Рабочая программа по учебному курсу ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Венера Галимхановна Касаткина

Рабочая образовательная программа по курсу «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (ОРКСЭ) модуль «Основы светской этики» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.docx73.72 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

МАОУ "СОШ№18 с углубленным изучением английского языка" Вахитовского района г.Казань

РАССМОТРЕНО

МО учителей начальных классов


СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УР


УТВЕРЖДЕНО

Директор

         Юсупова Г.А.                  Зинатуллина Л.М.                 Бадриева Р.Р.

Протокол №         

от "        " августа2022 г.


Протокол №         

от "        " августа 2022 г.


Приказ №         

от "        " августа2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы светской этики»

для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Составитель: Касаткина Венера Галимхановна

учитель начальных классов

Казань 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая образовательная программа по курсу «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (ОРКСЭ) модуль «Основы светской этики» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы и программы: Студеникин М.Т. Программа курса к учебнику: М.Т. Студеникина «Основы светской этики» ( М.: Русское слово - учебник, 2012).

Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ  КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся.

Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях   светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли   светской этики в истории и культуре нашей страны.

Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п.

Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются психологические  особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА                                                             «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»                                                              модуль «Основы светской этики»

Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основными задачами модуля «Основы светской этики»являются:

- знакомство обучающихся с основами   светской этики по выбору родителей ;

- развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом  мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;

- развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ — культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ  ЭТИКИ»                                                                                                                                          модуль «Основы светской этики» в учебном плане

 

Учебный предмет "Основы религиозных культур и светской этики" изучается в 4 классе один час в неделе, общий объем составляет 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Россия — наша Родина. Культура и религия. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов.

Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального  народа России.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

  • понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за  свою Родину;
  • понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать  ценность человеческой жизни;
  • понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества;
  • строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
  • соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания;
  • строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь;
  • понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей;
  • понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
  • овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Универсальные учебные действия

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность ;
  • использовать разные методы получения знаний о   светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
  • применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала;
  • признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;
  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Работа с информацией:

  • воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к   гражданской этике;
  • использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
  • находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);

  • анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.

Коммуникативные УУД:

  • использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
  • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения;
  • создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей .

Регулятивные УУД:

  • проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;
  • проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к  сознательному самоограничению в поведении;
  • анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);
  • выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла;
  • проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.

Совместная деятельность:

  • выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать;
  • владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
  • готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики» должны отражать сформированность умений:

  • выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей  действительности;
  • выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
  • выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
  • рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России;
  • раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»;
  • высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры;
  • первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;
  • раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды;
  • рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных  праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;

  • раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;
  • распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;
  • рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
  • рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона;
  • раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России;
  • объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской  государственности;
  • первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;
  • приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно  своей совести;
  • выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,   понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
  • выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой  жизни в российской светской (гражданской) этике.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Содержание воспитания

Введение .

Гражданско-патриотическое: формирование   гражданских чувств и сохранение верности Родине; воспитание гордости за социальные и культурные достижения своей страны, уважительного отношения к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; содействие формированию ответственности за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины ; формирование начальных представлений об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);

Духовно-нравственное: содействие формированию познавательных интересов, активности,   любознательности и самостоятельности в познании.

Россия - Родина моя Природа и люди.

Гражданско-патриотическое:   формирование начальных представлений об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений); 

Экологическое: формирование экологического сознания и экологической культуры (ценностное отношение к природе и всем формам жизни.)

Духовно-нравственное: содействие формированию познавательных интересов, активности,   любознательности и самостоятельности в познании.

Россия - Родина моя. История России

Гражданско-патриотическое: формирование     уважительного отношения к историческому прошлому Родины, своего народа,  содействие формированию ответственности за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины ;

Духовно-нравственное: содействие формированию познавательных интересов, активности,   любознательности и самостоятельности в познании.

