Конспект урока "Храм"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Тема урока: "Храм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_hram.doc484.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Храм.

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активировать историко-культурный словарь учащихся.
  2. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
  3. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Ход урока

  1. Организационный  момент. Слайд 1
  2. Психологический настрой.

- Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям. Как хорошо, что мы вместе. Я желаю вам успехов и плодотворной работы на уроке.

3. Проверка д/з

Ребята, давайте вспомним понятия, изученные нами ранее.

Слайд 2. Игра «Составь слово»

Добро, пасха, раскаяние, заповедь, молитва

4.. Изучение новой темы.

- Ребята, а где можно молиться Богу? (в любом месте)

- Но есть особые места, где Бог особенно близок – мы об этом будем говорить на уроке.

Я хочу, чтобы вы послушали стихотворение и ответили на вопрос.

-Куда будет душа вновь стремиться?

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.

Так отрадно плакать и молиться,

И так близко Небо там к земле,

Что потом печально возвратиться

В грешный мир, лежащий весь во зле.

Но душа опять будет вновь стремиться

В чудный мир, обратно, к тишине,

В мир святой, где может возродиться

Та любовь, что спит еще во мне.

-Итак, ребята, куда будет вновь стремиться душа?

-(В Храм)

-Значит о чём мы будем говорить на уроке.

(О храме)

-Что бы вы хотели узнать о храме?

(Как устроен храм, что делают люди в храме)

(Слайд 3)

Итак, тема нашего урока «Храм»

Цели урока:

- Итак, мы сегодня узнаем, что люди делают в храмах

- как устроен православный храм

- правила поведения в храме. (сл.3)

Откройте тетради, запишите число, тему урока.

- Ребята, а что такое храм? Давайте воспользуемся  словарем Даля и узнаем значение этого слова.

- Итак, храм – здание для общественного богослужения, всякого исповеданья. Запишите  это определение в тетрадь.

5.  Рассказ учителя

слайд

На Руси всегда было много храмов и сейчас православные  традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей. Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Храм Божий по своему внешнему виду отличался от других зданий. У него есть купол, на котором находится крест. Крест – главный символ христианства, поэтому именно он ставится над храмом.

Виртуальная экскурсия

- А как устроен храм? Я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию в храм.  (закройте глаза  (Включить видео), а теперь откройте глаза)

Вот мы с вами очутились на площадке перед входом в храм, которая называется папертью.

 заходим в храм и рассмотрим внутреннее пространство храма. Оно делится на три части. Это притвор, средняя часть, алтарь.

Первая часть – притвор, представляющий собой преддверие храма. В старину здесь стояли люди в ожидании прихода священника и начала богослужения. Сейчас в притворе обычно располагаются иконные и свечные лавочки, где можно приобрести икону, крестик, свечку или нужную книгу.

Недалеко от входа, находится канун  – столик с Распятием, куда ставят свечи об упокоении усопших.

Из притвора попадаешь во вторую, среднюю, часть храма, место, где молятся верующие, горят свечи перед иконами, совершается богослужение. Здесь происходит исповедь, находится Голгофа.

Над средней частью храма поднимается купол – высокий сводчатый потолок. Купол символизирует небо, поэтому на нём изображают Иисуса Христа в окружении ангелов и святых людей. Стена с иконами – это иконостас, где справа икона Христа, а слева – икона Божьей Матери. Между ними находятся Царские Врата. Они символизируют двери рая.  Сбоку клирос – место, где находятся чтецы и церковный хор. Рядом с иконой Христа находиться  та икона- в честь кого назван храм.

Пройдем в главнейшую часть храма в алтарь. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм – землю.  Самое важное место в алтаре - престол. Четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белой из полотна и верхней из парчи..На престоле находятся напрестольный крест, Евангелие, Дарохранительница. Входить в алтарь могут только священнослужители и прислуживающие во время богослужения.

А теперь пройдем на колокольню. Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, т.е. башня, на которой висят колокола. Колокольным звоном зазывают людей на Богослужение.

