Конспект урока по ОРКСЭ "Чудо"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Видякина Татьяна Юрьевна

Данный урок помогает детям понять, что необходимо совершать добрые поступки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uchitelya_chudo_1.docx108.64 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность  

обучающихся

1.Мотивация к учебной деятельности.

Слайд 1

Начинаем урок добра.

Человеческая доброта удивительна,

А улыбка от души восхитительна,

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

                         

      

2.Актуализация знаний.

Слайд 2

Подумайте, какое слово пропущено в четверостишье?

Когда ты делаешь _______

Тебе становится легко

Легко творить,

Легко любить,

Легко – легко на свете жить!

Зачем творить добро?                                  

Зачитайте, какую главную мысль вы выделили в тексте учебника (стр.69)

Каждый христианин стремиться делать добро. А разгадав кроссворд вы узнаете, что еще присутствует в жизни христианина.

-Что присутствует в жизни христианина?

Постарайтесь определить тему нашего урока. СЛАЙД 3

- Какие вопросы вы бы задали по данной теме?

Знакомство с новой темой должно пройти по плану.

Постарайтесь определить последовательность изучения новой темы.                                                                    Слайд 4

_ Что такое чудо? Слайд 5

Узнаем лексическое значение слова «чудо» из дополнительных источников информации.

Слайд 6

Какое из этих определений будет более близко    с точки зрения верующего  в Бога человека?

Добро

Ответы детей

Христиане благодарны за подвиг Христа, за Его жертву, поэтому добры к людям

Христианин ищет радость для своего сердца

Разгадывание кроссворда

  1. Качество человека, необходимое в общении с другими людьми (честность).
  2. Качество человека, необходимое в любом деле (усердие).
  3. Антоним к слову «зло» (добро).
  4. Как переводится с греческого языка слова «икона» (образ)

(Чудо)

Чудо в жизни человека (запись темы в тетрадь)

Ответы детей

Что такое чудо?

Какие бывают чудеса?

Какой человек  может встретить  чудо?

Чему нас учат чудеса?

Задание для 1 группы:

Используя информацию из  Советского энциклопедического словаря, познакомься с  лексическим значением слова «чудо».

Задание для 2 группы:

Используя словарь Даля В.И., найдите лексическое значение слова «чудо».

Задание для 3 группы:

Используя Интернет-ресурсы, найдите лексическое значение слова «чудо» из словаря Ефремовой  Т.Ф.

Из Советского энциклопедического словаря

Запись определения в тетрадь

3. Формулирова-ние проблемы, темы урока, планирование деятельности.

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «чудо».

Составление кластера.

Прикрепить на доску таблички

Зачем даны три  понятия: «Чудо», «Волшебство», «Колдовство»?

Запишите эти понятия в тетрадь

Волшебство, магия, фокус, колдовство, чародейство…

Ответы детей

Чтобы сравнить понятия, найти отличия.

4.Совместное «открытие» новых знаний.

Скажите одним словом, что несет в себе чудо?

А колдовство?

 Где мы встречаемся с волшебством?

Работа с  кластером.

                                                           

А в настоящей жизни чудо может произойти?

О чуде в жизни семьи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прочитаем в учебнике на странице 70. Слайд 7

-Что с вашей точки зрения было чудесного в данной истории?

- А как вы думаете, почему чудо свершилось в этой семье?

-Найдите подтверждение этого в данной истории.

- А что такого делал в своей жизни дед Кирилла, что Бог послал его семье такое чудо?

Как вы думаете, кто совершил это чудо?

 Кто по-вашему, может быть творцом чуда?                                                    Для христианина чудо по-своему логично, если есть Бог, а мир и его история – это книга, которую пишет Бог. Следовательно, Бог как Автор может вносить поправки в сюжеты земной жизни.

Слайд 8. Запомните: Для верующих людей чудо- это не обязательно видение ангела.

Слайд 9. Для христианина чудом может быть встреча с тем человеком, который может помочь в трудной ситуации.

Кто совершает Волшебство?

Кто совершает Колдовство?

Работа с  кластером.

