ОРКСЭ (ОПК)
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Хилько Оксана Александровна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse_opk_4klass.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса составлена на основе следующих материалов:

  • авторской программы Основы религиозных культур и светской этики. А.Я. Данилюка. М., 2010 г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

Общие планируемые результаты.

В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:

– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;

– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;

– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;

– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;

Планируемые результаты по учебным модулям. Основы православной культуры

Выпускник научится:

– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

–        ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;

–        на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

–        излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

–        соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;

–        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

         развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

         устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

         выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

 акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Содержание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» на уровне начального общего образования

Модуль «Основы православной культуры» Россия — наша Родина. Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его крест. Пасха. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона. Творческие работы учащихся. Подведение итогов. Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Таинство Причастия. Монастырь. Отношение христианина к природе. Христианская семья. Защита Отечества. Христианин в труде. Любовь и уважение к Отечеству

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

урока

Дата

Тема урока

Кол.-во часов

Планируемые результаты

Вид контроля, инструментарий

1

02.09

Россия – наша родина

1

На примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России.

 Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие

Выборочный, материалы учебника.

Творческая работа «Составление

предложений со словами Россия, Отечество,

патриот, президент, духовные ценности»

2

09.09

Культура и религия

1

Раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.).

 Учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Творческая работа «Составление предложений со словами культура».

3

16.09

Человек и Бог в православии

1

Излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества

 Развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

4

23.09

Православная молитва

1

Раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.)

 Учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Участие в беседе. Письменный опрос: упражнения тренажеры.

5

30.09

Библия и Евангелие

1

Раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.)

 Учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными»

6

07.10

Проповедь Христа

1

Раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.)

 Учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными»

7

14.10

Христос и Его крест

1

Раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.)

 Учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Самостоятельная работа «Найти в тексте два определения добродетели, подчеркнуть их»

8

21.10

Пасха

1

Раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.)

 Учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Самостоятельная работа «Найти в тексте два определения достоинство, подчеркнуть их»

9

28.10

Православное учение в человеке

1

Излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества

Учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает православное учение в человеке».

10

11.11

Совесть и раскаяние.

1

Соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали

 Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации

11

18.11

Заповеди

1

Соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали

 Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

Самостоятельная работа «Составить предложение со словом долг»

12

25.11

Милосердие и сострадание

1

Соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали

 Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

Самостоятельная работа «Составить план статьи из пособия»

13

02.12

Золотое правило

1

Соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали

 Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

Самостоятельная работа «Найти и выписать золотое правило нравственности»

14

09.12

Храм

1

Раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.)

 Учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

15

16.12

Икона

1

Раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.)

 Учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Самостоятельная работа «Продолжить предложение «Икона – это …»

16

17

18

23.12

20.01

27.01

Творческие работы учащихся.

1

1

1

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы.

19

03.02

Как христианство пришло на Русь

1

Ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России Учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации.

20

10.02

Подвиг

1

Соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

Устные ответы на вопросы; обсуждение самостоятельной работы; поиск ответа на вопрос

21

17.02

Заповеди блаженства

1

Соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали

 Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации

22

24.02

Зачем творить добро?

1

Соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

Работа с понятиями добро, зло

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, закрепление основных понятий

23

03.03

Чудо в жизни христианина

1

Раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.)

 Учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Обсуждение; словарный диктант с элементами игры;

.

24

10.03

Православие о Божьем суде

1

Соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали

 Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа.

25

17.03

Таинство причастия

1

Раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.)

 Учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации

26

31.03

Монастырь

1

Раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.)

 Учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Чтение статьи с подчёркиванием важных мест, Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа.

27

07.04

Отношение христианина к природе

1

Раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.)

 Учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации

28

14.04

Христианская семья

1

Раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.)

 Учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Работа с понятием этикет, обсуждение, выборочное чтение, словарная работа.

29

21.04

Защита Отечества

1

Раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.)

 Учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации

30

28.04

Христианин в труде

1

Раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.)

 Учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Устные ответы на вопросы; обсуждение результатов выполнения дом. задания, выборочное чтение, словарная работа

31

05.05

Любовь и уважение к Отечеству

1

Соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие

Устные ответы на вопросы; обсуждение результатов выполнения дом. задания, выборочное чтение, словарная работа

32

33

34

12.05

19.05

19.05

Творческие работы учащихся.

1

0,5

0,5

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

Обсуждение, выбор темы, распределение обязанностей в группе по работе над проектом

Выступления учащихся, презентации творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм"

Курс  ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры". Урок №14. 4 класс....

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

"Христос и Его крест", разработка и презентация урока по ОРКСЭ в 4 классе

Урок является седьмым по счету в 4 классе. Старалась использовать учебник, «Электронное приложение А.В.Кураева» и ресурсы Интернета. Презентация охватывает все темы урока....

Урок дружбы по курсу ОРКСЭ

Урок разработан по теме "Дружба"в 4 классе.  модуль «Основы светской этики»...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...