ОРКСЭ Тема: Справедливость
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn.karta_uroka_modul3.docx43.93 КБ

Предварительный просмотр:

Николаенко Раиса Владимировна, МБОУ СОШУИП №3 г. Лабытнанги.

Предмет: ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики».

Класс: 4.

Тип урока (занятия): урок открытия новых знаний.

Технологическая карта изучения темы

Тема

«Справедливость»

Целевые ориентиры

 Создание условий для формирования нравственных качеств личности младших школьников через расширение их представлений о справедливости.

Планируемый результат

(Базовый уровень и повышенный уровень)

Предметные: осмысление того, что такое справедливость, по каким признакам можно судить о справедливости, какие моральные нормы надо соблюдать, чтобы быть справедливым.

Личностные: оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм; объяснять, какие поступки являются справедливыми, а какие – нет.
Метапредметные:

Регулятивные УУД: формировать действия целеполагания, взаимооценки, самооценки.

Познавательные УУД: развивать умения: осуществлять информационный поиск, извлекать и представлять информацию в форме таблицы, составлять простой план текста, делать выводы.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи, высказывать свою точку зрения и обосновывать её, читать тексты учебника, и при этом: вести «диалог с автором» (ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); развивать умение работать в паре, группе, вступать в учебное сотрудничество.

Основные понятия

Справедливость, основные признаки справедливости, правила морали.

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Основные: Учебник: Данилюк А.Я. «Основы религиозных культур и светской этики.

Основы светской этики» - М.: Просвещение, 2012.

Дополнительные:

1)Андрианов М. А. - Философия для детей (в сказках и рассказах). Минск, «Современное слово», 2003 г.

2) Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, тт. 1-4. — М.,1978.

3) Маленькие притчи для детей и взрослых. 

4)Ступени мудрости:50 уроков о добрых качествах/ А.Лопатина, М. Скребцова - М.: Амрита.- Русь»,2005.

5)Школьный этимологический словарь русского языка; происхождение слов; Н.М. Шанский, Т.А. Боброва,- Москва ДРОФА, 2000 

Информационно-образовательное пространство (виды деятельности в рамках урока, занятия)

Беседа. Комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах с источниками (сказками), анализ текстов.

Технология проведения

Деятельность

Задания

обучающимся, для достижения запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Педагогического работника

Обучающихся

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создание учебного настроя на деятельность.

Учитель предлагает детям   прочитать притчу «О Мурке и Шарике» и поделиться своими мыслями. (Приложение 1)

Справедливо ли поступила Мурка?  

Правильное ли решение приняли хозяева?

В результате определяется тема урока.

Ученики читают со слайда на интерактивной доске притчу, отвечают на вопросы и высказывают предположения по поводу темы урока.

Определение основной мысли.

-умение откликаться на содержание притчи;

-умение высказывать свое предположение на основе текста;

- целеполагание

- слушать и понимать других, умение строить речевое высказывание

личностные

познавательные

регулятивные

коммуникативные

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии.

Цель:  тренировка мыслительных операций; фиксация затруднения.

Учитель предлагает учащимся продолжить фразу «Справедливость - это…».

Учитель предлагает найти определение в разных источниках.

Затем учитель предлагает найти и прочитать определение в учебнике (с.28), и записать в тетрадь.

1) Дети пробуют продолжить фразу.

2) Находят информацию в словарях и учебнике:

1 группа работает с толковым словарём В. Даля;

2 группа определяет, откуда к нам пришло это слово по этимологическому словарю и подбирает подходящие по смыслу слова; (от старо – славянского слова праведный, правда)

3группа пробует делать вывод о справедливости, изучив народные пословицы.

(Приложение 2)

Вывод: справедливость – это правда.

3) Дети зачитывают найденные ими определения, сравнивают, находят в них сходство.

Поиск информации.

- использование словарей и справочников, умение делать выводы.

-умение договариваться, умение работать в группе, оформление мыслей в письменной речи.

