Конспект урока по ОРКСЭ "Творить добро людям. Заботимся о ближних наших."
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Шишкина Анастасия Алексеевна

Конспект урока по ОРКСЭ "Творить добро людям. Заботимся о ближних наших", целью которого является донести детям основу учения Иисуса Христа: любовь к Богу и к ближнему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_3.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Творить добро людям. Заботимся о ближних наших.

Цель: донести детям основу учения Иисуса Христа: любовь к Богу и к ближнему.

Задачи: сформировать знания о том, что любовь к ближним нашим, творение добра - смысл жизни человека; воспитать чувства к нашему ближнему, как к каждому человеку, кто бы он ни был, из какого бы народа не происходил и какой бы веры не был; сформировать навыки поведения по отношению к ближнему.

Методическое обеспечение: Библия. Карта Палестины ко времени Нового завета. Иллюстрация к притче «О милосердном самарянине».

ХОД УРОКА

1. Мотивация к деятельности.

Проверка готовности учащихся к уроку. Настрой учащихся на работу.

2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.

Проверка домашнего задания.

3. Постановка учебной задачи.

Игровой момент. Детям раздаются листочки.

Дети, напишите 5-7 дел, которые вы собираетесь сделать в ближайшие два дня. Затем напротив каждого «дела» поставить «+» - если это дело для пользы ближнего, и «-» - если это дело для себя.

 -Сделаем подсчет, чего больше «+» или «-»? Сделаем вывод.

-Человек совершает свои дела как материальные (телесные), так и духовные (нематериальные). Например, добрые дела материальные: (учитель начинает, а дети продолжают):

голодного - … (накормить),

нагого или имеющего недостаток в одежде - …. (одеть),

жаждущего - …. (напоить),

находящегося в темнице, в больнице - … (посетить),

странника (гостя) - … (принять в дом и дать ему отдых).

Дела милости духовные:

подать ближнему добрый – (совет),

печального – (утешить),

за обиды всем сердцем - прощать, злом за зло – … (не воздавать).

4. Совместное открытие нового знания.

-Дети, как выдумаете, какая тема нашего? Какая цель урока? Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (ответы детей)

-На сегодняшнем уроке мы с вами поговорим о нашем отношении друг к другу, о том каким оно должно быть и о том, какое оно есть на самом деле. Почему для человека естественно творить добро людям, и противоестественно творить зло. Что радует сердце человека: забота о своем ближнем или же ненависть и холодное презрение?

-На наших уроках мы с вами говорили о том, что во время Своей земной жизни Иисус Христос часто учил народ словами и делами, которые были исполнены любви и милосердия. Давайте вспомним, что Он говорил и чему учил. (ответы детей)

- Он говорил, что мы должны любить ближних, что надо прощать обиды, учил людей молиться, …, объяснял слушавшим Заповеди Божии, обещал вечную жизнь тем, которые уверуют в Него и последуют за Ним.

-Так что же нужно делать человеку, чтобы наследовать вечную жизнь по учению Иисуса Христа? (ответы детей)

- Нужно любить Бога и любить своих ближних, т.е. (исполнять Заповеди Божии).

На чем же основано Его учение (какое слово часто повторяется)? (ответы детей)

- Любовь, учение Его основано на любви.

Любовь по отношению к кому? (ответы детей)

- К Богу, к ближнему, к людям …

-В чем мы можем проявлять свою любовь к людям? (ответы детей)

- В совершении добрых дел для них, в заботе, во внимании…

-И нет на свете такой страны, в которой бы любовь к ближнему, забота о нем не считалась бы великим делом - делом милосердия.

-Сейчас я вам прочитаю легенду о халифе. Халифом в восточных странах называли верховного правителя.

«Богат был халиф, но не радовали его ни бесчисленные сокровища, ни власть. Томительно тянулись однообразные, бесцельные дни. Советники пытались развлечь его рассказами о чудесах, таинственных событиях и невероятных приключениях, но взор халифа оставался рассеянным и холодным. Казалось, сама жизнь наскучила ему, и он не видел в ней никакого смысла.

Однажды из рассказа заезжего путешественника халиф узнал об одном пустыннике, которому было открыто сокровенное. И загорелось сердце владыки желанием: увидеть мудрейшего из мудрых и узнать, наконец, для чего человеку дана жизнь.

Предупредив приближенных о том, что ему на некоторое время нужно покинуть страну, халиф отправился в путь. Взял он с собой только слугу, воспитавшего и вырастившего его. Ночью караван тайно покинул Багдад.

