Конспект урока ОРКСЭ "Религия и мораль"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Левелева Марина Марковна

Конспект урока ОРКСЭ "Религия и мораль"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Цели: создать условия для усвоения обучающимися знаний об общих нравственных основах мировых религий; организовать совместную деятельность обучающихся на заданную тему; создать условия для развития ценностного отношения к собственным поступкам.

Тип урока: урок сообщение и усвоения знаний.

Планируемые результаты: понимание общности нравственных заповедей в христианстве, исламе, буддизме, иудаизме.

Основные понятия: религия, мораль, нравственность.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

Слайд 1

-Хочу начать урок с притчи «Какой волк победит?»

                                                 Притча

      Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

-В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

-А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

-Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. 

-Как вы понимаете эту притчу?

-Что значит по притче кормить волка?

Человек рождается и жизнь его как белый лист бумаги. Что можно сделать с листом? (помять, порвать, а можно раскрасит красками) У человека есть выбор: быть добрым или злым.

Что значит быть добрым?

 Совершать добрые поступки.

Кто нас этому учит? А их кто научил?

А что научило ваших прабабушек?

Религия.

 Слайд 2

Какие мировые религии вы знаете?

Одни поступки помогают жить, другие мешают.

Как называется определенное поведение, принятое в обществе? (мораль)

Слайд 3.

Что такое мораль?

Мораль – это система норм и ценностей, регулирующих поведение человека.

Знания о морали есть в каждой религии. Описаны эти знания в священных книгах. Как называются эти знания?

3.Тема и цель урока

Я думаю, вы уже догадались, какова тема урока.

 Слайд 4

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

При помощи слов - помощников определите цели урока.

 Слайд 5

Слова – помощники.

- узнаем

- сравним

- определим

4.Работа над новым материалом

Работа с учебником

Заповеди иудаизма и  христианства

В Ветхом завете содержится предписание о том, как должен жить и вести себя человек. Эти предписания являются общими и для христиан, и для иудеев. Самые известные из них – это 10 заповедей. Они, согласно библейскому повествованию, были дарованы Моисею самим Богом на горе Синай после освобождения евреев из египетского рабства.

Десять библейских заповедей не только были основой поведения многих и многих поколений верующих, но и стали отправной точкой для большинства законов, которые приняты в различных странах мира. Именно этим законам следуют люди вне зависимости от их национальности или веры.

Чтение заповедей в электронном приложении. Словарная работа.

Согласно христианскому учению, Иисус Христос не отменил библейские заповеди. Он даже усилил некоторые предписания и перевёл внешние запреты в область внутренней жизни человека.

 Христос подчёркивал, что верующий в Него одинаково хорошо должен относиться и к близкому для себя человеку, и к незнакомцу, и даже к врагу.  Иисус говорил: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь над праведных и неправедных».

Чтение заповедей в электронном приложении.

Словарная работа.

Моральные ценности ислама

Мусульмане считают, что основой творения, конечной его целью и высшей ценность является человек. Коран прямо объявляет человеческую жизнь наивысшей ценностью – человек не имеет право самовольно лишать кого-либо жизни, в том числе и самого себя, а убийство одного человека приравнивается к уничтожению всего человечества!

Пророк Мухаммад своим примером также установил большое количество нравственных правил, являющихся для мусульман обязательными, например, запрет употреблять спиртное.

        К примеру, Пророк подчёркивал необходимость добрососедских отношений и личным примером показывал их важность.

Чтение заповедей в электронном приложении.

Словарная работа.

Моральные ценности буддизма

В буддизме основой поведения человека является ответственность за жизнь других. Буддисты считают: для того, чтобы человек мог достичь счастья, он должен сделать счастливыми других людей.

Наравне с Буддой, буддисты почитают и других божеств (бодхисатв). Бодхисатвы предаются подвижничеству и на монашеском пути, и на пути мирянина, но не для самих себя, а ради спасения других. Они отрицают стремление к личной выгоде и отказываются от нирваны, чтобы снова и снова перерождаться ради освобождения всех живых существ от страданий. Буддисты верят, что бодхисатвой может стать любой человек.

У буддистов есть пять моральных заповедей. Они очень просты, и их выполнение не требует человека чрезмерных усилий. Заповеди включают отказ от преднамеренного убийства любого живого существа, отказ от воровства, от лжи, от супружеской неверности и от употребления алкоголя.