(давайте послушаем колокольный звон)

-звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении)

-звон во все колокола- «трезвон» выражает христианскую радость по поводу праздника

-звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон»

 Наша экскурсия подошла к концу. Понравилась она вам?(да)

- А вы обратили внимание на то, что в храме очень много икон?

- А что такое икона? Слайд

- Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова и выясним значение этого слова.

- Итак, Икона –  живописное изображение Бога, святого или святых.. Запишите это определение в тетрадь.

- Перед иконами православные христиане молятся и совершают крестное знамение.

- А вы молились перед иконами? (да). А кого изображала эта икона? (Божью Матерь)

- Рассмотрите иконы с изображением Божьей Матери. (слайд)

- Люди часто говорят Владимирская Богоматерь, Казанская Богоматерь, Смоленская Богоматерь, Иверская Богоматерь.  Не надо думать, будто в каждом городе своя Богоматерь. Она одна. Это названия разных ее икон. Одна и та же Богоматерь почитается в разных своих изображениях.

6. Работа по учебнику.

- Самая известная молитва к Богоматери есть у нас в учебнике на с. 50. Прочитаем ее.

-А может кто-нибудь знает эту молитву наизусть? (Могут рассказать все хором)

-Ребята, кто-нибудь из вас был в храме во время службы?

-Да.

Что вы там видели?

(Священника  с кадилом)

 - А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент богослужения в храме. И узнаем , что же такое кадило.

7. Видеофрагмент.  Кадило. слайд

- А сейчас передохнем!

8.  Физкультминутка для глаз  слайд

9.Работа в группах.

- Ребята, в храме, как в любом общественном месте существуют свои правила поведения.

Из предложенных пунктов вы должны составить правила поведения в храме для девочек и мальчиков. Для этого мы с вами должны разделиться на группы: группа мальчиков и группа девочек.

 (Учащиеся составляют правила)

Памятка для мальчиков

  1. Перед входом в церковь нужно трижды перекреститься.
  1. Прежде чем зайти в храм нужно снять головной убор.
  1. В церкви нельзя держать руки в карманах и жевать жевательную резинку.
  1. В церкви нужно выключить сотовый телефон.
  1.  Нельзя ходить в храм в шортах и в спортивной одежде.

Памятка для девочек

  1. В храм ходят в скромной одежде  на голове платок.
  1. В храм нельзя ходить в брюках.
  1. Переступать порог церкви -  не спеша, спокойно.
  1. Во время службы нельзя разговаривать, рассматривать окружающих, ходить по храму.
  1. Входить в Святой Храм  с духовной радостью.

- Зачитайте правила поведения для мальчиков. (для девочек)

- О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

-Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

-Как мы заходим в храм?

-Как мы стоим во время богослужения?

10. Игра «Храмы Мордовии»

 - Ребята, у нас в Мордовии есть много храмов. Отгадайте название храма по фотографии. (сл)

- Ребята, а вы были в одном из этих храмов?

Творческая работа

(Летом на каникулах мне удалось побывать в храме Фёдора Ушакова.)

Кафедральный собор святого праведного воина Фёдора Ушакова

Кафедральный собор святого праведного воина Федора Ушакова расположен в самом центре города Саранска.  Это самое большое религиозное сооружение в Поволжском регионе. Собор был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 6 августа в 2006 году.

Храм вмещает около трех тысяч человек, высота храма 73 метра, он является одним из самых высоких в Поволжье. По внешнему виду и архитектуре очень напоминает Храм Христа Спасителя в Москве. . Настоятелем является архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий. 

Одна из главных святынь собора – ковчег с частицами мощей святого праведного воина Феодора Ушакова (1745 – 1817), адмирала Российского флота.

Казанская церковь в микрорайоне Светотехстрой города Саранска.
18 сентября 2012 года

Республика Мордовия. Саранск. Светотехстрой. Церковь Иконы Божией Матери Казанская. Фотография.

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери находиться в микрорайоне Светотехстрой города Саранска.

