Урок по ОРКСЭ "Защита Отечества"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Струкова Анна Ивановна

Мы живём в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным, любой ценой уклонится от службы в армии, не заводить детей ради сохранения материальных благ и т. д. Одним из важнейших направлений в преодолении бездуховности значительной части общества является патриотическое воспитание и образование детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchitaotechestva_orkse.docx85.98 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный курс  «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы православной культуры»

Методическая разработка урока  в 4 классе по теме «Защита Отечества»

Автор: Струкова Анна Ивановна, учитель начальных классов,

МБОУ СОШ №14 х. Красный Пахарь Минераловодского района Ставропольского края

Введение

Мы живём в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным, любой ценой уклонится от службы в армии, не заводить детей ради сохранения материальных благ и т. д. Одним из важнейших направлений в преодолении бездуховности значительной части общества является патриотическое воспитание и образование детей.

Тема «Защитники Отечества» особенно актуальна в наше время, когда дети черпают информацию из телевизионных передач о терроризме, насилии. Издавна славится наша страна своими защитниками, которые охраняли границы Родины. Много славных воинов, прославивших Россию с древних времён до нашего времени. Знакомя младших школьников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви.

    В ходе урока использовались разные формы взаимодействия между учащимися: групповая на этапе изучения нового материала, работа в парах для активизации и мотивации к учебной деятельности в начале урока на этапе «Ассоциативный куст». Запланированная на уроке самостоятельная работа дает возможность учащимся  развивать самостоятельность, творческую активность, высказывать собственную гражданскую позицию,

обеспечивать позитивные межличностные отношения. Учащиеся с повышенной учебной мотивацией к предмету, основанной на поисково-исследовательской деятельности, на данном уроке выступают со своими проектами.

      В уроке используется слайдовая презентация (в которую вошли материалы, не использованные в диске, которым обеспечен курс), видеофрагменты и музыкальные дорожки.  Они повышает восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения.

    Этот урок является подготовительным к выполнению  презентации творческих проектов на основе изученного материала. По своему содержанию этот урок служит важным связующим звеном между учебным курсом «Окружающий мир» в начальной школе и изучением предмета истории в 5 классе. Данный урок направлен на сотрудничество с родителями, активизацию их гражданской позиции, так как каждая семья имеет свою историю в защите Отечества. Сбор необходимой информации, семейных фотоматериалов по теме урока, рассказы старших членов семьи укрепят семейные взаимоотношения между родителями и детьми, в конечном итоге между семьей и школой

Урок 28 курса «Основы Православной культуры».    

Тема: Защита Отечества (с. 88-91)

Основные термины и понятия: Россия, Отечество, патриотизм, великая сила нравственности, православный герой, справедливая война и несправедливая.

Тип урока:  изучение и первичное закрепление новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: Кураев А. В.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы : учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М.: Просвещение, 2012.

Целевые установки урока:

Из планируемых результатов наиболее значимыми для данного урока являются следующие:

предметные результаты: учащийся познакомится с понятиями «святые защитники», «справедливая война», с отношением православной церкви к войне; научится видеть смысл справедливой войны; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока, при составлении вопросов и ответов по учебнику Кураева А.В. «Основы православной культуры».

метапредметные результаты: учащийся учится формулировать вместе с учителем и одноклассниками учебную задачу урока, принимать её, сохранять и стремиться выполнить, овладевает базовыми предметными понятиями о православном чуде, овладевает логическими УУД сравнения, обобщения; использует знаково-символические средства представления информации (таблица), осваивает начальные формы познавательной рефлексии.

личностные результаты: 

1. положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

2. эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова;

3. осмысление ценности справедливой войны.

регулятивные результаты (способность организовать свою деятельность):

1. понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

2. адекватно оценивать свои достижения;

3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.

познавательные результаты (искать, получать и использовать информацию):

1. осознавать познавательную информацию;

2. читать и слушать, извлекая нужную информацию;

3. структурировать информацию, фиксировать её различными способами;

4. понимать информацию, представленную в виде таблицы;

5. переводить её в словесную форму;

6. обращаться к различным справочникам, находить в них нужные сведения;

7. проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение.

коммуникативные результаты:

1. участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

2. вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Нравственный вывод: необходимо всеми возможностями добиваться мира, но если случилась война, то она должна нести только оборонительный характер, с целью защиты, без ненависти и желания отомстить.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, музыка, живопись.

Организация пространства: индивидуальная и групповая работа.

Ход урока

  1. Организационный момент: 

Слайд 2

Сегодня мы в очередной раз отправляемся в мир православной культуры. Мы будем говорить о таких великих ценностях, как доброта и справедливость, любовь и милосердие, храбрость и мужество. Пусть это утро несет нам радость общения. 

- Я думаю, и вы со мной в этом согласитесь, что улыбка, доброта, радость всегда помогают человеку. Так давайте наш урок начнем с улыбки.

 Психологический  настрой  на  работу.

Сядьте ровно, повернитесь,

 И друг другу улыбнитесь!

Ребята отвечают:

 Мы друг друга уважаем,

 Никого не обижаем.

–  А теперь настроимся на работу – произнесем волшебную фразу: «Я хочу много знать!»

2. Проверка домашнего задания.

 -Давайте вспомним,  как называлась тема, с которой мы знакомились на прошлом уроке.

- Как  называется заключение брака в церкви? Почему?

- Что символизирует венец над головой молодоженов?

- Что вы рассказали родителям о христианской семье? Чем они дополнили ваши  рассказы?

- Какие предложения по укреплению семьи вы бы хотели внести в кодекс семейного поведения?

3.  Постановка учебной проблемы и целей урока.

Сегодняшний урок я хотела бы начать с письма. Послушайте  и представьте, кто мог бы написать это письмо.

Послушай, Бог.

Еще ни разу в жизни с тобой не говорил я,

Но сегодня мне хочется приветствовать тебя.

Ты знаешь, с детских лет мне говорили, что нет Тебя.

И я, дурак, поверил, Твоих я не созерцал творений.

И вот сегодня ночью я смотрел из кратера, что выбила граната,

На небо звездное, что было надо мной.

Я понял вдруг, любуясь мирозданием,

Каким жестоким может быть обман.

Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку, но я Тебе скажу,

И Ты меня поймешь: не странно ли,

Что среди ужасающего ада мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя?

А кроме этого мне нечего сказать, вот только, что я рад,

Что я Тебя узнал.

На полночь мы назначены в атаку, но мне не страшно.

Ты на нас глядишь…Сигнал. Ну что же?

Я должен отправляться. Мне было хорошо с Тобой.

Еще хочу сказать, что,

Как Ты знаешь, битва будет злая,

И, может, ночью же к Тебе я постучусь.

И вот до сих пор Тебе я не был другом,

Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?

Но, кажется, я плачу, мой Боже,

Ты видишь, со мною случилось то, что ныне я прозрел.

Прощай, мой Бог, иду.

И вряд ли уже вернусь.

Как странно, но теперь я смерти не боюсь.

Слайд 3

- Кто мог написать его?

Правильно, это письмо с фронта. Нашли его в простреленной шинели русского солдата Александра Зацепы, погибшего в годы Великой Отечественной войны. Это прощальное письмо. Оно адресовано и обращено не к родным и близким, а к Всемогущему Богу, в которого свято уверовал наш воин в свой предсмертный час.

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке православной культуры?

 Сегодня на уроке православной культуры мы будем говорить о воинах, о защитниках нашей Родины.

3.1. «Ассоциативный куст». Работа в парах.

Слайд 4

А теперь представьте, что есть мир, а, что - война.

- Напишите, что соответствует, по-вашему мнению, войне и миру.

счастье  радость  смех   свет   дети       трагедия   слезы   горе    смерть   тучи

             

                     МИР                                                              ВОЙНА

улыбки    любовь  красота  новостройки         разруха  грех грязь болезни

- Какая из данных словесных картин вам больше симпатизирует?

- Почему для христианина важно сохранять мир между людьми?

(Божий мир – это мир любви).

4.  Работа над словами «война», «справедливая война».

Слайд 5

- Мир – это необходимое условие для жизни людей. Но почему же люди допускают войны?

-Давайте сравним понятия «война» и «справедливая война».

Работа в группах с дополнительным материалом:

1 группа в «Толковом словаре»  Ожегова находят объяснение понятия «война».

Война́ — конфликт между политическими образованиями — государствами, племенами, политическими группировками и так далее, — происходящий в форме вооружённого противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами. Одни из целей войны — собственное выживание или уничтожение противника.

2 группа  знакомится с высказываниями о «справедливой войне» Цицерона и Аристотеля.

Справедливая война (Аристотель и Цицерон) – война является справедливой, если она ведется ради защиты своего государства, а также для установления господства над неразвитыми государствами. Аристотель  считал справедливой войну против варварских государств лишь в том случае, если они проявили свою неспособность к самоуправлению.

Цицерон считал, что оправдана только война, которая ведется с целью отражения и наказания агрессора.

3 группа знакомится с высказыванием проповедника Августина Блаженного.

Августин Блаженный настаивал на долге каждого человека и государства, следуя заповеди любви, защищать невинных от злодея, в том числе, если понадобится, вооруженными средствами. Согласно Августину, необходимость войны вытекает из греховности человека; и, люди, стремясь с Божьей помощью к избавлению от войн, должны со всей справедливостью противодействовать агрессору.

4 группа знакомится с высказыванием Святого Раймунда.

Святой Раймунд из Пентифорта сформулировал пять условий для признания войны справедливой:

целью войны должна быть защита «достояния»;

лицо, объявляющее войну, должно мыслить о том, как «добыть мир»;

объявляющее войну лицо должно быть светским, а не духовным;

война объявляется именем Церкви или Принца (то есть монарха)

война должна вестись бесстрастно, то есть, без ненависти и желания отомстить. 

-Как вы понимаете выражение «справедливая война»?

Вывод: справедливая война – это оборонительная война, с целью защиты, без ненависти и желания отомстить.

5. Работа по учебнику с. 89

- Защита Отечества, защита мира и спокойствия считается святым подвигом. Но иногда не возможно было отстоять честь страны мирным путём, тогда русским людям приходилось браться за оружие.

- Какую войну с христианской точки зрения  можно считать справедливой?

6. Работа над новым материалом. 

Огромная, богатая  Русь не раз подвергалась нападению иноземных завоевателей. Много врагов разоряли Россию. Но все они получали достойный отпор. На Руси всегда жили люди, о которых шла добрая молва по Земле русской. Славились они своими добрыми делами, мужеством, удалью, благородством, сражались с врагами за русскую землю.

Сейчас мы послушаем отрывок из симфонии А.П.Бородина фрагмент 2 «Богатырская»

-Какого человека вы представили? Почему?

7. Рассказ учителя.

Слайды 6,7,8

Илья Муромец – былинный герой или реальная историческая личность? Достоверных сведений о житии этого святого сохранилось крайне мало.

Прототипом былинного персонажа некоторыми исследователями считается исторический силач по прозванию «Чоботок», родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых православной церкви как « преподобный Илия Муромец» (канонизирован в 1643 году) Илия Печерский. По этой теории Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. Память по церковному календарю — 19 декабря (1 января).

