Рабочая программа 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс)


Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе начального общего образования,

утвержденной приказом от 31.08.2020 № 513, протоколом педсовета №1 от 31.08.2020

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя школа № 42»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»

        Модуль «Основы православной культуры»

4 класс б

2020-2021 учебный год

2020 год

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка.        ……………………………………………………………………………………………...…3 стр.        
  2. Планируемые  результаты  усвоения учебного предмета…………………………………..............................................3 - 4 стр.
  3. Содержание модуля…………………………………………………………………………………….......................…….6 – 7 стр.        
  4. Тематическое планирование с  указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы………………..7 стр.
  5. Календарно-тематическое планирование …………………….……………………………....………………...................8 - 10 стр.

  1. Пояснительная записка

Рабочая  программа по освоению курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуля «Основы православной культуры» для 4 класса  составлена на основе документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373 (С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.);
  3. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г. №125-ФЗ (Ст.3 Право на свободу совести и свободу вероисповедания, п.1,5,6; ст. 5, Религиозное образование, п.1,4; Ст. 16 Религиозные обряды и церемонии, п.3);
  4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
  5. Авторская программа  по учебному предмету «Основы православной культуры», учебной программы  «Основы православной культуры» под редакцией Кураева А. В. («Просвещение», 2017), Основы религиозных культур и светской этики. Сборник рабочих программ. 4 класс А. Я. Данилюк, Т. В. Емельянова, О. Н. Марченко и др.. — М. : Просвещение, 2014
  6. Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 20 мая 2020 года № 254          
  7. Учебный план  МБОУ «СШ № 42» на 2020-2021 уч. год.

На изучение модуля  «Основы православной культуры» в 4 классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю (34 учебные недели).

Модуль «Основы православной культуры» выбран по заявлению родителей (законных представителей) обучающихся.

2.Планируемые предметные результаты освоения учебного модуля «Основы православной культуры»

Личностные результаты: 

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты:

1).готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

2.знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

3). понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

4).формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

5).первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

6).становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

7).осознание ценности человеческой жизни.

Выпускник научится:

– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;

– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

-  соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения основ православной культуры школьником являются критерии факта, то есть что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала,  и критерий деятельности, какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно использует в жизненных ситуациях.

  1. Содержание программы модуля «Основы православной культуры»

Основные задачи реализации содержания:

воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; формирование первоначальных представлений о православии, ее роли в культуре, истории и современности России.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1ч.) Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Введение в православную духовную традицию (16 ч.) Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Нравственный закон в светской и религиозной жизни. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. Кого православная культура называет Творцом. Вечные вопросы человечества.

Молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые. повседневной жизни православных верующих.

Кто такие христиане. Библия — священная книга христианства. Ветхий Завет и Новый Завет. Библия как источник знаний, мудрости и нравственности. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки и распространение Евангелия среди славянских народов.

События, предшествующие рождению Иисуса Христа. Благовещение. Как Бог стал человеком. События жизни Иисуса Христа. Рождество, детство и юность, начало проповеднической деятельности. Деяния Иисуса Христа. Чудеса. Предательство Иуды. Распятие. Воскресение. Вознесение. Апостолы и их проповедническая деятельность. Христианские представления об Иисусе Христе как Спасителе. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

Воскресение Христа. Пасха  главный христианский праздник. Великий пост. Правила Великого поста. Смысл поста для православных верующих. Подготовка к Пасхе. Русская Пасха. Как празднуют Пасху. Традиционные пасхальные блюда. Пасхальная служба в храме. Крестный ход. Пасхальные колокольные звоны.

Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки. Совесть в системе нравственных ценностей православия.

Какие заповеди даны людям. Божественное происхождение заповедей согласно христианскому учению. Значение заповедей. Смысл заповедей. Заповеди об отношении к Богу. Заповеди об отношении человека к себе и другим людям. Любовь как основа всех заповедей. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

Что такое милосердие. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. Милосердие как нравственное качество и христианская добродетель. Житие Николая Чудотворца. Подвиги любви к ближнему. Что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Какие существуют дела милосердия.

Храм как культурно-историческое наследие. Значение храма в жизни православных верующих. Традиции строительства храмов на Руси. Храмы как произведения архитектуры и искусства. Различное и общее во внешнем облике православных храмов. Правила поведения в храме. Забота государства и Русской Православной Церкви о сохранении шедевров православной архитектуры и искусства. Каноны строительства храма. Строительство новых храмов. Внутреннее строение и убранство храма.

Принятие христианства на Руси. Летописные свидетельства о крещении Руси. Представления о Боге в христианстве. Представление о сотворении мира в христианстве. Первые люди, грехопадение Адама и Евы, появление в человеческой жизни страданий и зла. Иисус Христос. Православие. Распространение православия в мире. Православие как традиционная религия России.

Чудеса, совершенные Иисусом Христом согласно Евангелию. В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются. Почему христиане верят в бессмертие. Творение добра. Как вера в Божий суд влияет на поступки христиан.