Решение о строительстве храма было принято в 2000 году. В декабре 2000 года владыка Варсонофий положил закладной камень и освятил место под строительство храма.

 В процессе строительных работ в стены храма были вложены именные кирпичи с именами жертвователей. Первое богослужение прошло 13 марта 2005 года на цокольном этаже в Прощёное Воскресенье. С этого времени богослужения проходят в храме постоянно.

12 июня 2012 митрополитом Варсонофием были освящены колокола храма (вес самого большого колокола – 4 тонны).

21 июля 2011 года прошло торжественное открытие и состоялось освящение храма в честь Казанской иконы Божией Матери Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Патриарх также провёл Божественную литургию, транслируемую на больших экранах возле храма для 10 000 собравшихся человек.

В нашем селе тоже есть молельный дом. Где каждое воскресенье и по праздникам проходит служба.

А теперь проверим, как вы усвоили новый материал.

Вам нужно закончить предложения.

11. Итог урока.

Итак, ребята, в начале урока вы поставили цель:

Добились вы своей цели?

(Да, мы узнали,  как устроен храм, зачем храм нужен людям, как вести себя в храме.)

-Что вам понравилось на этом уроке больше всего?

 ( виртуальная  экскурсия по храму, правила поведения в храме, отгадывать название храма по фотографии.)

12. Д/з: -

 1)Ответить на вопросы на стр.51

2) нарисовать храм вашей мечты

3) рассказать родителям о том, что вы нового узнали  на уроке

13.Рефлексия.

Итак, я  надеюсь, что сегодня ваше сердца наполнились радостью и добром. Давайте поделимся этим чувством друг с другом и нашими гостями (поглаживание).

- Теперь сердца всех здесь присутствующих наполнены добротой и радостью.

Итак, ребята, храм- это место, где человек становиться добрее. Мы, сегодня, тоже побывали с вами в храме, но только виртуально. И я думаю, что наши сердца сегодня наполнились радостью и добром. И мне хочется, чтобы вы все всегда шли дорогою добра.

Песня «Дорога добра»

Спасибо за урок. До свидания!

Закончите предложение.

Что такое иконостас?

  1. Одна из боковых стен храма.
  2.  Стена из икон, за которой находится алтарь.
  3. Подставка для икон.

Кадить в Храме – значит:

  1. наполнять воздух благоуханным дымом
  2. ходить во время службы
  3. зажигать свечи

Панихидный столик нужен для того, чтобы;

  1. зажигать свечи для поминания умерших людей;
  2. в храме было ещё более красиво и весело от сияния многих свеч
  3. петь молитвословия, восхваляющие и славящие Бога.

Закончите предложение.

Что такое иконостас?

  1. Одна из боковых стен храма.

2) Стена из икон, за которой находится алтарь.

3)Подставка для икон.

Кадить в Храме – значит:

1)наполнять воздух благоуханным дымом

  1. ходить во время службы
  2. зажигать свечи

Панихидный столик нужен для того, чтобы;

1)зажигать свечи для поминания умерших людей;

2)в храме было ещё более красиво и весело от сияния многих свеч

3)петь молитвословия, восхваляющие и славящие Бога.

Памятка для мальчиков

Памятка для девочек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по кубановедению: « Свято-Покровский храм города Апшеронска».

Цель:- Познакомить учащихся с историей возникновения Свято-Покровского Храма.  Помочь осознать значимость материала, развивать творческие способности, умение выделять главное в познавательн...

Конспект урока "Православный храм"

Коспект урока по ОРКСЭ на тему "Православный храм"...

конспект урока Храм

Конспект урока храм...

Конспект урока Храмы Древней Руси

Разработка (конспект+ презентация) поможет интересно провести урок ИЗО  в начальной школе. ...

Конспект урока "Храм" (ОПК)

На уроке детям дается представление о православном храме: его внутреннем и внешнем устройстве....

Конспект урока по курсу ОРКСЭ «Православный храм». Урок в IV классе (дети с ОВЗ)

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве....