Современные педагогические технологии на уроках ОРКСЭ
статья по орксэ (4 класс)

Васильева Юлия Валентиновна

В данном материале даётся характеристика современным педагогическим технологиям, которые чаще всего используют на уроках ОРКСЭ в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_pedagogicheskie_tehnologii_na_urokah_orkse.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии

1. ВВЕДЕНИЕ

    Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС).

    Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.      

    Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей  всестороннее развитие личности учащегося.  

    Деятельностный подход к обучению предполагает:

- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

-  формирование у школьников умения контролировать свои действия;

-  включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.  

    Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. 

    Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. 

    Построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых образовательных технологий.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ  И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ОРКСЭ

    Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.

    Можно выделить следующие современные педагогические технологии, которые чаще используют  на уроках ОРКСЭ в начальной школе:

- технология проектного обучения; 

- технология проблемного обучения; 

- информационно-коммуникационные технологии;

- технологии игрового обучения;

- технология развития критического мышления.

    Проектные технологии

 В   основе  проектных технологий лежит активная познавательная деятельность учащихся, способствующая развитию коммуникативных компетенций, исследовательских и творческих способностей, умения ориентироваться в информационном пространстве, интегрировать и обобщать информацию из различных источников.

Этапы реализации проекта:

   1.Разработка проекта (поиск проблемы, выбор темы, обоснование -

Почему? это для меня важно; постановка задач - Что? я должен

сделать, чтобы проект получился; выбор методов и способов деятельности - Как? я это сделаю; ожидаемый результат – Что я получу?)

2. Создание (изготовление проекта)

3. Презентация (защита проекта)

В процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий в рамках проекта учащиеся приучаются к самоорганизации, самоанализу, формируются навыки самообразования. Во время защиты проекта  учащиеся демонстрируют осознанность содержания проблемы, умение компетентно представить вариант её решения, аргументированно и чётко отвечать на вопросы, отстаивать разработанную позицию и принимать критику как фактор развития проекта.

Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретают навыки работы с различными источниками информации. Они проявляют инициативу, мыслят творчески. Благодаря проектным работам, повышается мотивация, развиваются интеллектуальные, творческие способности учащихся (Приложение 1).

Проекты могут быть как индивидуальные, так и коллективные (групповые, общешкольные, межшкольные и т. д.), краткосрочные (2 - 6 ч.) и долгосрочные ( неделя, год и т.д.)

Особое значение в работе над проектами имеют метапредметные связи: ОРКСЭ и «Литературное чтение», ОРКСЭ и «Окружающий мир».  

В проектной деятельности велика роль учителя. Он формирует мотивацию участников, проводит консультации в ходе работы над проектом, оказывает содействие в ресурсном обеспечении, координирует действия участников в коллективных проектах, помогает  при анализе проделанной работы (Приложение 2)

Проектная деятельность развивает все универсальные учебные действия.

Технология проблемного обучения:

Это такая форма обучения, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности.

Цель - обучить самостоятельному решению проблем. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучающихся. Можно выделить следующие этапы деятельности:

1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками;

2) Выдвижение версий решения проблемы;

3) Актуализация имеющихся знаний;

4) Составление плана решения проблемы;

5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания.

6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.

Технология игрового обучения

    Очень важно на уроках ОРКСЭ использовать игровые технологии.

 В современной школе, делающей ставку на активизацию учебного процесса,  игровая деятельность используется в следующих случаях: 
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; (урок-игра «Путешествие в Храмы района», урок – спектакль «Православные праздники»);
- как элемент более общей технологии; 
- в качестве урока или его части («Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов»

    Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Играя, дети стремятся овладеть теми качествами личности, которые их привлекают в реальной жизни. Так ролевая игра выступает как средство самовоспитания ребенка. В процессе совместной деятельности во время ролевой игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом, приобретают  знания о нормах поведения в обществе, пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь.

    Примеры ролевых игр на уроках ОРКСЭ:

-  «Учитель и ученик» при изучении раздела  «Этика человеческих отношений»;

-  «Волшебная палочка» по теме «Этикет»;

-  «День рождения» по теме «Этикет»;

 - «Помоги другому» по теме «Нравственный поступок» (Приложение3 )

    Благодаря определенному сюжету ролевой игры ребенок освобождается от многих негативных эмоций (страха, агрессии, нарушение поведения). Игры выполняют большую коммуникативную роль. С их помощью ребенок учится устанавливать контакты.

    Таким образом, подчеркивается важность сотрудничества, умение позитивно относиться к происходящему, толерантное отношение к другим мнениям и позициям.

    Информационно-коммуникационные технологии   

     Курс ОРКСЭ обеспечен мультимедийными средствами обучения, что позволяет организовать изучение  на современном уровне в интересной и увлекательной для учащихся форме. Одна из возможных форм организации обучения на уроках – использование электронного учебного пособия.

Работа с электронным пособием позволяет познакомить учащихся с высказываниями великих людей, рассказами и притчами, которые имеют большую нравственную ценность, встретиться с картинами великих художников. Есть возможность выбора задания по проверке изученного материала или  использовать тесты и тренажёры по различным темам.

   Компьютерное сопровождение преподавания курса позволяет одновременно использовать разноплановую информацию: тексты,  аудио, видеоматериалы, презентации.