Этика и этикет  

Духовно-нравственное: содействие формированию познавательных интересов, активности,   любознательности и самостоятельности в познании.

Этика и этикет  . Подарочный этикет.

Правовое воспитание: формирование общечеловеческих ценностей: нравственный поступок, ценностная оценка себя и окружающих.

Вежливость.

Духовно-нравственное: формирование культуры речевого общения: способности отвечать, вступать в разговор со взрослыми, поддерживать беседу, задавать вопросы, четко и ясно формулируя мысль и употребляя вежливые формы обращений, отвечать на вопросы полным ответом с хорошей дикцией и ясным произношением, разговаривать приветливо в доброжелательном тоне.

Вежливость Вежливые слова.

Духовно-нравственное: формирование навыков общественного поведения: первыми здороваться со всеми знакомыми, прощаться, вежливо благодарить за оказанную услугу, помощь или заботу, уметь проявить внимание и предупредительность к старшим, пожилым людям, родителям, умение вести себя в общественных местах организованно, сдержанно, не нарушая покоя окружающих и не привлекая к себе их внимания, по необходимости уступать место взрослым и маленьким детям.

Добро и зло

Духовно-нравственное: содействие формированию ориентации  развивающейся личности на критерии, интегрирующие сущностные характеристики отношения человека к окружающему миру и людям: воспитание гуманности, ответственности, чувства собственного достоинства, самоуважения, основанное на уважении к другим; совестливость, патриотизм.

Добро и зло Проявление добра в жизни

Духовно-нравственное: воспитание готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; формирование представлений о нравственной ответственности человека за содеянное.

Правовое воспитание: формирование общечеловеческих ценностей: нравственный поступок, ценностная оценка себя и окружающих.

 Дружба и порядочность

Правовое воспитание: формирование правосознания школьников и обеспечение сознательного и активного правомерного поведения

Духовно-нравственное: воспитание готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию

 Дружба и порядочность  Гостевой этикет

Правовое воспитание: формирование правосознания школьников и обеспечение сознательного и активного правомерного поведения

Честность и искренность

Духовно-нравственное: воспитание готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; формирование представлений о нравственной ответственности человека за содеянное.

Правовое воспитание: формирование общечеловеческих ценностей: нравственный поступок, ценностная оценка себя и окружающих.

 Честность и искренность.

Духовно-нравственное: содействие воспитанию готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию, выработке потребности быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков.

Гордость и гордыня

Духовно-нравственное: формирование моральных ценностей: справедливое отношение к окружающим, достоинство, честь. формирование богатой по содержанию чувственно-эмоциональной сферы ; формирование эмоционально положительной концепции развития личности: «Я могу, способен, значу».

Патриотическое: формирование патриотических убеждений и национальной гордости

Гордость и гордыня. Отечественная война 1812 года.

Военно-патриотическое воспитание: воспитание стремления служения Отечеству и его вооруженной защите, уважения к военной истории, стремления к военной службе, сохранению и приумножению славных воинских традиций

Обычаи и обряды русского народа

Духовно-нравственное: формирование интереса к элементам культуры русского народа, сохранение и воспроизведение духовного облика русского народа, его уникальных особенностей, формирование   социально необходимых качеств, привычек и навыков общественной деятельности и поведения, сложных социальных чувств (патриотического, интернационального). Пробуждение у учащихся интереса к народным праздникам. Воспитание уважения к традициям своего народа.

Обычаи и обряды русского народа. Царский этикет.

Духовно-нравственное: формирование интереса к элементам культуры русского народа, сохранение и воспроизведение духовного облика русского народа, его уникальных особенностей. Воспитание ува- жительного отношения к этикету наших предков

Нравственно-эстетическое воспитание:  этикет за столом,   воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к обычаям и обрядам народов региона

Терпение и труд

Трудовое: мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, выработка у воспитанников любви к трудовой деятельности, желания к регулярному повышению качества труда, активному жизненному участию и пр.
Духовно-нравственное: налаживание товарищеских и коллективных взаимоотношений (в процессе труда человек учится коллективной работе, а также распределять обязанности между членами коллектива).