Церковные таинства, их смысл и значение для верующих. Таинство крещения. Обряд крещения в православной традиции. Смысл обряда крещения. Наречение имени в православной традиции. Таинство миропомазания. Смысл обряда миропомазания. Таинство покаяния. Таинство причащения. Происхождение и смысл таинства причащения. Таинство брака. Обряд венчания в православной традиции. Обрядовая и духовная составляющие церковных таинств.

Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным. Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?

Основа семьи в православной традиции. Почему заключение брака в церкви называется «венчание». День семьи, любви и верности  светский и церковный праздник. Служение в семье. Долг членов семьи по отношению друг к другу. Послушание и смирение как христианские добродетели.

Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы.  Какие поступки недопустимы даже на войне. Монахи-воины. Пересвет и Ослябя. Поединок Пересвета с Челубеем.

Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура. Благотворительность и милосердие в православной традиции. Подвиги любви. Жертвенность как основа любви. Защита Родины.

4.Тематическое планирование с указанием количества часов

Раздел программы

Всего часов

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

2

Введение в православную духовную традицию

16

3

Православие в России  

17

ИТОГО

34

5. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

план/факт.

Тема

Характеристика основных видов деятельности учащихся

I.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

02.09

02.09

Россия – наша Родина

Рассказ с элементами беседы. Чтение текста с остановками.

Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.

II. Введение в православную духовную традицию

2

09.09

09.09

Культура и религия

Беседа. Чтение текста с остановками. Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.

3

16.09

16.09

Человек и Бог в православии

Беседа. Работа с текстом учебника. Чтение текста про себя. Изучают основы духовной традиции православия.

4

23.09

23.09

Православная молитва

Беседа. Составление словаря терминов и понятий. Дают определения основных понятий православной культуры.

5

30.09

30.09

Библия и Евангелие

Беседа. Составление словаря терминов и понятий. Дают определения основных понятий православной культуры.

6

07.10

07.10

Проповедь Христа

Беседа. Составление словаря терминов и понятий. Дают определения основных понятий православной культуры.

7

14.10

14.10

Христос и Его крест

Рассказ с элементами беседы. Учатся устанавливать связь между религиозной ( православной) культурой и поведением людей.

8

21.10

21.10

Пасха

Рассказ с элементами беседы. Учатся устанавливать связь между религиозной ( православной) культурой и поведением людей.

9

11.11

11.11

Православное учение о человеке

Рассказ с элементами беседы. Учатся устанавливать связь между религиозной ( православной) культурой и поведением людей.

10

18.11

18.11

Совесть и раскаяние

Чтение текста с остановками. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, религиозных праздников и святынь православной культуры

11

25.11

25.11

Заповеди

Чтение текста с остановками. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений,  святынь православной культуры.

12

02.12

02.12

Милосердие и сострадание

Чтение текста с остановками. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

13

09.12

09.12

Золотое правило этики

Беседа. Участие в беседе. Ответы на вопросы. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

14

16.12

16.12

Храм.

Беседа. Участие в беседе. Ответы на вопросы. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

15

23.12

23.12

Икона

Беседа. Участие в беседе. Ответы на вопросы. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

16

13.01

13.01

Презентация творческих проектов.

Урок презентация. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

17

20.01

20.01

Презентация творческих проектов.                                                                                                  

Урок презентация. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Ответы на вопросы.

III. Православие в России

18

27.01

27.01

Как христианство пришло на Русь.

Рассказ с элементами беседы. Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

19

03.02

03.02

Подвиг

Беседа. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

20

10.02

10.02

Заповеди блаженств

Беседа. Чтение текста с остановками. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

21

17.02

17.02

Зачем творить добро?

Беседа. Чтение текста с остановками. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

22

24.02

24.02

Чудо в жизни христианина

Беседа. Чтение текста с остановками. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

23

03.03

03.03

Православие о Божием суде

Чтение текста учебника с остановками.  Рассказ с элементами беседы.

24

10.03

10.03

Таинство причастия

Рассказ с элементами беседы. Учатся анализировать жизненные ситуации и толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

25

17.03

17.03

Монастырь

Рассказ с элементами беседы. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

26

31.03

Отношение христианина к природе

Чтение текста учебника с остановками.  Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

27

07.04

 Христианская семья

Беседа. Чтение текста учебника с остановками.  Учатся приводить примеры из светской культуры и сравнивать их.

28

14.04

Защита Отечества

Беседа. Учатся приводить примеры из семейной  традиции и светской культуры и сравнивать их.

29

21.04

Христианин в труде

Беседа. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их, толерантному отношению к культуре и традициям народов нашей страны.

30

28.04

Любовь и уважение к Отечеству

Рассказ с элементами беседы. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

31

05.05

Подготовка творческих проектов  обучающихся

Подготовка творческих проектов учащихся. Анализ поступков, подвигов народа из  разного периода развития государства, нашего Отечества.

32

12.05

Подготовка творческих проектов  обучающихся

Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры.

32

19.05

Презентация творческих проектов

Рассказ с элементами беседы. Учатся приводить примеры из жизни, литературы, искусства, спорта.

33-34

26.05

Интегр.

Презентация творческих проектов

Конференция

Выступление со своим творческими проектами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...