Конспект урока "Матушка - Весна всем людям красна"
план-конспект занятия по чтению (4 класс) на тему

Бахарева Ольга Станиславовна

Конспект интегрированного урока по внеклассному чтению и ИЗО 4 класс + презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bahareva_urok.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Матушка – Весна всем людям красна».

Интегрированный урок по внеклассному чтению и ИЗО.

Цели: раскрыть богатство русского фольклора;

            закрепить имеющиеся знания о жанрах устного народного творчества, расширить представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства;

             обогатить речь учащихся;

            прививать любовь к народно-поэтическому творчеству и истории русской народной культуры.

Ход урока.

Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Посмотрите, пожалуйста, на них и поздоровайтесь. Теперь садитесь на свои места.

Мотивация

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

-Сегодня наш урок проходит в очень интересном месте – в музее. Мы с вами здесь были на экскурсии. Как этот музей называется?      (Музей крестьянского быта).

(Слайд весна)

Сейчас я вам загадаю загадку, отгадайте ее.

                Снег чернеет на полянке,

                С каждым днем теплей погода.

                Время класть в кладовку санки.

                Это что за время года?

                                             (Весна)

- Верно. Скоро наступит весна. Какие изменения произойдут в природе?

(Слайд изменения в природе)

- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы с вами будем говорить?

                 (О весне)

- Правильно, о весне.

-Я начала урок с загадки. К какому жанру относятся загадки?

      (Устное народное творчество)

- Кто является создателем загадок?

                               (Народ)

- Какие жанры устного народного творчества вы знаете?

                        (Сказки, пословицы, поговорки, народные песни, скороговорки, частушки)

(Слайд устное народно творчество)

(Слайд Чернышевский)

- А вот русский писатель Николай Гаврилович Чернышевский устное народное творчество назвал еще более емким понятием – народная поэзия и утверждал: «Народная поэзия мила для всякого, кто любит свой народ. А не любить своего родного невозможно. И мне хочется сказать, что великая любовь к народным песням, сказкам, былинным богатырям заполняет наши сердца с детских лет, проходя через всю жизнь до самой глубокой старости».

- Как вы понимаете эти слова?

- Вам на дом было задано задание найти пословицы о весне.  Какие же пословицы о весне вы знаете?

(Смысл пословиц)

- А теперь давайте с вами попробуем составить пословицы, работая в группах. Та группа, которая быстрее справится с заданием, поднимает цветочек.

- Работаем дружно, помним о правилах работы в группах.

Увидел грача - …                            … весну встречай.

На шесте скворец, …                        …он весне гонец.

Увидел скворца - …                            …весна у крыльца.

Сколько проталинок - …                     …столько и жаворонков.

Грач на горе, …                                        …так и весна на дворе.

(Дети выходят к доске и прикрепляют полученные пословицы)

- Ребята, вы много назвали жанров у устного народного творчества. Но есть еще один вид. Может кто-то знает о нем? Раньше с помощью этого люди уговаривали природу, упрашивали сделать так, как надо человеку.

(Слайд со стихом)

-Давайте прочитаем с вами хором стихотворение:

Весна, Весна красная!

Приди к нам с радостью, с радостью

С великой милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным.

- На что похоже это стихотворение, которое зовет и приглашает весну?

-Какое название вы дали бы этому жанру устного народного творчества?

- А теперь давайте с вами послушаем, как закликивают весну.

(Прослушивание голосовое заклички)

(Слайд с птицами)

- Какие птицы прилетают весной?

- Вспомните пословицы, которые вы сегодня собирали в группах.

- Но больше всего люди любили звонкого певца, который своим переливистыми трелями заставлял природу пробудиться от зимнего сна. Что это за птичка? Отгадайте загадку:

(Слайд с жаворонком)

Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет.

                  (Жаворонок)

- Послушайте, как поет жаворонок.

(Запись пения жаворонка)

Учитель ИЗО:

- 22 марта на Руси отмечался праздник «Жаворонки». Еще этот праздник имеет другое название «Сороки».

(Слайд жаворонки печеные)

- Накануне женщины месят тесто, пекут сорок шариков и печенье «жаворонков». С «жаворонками» бежали на улицу на возвышенное место и начинали закликать жаворонков, а с ними весну. «Птичек» обычно съедали, а головки отдавали матери с пожеланиями богатого урожая. Обязательно надо было покормить жаворонков, поэтому часть испеченных жаворонков крошили на дорожки.

(Слайд дети)

- Деревня в этот день была полна песен, криков, смеха. Ребятишки бегали, закликали весну, свистели в свистульки.

Учитель начальных классов:

(Слайд экскурсия)

- Мы с вами во 2 классе ездили на экскурсию в село Романово. Там мы с вами изготавливали из глины птичек – свистульки. Помните? Может у вас даже дома, и сохранились эти птички. Посмотрите на свистульки, которые есть в нашем музее. Такие же свистульки мы делали с вами в Романово.