Терпение  и труд. Роль труда в жизни человека

Трудовое: повышение личностной самооценки (в процессе труда человек понимает, насколько он важен для развития общества, осознает общественный долг); Воспитание трудолюбия, целеустремлённости, ответственности за порученное дело, потребности в труде, уважения к людям труда

Семья

Духовно-нравственное: воспитание уважения и принятие ценностей семьи и общества. полезные прикладные навыки и умения, направленные на самообслуживание и помощь близким, формирование отношения к семье как к ценности; понимание важности сохранения дружеских взаимоотношений в семье. Развитие интереса к истории семьи, семейным традициям, вос- питание чувства гордости за свою семью.

Семья.  Этикет застолья

Эстетическое и этическое: общие правила поведения, или этикет за столом, семейные традиции совместных трапез.

Семейные традиции.  

Духовно-нравственное: воспитание уважительное отношение к семейным традициям, а также влияния семейных традиций на эмоциональное благополучие, формирование отношения к семье как к ценности

Семейные традиции. Традиции годовщин супружества

Духовно-нравственное: традиции в становлении крепкой и дружной семьи России, формирование отношения к семье как к ценности

Сердце матери

Духовно-нравственное: многогранный образ матери, воспитание чувства любви к самому близкому и родному человеку — маме, стремление ей помогать, радовать ее.

Сердце матери Рассказы о наших мамах

Духовно-нравственное: роль матери в жизни каждого человека, о материнской любви; повышение интереса к процессу обучения через свободное самовыражение.

Правила твоей жизни

Правовое: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Правила твоей жизни. Правила поведения на улице и в общественном транспорте

Правовое:формирование положительного отношение к правилам поведения, стимулирование самовоспитания и самоконтроля учащихся, моральные нормы, с ориентацией на их выполнение. 

Духовно-нравственное: формирование навыков выполнения основных правил поведения учащихся на улице, на дороге с целью предупреждения детского дорожно- транспортного травматизма. Формирование понимания ценности жизни человека

Праздники народов России.

Историко-краеведческое: познание историко-культурных истоков на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ним, гордости за сопричастность к достижениям предшествующих поколений и современников, понимание исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Воспитание чувства радости от общения с людьми, чувства бескорыстного, уважительного, терпимого отношения к людям любой национальности и религии

Праздники народов России. Семь дней Масленицы

Национально-патриотическое воспитание: формирование у детей чувства любви к своей «малой родине», уважительного отношения к национальным традициям и культуре, пробуждение чувства гордости за свой народ, Воспитание уважительного отношения к традициям, к празднику Масленицы как одной из форм исторической памяти.

Защитники Отечества. ХIIIв.,  XIVв.,  XVIIв., XVIII в.

Военно-патриотическое воспитание: служение Отечеству и его вооруженной защите, уважение к военной истории, стремление к военной службе, сохранению и приумножению славных воинских традиций

Защитники Отечества XIX в.,  XXв.

Военно-патриотическое воспитание: служение Отечеству и его вооруженной защите, уважение к военной истории, стремление к военной службе, сохранению и приумножению славных воинских традиций

Защитники Отечества. Маршал Жуков

Патриотическое: формирование нравственных взглядов, содержанием которых является любовь к Отечеству, уважение истории и культурных особенностей, гражданской позиции, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.

Любовь и уважение к Отечеству.   Творческие работы : «Мое отношение к  миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России»

Патриотическое: формирование нравственных взглядов, содержанием которых является любовь к Отечеству, уважение истории и культурных особенностей, гражданской позиции, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.