познавательные

коммуникативные

III. Постановка учебной задачи

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.

Учитель проводит побуждающий диалог. Справедливость свойственна всем людям?

Припомните случай, когда с вами обошлись несправедливо.

А кто может вспомнить и признаться в том, что сам был несправедлив к кому-то? 

Как вы считаете, по каким признакам можно определить, поступок – справедливый или нет?  

Дети размышляют   над проблемным вопросом.

Побуждающий диалог

-формирование нравственных ценностей.

-сопоставление разных точек зрения, установление причинно-следственных связей.

-умение слушать и слышать других.

-принимать и сохранять учебную задачу.

личностные

познавательные

коммуникативные

регулятивные

IV. Построение проекта выхода из затруднения (составление алгоритма или образца)

Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией.

Учитель предлагает детям подумать, о чем они хотят узнать и на какие вопросы получить ответы.

Учитель вместе с детьми составляет план работы на уроке.

Работа с рубрикой «Вы узнаете»

Дети предлагают вопросы, пытаются сформулировать цель урока и планируют свою работу на уроке

Что такое справедливость?

По каким признакам можно судить о справедливости?

Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым человеком?

               План

1. Прочитать текст в учебнике

2. Найти ответы на вопросы и сделать вывод

3.Сравнить свои выводы с выводами автора

Целеполагание и планирование.

-определение и формирование цели урока с помощью учителя, -планирование своей деятельности;

-коммуникативно оправданное высказывание.

регулятивные

коммуникативные

Учитель организует работу по тексту учебника в парах (с.28-29)  

Предлагает ученикам составить моральные правила справедливого человека, найти и прочитать правила в учебнике.

Дети работают в парах по тексту учебника (читают текст, делают   пометы, ищут ответы на практические вопросы, составляют схему признаков справедливости), сверяют схему со слайдом на интерактивной доске (Приложение3)

Ребята   пробуют составить в группах свод правил справедливого человека,   предлагают формулировки, обсуждают, на отдельных листочках записывают 3-4 правила и прикрепляют на доску. Знакомятся с моральными правилами справедливого поступка по учебнику. Озвучивают информацию, сравнивают свой ответ с текстом в учебнике и делают вывод.

 (Приложение 4)

Составить схему правил справедливого человека. Извлечь информацию из текста учебника.

-ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков;

- ориентирование в учебнике, нахождение ответов на вопросы в тексте, умение делать выводы в результате совместной работы, владение и использование поискового чтения, умение представлять информацию в виде схемы;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение работать в паре, группе.

личностные

познавательные

регулятивные

коммуникативные

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (действие по образцу или алгоритму)

Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

Учитель предлагает привести примеры из литературных произведений (на слайде  иллюстрации из русских народных  сказок «Морозко», «Золушка»), ответить на вопросы: 

«По каким признакам мы можем судить о справедливости в этих ситуациях?

 Какие правила поведения справедливого человека не выполнили персонажи?»

Обучающиеся приводят свои  примеры, рассматривают иллюстрации к сказкам и отвечают на вопросы учителя

(Приложение 5)

Фронтальная беседа

-ориентироваться в нравственном содержании и смысле  чужих поступков;

- извлекать информацию из разных источников, нахождение ответов на вопросы в иллюстрациях

- слушать и понимать других, умение строить речевое высказывание в устной форме.

личностные

познавательные

коммуникативные

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний.

Учитель предлагает   поработать со сказкой «Справедливый ветерок».

Каждой группе надо прочитать отрывок из сказки по ролям (игра «Радиотеатр») и определить правило, которое помогло героям поступить справедливо.  

Дети в группах читают отрывок по ролям, пытаются определить моральные правила   и прийти к выводу, что нужно оценивать поступки, а не человека, что справедливость требует соблюдения прав других людей и надо стремиться находить решение, которое могло   бы устроить всех. Свои выводы сверяют со слайдом на интерактивной доске.