Но Аравийская пустыня шутить не любит. Без проводника путники заблудились, а во время песчаной бури растеряли и караван, и поклажу. Когда они отыскали дорогу, у них остался всего один верблюд и немного воды в кожаном мешке.

Невыносимая жара и жажда свалили с ног старого слугу, и он потерял сознание. Страдал от зноя и халиф. Капля воды казалась ему дороже всех сокровищ! Халиф посмотрел на мешок. Там еще есть несколько глотков драгоценной влаги. Сейчас он освежит свои запекшиеся губы, увлажнит гортань, а потом упадет в беспамятстве, как этот старик, который вот - вот перестанет дышать. Но внезапная мысль остановила его.

Халиф подумал о слуге, о жизни, которую тот целиком отдал ему. Этот несчастный, изнемогающий от жажды человек умирает в пустыне, выполняя волю своего господина. Халифу стало жаль беднягу и стыдно за то, что в течение долгих лет он не нашел для старика ни доброго слова, ни улыбки. Теперь они оба умирают, и смерть уравняет их. Так неужели за всю свою многолетнюю службу старик не заслужил никакой благодарности? И чем можно отблагодарить того, кто уже ничего не осознает?

Халиф взял мешок и влил остатки целительной влаги в раскрытые губы умирающего. Вскоре слуга перестал метаться и забылся спокойным сном.

Глядя на умиротворенное лицо старика, халиф испытал несказанную радость. Это были мгновения счастья, дар неба, ради которого и стоило жить.

И тут - о бесконечная милость Провидения - полились потоки дождя. Слуга очнулся, и путники наполнили свои сосуды.

Придя в себя, старик сказал:

- Господин, мы можем продолжить путь.

Но халиф покачал головой:

- Нет. Мне уже не нужна встреча с мудрецом. Всевышний открыл мне смысл бытия».

Как вы думаете, в чем же для халифа открылся смысл бытия? Что он понял? (Ответы детей).

-Каждый из нас имеет свои внутренние переживания. Происходят они в человеке по самым разным причинам: от событий, которые с ним происходят, от поступков, которые он совершает…Но одни поступки оставляют чувство радости в нашем сердце, а другие наоборот, доставляют нам грусть или раздражение. Какое внутреннее переживание вам больше нравится: радости или огорчения? (ответы детей)

- Радости.

-А какие дела и поступки доставляют нам внутреннее утешение, радость, удовлетворение? (ответы детей)

-Добрые дела.

-И народная мудрость гласит: «Кто добро творит - того Бог благодарит». Как называют людей, творящих добро? (ответы детей)

- Добрыми, сердечными, добродетельными, милосердными.

6.Первичное закрепление новых знаний.

-Часто ли бывает, что вы видите, да словно не замечаете? Например, стариков или инвалидов, которым надо помочь. Часто ли вы задерживаетесь для того, чтобы помочь им донести тяжелую сумку или сесть в автобус или трамвай? Или же вы избегаете смотреть на них, боясь, чтобы к вам не обратились за помощью? Наверное, вы не раз наблюдали, как группа подростков задирает какого-нибудь бедолагу, отнимая у него завтрак или деньги? А вы сами заступились за обиженного, потребовали ли, чтобы хулиганы прекратили это безобразие? Иногда, мы видим лишь то, что хотим видеть, и в упор не замечаем, пренебрегаем тем, что нам не угодно.

Вы наверняка часто слышали такие вопросы: «Сашенька, будь любезен, ты не вынесешь мусор?» или «Маша, ты не могла бы помочь накрыть на стол?» Вероятно, вы в это время делаете домашнее задание, смотрите телевизор или слушаете музыку, и совсем не хотите, чтобы вас беспокоили. Легче пренебречь просьбой, как будто ее и вовсе не слышишь. Зачастую, мы просто не желаем слушать того, что говорят нам родители, учителя или батюшка. А если мы видим, слышим и понимаем сказанное, то нужно переменить все свое поведение. Господь хочет от нас, чтобы мы осознавали все, что видим и слышим, и поступали с другими людьми по правде и совести.

-Иисус Христос Сам часто творил дела милосердия и Своим собственным примером призывал людей к тому же.

Один законник (человек, строго исполняющий иудейские законы) как - то спросил Христа: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Иисус сказал ему: «В законе что написано?». Законник ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Иисус сказал ему: «Правильно ты отвечал; так и поступай, и будешь жить». И спросил законник: «А кто мой ближний?». В ответ Иисус рассказал ему притчу «О милосердном самарянине».

На доске Карта Палестины времен Нового завета.

