Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Костина Ирина Владимировна

Рабочая программа по ОРКСЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.docx55.23 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №3

с углублённым изучением отдельных предметов»

г. Котовска Тамбовской области

Утверждаю

директор школы                       Н.В. Аверин

                                                                                                    приказ №361    от 29.08.2017 г.

                                       Рассмотрено и рекомендовано

                                                         методическим советом школы

протокол № 1   от 28 августа 2017 г.

Рабочая программа

по ОРКСЭ

4 класс

на 2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Основы православной культуры

УМК «Планета Знаний»

1. Роль и место дисциплины

Согласно Поручению Президента РФ Д.А. Медведева от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) в 2010 году в группе субъектов РФ (19), а с 2012 года во всех субъектах осуществляется введение в общеобразовательных учреждениях новых предметов для изучения учащимися по их выбору или выбору их родителей (законных представителей). В числе этих предметов: Основы православной культуры».

       Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы православной культуры)» рассчитана на учащихся 4-ых классов. В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа  в неделю в 4-м классе (всего 34 часа).

2. Адресат

Программа адресована обучающимся четвертых классов общеобразовательных школ.

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту

Рабочая программа составлена  на основе примерной программы по основам  православия, составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-х   классов. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2010.

        При изучении комплексного учебного  курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается  интеграция с предметами   «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».

4. Цели и задачи

Цель курса - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи курса:

     Формировать целостное восприятие мира, представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства.

     Способствовать целенаправленному включению обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции.

     Создавать условия для познавательной активности школьников, позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.

   Способствовать нравственному, моральному и  патриотическому воспитанию школьников.

   Познакомить с особенностями церковного искусства.

   Познакомить с основными сюжетами Ветхого Завета и  содержанием Евангелия.  

   Изучить основы православной этики.

5. Специфика  программы

Образовательные и воспитательные задачи обучения окружающего мира решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств.

      Содержание программы по основам  православия  позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в развитии познавательных процессов.

6. Основные содержательные линии курса

  •  История возникновения Православия на Руси и роли церкви в истории государства.
  • Азы православной культуры и православного образа жизни.
  • Моральные нормы поведения.
  • Традиции православной культуры.
  • Выдающиеся произведения зодчества, иконописи.

7. Структура программы

1. Россия – наша Родина

2. Культура и религия

3. Бог и человек в православии

4. Православная молитва

5. Библия и Евангелие

6. Проповедь Христа

7. Христос и Его Крест

8. Пасха

9. Православное учение о человеке

10. Совесть и раскаяние

11. Заповеди

12. Милосердие и сострадание

13. Золотое правило этики

14. Храм

15. Икона

16. Творческие работы учащихся

17. Подведение итогов

18. Как христианство пришло на Русь

19. Подвиг

20. Заповеди блаженства

21. Зачем творить добро?

22. Чудо в жизни христианина

23. Православие о Божием суде

24. Таинство Причастия

25. Монастырь

26. Отношение христианина к природе

27. Христианская семья

28. Защита Отечества

29. Христианин в труде

30. Любовь и уважение к Отечеству

31-34. Итоговый урок

8. Требования к результатам

Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной культуры» учащимися 4-х классов:

  • осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
  • развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
  • знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
  • осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
  • умение следить за своими словами и делами; способность  контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
  • настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
  • как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися 4–х классов:

  • развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
  • любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
  • умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
  • умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:

  • развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
  • знаниедостопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
  • умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);  
  • умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;
  • умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
  • усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры;
  • приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
  • формирование потребности в нравственном совершенствовании.

9. Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, а также оральных дилемм и дискуссий

-Эвристические беседы

-Исследовательский метод

-Проектирование

-Уроки – экскурсии

-Деловые и ролевые игры

-Различные викторины и другие конкурсные события

-Творческие мастерские

-Использование информационно- коммуникационных технологий

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно.

10. Контроль

Текущий контроль успеваемости проводится в течение учебного года и включает в себя:  поурочное оценивание – оценка различных видов заданий, выполняемых учащимися на уроке и (или) дома в ходе изучения учебного предмета. Текущий контроль: практические задания, устные вопросы, проверочные карточки, тестирование, конкурсы, выставки, самоконтроль.