С современной точки зрения, росту богатырь был чуть выше среднего - 177 см, но в XII веке такой мужчина считался великаном, (и даже спустя 350 лет после гибели Ильи Муромца, в 1584 году, проезжий львовский купец Мартин Грюневег был поражен "мощами великана" древнерусской истории). Впрочем, телосложением Илья Муромец действительно отличался от обычных людей - он был "ладно скроен и крепко сбит" - "косая сажень в плечах", как говаривали в старину. Феноменальная сила богатыря передалась по наследству и его далеким потомкам - роду карачаровских селян Гущиных, которые вполне могли, как их великий предок, в прошлом веке сдвинуть груз, который был не под силу и лошади. Прославился Илья Муромец многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. Проведенная медицинская экспертиза мумифицированных останков героя показала, что, судя по его ранениям, он не стал легкой добычей врагов. Кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. Все сказания свидетельствуют об истинно христианском смирении и кротости Ильи Муромца (он никогда не превозносил себя!), величавом спокойствии и мире душевном: «Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство — сила богатырская, мое дело — Руси служить, от врагов ее оборонять». Вместе с ним покоятся в гробницах Киево-Печерской Лавры его братья - богатыри духовные Святой Руси.

Богатыри были первыми защитниками нашего Отечества. Кстати, в православной Церкви память святого Ильи Муромца отмечают на Новый год - 1 января.

8. Физкультминутка.

Богатырь – вот он каков: (изображают силача)

Он силен, он здоров,

Он из лука стрелял, (имитируют движение)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко, зорко наблюдал,

И Русь – матушку защищал.

9. Составление «СИНКВЕЙНА»

Слайд 8

- Напоминаю правила составления стихотворения:

 Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она одним словом, существительным.

 Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные.

В третьей строчке, посредством использования глаголов, описываем действия.

Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой мы высказываем отношение к теме.

Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме.

                                                1. Илья

 2. Могучий, храбрый

           3. Ехал, сражался, победил

               4. Всем людям радость дарил

                                                5. Богатырь

10. Просмотр фрагмента фильма «Аты-баты. Герои Отечественной войны 1812 года». 

А теперь давайте познакомимся еще с одним защитником Отечества, полковым священником 19 егерского полка Василием Васильковским, сражавшемся под Витебском в 1812 году.

- Какими качествами обладал этот защитник?

- Почему  поступки воина являются приемлемыми для Православия?

Только любовь к Отечеству, вера Православная, мужество и доблесть  русичей помогли  русским воинам выстоять в жестоких битвах.

11. Защита проектов « Герой моей семьи» 

Не могу не сказать о защитниках Отечества в годы  Великой Отечественной войны, хотя эта тема очень большая и требует отдельного разговора, который не раз состоится у нас перед Днём Победы. Скажу только одно, что в годы войны советское воинство не делило себя на русских, армян, украинцев, грузин, верующих, неверующих. Воины словно были детьми, а матерью была Родина, которая нуждалась в их защите.  

Поделитесь рассказами о членах своей семьи - участниках Великой Отечественной войны.

Саркисян Александр:

После окончания школы в 1942 году Арустамян Павел Асланович  пошёл добровольцем в Советскую Армию. В составе 10-й артиллерийской Гумбенской Ордена Суворова дивизии прорыва РГК 158-го миномётного полка 44-ой миномётной бригады он дошёл до Берлина наводчиком миномёта в звании старшего сержанта.

        3 мая 1945 г во время ведения огня в районе населенного пункта Кальберг Лип Павел Асланович  был ранен в ногу осколком противника. Несмотря на ранение остался в строю и участвовал непрерывно во всех боевых операциях по освобождению от фашистов косы Фриш Нерунг.

        Мой прадед был награжден Орденом Красной Звезды, Орденом Славы II и III степени, Орденом Трудового Красного Знамени, Орденами Отечественной войны I и II степени.

Моя семья никогда не забудет о том, что мой прадедушка и миллионы других солдат, воевавших в годы Великой Отечественной войны, спасли весь мир от фашизма, чтобы мы могли жить под мирным небом.

Саркисян Сурен:

Арустамян Сурен Асланович после школы поступил в пединститут. Доучился до 3-го курса. В 1941 году ушёл на войну офицером. Служил разведчиком, стал командиром разведывательной группы 400 стрелкового полка. Во время очередного задания группа попала в окружение. После задания не вернулся, пропал без вести.