(у 1группы - 3 правило, у 2 группы - 1 правило, у 3 – 5 правило)

Драматизация

-формирование действия нравственно-этического оценивания, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

-владение и использование разных видов чтения;

- драматизация, работа в группе;

- определение степени успешности работы.

личностные

познавательные

коммуникативные

регулятивные

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания.

1) Учитель предлагает ребятам встать в круг и обменяться мнениями.

   Был ли разговор полезен для каждого из вас?

 О чём заставил задуматься?

2)  Учитель предлагает выполнить эмоциональную самооценку на уроке. Игра «Мимика»:

«Улыбка» - материал усвоен, «Равнодушие» - есть над чем поработать,

«Грусть» - я что-то не понял.

3)Учитель предлагает выбрать один из вариантов   домашнего задания:

  • Перечислить профессии, в которых справедливость нужнее всего и рассказать о справедливых поступках представителя той или иной профессии.
  • Написать ответ на вопрос в форме мини-сочинения в тетради: а вы себя считаете справедливым человеком и почему?
  • Составить синквейн по теме урока.

1)  Ученики  обмениваются мнениями.

2) Осуществляют эмоциональную самооценку при помощи мимики         (используется игровой приём).

3) Записывают домашнее задание (по выбору).

Круговая дискуссия.

-смыслообразование через ориентацию в системе личностных смыслов;

-осуществление эмоциональной самооценки;

- умение строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные

Регулятивные

коммуникативные

Приложение 1                              

                                                               Притча «Справедливость»

     Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить.
И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке.
     Но все дело было в том, что дом не ее, а конура — Шарикова!
     И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив, стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!
Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили — век доживать!

Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых. 

Приложение 2                               Пословицы о справедливости

 

  1. Всяк правды ищет, да не всяк её творит.

  2. Хлеб-соль кушай, а правду слушай.

  3. Не ищи правды в других, коль в тебе её нет.

  4. Правду, что шило в мешке не утаишь.

  5. Говоришь правду-правду и делай.

Приложение 3                              

                                      

                                     

                               

                                                                 

                       

                                                       

Приложение 4                            

                                                      Моральные правила справедливого человека

  1. Не унижай достоинство другого человека.
  2. Не обманывай его.
  3. Борись с недостатками, а не с конкретным человеком.
  4. Признавай правоту другого человека.
  5. Находи решение, которое устроит всех.    

                                                               

 

Приложение 5  

Отрывок для 1 группы:                                        Сказка «Справедливый Ветерок»

Над лугами и морями, над высокими горами летал-завывал Бродяга-Ветер, и был у него послушный Сынок-Ветерок, который иногда любил помогать своему отцу нагонять тучи, подметать снег, растить на море волны. Много было забот и работы у Бродяги-Ветра, и потому иногда Сынок-Ветерок оставался сам по себе. Любимым его занятием была игра с лесными зверями и птицами. В один ненастный день, когда отец улетел на работу в далекие страны, Сынок-Ветерок решил поиграть в своем любимом лесу со зверятами и полетел над деревьями, внимательно выискивая своих пушистых и пернатых приятелей.

Вскоре он увидел своего серого хвостатого знакомого Волчишку-Шалунишку. Волчонок был занят тем, что хотел догнать Бабочку и съесть её. Бабочка только недавно родилась и еще не умела хорошо и высоко летать.

Подлетел быстро Ветерок к Волчонку и Бабочке. Сначала он подул сильно в глаза Волчонка, чтобы они закрылись, а потом подул в крылья Бабочки, и та смогла быстро взлететь вверх и сесть на высокое дерево. А Ветерок начал шептать в ухо Волчонка.

– Несправедливо и неправильно ты поступаешь, Волчонок, ведь волки не едят бабочек, а убивать просто так, ради игры и забавы, никого нельзя. Разве ты голодный и мама тебя не кормит дома мясом?