Тематический контроль: художественно - практические задания, тестирование, викторины, кроссворды, защита проектов.

Итоговый  контроль: теоретические вопросы, творческая деятельность учащихся.    

11. Объем и сроки изучения

На изучение основ православия отводится 1 час в неделю, всего - 34 часов: 

I четверть - 9ч.

IIчетверть - 7ч.

IIIчетверть- 10ч.

             IVчетверть -8ч.

Тематическое планирование

по основам православной культуры к УМК «Планета Знаний»

4 класс

Тематическое планирование

Содержание курса

Характеристика

деятельности  учащихся

Исторические основы православной культуры – 17ч.

Россия – наша Родина.

Культура и религия.

Человек и  Бог в православии.

Православная молитва.

Библия и Евангелие.

Проповедь Христа.

Христос и Его Крест.

Пасха.

Православное учение о человеке.

Совесть и раскаяние.

Заповеди.

Милосердие и сострадание.

Золотое правило этики.

Храм.

Икона.

Творческие работы учащихся.

Заключительный урок.

Рассказать об особенностях учебного предмета «Основы православной культуры», о его целях и задачах.

Познакомить учеников с текстом Государственного Гимна России и на его примере раскрыть значение слова «священный».

Раскрыть значение понятия «Святая Русь» (по Д.С. Лихачеву). Дать первоначальное представление об историко-литературных источниках (летописях), благодаря которым мы знаем о древнейших периодах своей родной истории. Сформировать представление о важнейших священных именах и событиях Древней Руси. Объяснить значение слов «достопамятный» (достойный памяти), «досточтимый» (достойный чести, почитания).

Начать с учащимися осмысление важнейших понятий, на которых основана православная культура, логику становления этой культуры. Познакомить с просветительной деятельностью среди славян святых братьев Кирилла и Мефодия. Сопоставляя церковнославянскую азбуку и современный русский алфавит, показать, чем различаются эти две буквенные системы. Рассказать о новом (с 1991 г.) церковно-государственном празднике  — Дне славянской письменности и культуры (24 мая).

Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом Познакомить учеников с Православной молитвой. Рассказать о переменах в общественной жизни Древней Руси после принятия православия. Раскрыть значение Крещения Руси как просвещения Руси: показать значение этого события для развития книжной культуры и школьного обучения в Древнерусском государстве.

Осмысление учащимися значения для христиан книг Ветхого и Нового Завета, значения для христианской культуры сюжетов Библии. Показать ученикам великую православную святыню Библию и Евангелие, связывающую православную историю и культуру Византии и России. Познакомить с историей шествования Владимирской иконы Божией Матери по центрам русской государственности (Киев – Владимир – Москва), а также историей прославления и почитания этой величайшей святыни России.

Началоосмысления Нагорной проповеди, начало формирования понимания сути христианского учения и его значения для мировой культуры. Познакомить учеников с проповедью Христа. Раскрыть ее значение. Показать, какое значение приобрёл подвиг святого Александра Невского в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)

Познакомить учеников с церковно-патриотической деятельностью святого Сергия Радонежского. Показать, значение Христа и Его Креста для православных. Рассказать о славных Днях Победы в Российском историческом календаре (XIV–XIX вв.).

Познакомить учеников с праздником пасхи формировать понимание, что Пасха – главный праздник православных христиан, смысл их веры.

Раскрыть духовно-нравственное значение иконы «Троица «как символа единства». Рассказать о храме, для которого писал эту икону святой Андрей Рублёв. Рассказать о выставке «Святая Русь» (Париж, Лувр, 2010 г.), где в составе икон Древней Руси экспонировалась и икона «Троица» Андрея Рублёва.

На примере святых рассказать о понятиях тело, душа, внутренний мир человека, осмыслении христианского представления о человеке: душе человека как его сущности. Познакомить с деятельностью митрополита Петра, содействовавшего Московскому князю Ивану Калите.  Раскрыть значение слов «златоглавая», «первопрестольная». Представить на иллюстрациях или слайдах соборы Московского Кремля.

Познакомить учеников с основными понятиями добро, грех, совесть, быть в ладу со своей душой, раскаяние (покаяние), покаянные молитвы.: Рассказать о великих патриотах России — нижегородском гражданине Косьме Минине и талантливом полководце князе Дмитрии Пожарском. Показать исторические истоки государственного праздника  Дня народного единства (4 ноября) и связь этого праздника с почитанием Казанской иконы Божией Матери.