Любовь и уважение к Отечеству.  Творческие работы  «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание  Отечества

Национально-патриотическое воспитание: формирование у детей чувства любви к своей «малой родине», уважительного отношения к национальным традициям и культуре, пробуждение чувства гордости за свой народ

Календарно – тематическое планирование

курса «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы светской этики» 4 класс

№ п/п

Тема урока

Кол.-во часов

Деятельность обучающихся на уроке

 Дата изучения

ЭОР (ЦОР)

 план

 факт

Введение .

1

  Знакомство с учебником. Просмотр и анализ мультфильма «Крошка Енот». Чтение по ролям и обсуждение сказки «Вежливый кролик»

 

Россия - Родина моя Природа и люди.

1

Составление плана работы с физической картой « Россия в XXI веке», работа с текстами, иллюстрациями учебника.

Россия - Родина моя. История России

1

Работа с текстами учебника, содержащими историческую информацию; работа с иллюстра- циями учебника.

Этика и этикет  

1

Овладение навыками культурного поведения; отработка практических ситуаций, связанных с этикетом; чтение текстов; ответы на вопросы, выполнение заданий; работа с карточками по определению значений слов; работа со схемами, со словарём.

Этика и этикет  . Подарочный этикет.

1

Чтение текстов; ответы на вопросы, выполнение заданий; работа с иллюстрациями учебника; проведение инсценировки с цветами. Овладение навыками подарочного этикета; отработка практических ситуаций, связанных с этикетом.

Вежливость.

1

Выполнение заданий по закреплению материала; отработка терминов и понятий; чтение текста и составление схемы.

Вежливость Вежливые слова.

1

Отработка правильного употребления вежливых слов в различных ситуациях.

Добро и зло

1

Работа с карточками по определению терминов и понятий; практическая работа с предметами, художественное чтение и обсуждение стихов; работа в парах; применение правил разговорной речи.

Добро и зло Проявление добра в жизни

Чтение текстов, ответы на вопросы, выполнение заданий, работа со схемами и иллюстрациями, художественное чтение; работа в парах; применение правил разговорной речи.

 Дружба и порядочность

1

Работа в парах, ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практического задания, работа в парах; определение правил соревнования команд

 Дружба и порядочность  Гостевой этикет

1

Ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практического задания; работа с таблицей; анализ правил дружбы. Выполнение практического задания, работа в группе на формирование правильного поведения в гостях.

Честность и искренность

1

Отработка терминов и понятий; выполнение практических заданий; этическая беседа по рисункам учебника; соотнесение иллюстрации с текстом; работа с пословицами и поговорками, работа в группах и парах; художественное чтение и обсуждение

 Честность и искренность.

1

Выполнение заданий тестового характера, ответы на вопросы, соотнесение пословицы с темой.

Гордость и гордыня

1

Отработка терминов и понятий; выполнение заданий, работа по составлению схем; составление кроссворда; ответы на вопросы; работа с иллюстрациями учебника, применение правил соревнования команд; чтение и обсуждение стихотворений

Гордость и гордыня. Отечественная война 1812 года.

1

Выполнение заданий, составление кроссворда; работа с иллюстрациями учебника, применение правил чтения и об- суждения текста

Обычаи и обряды русского народа

1

Работа с учебником; чтение стихотворений, текстов народного фольклора (за- клички); просмотр фрагмента видео- фильма А. Роу «Морозко» (сватовство невесты, свадьба); игра «Бояре»; применение схем; проведение беседы; лепка из соленого теста; раскраска и рисование, прослушивание музыки; составление плана изучения нового материала, выступления учеников с сообщениями.

Обычаи и обряды русского народа. Царский этикет.

1

Выполнение заданий, работа с иллюстрациями   учебника, с незнакомыми словами в тексте, со словарём вещей и предметов.

Терпение  и труд.

1

Использование блок- пакетов с заданиями, работа на карточках; заполнение схем и таблиц

Терпение  и труд. Роль труда в жизни человека

1

Использование блок-пакетов с заданиями, работа на карточках,  сообщения учащихся; чтение текста по  ролям

Семья

1

Анализа текстов по выявлению разумных потребностей, ответы на вопросы анкеты; отгадывание ребуса; составление схем; подбор к иллюстрациям слов из текста.

