ОРКСЭ
учебно-методический материал по орксэ
В данном разделе представлена:
- информация о буддизме;
- практическая работа "Иудаизм";
- анализ УК ОРКСЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buddizm_1.docx | 25.85 КБ |
analiz_umk_orkse.docx | 26.43 КБ |
prakticheskaya_iudaizm_1.docx | 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы буддийской культуры
План изучения темы
- Буддизм как религия.
- Вера в буддизме.
- Восьмеричный путь. Семь пожертвований
Буддизм – первая по времени возникновения мировая религия. Другие мировые религии появились значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам – более чем через тысячу. Мировой религией буддизм считается на том же основании, что и две другие только что названные религии: подобно христианству и исламу, буддизм в своем распространении по земному шару решительно переступил этно-конфессиональные и этно-государственные границы, став религией самых различных народов с совершенно разными культурными и религиозными традициями. Буддийский мир простерся от Ланки (Цейлона) до Тувы и Бурятии, от Калмыкии до Японии, при этом продолжается начавшийся в конце XIX века процесс распространения буддизма в Европе и Америке. Буддизм стал религией сотен миллионов людей в Юго-Восточной Азии, традиционно связанной с родиной буддизма – Индией, и на Дальнем Востоке, цивилизации которого формировались на основе традиций китайской культуры; цитаделью буддизма уже тысячу лет является Тибет, куда буддизм принес индийскую культуру и которому он дал письменность, литературный язык и основы цивилизации. Буддийской философией восхищался А. Шопенгауэр и с уважением отзывались Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока – индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований. В лоне буддийской традиции были созданы утонченнейшие философские системы, изучение и осмысление которых и сейчас интересно не только с чисто историко-философской точки зрения, так как вполне возможно, что буддийское умозрение способно обогатить и современную философию, в выжидании стоящую на путях схождения новоевропейской классики и постмодерна. Таким образом, изучение буддизма (а дисциплина, занятая научным изучением буддизма, более ста лет тому назад получила название буддологии) необходимо и для востоковеда, и для культуролога, и для религиоведа, и для философа. И, конечно, нельзя понять буддизм, не обратившись прежде к вопросу о причинах его происхождения. Надо сказать, что этот вопрос вполне правомерен и с точки зрения самого буддизма: ведь буддизм провозглашает принцип всеобщей причинной обусловленности, а следовательно, и сам также должен рассматриваться с точки зрения причинной обусловленности (пратитья самутпада). Сама буддийская традиция признает две даты паринирваны (смерти) основателя буддизма – Сиддхартхи Гаутамы (Будды Шакьямуни) – 544 г. до н. э. и 486
до н.э. (здесь, конечно, не имеются в виду совершенно фантастические даты, родившиеся из астрологических выкладок поздних тантрических авторов). Именно первая дата была принята ЮНЕСКО, когда в 1956 г. весь мир отмечал 2500-летие буддизма. К базовым идеям следует прежде всего отнести Четыре Благородные Истины, учение о причинно-зависимом происхождении и карме, доктрины анатмавады
(«не-души») и кшаникавады (учение о мгновенности), а также буддийскую космологию. Все буддисты верят, что эти принципы были провозглашены самим Буддой, однако если тхеравадины («хинаянисты») считают их полной и окончательной истиной, то для большинства махаянистов они есть лишь некоторые условно истинные положения, провозглашенные Буддой в пропедевтических целях, чтобы подготовить учеников к восприятию ими истин более высокого порядка, таких, например, как тождество сансары и нирваны или наделенности всех живых существ природой Будды.
Предварительный просмотр:
Анализ УМК курса ОРКСЭ в общеобразовательной школе.
Учебно-методический комплекс «Школа России»
(под ред. А. Плешакова)
Издательство «Просвещение».
Традиционная программа «Школа России» существует десятки лет. Сам автор подчеркивает, что этот комплект создан в России и для России. Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны
и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах». Традиционная программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение,
письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе.
УМК "Школа России"(ФГОС) - 4 класс
Основы духовно-нравственных культур народов России -
А.В.Кураев, Д.И.Латышина, М.Ф.Муртазин
Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ).
- Основы православной культуры. Автор: Кураев А.В. ОРКСЭ.
Учебное пособие знакомит с основами православной культуры, раскрывает еѐ значение и роль в жизни людей — в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.
- Основы исламской культуры. Авторы: Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. ОРКСЭ.
- Основы иудейской культуры. Авторы: Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. ОРКСЭ.
Учебник знакомит с основами иудейской культуры и раскрывает еѐ значение в формировании личности иудея и его поведении в повседневной жизни, а также еѐ влияние на историю еврейского народа и мировые религии - христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.
- Основы буддийской культуры. Автор: Чимитдоржиев В.Л. ОРКСЭ.
Учебник в доступной для учащихся 4–5 классов форме знакомит с основами буддийской культуры: еѐ основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством. Переработанный учебник ориентирован на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
- Основы мировых религиозных культур. Авторы: Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. ОРКСЭ.
В учебном пособии с учетом возрастных особенностей учащихся 4-5 классов даются элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей. Авторы не ставили задачи отражения в пособии дискуссионных вопросов религиозных учений и религиоведения.
- Основы светской этики. Авторы: Бондаренко Л.И., Перов В.Ю.
Учебное пособие знакомит школьников с основами духовнонравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммеда, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, авторы подчеркивают значение этих книг как источников нравственности. Особое место в пособии уделено жизни мусульман в современной России.
Предварительный просмотр:
Практическая работа
Задание 1
Какие характеристики из ниже перечисленных не относятся к национальной религии евреев иудаизма или изложены с ошибками? Обведите соответствующие номера кружками.