Опустил глаза Волчонок, нечего ему сказать в ответ Ветерку. Стыдно ему стало, что он такой большой и зубастый хотел ради игры убить маленькую Бабочку. Подумал он и решил отныне поступать честно, правильно и по справедливости. Улыбнулся Ветерок, потрепал лохматую спинку Волчонка и полетел дальше.

Отрывок для 2 группы:

Увидел вскоре Ветерок на краю лесной поляны около куста малины трех маленьких медвежат: двух черных и одного бурого. Двое черных лакомились спелыми и сладкими ягодами малины, а третьего все время прогоняли от куста. Возмутился Ветерок такой несправедливостью и налетел на куст малины. Стал куст сильно раскачиваться от ветра, ветки так и машут во все стороны. Никак черным медвежатам не удается схватить ягоды зубами.

Ветерок, раскачав ветви куста, спрашивает медвежат:

– Почему вы, косолапые жадинки, бурого Медвежонка прогоняете, вкусных ягод ему поесть не даете?

– Он не наш братик, – ответили черные медвежата, – у нас мама черная, а его бурая.

Рассердился Ветерок и говорит:

– Разве это справедливо обижать другого и прогонять его только из–за того, что он не такого цвета, как вы, и мама у него другая? Ведь вы же поступаете неправильно и очень даже не по-честному. Стыдно стало медвежатам и позвали они рыжего Медвежонка, чтобы теперь уже вместе лакомиться ягодами. А Ветерок улыбнулся и подул на самые высокие ветки, где было много ягод. Ветки с ягодами наклонились к земле, и медвежата вдоволь наелись малины и стали вместе кувыркаться на зеленой траве.

Отрывок для 3 группы:

Полетел Ветерок дальше. Видит, дерутся два олененка, бодают друг друга маленькими рожками. Подлетел Ветерок и спрашивает их, почему они дерутся. А оленята ему и отвечают:

– Шли мы вместе по тропинке и одновременно увидели соль, рассыпанную человеком, и решили выяснить, чья она.

А вы пробовали ее поделить поровну между собой? – спросил Ветерок.

– Да, пробовали, но соль не делится пополам, она ведь рассыпана по земле, как песок, – ответили оленята. – Вот мы и деремся за то, кто ее первый лизать начнет.

– Давайте поступим справедливо, по-честному, – сказал им Ветерок. – Я посчитаю считалку, и на ком она остановится, тот и начнет первым лизать соль и обязательно, потом оставит половинку другому. Подумали оленята и решили поступить так, как Ветерок им посоветовал. Ветерок посчитал считалку, и оленята мирно по очереди съели рассыпанную соль. А Ветерок полетел искать своего отца, потому что было уже поздно и солнце уже начало прятаться за лесом.

 Андрианов М. А. - Философия для детей (в сказках и рассказах). Минск, «Современное слово», 2003 г. –280 стр. … О справедливости и несправедливости


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс ОРКСЭ Тема урока: Справедливость.

Курс ОРКСЭТема урока: Справедливость....

Конспект урока по теме "Справедливость" модуль "Светская этика" курс ОРКСЭ

На основе литературных произведений и жизненных ситуаций дети знакомятся с понятиями: справедливость, справедливый поступок. Сделана попытка применить на уроке метод "Таба". В процессе  урока дет...

ОРКСЭ Модуль "Светская этика", урок на тему "Справедливость" (4 класс)

Технологическая карта урока по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" на  тему "Справедливость". Целью урока является создание условий для формирования нравственных качеств личности младших школьников че...

Презентация по теме "Справедливость " урока ОРКСЭ

Презентация  по теме "Справедливость " урока ОРКСЭ 4 класс...

Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Справедливость"

Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Справедливость"...

Урок по ОРКСЭ, Модуль "Светская этика" на тему:"Справедливость"

Формирование нравственных качеств младшего школьника через развитие понятия  справедливости....

Урок на тему "Справедливость," 4 класс,ОРКСЭ

Презентация к уроку на тему "Справедливость"...