Разобраться в понятии, которое является темой урока; убедиться в существовании традиционных установок, которые помогают людям жить и общаться. Познакомить учеников с удивительным подвижником Русской Православной Церкви — святым Серафимом Саровским, учившим приходивших к нему людей хранить дух мирный. Охарактеризовать служение людям великих подвижников — святых людей Руси. Рассказать о возрождении Серафимо-Дивеевского и Саровского монастырей в конце XX в.Осмысление понятия «милосердие» как основополагающего нравственного постулата; начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества. Познакомить учеников с понятиями «монастырь», «обитель», «лавра». Рассказать о патриотическом служении Троице-Сергиева монастыря в Смутное время. Показать значение Троице-Сергиевой Лавры  как духовного центра Руси Святой.

Расширить и углубить знания учащихся о  понятиях «святой», «священный».  Вспомнить имена святых Русской Православной Церкви, упоминавшихся в учебном курсе. Рассказать о различных видах святости и подвижничества. Познакомить с праздником и иконой «Всех Святых в земле Российской просиявших».

Познакомить учеников с историей создания Храма Христа Спасителя. Разъяснить смысл словосочетания «храм-памятник». Рассказать о воссоздании Храма Христа Спасителя. Разъяснить духовно-нравственный смысл возрождения православной культуры России.

Объяснить значения слов «икона, образ, гармония,  нимб, пространство без тени».

Рассказать о том, как во время Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) люди обратились к славным патриотическим традициям Древней Руси и вспомнили имена её величайших святых и защитников. Рассказать о патриотическом служении Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. Познакомить с историей храма святого Георгия Победоносца на Поклонной горе в Москве.

Вспомнить выдающиеся события родной истории X–XX веков и обозначить памятные даты XXI века, связанные с этими событиями.

Рассказать о науке «Краеведение».

Подвести итоги знакомства учащихся со священными страницами родной истории. Вспомнить текст Государственного Гимна России. Закрепить понятия «святой», «священный». Рассказать о цели и задачах изучения второй части учебного предмета «Основы православной культуры» — «Нравственные основы православной культуры».

Читать наизусть, петь Государственный Гимн России.

Узнавать государственные символы России:  Флаг, Герб.

Находить в тексте учебного пособия ответы на вопросы, находящиеся в конце урока.

Рассказывать о том, что изображено на иллюстрациях в учебном пособии.

Отвечать на вопросы учителя (с опорой на текст учебного пособия и иллюстрации).

Сопоставлять наименования и признаки священных событий и предметов.

Проявлять почтительное отношение к Государственным символам, священным именам и историческим событиям России.

Выстраивать логичный рассказ по теме урока.

Сравнивать исторические и литературные источники (например, летопись и стихотворение).

Сопоставлять достопамятные события церковной и гражданской истории России.

Объяснять назначение памятников православной культуры России, свидетельствующих о достопамятных событиях Древней Руси.  

Устанавливать хронологию событий, определять даты по юлианскому и григорианскому календарям (старому и новому стилям).

Участвовать в коллективном обсуждении темы урока.

Объяснять смысл церковно-государственных праздников, отражающих достопамятные события отечественной истории: День славянской письменности и культуры (24 мая), День Крещения Руси (28 июля), День народного единства (4 ноября).

Рассказывать о памятниках православной культуры России на основе текста и иллюстраций учебного пособия.

Различать вещественные, устные и письменные исторические источники.

Сопоставлять информацию, полученную из текста учебного пособия и из других источников.

Строить логическую цепь рассуждений на основании сведений, полученных из исторических и литературных источников.

Показывать на исторической карте места важнейших событий истории Отечества, извлекать другую информацию из исторической карты.

Составлять хронологические ряды исторических событий истории России (с именами и датами).

Приводить примеры патриотического служения Русской Православной Церкви в истории России.

Приводить примеры достопамятных сказаний  русской словесности.

Приводить примеры возрождения памятников православной культуры России в конце ХХ – начале XXI веков.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по темам: «Священные страницы родной истории», «Святые люди Русской земли».