Всё, что связано с Богом есть чудо. Посмотрите, может ли в математике «1=3»?

Найдите 3 абзац статьи учебника на с. 70

-Что христиане считают чудом в своей жизни?

Бог свободен от законов школьной арифметики, потому что Бог один, но в нём совмещены три лица.

Слайд 10. Переведём это равенство на библейский язык. Запишем.

Бог = Отец, Сын, Дух Святой. Тайна Святой Троицы невместима человеческому разуму.

Святых Кирилла  и Мефодия, которые проповедовали христианство нашим предкам славянам спрашивали:

-Как вы можете верить в единого Бога и в то же время говорить, что Он Святая Троица?

Кирилл отвечал: « Разве вы не видите одного солнца на небе? Оно одно,  но солнцем мы называем солнечный круг, солнечное тепло, солнечный свет». Слайд11

- В библии содержится множество историй о чудесах, которые сотворил Иисус. О некоторых мы уже говорили раньше. Слайд12

- Какова главная черта этих чудес?

-Такие чудеса, относят к сверхъестественным Слайд 13

Вы будете работать в группах

- Расскажите, о чем прочитали

- Сделайте вывод, можно ли описанное явление назвать чудом? Почему?

Выбирается в каждой группе ученик, который будет, руководит работой группы

Назовите, о каких чудесах идет речь в стихотворении Кадановой Тамары Ивановны «Давай поговорим о чудесах»

- Как вы думаете, что это за чудеса?

Такие  чудеса - естественные

Естественные чудеса окружают нас каждый день, мы даже не задумываемся об этом и не замечаем их.

Слайд А ведь солнце, рассвет, северное сияние, радуга на небе. Это тоже ведь чудо?

- Их может сотворить сам человек?

-Как же Бог творит чудеса? Представьте себе, что вы неожиданно попали в современный мир из 18 века. Посмотрите на компьютер, выполняющий огромное количество операций, или операция на сердце, где хирург спасает жизнь человека, заменяя больное сердце искусственным. Разве это не чудеса? А ведь эти «чудеса» - не результат какого-то сверхъестественного вмешательства, они дело рук человека, использовавшего данные ему Богом способности, чтобы действовать в рамках законов природы.

СЛАЙД

- Какие бывают чудеса?

- Как вы думаете, для чего дается чудо Господом?

Работа с  кластером.

Ради чего, какого чувства Господь являет человеку чудо?

Чудеса Бога – это такие чудеса, в основе которых лежит любовь и сострадание к человеку. 

Зачем совершается колдовство?

        

Узнайте литературных героев, с которыми мы встречались на уроках литературного чтения в 4 классе.

Слайд

Подумайте, какой из этих героев связан с чудом, волшебством и колдовством?

Почему именно с Варфоломеем случилось чудо?

То есть, Варфоломей обладал христианскими добродетелями. Он не просто был добрым, а проявлял добро к другим людям.

Найдите определение слова добродетель.

     

Христианин знает, что если хочешь помощи от Бога, то и сам должен постараться исполнить Его заповеди, призывающие к добрым делам.

Слайд .

 Хочешь, чтобы Бог послал ангела, сам стань ангелом для других

Главные христианские   добродетели -  

вера,  надежда, любовь. ( Слайд)

        

Добро

Зло.

В сказке.

Ответы детей

Чтение статьи учебника

Неожиданное появление мешка с мукой.

- Т.к дед Кирилла надеялся, что Бог не оставит его семью в беде.

…Волос не упадёт с вашей головы…

- Боролся за сохранение православной веры.

Бог

Волшебник, фея

Колдун

Запись в тетрадь.

Ответы детей

Чтение статьи

Работа  в Рабочей тетради

Бог Отец,  и  Дух, и Сын, -

Три Лица, а Бог – Един!

Хождение по воде, воскрешение Лазаря, превращение воды в вино

- Невозможность объяснить эти чудеса и совершить что-то подобное обычному христианину

1 группа

Приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи происходит снисхождение Благодатного  Огня в Храме Гроба Господня. 

 2 группа

Мироточе́ние — явление в христианстве, связанное с появлением маслянистой влаги  на иконах и мощах святых.

