КТП ОРКСЭ
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс)

Латышева Дарья Сергеевна

Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ. 4 класс. УМК Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tem_po_orkse.docx34.89 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры», составлена на основе   Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, Примерной образовательной программы по УМК «Школа России», авторской учебной программы  А.В. Кураева «Основы религиозных культур и светской этики».

Программа

«Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений.4 класс. 2010. «Просвещение»

Методическое пособие для учителя

«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. ,2012г

Учебник

Учебник для учащихся «Основы православной культуры»  4 класс. Просвещение. Москва. 2010г

Дидактические средства для учащихся

Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.

       В 4 классе на изучение курса «Основы  религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебных недели)

Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Задачи учебного курса:

  1. Знакомство обучающихся с основами православной культуры;
  2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
  4. Формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  5. Развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

  1. Планируемые образовательные результаты освоения курса обучающимися

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • адекватно оценивать поведение свое  и  окружающих.

Предметные результаты:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

4 КЛАСС (34 ч)

Раздел I. Введение в православную духовную традицию (18 часов).

   Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

   Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

   Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

   Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

   Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.

   Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

   Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

   Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

   Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

   Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

   Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

   Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

   Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

   Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

   Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

   Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.

   Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.

Учащиеся научатся:

рассказать о нравственных идеалах в отечественной истории, литературе и культуре; о выдающихся героях, святых людях России и подвижников веры и благочестия; рассказать об основных духовно-нравственных принципах, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы. 

Учащиеся проявят почтительное отношение к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну); проявлять уважительное отношение:  к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них); проявлять дружелюбное отношение к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям; благожелательное отношение к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения

Раздел II. Православие в России (17 ч.).

   Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

   Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

   Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

   Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

   Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

   Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

   Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

   Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

   Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы.    Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

   Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

   Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

   Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

   Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и

многоконфессионального народа России.

   Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.

   Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Учащиеся получат возможность узнать: 

 понятия «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»); имена и подвиги выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский); всемирно известные памятники православной культуры России: иконы (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмы (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе),Святой Троицы города Челябинска, монастырями (Троице-Сергиева Лавра); священные страницы родной истории.

Учащиеся узнаютиконы Троицы, Иисуса Христа,  Богородицы,  святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского  и лики других святых.

Тематическое планирование модуля

№ темы

Наименование темы

Коли

чество часов

1

Россия – наша Родина

1

2

Культура и религия

1

3

Человек и Бог в православии

1

4

Православная молитва

1

5

Библия и Евангелие

1

6

Проповедь Христа

1

7

Христос и Его крест

1

8

Пасха

1

9

Православное учение о человеке

1

10

Совесть и раскаяние

1

11

Заповеди

1

12

Милосердие и сострадание

1

13

Золотое правило этики

1

14

Храм

1

15

Икона

1

16

Творческие работы учащихся

1

17

Подведение итогов

1

18

Как христианство пришло на Русь

1

19

Подвиг

1

20

Заповеди блаженств

1

21

Зачем творить добро?

1

22

Чудо в жизни христианина

1

23

Православие о Божием суде

1

24

Таинство Причастия

1

25

Монастырь

1

26

Отношение христианина к природе

1

27

Христианская семья

1

28

Защита Отечества

1

29

Христианин в труде

1

30

Любовь и уважение к Отечеству

1

31

Подготовка творческих проектов учащихся

1

32-33

Выступлениеучащихся  со своими творческими  работами

2

34

Презентация творческих проектов

1

Всего:

34 ч.

3. Календарно – тематическое планирование по ОРКСЭ (ПРАВОСЛАВИЕ)4 класс

Тема урока

Планируемые результаты

План

Факт

1

Россия – наша Родина

Научатся понимать такие ценности, как Отечество, Родина, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России

2

Культура и религия.

Усвоят  определение основных понятий: «культура» и «религия», осознание себя как гражданина, представителя определенного народа, определенной культуры, признание для себя общепринятых морально-этических норм.

3

Человек и Бог в православии.

Научатся понимать основы духовной традиции православия.

4

Православная молитва.

 Усвоят определение основных понятий православной культуры.

5

Библия и Евангелие

Научатся давать определения основных понятий православной культуры

6

Проповедь Христа

Научатся определять основные понятия православной культуры, устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

7

Христос и Его Крест.

Сформируют  понимание значения креста для христиан

8

Пасха.

Сформируют понимание, что Пасха – главный праздник православных христиан, смысл их веры.

9

Православное учение о человеке.

Познакомятся  с христианским представлением о душе человека.

10

Совесть и раскаяние.

Узнают о необходимости внутренней жизни человека, правильной переоценки своих поступков; сформируют  понимание того, что жить в ладу со своей совестью – духовная радость.

11

Заповеди.

Научатся понимать такие нормы христианской этики, как милосердие и сострадание.

12

Милосердие и сострадание.

Познакомятся с христианским пониманием милосердия, узнают  взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к врагам».

13

Золотое правило этики.

Узнают о сути и Евангельском контексте золотого правила этики

14

Храм.

Узнают о назначении православного храма и его устройстве.

15

Икона

Узнают о православной традиции отношения к иконам.

16

Как христианство пришло на Русь.

Познакомятся  с историческими событиями, связанными с Крещением Руси

17

Подвиг

Познакомятся с православным пониманием подвига и жертвы

18

Заповеди блаженств.

Познакомятся  с содержанием Заповедей блаженств, со смыслом семи заповедей

19

Зачем творить добро?

Дать представление о христианской мотивации доброделания

20

Чудо в жизни христианина

Получат представление  о соотношении чуда и доброделания в понимании православных христиан

21

Православие в Божием суде.

Познакомятся с христианским мотивом доброделания в связи с представлениями о бессмертии души человека

22

Таинство Причастия

Познакомятся с событиями Тайной Вечери

23

Монастырь

Получат представление о монашеском образе жизни

24

Отношение христианина к природе.

Осознают  общегражданскую и личную ответственность человека за вверенный ему мир

25

Христианская семья.

Сформируют осознанное отношение к семье, как одной из важнейших ценностей бытия человека.

26

Защита Отечества.

Познакомятся с христианским отношением к войне и воинскому долгу.

27

Христианин в труде.

Получат представление о христианском понимании труда

28

Любовь и уважение к Отечеству.

Обобщат знания о России, Православии, нравственных правилах, добродетелях;

29

Творческие работы учащихся

Подведение  итогов знакомства с основами культуры Православия

30

Подведение итогов

Подведение  итогов знакомства с основами культуры Православия

31

Подготовка и презентация творческих работ учащихся

Подведение  итогов знакомства с основами культуры Православия

32

Подготовка и презентация творческих работ учащихся

Подведение  итогов знакомства с основами культуры Православия

33

Подготовка и презентация творческих работ учащихся

Подведение  итогов знакомства с основами культуры Православия

34

Презентация творческих работ учащихся

Подведение  итогов знакомства с основами культуры Православия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм"

Курс  ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры". Урок №14. 4 класс....

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

"Христос и Его крест", разработка и презентация урока по ОРКСЭ в 4 классе

Урок является седьмым по счету в 4 классе. Старалась использовать учебник, «Электронное приложение А.В.Кураева» и ресурсы Интернета. Презентация охватывает все темы урока....

Урок дружбы по курсу ОРКСЭ

Урок разработан по теме "Дружба"в 4 классе.  модуль «Основы светской этики»...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...