Самостоятельно раскрывать смысл слов и словосочетаний: «священный», «родная история», «историческая память», «культурно-историческое наследие России».

Нравственные основы православной культуры – 18ч.

Как христианство пришло на Русь.

Подвиг.

Заповеди блаженства.

Зачем творить добро?

Чудо в жизни христианина

Православие о Божием суде.

Таинство Причастия.

Монастырь.

Отношение христианина к природе.

Христианская семья.

Защита Отечества.

Христианин в труде.

Любовь и уважение к Отечеству.

Подготовка и итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Вспомнить как христианство пришло на Русь, примеры добродетелей.

Обсудить вопросы: «В чём истинное достоинство человека?» «Что недостойно человека?»

Раскрыть смысл слов «нрав» и «нравственность». Показать значение доброго нрава в жизни человека.

Учить детей умению слушать друг друга, вступать в диалог, дружелюбно вести  беседу, дискутировать.

Разъяснить великое значение благодарности как залога правильного и дружелюбного общения между людьми. Раскрыть значение слов «благодарю», «спасибо». Объяснить связь между благодарностью и счастьем, между благодарностью родителям и почтительным отношением к ним. Вместе ответить на вопрос: «Чем опасна неблагодарность?» Разъяснить великое значение слова «подвиг»

Познакомить с характеристикой слова «добро», которую дал Цицерон (дружба проявляется только в добрых делах).

Объяснить, что «дружба» против кого-либо или «дружба» в плохом деле не являются дружбой.

Познакомить со словами Иисуса Христа о жертвенной дружбе (Евангелие от Иоанна: глава 15, стих 13).

Разъяснить важное значение причастия, ответственности в жизни человека и общества. Раскрыть смысл родственных слов «ответ» и «ответственность».

Показать на конкретных примерах великое значение ответственности, дисциплины для благополучия человека и общества. Дать представление о героизме (патриотизме) как  высочайшей форме ответственности.

Разъяснить понятие «монастырь», взаимосвязь понятий «правда» и «справедливость», «честность» и «правда», «совесть» и «мужество».

Познакомить с выражением «Береги честь смолоду».  Объяснить, почему древнейший свод законов на Руси носил наименование «Русская Правда». Вспомнить изречение святого князя Александра Невского «Не в силе Бог, а в правде!» Почему академика Д.С. Лихачева называли совестью нации.

Объяснить, в чём отличие проявления мужества и храбрости от безрассудства участия в экстремальных видах спорта и опасных забавах. Разъяснить  необходимость нравственной самозащиты от наиболее распространённых и опасных ошибок, преступлений и пороков: сквернословия, курения, токсикомании, наркомании, воровства, распущенности, непочтительного отношения к родителям и старшим.

Показать необходимость осторожности в повседневной жизни.

Сформировать представление о трудолюбии как одной из важнейших добродетелей. Раскрыть значение трудолюбия в учёбе. Показать примеры трудолюбия в произведениях художественной литературы и в окружающей жизни. Разъяснить необходимость трудолюбия для раскрытия и развития таланта. На примере басни «Стрекоза и Муравей» показать результаты праздности.

Сформировать представление о милосердии как  важнейшей добродетели. Познакомить детей с притчей о милосердном самарянине. Показать примеры милосердия в произведениях художественной литературы и в окружающей жизни. Разъяснить значение именования «сестра милосердия». Рассказать о том, кто такие волонтёры.

Отвечать на вопросы, расположенные в конце  урока-беседы, а также на вопросы учителя по рассматриваемой теме.

Задавать вопросы учителю и одноклассникам по изучаемой теме.

Оценивать поступки, характеризуемые как нравственные (помощь, взаимопомощь), и отличать их от безнравственных поступков (обман, списывание). Адекватно оценивать свои поступки с учётом понятий «нравственность», «доброе дело». Приводить примеры добрых дел. Учиться замечать добрые дела окружающих. Видеть примеры благодарного поведения человека в окружающей жизни.  Приводить примеры благодарного поведения, описанные в произведениях классической литературы. Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о благодарности.