    Во время демонстрации слайдов ребята не только знакомятся с изучаемыми понятиями, но и получают возможность насладиться красотой храмов, церковной утвари, живописи, поскольку имеют возможность рассмотреть всё это в более крупном изображении, чем на обычном фото или картине. Кроме того, применение ИКТ дает возможность совершать виртуальные экскурсии из одной точки мира в другую, предоставляет возможность прослушивания церковных песнопений различных распевов, звона колоколов, таким образом, обеспечивая интеграцию с уроком музыки.

    Использовать ИКТ можно на любых этапах урока: актуализация знаний, открытие учащимися новых знаний, закрепление, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания.

    Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.   

    Технология развития критического мышления

    Одной из технологий, обеспечивающей деятельностный подход, является технология «критического мышления». Урок с использованием технологии развития  критического мышления делится на 3 этапа: вызов, осмысление, рефлексия.

    Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, отслеживает направления своего развития, определяет конечный результат.

    Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии данной технологии очень  много. Я остановлюсь на тех, которые можно успешно применять на уроках ОРКСЭ.

    Приём «Кластер» можно использовать на этапах осмысления и рефлексии. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

    Последовательность действий:

  1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
  2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

    Например, при изучении темы «Семья», можно предложить детям взять образ дома, где строительство крепкой семьи начнётся с фундамента. По кирпичикам будем строить дружную семью. Какие кирпичики нам понадобятся? (любовь, прощение, уважение, терпение, радость, помощь). Закрываем крышей (защита) и через трубу выгоняем всё то, что может её разрушить.

    «Мозговая атака»

    Используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова».

1 этап. Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме.

2 этап. Обмен информацией.

    Возможны индивидуальная, парная и групповая формы работы.

Например, тема урока «Милосердие – закон жизни» (модуль «Светская этика»)

1. Подбор синонимов к слову милосердие (гуманность, самоотверженность, доброта, отзывчивость, долг, сочувствие человечность, забота, честь)

2. Подбор антонимов (равнодушие, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность, эгоизм.)

- В нашей теме заявлено еще одно слово – эгоизм. Как вы его понимаете? (найти в словаре).

    «Техника постановки вопросов»

    Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления. Только  те  ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям.

    Один из простых приёмов, позволяющий обучать умению задавать вопросы, – таблица «тонких» и «толстых» вопросов (Приложение 4). 

Этот приём может быть использован на любой стадии урока. Если мы пользуемся этим приёмом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответ при изучении темы. На стадии осмысления содержания приём служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения или слушания. При рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

    Например: при обсуждении притч в курсе «ОРКСЭ»:

- Как должен вести себя культурный человек в данной ситуации?

- Кого человек вправе назвать своим другом? Можно ли навязывать другим свои идеалы красоты?

    Вопросы могут быть использованы  для  взаимоопроса.   Это один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца,  задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

    «Инсерт» («Пометки на полях») - прием работы с текстом, обеспечивающий его вдумчивое прочтение и личностное осмысление.

Предполагает маркировку текста (Приложение 5)

    «Синквейн»

    Этот приём лучше использовать на этапе рефлексии.

Слово синквейн происходит от французского «пять». Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:

- первая строка - одно существительное, которое называет тему;

- вторая строка – описание темы двумя прилагательными;

- описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;

- фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме;

- синоним первого существительного, который повторяет суть темы.

    Синквейны обязательно анализируются. Их интересно использовать в качестве средства творческой выразительности (Приложение 6).

    Технология критического мышления позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным, даёт возможность развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Преимущества  современных педагогических технологий состоит в нацеленности   на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения.

    Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужное, прочно их запоминать, связывать с другими.

    Широкое внедрение инновационных технологий  создают условия для повышения качества обучения,  познавательной активности и учебной мотивации школьников.

    Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии позволят учителю спланировать свою работу на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья, развитие познавательных интересов.

                                                   

                                                       

                                                   

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

   1. Гин А. А. «Приемы педагогической техники: свобода выбора, открытость, деятельность, обратная связь, идеальность» : пособие для учителя / . – 6-е издание. – Москва : Вита - Пресс, 2005. – 112 с.

    2. Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., Тишков, В. А. «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: Стандарты второго поколения ФГОС - Москва: Просвещение, 2014. – 23 с.

    3. Данилюк А.Я. «Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс»: учебное пособие. 3-е изд. Москва: Просвещение,2019. - 136 с.

     4. Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС [Электронный ресурс]  - М., [2017]. Режим доступа: http://metodich.ru/posobie-po-sozdaniyu-sovremennogo-uroka-po-fgos-vvedenie/index.html

    5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] – М.,[2009]. -  Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/727804

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отзыв о применении современных педагогических технологий на уроке русского языка

Данный файл содержит один из отзывов о применении современных педагогических технологий на уроках русского языка....

Отзыв о применении современных педагогических технологий на уроке окружающего мира

Данный материал представляет отзыв учителей МОБУ о применении современных педагогических технологий на уроке окружающего мира в начальной школе....

Педагогические технологии на уроках ОРКСЭ (из опыта работы)

Педагогические технологии на уроках ОРКСЭ (из опыта работы)...

Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ.

Материал содержит краткие методические рекомендации по преподаванию модуля "Основы мировых религиозных культур"....

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Педагогическая мастерская «Современные обучающие технологии на уроках ОРКСЭ»

laquo;Если ученик в школе не научился сам ничего творить,то и в жизни он будет только подражать, копировать»(Л.Н. Толстой)...

Презентация !Педагогическая мастерская «Современные обучающие технологии на уроках ОРКСЭ»

Презентация к педагогической мастерской "Современные обучающие технологии на уроках ОРКСЭ"...