Культура и религия
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Конспект урока ОРКСЭ с заданиями для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_i_religiya.docx344.85 КБ

Предварительный просмотр:

Культура и религия

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

   II.  Проверка домашнего задания

- Давайте вспомним, какую тему мы проходили на прошлом уроке?

-Как вы понимаете слово «религия»?

(мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок)

-Какие религии считаются традиционными для России?

(православие, ислам, иудаизм, буддизм)

III. Актуализация знаний

 - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

- У вас на партах карточки со словами (музыка, храм, образование, архитектура, греческие боги, буддизм, добро, скульптура из католического собора).

        распределите все слова на две группы по темам:

Слайд 1:

КУЛЬТУРА         РЕЛИГИЯ    

     

- В каких группах возникли трудности? Почему? (слова: греческие боги, скульптура из католического собора можно отнести к каждой из групп)

- Почему?

IV. Постановка темы урока, цели и задач:

Слайд 2:

- Сегодня на уроке мы узнаем:

-  Что такое культура?

-  Как связаны культура и религия?

-  Как должен вести себя культурный человек?

V. Изучение нового материала.

1.Что такое культура? Как вы думаете? (высказывания каждой группы)

Слайд 3:

Со словом «культура» связаны такие выражения, как «культурный человек», «культурно вести себя».

Слайд 4:

- Как должен вести себя культурный человек?

      Культурный человек везде остаётся культурным.

В толковом словаре под редакцией С.И. Ожегова сказано, что воспитанный человек-это человек, который умеет хорошо вести себя.

     А. П. Чехов: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.»

     Каждый человек является частью общества. Если в нашей стране будет больше культурных людей, какой станет наша Родина?

Слайд 5:

Считаешь ли ты себя культурным человеком?

Выберите из списка слова, характеризующие качества культурного человека.

  • честность
  • аккуратность
  • хамство
  • вежливость
  • жадность
  • лживость
  • ябедничество
  • враньё
  • навязчивость
  • безразличие
  • предательство
  • уважение старших
  • милосердие
  • дружба

Так что же отличает культурного человека?

Прочитайте высказывание. Объясните.

Слайд 5:

Важное

    «При каждом проявлении в себе нежелательных качеств следует тотчас же волей пресекать возможность свободного их проявления и обуздывать их.  Хороший садовник следит ежедневно за каждым растением в саду» (Б.Н. Абрамов).

   В науке есть и другое определение понятия «Культура». Откройте учебник на стр.8 и прочитайте определение.

      Культура-это материальные и духовные ценности, которые создаёт человек на протяжении своей истории.

- На какие же ценности можно разделить понятие «Культура»?

Слайд 7:

К памятникам культуры мы относим (например):

- предметы повседневной жизни, которые создал человек;

- орудия труда;

- прекрасные дома и большие крепости;

- идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, поэты, музыканты, архитекторы, ученые;

- нравственные нормы поведения человека;

- религия

Слайд 8:

Определите в группе, какие изображения демонстрируют материальную культуру, а какие – духовную.

     Многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи   с РЕЛИГИЕЙ, они необходимы для ее существования.

В этом помогают достижения в АРХИТЕКТУРЕ, СКУЛЬПТУРЕ, ЖИВОПИСИ, ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ.

Слайд 9:

Архитектура – искусство строительства зданий и сооружений.

Скульптура –изображение делается в объеме.

Декоративно-прикладное искусство – искусство создания и украшения различных предметов, в том числе и религиозных.

Живопись – это искусство, в котором главное – цвет, цветовые сочетания

Слайды 10-11:

Искусство архитектуры обеспечивает специальное здание для проведения религиозных ритуалов

Слайды 12:

Искусство скульптуры создавало и создает статуи богов и святых

Слайды 13-14:

Искусство живописи часто отражает религиозные сюжеты в своих картинах

Слайды 15-18:

Декоративно-прикладное искусство создает ритуальные религиозные предметы

Слайд 19:

МУЗЫКА – это тоже часть культуры, ее духовная составляющая.

В ряде религий во время ритуальных обрядов используется МУЗЫКА, поэтому многие музыкальные произведения тоже были связаны с религией.

   И сегодня нам известно немало музыкальных   произведений, написанных как специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты. (прослушивание музыкального произведения на усмотрение учителя.)

Слайд 20:

     Религия нашла свое отражение и в языке, на котором мы с вами разговариваем, в часто употребляемых выражениях, в нашем повседневном поведении.

«Олух царя небесного»

«Запретный плод сладок»

«Начнем, пожалуй, помолясь»

«Ну, с Божьей помощью!»

«На Бога надейся, но и сам не оплошай»

«Ну прямо божья благодать!»

«Живу как в раю!»

«Свято место пусто не бывает»

«Креста на тебе нет!»

Выберите одно из высказываний, обсудите в группе и объясните его.