Называть признаки поведения  благодарного человека. Приводить примеры настоящей (подлинной) дружбы. Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о дружбе. Объяснять взаимосвязь понятий «верность» и «дружба». Отвечать на вопрос: «Что скрепляет дружбу — трудности или удовольствия?» Задумываться над своей ответственностью за выполнение различных общественных поручений в школе (дежурство в классе, в школе, подготовка к школьному празднику, участие в различных внеклассных общественных мероприятиях). Подбирать и объяснять пословицы и поговорки об ответственности, дисциплине, послушании. Объяснять взаимосвязь понятий «ответственность», «дисциплина», «порядок», «положение», «устав», «присяга», «закон». Находить примеры правдивого поведения человека в окружающей жизни, в истории, в классической литературе. Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о правде и лжи. Участвовать в дискуссии на тему «Выгодна ли правда?» Осознавать необходимость осторожного поведения в повседневной жизни (осторожность в общении с товарищами, осторожность на улице, на транспорте, в потреблении информации). Видеть связь между осторожностью и надёжностью. Подбирать и объяснять пословицы и поговорки на тему об осторожности и неосторожности. Видеть и уметь объяснять взаимосвязь между понятиями «старание», «усердие», «трудолюбие». Замечать в окружающей жизни примеры проявления трудолюбия. Подбирать и объяснять пословицы и поговорки на тему о трудолюбии, лени и праздности. Видеть и уметь объяснять взаимосвязь между понятиями «жалость», «сочувствие», «сострадание», «милосердие», «жертвенность».

Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о милосердии. Быть готовым незамедлительно оказать помощь тому, кто в ней нуждается.


Планируемые результаты освоения учащимися программы

по основам православной культуры

Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной культуры» учащимися 4–х классов:

  • осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
  • развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
  • знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
  • осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
  • умение следить за своими словами и делами; способность  контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
  • настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
  • как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися 4–х  классов:

  • развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
  • любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
  • умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
  • умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:

  • развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
  • знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
  • умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);  
  • умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;
  • умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
  • усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры;
  • приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
  • формирование потребности в нравственном совершенствовании.

  • Список литературы
  • Для учеников:
  • 1.Учебник для учащихся «Основы православной культуры»  4-5 классы. Просвещение. Москва. 2011г
  • 2.Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5.
  • Для родителей:
  • «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей.
  • Для учителя:
  • 1. «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений.4-5 классы. 2011
  • 2. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература.
  • 3. Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5.
  • 4. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
  • 5. Энциклопедическая и справочная литература.

Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:

                                       1. урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ;

                                          2. урок закрепления  знаний и выработка умений – УЗЗВУ;

                                          3. урок комплексного использования знаний – УКИЗ;

                                          4. урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ;

                                          5. урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ;

                                       6. экскурсионный урок - Э

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ – 34 ч.

4 класс

Тема урока

Кол-во ча-сов

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

УУД

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1 четверть – 9ч.

Часть первая: Исторические основы православной культуры

1.

Россия – наша Родина.

1

УИПЗЗ

Особенности учебного предмета «Основы православной культуры»,  цели и задачи. Текст Государственного Гимна России.  Значение слова «священный».

Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Знать текст Государственного Гимна России.

Уметь раскрывать значение слова «священный», узнавать государственные символы России:  Флаг, Герб.

Текущий

Читать наизусть, петь Государственный Гимн России. Узнавать государственные символы России:  Флаг, Герб. Находить в тексте учебного пособия ответы на вопросы, находящиеся в конце урока. Рассказывать о том, что изображено на иллюстрациях в учебном пособии. Проявлять почтительное отношение к Государственным символам, священным именам и историческим событиям России.

1.09

2.

Культура и религия.

1

УИПЗЗ

Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

Знать, как человек создал культуру и о чём говорит религия.

Уметь сопоставлять наименования и признаки священных событий и предметов.

Текущий

Отвечать на вопросы учителя (с опорой на текст учебного пособия и иллюстрации). Сопоставлять наименования и признаки священных событий и предметов. Выстраивать логичный рассказ по теме урока. Сравнивать исторические и литературные источники (например, летопись и стихотворение). Сопоставлять достопамятные события церковной и гражданской истории России. Объяснять назначение памятников православной культуры России, свидетельствующих о достопамятных событиях Древней Руси.

8.09

3.

Человек и  Бог в православии.

1

УИПЗЗ

Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Знать  основы духовной традиции православия.