Самарянин - это человек, живущий в Самарийской области. Иудеи презирали самарян, считали их хуже язычников и старались избегать общения с ними)

Послушайте притчу «О милосердном самарянине». (Читается Евангелие от Луки 10; 25 - 37). Демонстрируется рисунок к притче на экране.

«Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его, едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою, и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился. И, подошедши, перевязал ему раны, возливая масло и вино и, посадив на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем, и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближним попавшемуся разбойникам? (дети могут дать свои варианты ответов). Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».

Чему нас учит эта притча? (Отвечают).

- На примере доброго самарянина господь учит нас на деле любить своих ближних, а не ограничиваться одними добрыми пожеланиями или выражением сочувствия. Не тот любит ближних, кто спокойно сидя дома, мечтает о широкой благотворительной деятельности, но тот, кто не жалея своего времени, сил и средств на деле помогает людям. Сама жизнь каждый день дает нам возможность проявить любовь к людям в том, чтобы посетить больного, утешить скорбящего, подать милостыню нуждающемуся.

-Предлагаю вам немного поиграть: я говорю вам ситуацию, а вы должны сказать, чем бы вы смогли помочь ближнему в этой ситуации (преподаватель сам придумывает ситуации).

1. У вас новая соседка, которая будет учиться в вашей школе. Она очень робкая, даже стесняется спросить, где находится ее новая школа. Чем бы вы могли ей помочь?

2. На пятом этаже живет одинокая старушка. Ее единственные очки сломались, а без них она ничего не видит и боится выходить на улицу. Чем бы вы могли ей помочь?

-Каждый из нас нуждается в помощи. Вот вы знакомы друг с другом 5 лет. А много ли вы знаете друг о друге? Может быть сейчас, ваш сосед по парте как никогда нуждается в вашей помощи, в добром совете. Ведь как огонек дарит нам свое тепло, так и доброе слово способно согреть душу человека.

7. Подведение итогов урока.

-Давайте вспомним основные моменты урока. Как называлась тема сегодняшнего урока? (ответы детей)

-Вспомните, какими бывают дела милосердия? (ответы детей)

8.Рефлексия.

Что полезного вы усвоили для себя из урока? (ответы детей)

Из сегодняшнего урока вы поняли, что … (ответы детей)

- От нас не требуется делать больше, чем мы можем сделать. «Спасти человечество» не в наших силах. Но заметить беду, помочь другому, помочь без корысти, с любовью, не смущаясь, что мы можем сделать так мало, - вот образ христианского отношения к людям. А считать своими ближними нужно всякого другого человека, кто бы он ни был, из какого бы народа не происходил и какой бы веры не был.

9. Домашнее задание

1. Подумайте над вопросом: как в подобных ситуациях поступаю я? Как человек, прошедший мимо или как милосердный самарянин?

2. Давайте проведем с вами такой эксперимент: вы каждый день составляете список своих дел на завтра, но с одним условием - дела, касающиеся вас самих - пополам с делами, касающихся ваших близких, знакомых, т.е. 50 на 50. Результаты нашего эксперимента мы будем обговаривать на наших следующих занятиях. Начнем с завтрашнего дня.

-Желаю вам научиться быть сострадательными и милосердными ко всем людям, оказывая им посильную помощь в их нуждах и несчастиях. Помните, что говорит народная мудрость: «Торопись на доброе дело».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока "Животные в жизни людей. Рисование по представлению" 4 класс.

Урок изучения нового материала.  Знакомство с понятием "анимал", с анималистическим жанром, художниками - анималистами. отработка навыков рисования домашних животных с помощью геометрических фигу...

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе "Любовь к ближнему" по программе А.В. Бородиной

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по учебнику А.В. Бородиной  "Основы православной культуры"...

Конспект урока: «Чуден свет — мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика: традиции мастерства».

Цель деятельности учителя: способствовать ознакомлению детей с крестьянским рукоделием - лоскутным шитьем, с основными элементами орнаментов лоскутной мозаики, состоящих из простейших геометрических ф...

Конспект урока "Матушка - Весна всем людям красна"

Конспект интегрированного урока по внеклассному чтению и ИЗО 4 класс + презентация....

Конспект урока на тему: «Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей (УМК "Школа России" 1 класс)

Знакомство с учебником "Русский язык", с его структурой.  Первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения....

Конспект урока окружающего мира: "Как люди познают мир", 2 класс "Планета знаний"

Конспект урока окружающего мира по теме: «Как люди познают мир», 2 класс "Планета знаний"...

Конспект урока по теме "Труд людей осенью"

Прививаем интерес детей к труду...