Православный Храм
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Булатова Светлана Владимировна

Конспект урока ОПК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravoslavnyy_hram.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

               Тема: Православный храм

Цель:                                                                                                                               Сформировать представление о ценности храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

Ход урока.

I Ориентировочно-мотивационный этап.

1. Приветствие.

Здравствуйте, ребята!

Улыбнемся солнышку,

Дадим друг другу руку –

Поднимем настроение

Себе и другу.

-  Желаю нам успешной работы!

2. Определение темы занятия учениками.

- Ответив на вопросы, мы сможем разгадать ключевое слово.

а) Человек, который принял учение Иисуса Христа (христианин).                                                        б) Что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога? (добро).                                                                                                                                              в) Правила, данные людям от Бога  (заповеди).                                                                                               г) Имя пророка, который принес заповеди с горы Синай (Моисей).                                           Какое слово видим?  (Храм)                                                                                                    - Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?                                                    - Сформулируйте тему урока  (Православный храм)                                                                 - Вам уже приходилось бывать в церкви или православном храме?                                              - С кем вы ходили в храм?                                                                                                                                                     - Что вас удивило, что запомнили?  Чем заняты люди в храме? (В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то).                                                                                                 - Что бы вы хотели узнать о православном храме (….)

II Операционно-исполнительный этап.

1. Сообщение темы урока.

- Сегодня, ребята, мы совершим заочную экскурсию в православный храм.                    – Зачем нам надо знать о храмах и их внутреннем устройстве? (это наша история, которую мы должны знать)

2. Изучение нового материала. (Открытие новых знаний с помощью учителя)

А)  Обсудите и запишите по три слова, с которым ассоциируется слово «храм».                        (церковь, свечи, иконы, крест, Бог, молитва, священник, душа, ангел…)                                          - Так что же такое по – вашему храм?                                                                            (храм- это священное сооружение, в котором собираются люди для совместных молитв;                                                                                                                                                                                                                                                                                                   храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки;                                                   в храме много икон.)                                                                                                             - Обращение к Толковому словарю

Вывод: У каждого человека есть дом, в котором он живет вместе со своими родственниками. Это общий дом для всех членов одной семьи. Есть общий дом  и для верующих в Бога людей.                                                                                                                    Этот дом называется ХРАМОМ. Это специальное место для молитв, для проведения обрядов и богослужений. Верующие во Христа любят свой дом, потому что в храме душа верующего находит спокойствие и защиту.

Б) - Найдите на фото православный храм [1]                                                                                – По каким признакам мы отличаем православный храм от других зданий?                        (У него есть купол, на котором находится крест)                                                                           - Все ваши ответы правильные. Сегодня на уроке мы пополним свои знания о православном храме и его устройстве. Что же мы узнаем?  (учебник стр. 100 - прочитайте).

3. Первичное восприятие нового материала.                                                                 Православные храмы очень красивы. Полюбуемся интерьерами наших знаменитых храмов.

  («Презентации к урокам» А.В. Бородина 4 класс Основы православной культуры.  Урок  20.)

- Вы обратили внимание на то, что у каждого храма есть свое название (имя). Почему?  (Каждый храм посвящен какому-либо святому или знаменательному событию в истории нашей страны.)                                                                                                                                 Изучение устройства храма.                                                                                                     Заочная экскурсия в храм. [2] 

– Мир храма совсем не похож на мир за его стенами.
Давайте на некоторое время перенесёмся в храм и совершим виртуальную экскурсию по храму.
– Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники. Также на паперти бедные просят милостыню.
– Православный храм делится на три части: притвор, сам храм и алтарь.
Давайте пройдём в притвор.
Притвор - славянское слово, которое означает «перед дверями»
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Над притвором обычно строится колокольня.
Вторая самая большая часть – сам храм, место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника.   Аналóй  - это небольшой высокий четырёхугольный столик с покатым верхом.
Алтарь–  ( в переводе с латинского означает «возвышенное место, возвышение») комната, где молится священник, и без благословения никто не имеет права туда входить и находится за иконостасом.
Иконостас высокая перегородка, на которой представлены образы святых – иконы.
В православном храме людей встречают иконы,  свечи  и  священники (Они здесь служат).
- А что это за служба? – спросите вы.
(Священники учат людей,  вместе с ними молятся Богу и стараются им помогать. Их одежда особенная – длинное до пола одеяние. Особенная одежда священников подчеркивает их особенное служение – службу Богу. Священник носит на груди крест.)