Текущий

Устанавливать хронологию событий, определять даты по юлианскому и григорианскому календарям (старому и новому стилям). Участвовать в коллективном обсуждении темы урока.

15.09

4.

Православная молитва.

1

УИПЗЗ

Что такое православие. Какие бывают молитвы.

О молитве «отче наш».

Знать, что такое православие, какие бывают молитвы.

Текущий

Раскрывать значение Крещения Руси как просвещения Руси: показывать значение этого события для развития книжной культуры и школьного обучения в Древнерусском государстве.

22.09

5.

Библия и Евангелие.

1

УИПЗЗ

Кто такие христиане. Что такое Библия. Что такое Евангелие.

Знать, кто такой христианин, кто такие пророки и апостолы, что такое Библия и Евангелие. Знать, что такое Откровение Божие. 

Текущий

Объяснять, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснять, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказывать об апостолах Христовых.

29.09

6.

Проповедь Христа

1

УИПЗЗ

Чему учил Христос. Что такое Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

Знать, что такое проповедь (Нагорная проповедь), как христиане относятся к мести, и почему. 

Текущий

Составлять  словарь терминов и понятий. Давать определения основных понятий православной культуры.  Объяснять, чему учил Христос. Объяснять, что является духовными сокровищами. Рассказывать, какое богатство христиане считают истинным и вечным.

6.10

7.

Христос и Его Крест.

1

УИПЗЗ

Как бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

Знать, что такое «воплощение» («Боговоплоще-

ние»), Голгофа, кто такой Богочеловек, в чём состояла жертва Иисуса Христа.

Текущий

Рассказывать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснять, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснять, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ.

13.10

8.

Пасха.

1

УИПЗЗ

Что воскресение не только день недели. Символ Пасхи. Как празднуют Пасху.

Знать, что такое Пасха (Воскресение), как празднуют Пасху, как звучит пасхальное приветствие, как звучит пасхальный гимн, что такое христианский пост. 

Текущий

Объяснять смысл церковно-государственных праздников, отражающих достопамятные события отечественной истории. Объяснять, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснять, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказывать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказывать, в чём состоит смысл христианского поста.

20.10

9.

Православное учение о человеке.

1

УИПЗЗ

Чем Бог одарил человека. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

Уметь отличить человека от животного. Знать чем человек отличается от животного, что такое «внутренний мир» человека, в чём заключается свобода для христианина, как Библия рассказывает о происхождении души христианина.

Текущий

Объяснять выражение «внутренний мир» человека. Составлять рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснять выражение «болезни души». Объяснять, в чём заключается свобода для христианина.

27.10

2 четверть – 8 ч.

10.

Совесть и раскаяние.

1

УКИЗ

О подсказках совести. Как исправить ошибки.

Знать, что христиане считают  добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние. 

Текущий

Рассказывать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках. Объяснять выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснять связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказывать, почему покаяние называют «лекарством души».

10.11

11.

Заповеди.

1

УИПЗЗ

Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства.

Знать, что такое «заповедь», «скрижали», какие заповеди были даны людям через пророка Моисея. 

Текущий

Рассказывать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказывать, что общего у воровства и убийства. Обсуждать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа.

17.11

12.

Милосердие и сострадание.

1

УИПЗЗ

Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

Знать, кого христиане называют «ближним», как христианин должен относиться к людям, что такое «милосердие», «милостыня». 

Текущий

Объяснять, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказывать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказывать, какие существуют дела милосердия.

24.11

13.

Золотое правило этики.

1

УИПЗЗ

Главное правило человеческих отношений.

Что такое неосуждение.

Уметь формулировать главное правило человеческих отношений. Знать, что такое «этика», что такое «неосуждение». 

Текущий

Объяснять, почему главное правило этики называется «золотое». Формулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказывать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину.

1.12

14.

Храм.

1

УИПЗЗ

Что люди делают в храмах. Как устроен православный храм.

Знать, для чего людям нужен храм, что они там делают, как устроен православный храм, что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение», что такое «церковно-славянский язык».

Текущий

Рассказывать, как устроен православный храм. Обсуждать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказывать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери. Объяснять значение выражения «Казанская Богоматерь». Рассказывать правила поведения в храме, и для чего они нужны.

8.12

15.