        Они также считают совершенно недопустимым гнев как источник всякого насилия.

Буддизм делает особый упор на необходимости сострадать всем живым существам. Буддисты верят в то, что человеческая душа рождается на земле много раз в самых различных обликах, поэтому самым первым правилом нравственности считают непричинение вреда не только другим людям, но и животным.

Чтение заповедей в электронном приложении.

 Словарная работа.

5.Работа в группах.

Сравните заповеди. 1 группа: иудаизм и ислам

                                       2 группа: буддизм и христианство

Выступление групп.

Какой вывод сделаем?

 Слайд 6

Вывод

Все религии отвечают на вопрос о том, в чём ценность каждого отдельного человека и как мы все должны относиться к своему ближнему. Важным принципом всех религий является принцип ценности и сохранения человеческой жизни. Ценность человека постоянно упоминается в священных книгах разных религий, в высказываниях мудрецов и добродетельных людей.

Прочитайте в учебнике на с. 70 слова иудейского мудреца.

Однажды к мудрецу Гиллелю пришёл иноверец, который соглашался принять иудаизм, если учитель сможет ему очень коротко изложить суть иудейского закона.  Гиллель ответил: «Не делай ближнему того, что неприятно тебе, -  вот суть всей Торы, всё же прочее, лишь комментарий».

  Заповеди стали основой законов в различных странах.

Все ли вам понятно?

6.Закрепление

 Сможете выполнить тестовые задания?

1.Одна из Десяти Заповедей гласит…

- хорошо учись

-делу время – потехе час

- не убивай

2. Одним из пяти столпов ислама является…

-милостыня - закят

-вера в ангелов

-вера в джиннов

3.Иисус Христос учил своих последователей…

-копить богатства

-ненавидеть врагов

-любить ближнего

4.Одно из важнейших требований буддизма-…

-не общаться с иноверцами

-совершить паломничество в Индию

-не причинять зло живым существам

5.Какое утверждение принадлежит Иисусу Христу?

-кто не работает - тот не ест

-око за око, зуб за зуб

-не судите, да не судимы будете

6.Какое из высказываний содержится в Коране?

-нельзя принуждать человека поститься

-нет принуждения в религии

- нельзя принуждать человека к учебе

                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Итак, сложите кусочки мозаики и у вас получится Золотое правило нравственности. 

Слайд 7

«Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе»

У вас получилось основное правило нравственности. Следуйте ему и тогда вы будете кормить только доброго  волка и он всегда будет побеждать.

Наш урок подошел к концу.

7.Рефлексия

 Закончите предложение.

 На уроке я узнал…

Литература

Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Текст с изменениями и дополнениями на 2011г.- М.,2011

Данилюк А. Я. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В.А. Тишков. – М., 2010

Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе / А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, А. А. Ярлыкапов. – М., 2014

Гусейнов А. А. Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней / А. А. Гусейнов. – М., 2009

Основы мировых религиозных культур. Электронное приложение к учебнику А. Л. Беглова, Е. В. Саплиной, Е. С. Токаревой, А. А. Ярлыкапова

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа по теме: «Технологические карты уроков «Культура и мораль», «Особенности морали», «Добро и зло», «Добродетель и порок».

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную сос...

Приложение к проекту по теме: «Технологические карты уроков «Культура и мораль», «Особенности морали», «Добро и зло», «Добродетель и порок».

Приложение к проекту по теме: «Технологические карты уроков  «Культура и мораль», «Особенности морали»,  «Добро  и  зло», «Добродетель и порок»....

Конспект урока ОРКСЭ 4 класс.«Мораль и религия. Нравственные заповеди в религиях мира».

·        освоение учащимися знаний об общих нравственных основах мировых религий;·        формирование ценностного отношения к «зо...

Конспект урока по ОРКСЭ «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира»

Тема урока: «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира»Цель: сформировать представление учащихся о нравственных заповедях ведущих религий мира.Задачи урока:- учебные:- ...

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Мировые религии" Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)

Данный урок относится к курсу ОРКСЭ, модуль "Мировые религии". Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)...

Конспект урока пои ОРКСЭ на тему "Культура и мораль"

Целью учебного курса ОРКСЭ является формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на здании и уважении культурных и региональных традиций многонационал...

Конспект урока -ОРКСЭ 4 класс Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Дать представление о нравственных заповедях ведущих религий мира....