1. Последовательное и строгое единобожие.
2. Представление о Боге, как высшем и всемогущем творящем начале, не имеющем конкретного материального облика и месторасположения.
3. Отсутствие кратко и однозначно сформулированных положений веры (Символа веры).
4. Человек – вершина творения. Он состоит из двух начал: грешного материального и божественного – духовного.
5. Еврейский народ – богоизбранный, то есть особо одаренный, справедливый и мужественный народ, который имеет больше возможностей, прав и обязанностей на земле.
6. В центре религии стоит история народа, который погряз в грехе, за что и понес суровую небесную кару – рассеяние. Смысл истории состоит в движении людей к божественной истине, к совершенству.
7. Земная история человечества вечна и бесконечна.
8. В будущем, когда народ искупит свои грехи, на землю явится еврейский Мессия из рода Давида.
9. Еврейский народ произошел от праотца Авраама. Бог заключил с Авраамом, а затем всем народом договор (завет), символом которого стал обряд обрезания.
10. Иудаизм стремится привлекать в свои ряды новых верующих, используя миссионеров, действующих в разных странах.
11. Иудаизм был и остается религией единственного храма. Синагоги считаются иудеями временным явлением.
Задание 2
Кратко объясните следующие термины, встретившиеся вам при изучении темы:
Рассеяние (по - греческидиаспора) - Еврейская диаспора — «принудительное изгнание, рассеяние») является одной из самых старых и хорошо изученных диаспор мира.
Иудаизм - религиозное, национальное и этическое мировоззрение, сформировавшееся у еврейского народа; одна из древнейших монотеистических религий человечества и самая древняя из существующих в настоящее время
Синагога - Еврейский молитвенный дом, молельня.
Раввин или рабби - иудаизме учёное звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы и Талмуда. Присваивается по получении иудейского религиозного образования; даёт право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве и быть членом религиозного суда.
Кошерная и трефная пища - это любая еда (пусть даже из китайской кухни или русской народной), но соответствующая строгим законам “Кашрута” (дозволенность чего-либо с точки зрения законов, содержащихся в Торе, Талмуде и т.п.
Маца - В еврейском религиозном быту: пресный пасхальный хлеб из пшеничной муки в виде очень тонких сухих лепёшек.
Шаббат- седьмой день недели в иудаизме, суббота, в который Тора предписывает евреям воздерживаться от работы.
Сионизм - Еврейское националистическое, идеологическое и политическое движение, возникшее в XIX в. и проповедующее объединение евреев всех стран мира на основе общности их исторической родины — Палестины
Иврит - язык семитской семьи; государственный язык Израиля; язык некоторых еврейских общин и диаспор
Задание 3
Как называются описанные ниже священные книги иудаизма? (Впишите их названия)
Древнееврейское «Моисеево Пятикнижие», свиток которого хранится в синагоге как предмет культа. Это слово употребляется и в смысле учение. Этим словом иногда обозначают учение и иудаизма в целом. - ТОРА
Собрание религиозно - этических и правовых положений иудаизма, сложившееся в IV в. до н э. - V в. н.э. (букв.сдревнеевр. изучение) – ТАЛМУД
Две части священного писания евреев, сложившегося к III веку н.э. Первая часть представляет собой свод норм и правил, а вторая – толкование первой. - ТАНАХ
Сборник легенд, притч, описание случаев из жизни и юридических казусов.
Еврейское средневековое религиозно - мистическое учение (букв.сдревнеевр. предание). – Алеф или Еврейское письмо
Одна из самых известных каббалистических книг, опубликованная в XIII веке (букв.сияние). – Кабалла или по другому Сефер – ха- Зоар
Задание 4
Прочтите еще один фрагмент Агады, который называется «Проклятие красоты»:
У раввина Иосе была дочь замечательной красоты. Видит он однажды, как какой-то человек буравит отверстие в заборе и пытается увидеть лицо девушки. Спрашивает его раввин:
– Зачем ты это делаешь?
– Прости, раби! – отвечает тот, не суждено мне обладать ею, я хотя издали полюбоваться на нее хочу.
Говорит раввин дочери:
Лучше бы тебе, дочь моя, в прах обратиться, чем доставлять красотою своей мучение людям!
К какому жанру относится этот фрагмент? - притча
Какой вывод, сделанный на основании этого отрывка, ближе к истине (обведите):
1. Иудаизм ориентирует человека на небесную, «потустороннюю» жизнь, учит самоограничению и аскетизму.
2. В центре внимания этического учения иудеев находится реальная, земная жизнь.
По вашему желанию, ниже вы можете привести краткую аргументацию своего вывода.
Я выбрала первый вариант, так как считаю, что Равин Иосе считает женскую красоту ( а точнее, красоту дочери) удовольствием для мужчин. Судя по словам, которые были адресованы дочери, он склонен к строгой жизни и отказа от всех удовольствий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм"
Курс ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры". Урок №14. 4 класс....
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26
Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...
"Христос и Его крест", разработка и презентация урока по ОРКСЭ в 4 классе
Урок является седьмым по счету в 4 классе. Старалась использовать учебник, «Электронное приложение А.В.Кураева» и ресурсы Интернета. Презентация охватывает все темы урока....
Урок дружбы по курсу ОРКСЭ
Урок разработан по теме "Дружба"в 4 классе. модуль «Основы светской этики»...
Выступление на районное МО учителей ОРКСЭ по теме: «Вовлечение родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса в рамках учебного предмета ОРКСЭ»
Опыт работы с родителями в рамках предмета ОРКСЭ....
Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).
Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...
Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...