Творческие работы учащихся.

1

УКИЗ

О курсе «Основы православной культуры».

Знать, как готовится творческая работа, какие существуют виды творческих работ, как пользоваться литературой и другими источниками информации. Уметь  правильно отобрать нужную информацию и сделать выводы.

Тематический контроль

Искать требующуюся литературу.
Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Сводить всю найденную информацию в последовательный общий текст. Оформлять работу в соответствии с требованиями. Подготовить устное выступление.

15.12

16-17.

Обобщающий урок.

Проектная деятельность.

2

УПОКЗ

Урок презентация.

Введение в православную духовную традицию.

Уметь  излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

Знать из чего складывается оценка творческой работы. 

Защита проектов.

Представлять свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ.

22.12

29.12

3четверть – 9 ч.

Часть вторая: Нравственные основы православной культуры

18.

Икона.

1

УИПЗЗ

Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

Знать в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему, зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир. 

Текущий

Объяснить значения слов «икона, образ, гармония,  нимб, пространство без тени».

Рассказать о том, как во время Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) люди обратились к славным патриотическим традициям Древней Руси и вспомнили имена её величайших святых и защитников. Познакомиться с историей храма святого Георгия Победоносца на Поклонной горе в Москве.

12.01

19.

Как христианство пришло на Русь.

1

УИПЗЗ

Что такое Церковь. Что такое крещение.

Знать, что такое Евангелие, Пасха, храм и икона, кто такой Иисус Христос, что такое Церковь и крещение, как Русь стала христианской страной. 

Текущий

Вспомнить, как христианство пришло на Русь, примеры добродетелей. Обсуждать  вопросы: «В чём истинное достоинство человека?» «Что недостойно человека?» Раскрыть смысл слов «нрав» и «нравственность». Показывать значение доброго нрава в жизни человека.  Слушать друг друга, вступать в диалог, дружелюбно вести  беседу, дискутировать.

19.01

20.

Подвиг.

1

УИПЗЗ

О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

Знать основные термины и понятия: Святые Подвижники. Почитание. Подвиг. Жертва.
Уметь объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Текущий

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной).

26.01

21.

Заповеди блаженств.

1

УКИЗ

Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

Знать основные термины и понятия: Этика. Христианская этика. Заповедь. Блаженство. Душевная нищета. Царство Небесное. Миротворец.
Уметь работать с текстом учебника, объяснить, что такое христианская этика, заповеди блаженства, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

Текущий

Анализировать жизненные ситуации.

Объяснить, что такое христианская этика, заповеди блаженства.

Видеть примеры благодарного поведения человека в окружающей жизни.  Приводить примеры благодарного поведения, описанные в произведениях классической литературы. Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о благодарности.

Называть признаки поведения  благодарного человека.

2.02

22.

Зачем творить добро?

1

УИПЗЗ

Как подражают Христу. Чему радуются святые.

Знать основные термины и понятия: Добро. Зло. Традиция. Заповедь.
Уметь работать с текстом учебника, подготовить ответ на вопрос «Как я понимаю выражение «мир в душе», вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную.

Текущий

Вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную.

Приводить примеры настоящей (подлинной) дружбы. Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о дружбе. Объяснять взаимосвязь понятий «верность» и «дружба». Отвечать на вопрос: «Что скрепляет дружбу — трудности или удовольствия?»

9.02

23.

Чудо в жизни христианина.

1

УИПЗЗ

О Святой Троице.

 О христианских добродетелях.

Знать основные термины и понятия: Чудо, Святая Троица, христианские добродетели. Три главные христианские добродетели: вера, надежда, любовь.
Уметь  вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, подготовить сообщения на тему: «Чудеса Иисуса Христа»

Текущий

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

16.02

24.

Православие о Божием суде.

1

УИПЗЗ

Как видеть в людях Христа. Почему христиане вверят в бессмертие.

Знать основные термины и понятия: Божий Суд. Грех. Спасение. Совесть. Быть в ладу со своей душой.
Уметь объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

Текущий

Задумываться над своей ответственностью за выполнение различных общественных поручений в школе (дежурство в классе, в школе, подготовка к школьному празднику, участие в различных внеклассных общественных мероприятиях). Подбирать и объяснять пословицы и поговорки об ответственности, дисциплине, послушании. Объяснять взаимосвязь понятий «ответственность», «дисциплина», «порядок», «положение», «устав», «присяга», «закон».

