о о о о о о о о л л л л и и и и и т т т в в в в а а а а а а а п п р р р р р п к к д с ь е ч б ж ю е д б б й н н м о н а с т ы р ь 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 3

МОНАСТЫРЬ

Слайд 4

Монах (монахиня) – от греческого слова « монос » - один Инок - от древнеславянского слова «ин» - один Монастырь - уединенное жилище, место проживания монахов или монахинь

Слайд 5

Главное правило: «Трудись и молись»

Слайд 6

Первый х ристианский монах – Антоний Великий

Слайд 8

клобук мантия чётки пояс Одежда монахов

Слайд 9

1. Послушание 2. Монашеские обеты 3. Постриг 4. Получение нового имени

Слайд 10

Для чего люди ходят в монастырь? чтобы заработать себе славу праведника чтобы убежать от мирских забот чтобы посвятить свою жизнь Богу

Слайд 11

Основным в монашеской жизни является…. самоистязание и самолюбование труд и молитва желание быть лучшим в монастыре

Слайд 12

Что в монастыре для монаха важнее всего? желание стать главным над остальными монахами воздержание (в еде, разговорах, одежде), молитва, послушание жизнь, в которой ты ничем и никому не обязан

Слайд 13

Послушание в монастыре нужно для того, чтобы… победить в себе грех гордыни узнать, что такое унижение поработить окружающих, говоря об их послушании

Слайд 14

Монашеская жизнь… скучна, так как нечем заняться не отличается от обычной радостна, так как направлена к Богу

Слайд 15

Люди уходят в монастырь, когда … у них не ладится в жизни, поэтому они оставляют мирскую жизнь в надежде, что в монастыре не будет проблем чувствуют непреодолимую потребность постоянного общения с Богом им хочется, чтобы ими восхищались близкие люди

Слайд 16

Оказывается … Самым неожиданным для меня было… Мне больше всего понравилось…

Слайд 17

Макарьевский монастырь Вознесенский Печёрский мужской монастырь Дивеевский монастырь Благовещенский монастырь Макарьевский монастырь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...