Я думаю, что меня назвали в честь моего прадедушки. Я его никогда не видел, но рассказы о нем, его фотографии всегда мне об этом напоминают. А я постараюсь не подвести, я вырасту настоящим человеком и с гордостью буду носить имя Сурен.  

Мы каждый год участвуем в митинге на День Победы, чтобы почтить память и поблагодарить за подвиги родных. С 2014 году в День Победы Я с братом и мамой  идем в строю « Бессмертного  полка». И мы с гордостью несем фотографии своих прадедов.

Брагина Дарья:

Проходит время, вот уже семьдесят второй год нас отделяет от Дня  Победы. С каждым годом героев войны остается все меньше и меньше.

Но почему-то о них мы  вспоминаем лишь 9 мая, в День Победы. Именно поэтому я хочу внести свой маленький  вклад в воспоминания о тех событиях. Данный проект посвящается памяти о Великой Отечественной войне. Тема очень важна для меня.

Мой прадедушка Гуимов Владимир Иванович служил на корабле «Ворошилов». 24 мая 1944 года возле порта Констанца был дан приказ уничтожить большие запасы горючего на побережье Румынии. Противники заминировали проходы, но все же крейсер подошёл на рассвете и внезапно уничтожил большие склады бензина. 
        Мой прадедушка был смелым и отважным. За это его наградили  Орденом Отечественной войны II степени.  Я горжусь им. Эту историю мне рассказал папа, а ему сам прадедушка. В нашей семье её всегда вспоминают на праздник  9 Мая. Владимир Иванович умер в 2006 году, до моего рождения.

Все меньше и меньше   остается на земле ветеранов, они уходят в историю. Наша обязанность сохранить всё, что они сделали для нас в сердцах наших, памяти нашей.

12. Микроитог.

- Что объединяет этих людей, хотя жили они в разное время?

- Почему этих людей мы называем героями?

- Какими качествами обладали эти люди?

Низкий поклон и вечная благодарность им, отдавшим свою жизнь за Родину!

13. Самостоятельная работа.

Воины-христиане не боялись смертельной угрозы, так как верили, что их душа бессмертна. Но даже на войне христианский воин должен оставаться человеком. И на смену законам войны должны прийти законы милосердия и справедливости. Поработайте в паре, выдвинете свои предположения, обсудите и сформулируйте законы справедливости и милосердия к врагу.

Проверка задания – слайд 14

Законы справедливости:

• нельзя добивать раненых
• нельзя трогать безоружных
• нельзя грабить местных жителей
• если враг сдается или если война закончена - надо к недавнему недругу отнестись уже просто как к человеку.

14. Итог урока. Рефлексия.

-Времена изменились, но с течением времени отношение к воинам, воинскому долгу защиты Отечества и православной веры не изменилось.

Воины-защитники почитаются не только народом, но и  Православной церковью. Символом этого является и почитание дня святого Георгия Победоносца, и  9 мая, когда в нашей стране и мире на грудь повязывают георгиевские ленты.

-  Сегодня мы многое узнали о защитниках земли русской. Давайте еще раз вернемся к теме урока и выполним тест. Не забудьте оценить свою работу на уроке!  

15.Домашнее задание.

- Наш урок подходит к концу.

- Что вы расскажете о войнах справедливых?

- Какие поступки, с вашей точки зрения, недопустимы даже на войне?

- О каких святых защитниках расскажете?

- Есть ли в вашей семье защитники Отечества? Может ты знаешь о людях, наших современниках, которые проявили мужество и самоотверженность при исполнении гражданского долга в наши дни, расскажи о них.

 Вы можете дополнительно выбрать  источник информации, найти и  прочитать материалы о святых защитниках Руси.

 Слайд 15

Россия начиналась не с меча,

 Она с косы и плуга начиналась.

 Не потому, что кровь не горяча,

 А потому, что русского плеча

 Ни разу в жизни злоба не касалась...