Физкультминутка

Кивки «Покиваем головой, чтобы был в душе покой» (медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад).

Поворот «Ты головку поверни, за спиной что, посмотри» (повернуть осторожно голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади).

4.Самостоятельная работа с текстом учебника (стр. 101-103).                              А)  Словарная работа

- Прочитайте  материал учебника и его помощью выполните задание в тетради (стр. 46 зад. 1 без слова ковчежец)

- Самопроверка (п, ф, е, и, и, а, о, в, е, а, а)

Б)   Поисковое чтение (работа в парах)

- Допиши незаконченное предложение и найди подходящую  фотографию (фотографии расположены на стенах).

Алтарь – это ..

Иконостас – это…

Паперть – это ..

Неф – это…

Часовня – это…

Икона  – это …

- Подведем итог нашей необычной экскурсии (коллективная проверка)

5. Знакомство с Храмами Саткинского муниципального района:

III. Рефлексивно-оценочный этап.

1. Правила поведения в храме.

Во всех общественных местах существуют определенные правила поведения, и в храме мы должны знать как вести себя правильно, соблюдая церковный этикет.

- Сейчас мы  вместе составим свод правил поведения в храме.

 Ответы детей (В храме тем более нужно вести себя тихо, пристойно. Никому не мешать, стараться не привлекать к себе внимания, никого не отвлекать во время молитвы. Если вас что-то заинтересовало, можно задать свои вопросы служащим храм после богослужения. Не разговаривать. Отключить сотовый телефон.)

Работа с памяткой (разного цвета для мальчиков и девочек)                                                          - Прочитайте.

Памятка мальчику:

Памятка девочке:

Прежде чем зайти в собор,               Головной сними убор,                               Отключить сотовый телефон.            Вести себя тихо.                                                   Не разговаривать

Скромную надень одежду,                          Голову платком покрой.                                   Отключить сотовый телефон.            Вести себя тихо.                                                   Не разговаривать.

-  О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?                                                                    - Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?                                              - Как мы заходим в храм?                                                                                                                          - Как мы стоим во время богослужения?

2. Рефлексия

- Тысячи лет люди ходят в храм. Для чего? (составь предложения из частей)
Идут плачущие – и там утешаются.
Идут провинившиеся – и получают прощение.
Идут счастливые – поделиться радостью и поблагодарить Бога.

- Вы замечательно сегодня поработали.

А сейчас давайте поделимся своими впечатлениями, которые получили на уроке, с помощью нашего кубика (использую кубик Блума).

IY Домашнее задание.                                                                                                                  Общее:                                                                                                                                                              - рассказать родителям о том, что запомнили на уроке.                                                                         - прочитать в учебнике информацию на странице 100-103, ответить  на вопросы 1,2,3,7 на странице 106.                                                                                                             Индивидуальное:                                                                                                                                    - узнать историю и особенности храмов, находящихся рядом (на территории Саткинского муниципального района)                                                                                -  нарисовать или изготовить макет храма вашей мечты из пластилина или бумаги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры". Тема: " Православный храм и другие святыни. Монастырь".

Конспект ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры". Тема: " Православный храм  и другие святыни. Монастырь".Ссылка на презентацию (архив):https://cloud.mail.ru/public/7a0ce9641294/%D0%A3%D1%80...

Курс ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» Тема «Православный храм»

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве. Задачи: Познакомить с понятием «православный храм».Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством прав...

« Православный храм и его устройство. Внутреннее убранство храма.»

Экскурсия к храму Покрова Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургском Государственном политехническом университете....

«Православный храм» (правила поведения в храме)

Издавна, где бы не селился русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой  только в Боге, п...

Презентация "Православные Храмы. Храм села Дивноморское"

Презентация использовалалась на уроке Кубановедения и ОПК"...