Развитие традиционных духовно- нравственных ценностей в контексте курса ОРКСЭ
презентация к уроку по орксэ (4 класс)
Воспитание духовно-нравственных ценностей на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром:
- на его этическое и эстетическое развитие;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_traditsionnyh_duhovno-_nravstvennyh_tsennostey.pptx | 2.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке образованных, высоко нравственных людей; Во-вторых, в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия; Актуальность духовно-нравственного воспитания школьников
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно- нравственной воспитанности; В-четвертых , вооружение духовно-нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения , но и дают представления о последствиях нарушения норм. Актуальность духовно-нравственного воспитания школьников
Ход реформирования российского общества объективно вызывает противоречивые изменения в духовно-нравственной сфере. С одной стороны, происходит расширение чувства свободы и творчества, с другой – нарастает влияние духа коммерциализации, эгоистичного принципа «успех любой ценой», ведущего к деформации ценностных ориентиров в понимании добра, справедливости, достоинства, совести, патриотизма.
Ученик стал похож на нейтральный атом, у которого положительный и отрицательный заряды уравновешенны, и он перестал понимать, где добро, а где зло. Нравственная мудрость веков уступила место многознанию , а мудрость, как известно, есть знание немногого, но самого главного.
Воспитание духовно-нравственных ценностей на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: - на его этическое и эстетическое развитие; мировоззрение и формирование гражданской позиции; патриотическую и семейную ориентацию; интеллектуальный потенциал, обогащает опытом нравственного уклада жизни, цельностью миропонимания; способствует развитию личности.
Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности , патриотизма),
нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Курс ОРКСЭ, как показывает практика, успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития. Это проявляется в формировании: основ российской гражданской идентичности, начиная с первой темы курса единой для всех модулей – «Россия наша Родина»; ценностей многонационального российского общества ; гуманистических ценностей, их взаимосвязей на основе материала внутри модуля, посвященного конкретным вопросам изучения культур во взаимосвязи со своей национальной и этнической принадлежностью; толерантного отношения к культуре, истории и традициям других народов в рамках общечеловеческих ценностей; уважительного отношения к Российской многонациональной культуре, путем формирования, в том числе, и эстетических, духовно-нравственных потребностей и установок.
Для формирования нравственных и духовных ценностей учащихся большое значение имеет внедрение в традиционный образовательный процесс различных инновационных технологий, способствующих более свободному, живому восприятию предметов, связанных с духовно-нравственной направленностью.
На уроках ОПК мы говорим с учащимися о сотворении мира, о смысле жизни и месте человека на Земле. Предмет дает возможность узнать больше о лучших людях Отечества. В процессе обучения формируется чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к людям, родителям, семейным традициям. Из урока в урок дети наполняют свою душу очень важными и необходимыми каждому человеку понятиями: добро, жизнь, Родина, любовь, правда, семья, друзья, труд, добрые поступки. Читая и анализируя литературные произведения, просматривая видеофильмы, проявляя себя в творчестве, обучающиеся делают вывод: если все люди на земле будут совершать добрые поступки, дарить друг другу тепло своей души, то жизнь на земле станет радостной и насыщенной.
- словесные (рассказ учителя, беседа ); наглядные (мультимедийная презентация всех этапов урока); объяснительно-иллюстративные (работа с иллюстративным материалом); устных упражнений, разработанных в занимательной и познавательной форме; - эвристические методы –методы, позволяющие обучающимся самим сформулировать наиболее важные выводы; - работа с текстом. В ходе урока применяю различные формы работы учащихся: - коллективная; - индивидуальная, с учётом дифференциации; -работа в группах, парах. Приемы и методы, используемые в работе:
Тонкие ? Толстые ? Кто ? Что ? Когда ? Может ..? Будет ...? Мог ли ... ? Как звать ...? Было ли ...? Согласны ли Вы ...? Верно ли ...? Дайте 3 объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему Вы думаете ...? Почему Вы считаете ...? В чем различие ...? Предположите, что будет, если... ? Что, если ... ? Прием «толстых и тонких» вопросов «Тонкие» вопросы Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана. Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. «Толстые» вопросы
1. Поступок 2. Плохой, хороший 3. Делать, действовать, нарушать 4. Выражение моих мыслей 5. Действие «Нравственный поступок» 1. Семья 2. Родная , любимая 3. Любит , поддерживает, воспитывает. 4. Семья - это самое родное для меня. 5. Д обро «Семья» 1. Добро. 2. Чистое, искреннее. 3. Возвышает, наделяет, побеждает. 4. Добро всегда побеждает зло. 5. Любовь . «Добро» 1. М илосердие 2. Незаметно, безымянно 3. Творить, любить, простить, 4. Начинается с собственной семьи человека, но не заканчивается на ней 5. Добродетель «Милосердие» Прием синквейн
Работа в группах позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает эффект включенности в общую работу класса. Дети на уроках ОРКСЭ любят работать над пословицами, готовить сообщения, доклады. Любят рисовать, отгадывать кроссворды, составлять презентации.
«Моя малая родина» Кольский полуостров
Зульфат Габдуллин «Эх, дороги…» Письмо к Богу русского солдата Александра Зацепы
Молебен на Бородинском поле Художник Зайцев Егор Николаевич
Протрет адмирала Ушакова Икона святого Федора Ушакова
«Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, что они вырастут быстро. Возможно, при своей жизни вы не увидите своих плодов, но они обязательно будут в свое время».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно- нравственное воспитание гражданина в курсе ОРКСЭ на уроках, взаимосвязь с другими видами деятельности
Задача школы - воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государс...
«Формирование системы духовно – нравственного воспитания в контексте требований ФГОС»
Выступление на конференции педагогических работников образования.Доклад на тему: "Формирование системы духовно-нравственного воспитания в контексте требований ФГОС".Доклад + презентация....
Воспитание нравственных и духовных качеств ребенка посредством изучения курса ОРКСЭ
Статья для выступления на педсовете по заданной тематике. К ней имеется презентация-споровождение, которую вы также сможете найти на моем мини-сайте....
Духовно-нравственное воспитание на уроках курса ОРКСЭ
С древних времен люди высоко ценили духовно-нравственное воспитание. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и...
Формирование духовно-нравственных ценностей при изучении курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
Педагогический опыт по ОРКСЭ....
Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".
Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...
Итоговая работа Кротовой И.С. Курсы «Формирование духовно-нравственных ценностей личности в процессе реализации курса «Основы православной культуры»
Конспект урока "Золотое правило этики"...