(Слайд глиняные свистульки)

Учитель ИЗО:

(Слайд образы птиц)

-Образ птицы всегда привлекал людей и находил отражение в разных видах народного творчества.  

(Слайд щепная птица)

- Посмотрите! Какая красивая - эта щепная птица народного мастера А. Петухова из с. Волошки Архангельской области.

- В народе издавна считали, что своим  громким щебетом птицы прогоняли с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье.

(Слайд Хохломских птиц)

-Народные умельцы Хохломы

(Слайд птиц гжели)

и Гжели расписывали предметы быта, изображая на них сказочных птиц.

Учитель ИЗО:

Объяснение задания.

- Как говорит нам одна пословица — «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Пока мы с вами ждём настоящих птиц, давайте смастерим своих бумажных! Сделаем, их мы из бумаги и украсим ими наше весеннее панно. А кто из вас знает, что такое панно?

(Панно - это картина, предназначенная для украшения стены).

 - Значит, наша работа сможет украсить наш класс. А чтобы не стыдно было повесить на стену это панно, мы украсим его красивыми, яркими птицами.

- Для выполнения этой работы нам понадобится цветная бумага и ножницы.

Физкультминутка:

Птицы летят    

Крыльями шумят      

Прогнулись над землей,

Качают головой.        

Прямо и гордо умеют держаться.

И очень бесшумно          

На место садятся.      

 (Слайд с правилами)

Инструктаж по технике безопасности.

- Давайте перед выполнением работы вспомним:

- как правильно обращаться с ножницами;

- как правильно держать бумагу при вырезании;

- для чего нам нужны лоточки.

(Слайд с этапами)

Этапы практической работы:

- Лист цветной бумаги складываем пополам вдоль.

- На нём прорисовываем очертания головы, туловища и хвоста птицы.

- Вырезаем половинку птички из сложенного листа. Линия сгиба попадает на центральную ось. При разворачивании птичка оказывается целой.

- Из второго куска бумаги делаем крылья птички. Сворачиваем лист бумаги гармошкой.

- Делаем горизонтальную  прорезь в туловище птички и вставляем в нее гармошку.

- Нарисовать глазик.

 - Вы можете пофантазировать и украсить завитыми полосками цветной бумаги и сделать разных птиц.

Практическая работа.

(Слайд поэтапное выполнение птицы из бумаги)

Учитель демонстрирует приёмы вырезания птицы из бумаги, совмещая приёмы складывания и вырезания. Дети смотрят, внимательно слушают и выполняют за ним. Детали учащиеся  приклеивают самостоятельно.

Во время выполнения работы звучит приглушённая музыка.

- Работа по изготовления птичек окончена, а теперь что бы весна пришла и в наш класс, что по древнему обычаю мы должны сейчас сделать?

(Произнести заклички)

- Правильно мы должны звать-закликать весну!

Дети выходят к доске с птичками на руках и произносят заклички.

Заклички:

1 ученик:

Жаворонки,
Жавороночки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Лето тёплое,
Унесите от нас
Зиму холодную;
Нам холодная зима
Надоскучила,
Руки, ноги
Отморозила.

2ученик:

Ой вы, жаворонки,
Жавороночки,
Летите в поле,
Несите здоровье:
Первое — коровье.
Второе — овечье,
Третье — человечье.

3 ученик:

Жавороночки,
Прилетите к нам!
Принесите нам
Теплу лётушку!
Нам зима-то надоела,
Весь хлебушек поела,
И соломку подбрала,
И мякину подмела.

(Слайд с перелетными птицами)

- А теперь посмотрите, как птицы после закличек слетаются в наше панно.

Учащиеся сами вывешивают своих птиц на панно.

Подведение итогов.

-Вот и к нам прилетели птички. Послушайте их пение

( Звучит пение птиц)

Рефлексия и итоги урока.

 - Ребята, какое замечательное панно у нас получились! Замечательные птицы – яркие, нежные, красивые! Как настоящие — невероятно сильные, способные выдержать тысячи километров перелёта, и в то же время очень хрупкие и ранимые, нуждающиеся в нашей с вами помощи и заботе.

 - Что вам понравилось сегодня на уроке?

 - О чем вы расскажите родителям, друзьям?

 - Ребята, а можно ли такую красоту увидеть в окружающем мире по - настоящему?

 - А что нужно делать, чтобы сохранить её?

 - Верно, если всё это мы будем выполнять, то окружающий нас мир будет прекрасным.

 Закончить наш урок я хочу стихотворением В. Викулова.

(Слайд стих)

 О, человек! Природа - мать ни рек и ни морей

 От глаз твоих не прячет,

 Ни росных трав, ни голубых небес.

 Цени её доверие, природы!

 Не обмани его!

 И в тёмный лес входи, как в храм под мраморные своды.    

-Урок окончен, уборка рабочего места.