Семья.  Этикет застолья 

1

Выполнение заданий, работа с иллюстрациями учебника, со словарем вещей и предметов.

Семейные традиции.  

1

Выполнение заданий развивающего характера по ходу объяснения; работа с понятиями и их значениями на карточках; составление схем, таблиц; графическая работа, выступления с сообщениями;

Семейные традиции.

Традиции годовщин супружества

1

Работа с понятиями и их значениями, работа с иллюстрациями,  выступления с сообщениями

Сердце матери

1

Выполнение графического задания; работа в группах с раздаточным материалом; анализ текста и выделение основных идей; определение частей речи; работа с анкетой, со схемами и таблицами; про- ведение игры «Моя семья»; сценка «Мама и солнышко».

Сердце матери Рассказы о наших мамах

1

Анализ текста, произведений живописи и кино, выделение основных идей; просмотр фрагмента видео- фильма «Марья-искусница».

Правила твоей жизни

1

Составление практических заданий по решению жизненных ситуаций, выполнение практических заданий на доске; работа с текстом учебника, беседа по картине Ф.П. Решетникова«За уроками»; участие в игре, отработка логических операций.

Правила твоей жизни. Правила поведения на улице и в общественном транспорте

1

Выполнение практических заданий по правилам дорожного движения; работа с текстом учебника; участие в игре,  работа в командах

Праздники народов России.

1

Комплексная  работа с текстами, с открытками, карточками и схемами, анализ нового материала; чтение стихов, пословиц; разыгрывание сценок; работа в группах с блок-пакетами; выполнение заданий в парах.

Праздники народов России. Семь дней Масленицы

1

Анализ нового материала; разыгрывание сценок; выполнение заданий.

Защитники Отечества. ХIIIв.,  XIVв.,  XVIIв., XVIII в.

1

Работа с учебником, с иллюстрациями, чтение стихотворений и былин, слушание музыки

и рисование.

Защитники Отечества XIX в.,  XXв.

1

Работа с учебником, с иллюстрациями, ответы на вопросы

Защитники Отечества. Маршал Жуков

1

Работа с учебником, с иллюстрациями ответы на вопросы,

Любовь и уважение к Отечеству.   Творческие работы : «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России»

1

Выполнение заданий тестового характера, ответы на вопросы, соотнесение пословицы с темой. Выступления с творческими работами.

Любовь и уважение к Отечеству.  Творческие работы  «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание  Отечества

1

Выполнение заданий тестового характера, ответы на вопросы, соотнесение пословицы с темой. Выступления с творческими работами.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс/Студеникин М.Т., ООО «Русское слово-учебник»;

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015.

Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2014.        

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://resh.edu.ru/ 

                   

                   http://orkce.apkpro.ru/   

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Технические средства.

Компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, телевизор, DVD, музыкальный центр.

Учебно-практическое оборудование.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя по курсу ОРКСЭ модуль Светская этика для 4 класса

Рабочая программа учителя по курсу ОРКСЭ модуль Светская этика ,автор  учебника " Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы светской этики" М.Т.Студеникин ,на 2013-2014 учебный г...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочая программа по учебному курсу "ОРКСЭ" в 4 классе

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального  общего образования, а также на основе  Программы общеобразовательных учреждени...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» учебному модулю «Основы православной культуры»

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и р...

Рабочая программа по учебному курсу «Физическая культура» во 2 «А» классе на 2016 – 2017 учебный год

Рабочая программа по курсу «Физическая культура» для 2 класса общеобразовательного учреждения МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» разработана на основе...

Рабочая программа по учебному курсу ОРКСЭ (модуль ОПК) 4 класс.

Рабочая программа разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторы:  А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, авторской учебной прог...

Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» для учащихся 1-4 классов 2021-2022 учебный год

Приложение №1к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ СОШ с. Девица в соответствии с ФГОС НОО       Рабочая программапо учебному курсу«Русский ...