3 группа

Нетленные мощи - останки христиан, причисленных после смерти к лику святых, являющиеся объектом религиозного почитания в исторических церквях (Спиридон Тримифунский)

Прослушивание стихотворения «Давай поговорим о чудесах»

О красоте природы, о даре жизни и чувств человеку

Чудеса природы

Ответы детей

Бог творит чудеса сам и через людей

Ответы детей (дать людям знак, наградить за добро) Бог для укрепления веры постоянно посылает нам чудеса

 Бог говорит с нами.

(любовь)

(получить власть, материальное обогащение)

                                                     

               

Ответы детей (отрок Варфоломей, царица из сказки «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях», Конёк-Горбунок

Ответы детей:

Варфоломей (чудо)

Царица из сказки «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях» (колдовство)

 Конёк-Горбунок (волшебство)

Ответы детей (трудолюбив,  он верил, стремился, надеялся, желал, был добрым…)

Добродетель – это видимое проявление внутренних добрых свойств  человека.

СОФИЯ и ВЕРА НАДЕЖДА ЛЮБОВЬ(сообщение) 

5.Самостоятель-ное применение знаний.

Сейчас применим полученные знания и поработаем в группах.

                                                                 

Работа в группах

Задание для 1 группы:

Составить информационную карту слова «Чудо»

                              (Приложение 1)

Задание для 2 группы:

Работа с притчей методом «Пирамида мыслей»

                              (Приложение 2)

Задание для 3 группы:

Составить три вопроса по тексту учебника, используя таблицу «Вопрос к тексту»

                            (Приложение 3)

6.Итог урока. Рефлексия.

Оценивание учащимися собственной деятельности.

- Что такое чудо?

Вы согласны с моим утверждением, что рождение ребенка – настоящее чудо?

Слайд

Теперь, когда вы знаете, что вы – чудо, какова будет логика вашего поведения, выбери ответ.

Я – чудо, и родители должны постоянно дарить мне за это подарки.

 Я – чудо, и это возлагает на меня большую ответственность, ведь я должен соответствовать тому, что называется чудом.

- Чему нас учат чудеса?

Какие чудеса происходили в вашей жизни?

-Какое чудо (доброе дело)  можете совершить вы?

А вот  примеры чудес, которые совершают добрые, верующие люди.

Благотворительные акции Обыкновенное чудо, Добро, День добрых дел (сбор средств больным детям )

Слайд Многие люди берут в свои семьи детей из детских домов

Ответы детей

Ответы детей.

Работа с интерактивной доской

Благотворительная акция "Добро своими руками" сделать поделки и посетить больницы.

7. Домашнее задание

Обсуждение и запись домашнего задания.

          Обязательное

  - Прочитай текст учебника на страницах 70-71.

  Составь словарик по материалу данного урока.

         По желанию

 

      - Посмотри м/ф - притчу «Это мой выбор»,  

   http://www.youtube.com/watch?v=rtxAz4MEJgQ

           Составь «Пирамиду мыслей» по данной                                        притче.                                                                Слайд

По традиции в конце урока мое доброе напутствие вам, мои ученики. Ребята, помните, что чудеса приходят к добрым людям                       

Каданова Тамара Ивановна

Давай поговорим о чудесах.
Ты веришь в них? Я верю. Правда, верю
.
Когда я вижу звезды в небесах
И наблюдаю грациозность зверя.

О, сколько раз я видел тот закат,
Расписанный Божественной рукой,
Ив плачущих, волнительный наряд
Над безупречной красоты рекой...

Я каждый раз о чуде говорю,
Осознавая, как прекрасна сущность
Тех мест, где я бываю и творю
Свой каждый день, опровергая скучность.

Как можно унывать или хандрить
В том мире, что Господь для нас придумал.
Он дал нам - жить, любить, и говорить
Возможность. Да еще и думать.

Все реже говорим о красоте.
Все меньше видим в каждом вдохе чудо.
Я не хочу болтать о суете.
О чудесах - твержу, твердил и буду.