 V. Подведение итогов.

      Вспомните начало нашего урока. С какой проблемой вы столкнулись?

Можно ли сказать, что культура и религия связаны и не существуют по отдельности? Посовещайтесь и попробуйте объяснить.

Итак, религия – форма культуры, в которой находят свое выражение красота, добро, истина и справедливость – те духовные ценности, к которым человек должен стремиться в своем творчестве, в своей культуре.

-  Давайте подумаем, почему одни религии называются мировыми, а другие – национальными?

VI. Домашнее задание.  Слайд 21-22:

1.Продолжите предложение, напишите мини сочинение.

1. Добрый человек — это тот, кто...

2. Злой человек — это тот, кто...

3. Честный человек — это тот, кто...

4. Правдивый человек — это тот, кто...

5. Жестокий человек — это тот, кто...

6. Грубый человек — это тот, кто...

2. Из приведенных ниже прилагательных выпиши в отдельный столбик те слова, которые, по твоему мнению, никак к тебе не относятся. Объясни.

Умный, глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа.

 VII. Рефлексия.

- Ребята, если ваша группа работала слаженно, справилась со всеми заданиями, сумела преодолеть совместные трудности, тогда возьмитесь за руки и «зажгите фонарик дружбы».

- Спасибо за сотрудничество на уроке!

Культура и религия

1.Распределите слова на две группы по темам:

музыка, храм, образование, архитектура, греческие боги, буддизм, добро, скульптура из католического собора

                      КУЛЬТУРА                                  РЕЛИГИЯ  

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Считаешь ли ты себя культурным человеком? Выберите из списка слова, характеризующие качества культурного человека. Подчеркни их:

  • честность
  • аккуратность
  • хамство
  • вежливость
  • жадность
  • лживость
  • ябедничество
  • враньё
  • навязчивость
  • безразличие
  • предательство
  • уважение старших
  • милосердие
  • дружба

3. Определите, какие изображения демонстрируют материальную культуру, а какие  – духовную.

http://zaikinmir.ru/raskras/images/ychebnik/ychebnik-raskraski-6.jpg  http://coloringhome.com/coloring/ki8/kry/ki8kryK7T.gif  https://thumbs.dreamstime.com/z/bolshoi-theatre-moscow-russia-travel-europe-landmark-famous-building-isolated-white-background-hand-drawing-illustration-36134492.jpg 

http://coloringpages10000.com/upload/images/14735/144326604656067dfe1b79c.gif     http://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_560e8579569a5/prosvietivshiie-ziemliu-slavianskuiu_1.jpeg  http://cs623817.vk.me/v623817912/1b54f/s453IchNiaY.jpg

4.Продолжи предложения:

1. Добрый человек — это тот, кто ___________________________________

__________________________________________________________________

2. Злой человек — это тот, кто_______________________________________

__________________________________________________________________

3. Честный человек — это тот, кто __________________________________

__________________________________________________________________

4. Правдивый человек — это тот, кто ________________________________

__________________________________________________________________

5. Жестокий человек — это тот, кто _________________________________

__________________________________________________________________

6. Грубый человек — это тот, кто ____________________________________

__________________________________________________________________

5. Из приведенных ниже прилагательных выпиши те слова, которые, по твоему мнению, никак к тебе не относятся. Объясни.

      Умный, глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Религия нашла свое отражение и в языке, на котором мы разговариваем, в часто употребляемых выражениях, в нашем повседневном поведении. Нарисуй рисунок к одному из них:

«Олух царя небесного»

«Запретный плод сладок»

«Начнем, пожалуй, помолясь»

«Ну, с Божьей помощью!»

«На Бога надейся, но и сам не оплошай»

«Ну прямо божья благодать!»

«Живу как в раю!»

«Свято место пусто не бывает»

  

музыка,

храм,

образование, архитектура, греческие боги, буддизм,

добро,

скульптура из католического собора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок ОРКСЭ в 4 классе "Культура и религия"

урок построен в соответствии с задачами курса и особенностями возраста учащихся. используются игровые моменты, позволяющие повысить познавательную активность детей....

Урок "Культура и религия" по курсу ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур)

Цель данного урока: формирование у учащихся общих представлений о религиозных культурах. На уроке разъясняется значение слова "религия", происходит знакомство с многообразием религиозных культур и тра...

Конспект урока "Культура и религия" модуля "Основы православной культуры"

   Методическая разработка урока учебной дисциплины ОРКСЭ модуля "Православная культура по теме "Культура и религия"...

Конспект урока по основам православной культуры "Культура и религия" 4 класс

Второй урок курса ОПК. Дети знакомятся с понятиями "культура", "религия", "православие"....

Конспект урока по теме "Культура и религия" . Модуль "Основы православной культуры"

Конспект урока с презентацией по ОРКСЭ 4 класс по теме "Культура и религия"...

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»...