- А. С. Пушкин писал: «Гордиться историей предков не только нужно, но и должно».

- Пройдут года, вы повзрослеете, будете сильными, мужественными и тоже встанете на защиту своей семьи, города, мирного неба нашей страны. Хочу пожелать вам учиться сохранять спокойствие и уверенность в любой жизненной ситуации, совершать красивые и добрые поступки, беречь и любить близких. Спасибо за урок!

Демонстрация видеоролика «Я поднимаю свой флаг моего государства»

Ресурсы урока: Кураев А.В. Основы православной культуры, учебник, стр.133-138, электронное приложение, презентация.

Литература и Интернет - источники:

  1. Видеоролик: Отрывок из симфонии А.П.Бородина фрагмент 2 «Богатырская»https://youtu.be/2bP7-6GiZCY
  2. Видеоролик «Аты-баты. Герои Отечественной войны 1812 года» https://youtu.be/vmjcQC2wTZo
  3. Видеоролик «Я поднимаю свой флаг моего государства»https://youtu.be/BR7vgIciASs
  4. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры, учебное пособие для общеобразовательных учреждений, /М.: Просвещение, 2015.
  5. Обернихина Г.А. Поурочные разработки к учебнику «Основы православной культуры» автора А.В. Кураева. — М.: Просвещение, 2012.
  6. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры, 2010

Приложение

Тест

1.Когда война может быть оправдана?

А) Когда целью войны становится завоевание новых территорий для государства?

 Б) Когда целью войны выступает желание защитить и спасти своих близких и свою Родину?

В) Когда целью войны является обогащение воюющих?

2.Как вы думаете, чем различаются справедливая и несправедливая войны?

А)Справедливая война та, которая несёт прибыль своему народу, а несправедливая та, от которой одни убытки.

Б) Справедливая война та, в которой мы побеждаем, а несправедливая та, в которой кто-то побеждает нас.

В) Справедливая война – это защита своей Родины и близких. Несправедливая та война, во время которой люди хотят обогатиться.

3.Как вы понимаете слова великого русского полководца Александра Невского: «Кто на русскую землю с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»?

А) Воевать надо всегда, так как только мечом можно убедить другого человека в своей правоте.

Б) Если кто-то с войной придёт на русскую землю, русские сумеют за себя постоять.

В) Русским только дай повод, сразу начнут войну.

4.Что никогда нельзя делать при помощи оружия?

А) Навязывать другим людям свою веру.

Б) Защищать свою Родину.                                                

В) Защищать свою жизнь.                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока ОПК в 4 классе. Тема урока №28 "Защита Отечества"

Подробный конспект урока №28 по учебнику А.В. Кураева "основы православной культуры". К уроку прилагается тренажёр и контроль с электронного приложения....

Конспект урока ОПК "Защита Отечества"

Данная разработка представляет собой подробное описание одной из тем курса ОРКСЭ "Основы православной культуры": "Защита Отечества". 4 класс общеобразовательной школы....

Урок ОРКСЭ "Защита Отечества"

Урок "Защита Отечества" разработан в соответствии с ФГОС, в рамках конкурса "Учитель года Кубани 2014". Конспект урока с презентацией содержит цель, задачи УУД и материал, который может быть использов...

Основы православной культуры. 1 класс. Тема урока: «Россия – наше Отечество».

Курс "Основы православной культуры", автор А.В. Бородина.1 класс.  Элементы урока можно использовать для внеклассных занятий....

Презентация к "открытому" уроку "Страницы истории Отечества. Екатерина Великая"

Презентация к "открытому"  уроку  по истории "Страницы истории Отечества. Екатерина Великая" для 4 класса....

Урок ОПК "Защита Отечества"

В мае этого года (2016), довелось потрудиться на дистанционных курсах "Мой университет" по ОПК. Вот это была работа! Одним из многочисленных творений (практических работ было7. Сразу не пугайтесь, инт...