Сошествие Благодатного Огня

Это событие происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения, который накрывает своей громадной кровлей и Голгофу, и пещеру, в которой был положен снятый с креста Господь, и сад, где Мария Магдалина первой из людей встретила Его воскресшего. Храм воздвигнут императором Константином и его матерью царицей Еленой в IV веке, и свидетельства о чуде восходят уже к этому времени.

Примерно в полдень со двора Иерусалимской Патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, румын, евреев, немцев, англичан — паломников со всего мира  в напряженном молчании следят за Патриархом.

Патриарх Церкви входит внутрь. На коленях перед Гробом он молит Бога о ниспослании СВЯТОГО ОГНЯ. И вдруг на мраморной плите гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Святейший прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передает Армянскому Патриарху, а затем и народу

В начале Благодатный огонь имеет особые свойства — он не обжигает, хотя у каждого в руке горит пучок из 33 свечей (по числу лет Спасителя). Проходит еще некоторое время, и огонь приобретает естественные свойства. Многочисленные полицейские заставляют людей тушить свечи, но ликование продолжается.

2. Чудеса после смерти.

Когда останки Спиридона извлекли из могилы, удивлению присутствующих не было предела. Несмотря на то, что тело пролежало в земле много десятков лет, оно совершенно не изменилось - словно святой старец был похоронен вчера. У него были целы зубы и волосы, отлично сохранилась кожа, можно было без труда распознать черты лица.
Когда мощи были помещены в Константинополе в специальную раку, обнаружилось, что святой продолжает совершать чудеса. Множество паломников, помолившись перед ракой и прикоснувшись к мощам, получили исцеление.
Рака с мощами святого находится в храме на самом виду, она вся обвешана золотыми и серебряными украшениями - дарами тех, кому помог святой. Это вместилище реликвии заперто на замок: хранитель открывает его только для православных туристов, а католикам разрешается поцеловать лишь саму раку.
Сквозь стекло можно очень хорошо рассмотреть лицо святого. Его черты вполне узнаваемы, прекрасно сохранились волосы и белоснежные зубы. Кожа немного сморщена и потемнела, но сохранила свою форму.
Тело святого Спиридона имеет постоянную температуру: 36,6 градусов. У него растут волосы и ногти. И что самое удивительное - одежду, которая на нем надета, меняют раз в полгода, потому что она снашивается, будто он не лежит в раке, а ходит. Хранитель раки рассказал, что бывали случаи, когда ключ просто не может открыть замок на раке. И тогда священники знают - святого в раке просто нет, он ходит по острову.
Феномен нетленных мощей святого Спиридона пытались исследовать ученые со всего мира, и церковь им не препятствовала. Однако биофизики и биохимики, изучив мощи святого, лишь развели руками. Нет иного объяснения, кроме чуда, тому, что может видеть любой православный посетитель храма на Корфу.

Иверская Монреальская икона Божией Матери

http://verapravoslavnaya.ru/images/iverskaya_monrealskaya.jpg

В 1981 году на Святой Горе Афонской греческий монах о. Хризостомом сделал список с Иверской Вратарницы, которому суждено было стать одним из самых дивных свидетельств благодатной помощи Божией Матери людям в ХХ веке.
В ночь на 24 ноября 1982 года Иосиф проснулся от сильного благоухания и подумал, что оно исходит от мощей или от разлитого флакона духов. Но когда он рассмотрел Афонскую икону, то понял, что произошло нечто удивительное – вся она была покрыта благоуханным миром.Икону отнесли в храм. Она источала миро постоянно, кроме дней Страстной седмицы. В Вербное воскресенье икона как бы высыхает и снова начинает мироточить в Великую Субботу, в преддверии Пасхи. 

Миро обычно появлялось во время молитвы или вскоре после нее, в количестве, зависящем от события или молитвенного усердия присутствующих. Это чуде XX века. Особый осмотр части верхнего края иконы показал, что образ написан на обыкновенной деревянной доске, не содержащей внутренних полостей и посторонних включений.
Чудотворный образ постоянно путешествовал по православным приходам и побывал во многих странах Везде, где появлялась икона, совершались многочисленные исцеления душевных и телесных недугов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...