2.03

25.

Таинство Причастия.

1

УИПЗЗ

Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

Знать основные термины и понятия: Православные таинства. Крещение. Миропомазание, исповедь (покаяние). Причастие (евхаристия). Уметь работать с текстом учебника, объяснять основные термины и понятия, понимать значение православных таинств для человека.

Текущий

Разъяснять важное значение причастия, ответственности в жизни человека и общества. Раскрывать смысл родственных слов «ответ» и «ответственность». Показывать на конкретных примерах великое значение ответственности, дисциплины для благополучия человека и общества.

16.03

23.03

26.

Монастырь.

1

УИПЗЗ

Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

Знать основные термины и понятия: Святыня. Монастырь. Монах. Призвание. Послушание.
Уметь объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, подготовить рассказ об одном из монастырей.

Текущий

Объяснять, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказывать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории.

23.03

4четверть – 8ч.

27.

Отношение христианина к природе.

1

УИПЗЗ

Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

Знать основные термины и понятия: Символ. Любовь к природе. Экология. Ковчег.
Уметь объяснять основные термины и понятия, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры, приводить примеры православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

Текущий

Находить примеры правдивого поведения человека в окружающей жизни, в истории, в классической литературе. Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о правде и лжи.

Приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

6.04

28.

Христианская семья.

1

УИПЗЗ

Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

Знать основные термины и понятия: Семья. Ценности. Любовь. Венчание. Семейные традиции.
Уметь  объяснять основные термины и понятия, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, вести диалог, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, рассказать о православных семейных ценностях.

Текущий

Осознавать необходимость осторожного поведения в повседневной жизни (осторожность в общении с товарищами, осторожность на улице, на транспорте, в потреблении информации). Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, вести диалог, анализировать жизненные ситуации. Готовить рассуждение на одну из тем: «Семья – это маленький ковчег», «Детей любить тоже непросто».

13.04

29.

Защита Отечества

1

УИПЗЗ

Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

Знать основные термины и понятия: Защита и защитники Отечества. Справедливая война. Русские святые-воины. Уметь  рассказать о членах семьи, проходивших военную службу, осуществлять поиск информации для выполнения заданий, подготовить сообщения об Александре Невском, Дмитрии Донском, Федоре Ушакове.

Текущий

Выбирают нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной православной культурой. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

20.04

30.

Христианин в труде

1

УКИЗ

О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

Знать основные термины и понятия: Добродетели. Страсти. Отношение. Труд.
Уметь: работать с текстом учебника, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры, понимать важность труда для жизни христианина, особенно труда на благо других.

Текущий

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Видеть и уметь объяснять взаимосвязь между понятиями «старание», «усердие», «трудолюбие». Замечать в окружающей жизни примеры проявления трудолюбия. Подбирать и объяснять пословицы и поговорки на тему о трудолюбии, лени и праздности.

27.04

31.

Любовь и уважение к Отечеству

1

УИПЗЗ

Духовные традиции России.

Знать основные термины и понятия: Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности.
Уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, подготовить сообщение о православии.

Текущий

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

 Объяснять выражение «жизнь положить за други своя».

Рассказывать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины

4.05

32-34.

Итоговый урок.

Проверочная работа.

Проектная деятельность

3

УПОКЗ

Подготовка творческих проектов учащихся.

Конференция

Выступление со своим творческими проектами.

Смотр знаний. Урок презентация.

Знать правила составления презентации, требования к ее оформлению и защите.
Уметь подготовить презентацию в соответствии с требованиями, комментировать ее, отвечать на вопросы по содержанию презентации.

Защита проектов.

Искать нужную информацию, систематизировать её,  сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект. Презентовать свои работы, объяснять их преимущества, способ изготовления, практическое использование. Использовать в презентации критерии оцени качества выполнения работ. Оценивать свои и чужие работы, определять и аргументировать преимущества и недостатки.

11.05

18.05

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс

Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ  модуль ОПК  с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...

рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России

рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...

Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...

Рабочая программа по ОРКСЭ (программа "Школа России" для 4 класса (для детей с ОВЗ)

Данная рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Программа предназначена для детей с ЗПР (7.2)....