Основы православной культуры
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Козинова Лидия Николаевна

Основы православной культуры. Тема "Зачем творить добро".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zachem_tvorit_dobro.docx44.09 КБ
Файл osnovy_pravoslavnoy_kultury.pptx1.01 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»


 

«Основы православной культуры»

«Зачем творить добро?»

3 класс

Учитель начальных классов Козинова Лидия Николаевна

2020 г.

Урок «Основы православной культуры»

Тема «Зачем творить добро?»

 Великий русский писатель Л.Н. Толстой писал: «Доброта – это отзывчивость, сочувствие, сопереживание, внимание к людям; всё положительное, хорошее, полезное».

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель: помочь учащимся осмыслить нравственные  хри-

стианские основы добра; сформировать понимание того, что творить добро-духовная радость

.Задачи:

      Образовательные: формировать представления обучающихся о причинах, побуждающих христиан совершать добро
     
Развивающие: понять, почему отказ от своих желаний (самоотверженность) может приносить духовную радость
       
Воспитывающие: воспитывать стремление детей совершать добрые поступки, жить в ладу со своей совестью.

Формирование УУД:
Личностные УУД:
Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей; самостоятельно объяснять свои чувства, возникающие в результате просмотра видеосюжетов ,обсуждения, наблюдения
Регулятивные УУД:
Умение определять тему, цель урока, ориентироваться в учебнике, работать со словарем, работать по плану ,делать выводы
Познавательные УУД:
Умение перерабатываь информацию, находить ответы на вопросы, самостоятельно определять значение новых слов, готовить сообщения к уроку.
Коммуникативные УУД
Умение оформлять свою мысль устно и письменно, слушать и понимать речь других, умение работать в паре, договариваться ,общаться

Необходимое оборудование

Учебник А.В.Кураев «Основы православной культуры» 4-5 , М.Просвещение, 2013г. Мультимедийное оборудование,

Дидактическое обеспечение

Формы работы

Методы

   

Таблица, текст стихотворения, слайды презентации, музыка

Коллективная, групповая,  индивидуальная

Словесные, практические, наглядные, стимулирования.

  1. Организационный момент

Ход урока

-Добрый день, дорогие ребята!  Я вижу на ваших лицах добрые улыбки, значит у вас хорошее настроение. Мне очень хочется, чтобы оно стало еще лучше к концу нашего занятия…

    Человеческая доброта удивительна,

     А улыбка от души восхитительна,

     Вы друг другу улыбнитесь,

     И тихонечко садитесь.

  1. Актуализация  знаний

- Ребята я предлагаю вам послушать стихотворение.

Учитель читает стихотворение М.В.Исаковского «Вишня»

В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.
Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У
 дороги вишню посажу…..
Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.
Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.
А не вспомнят — экая досада,—
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят — не вспоминай, не надо,—
Все равно я вишню посажу!»

-  Ребята, зачем старик вырыл вишню?

-  Почему он решил посадить её у дороги?

-  А как вы оцениваете поступок пожилого человека, посадившего вишню не в саду около дома, а возле дороги?

-  О чём мы будем говорить на уроке?

-  А что такое, в вашем понимании, ДОБРО?

-Назовите слова с корнем добр.

(добросердечный,  добродушный, доброжелательный,  доброта, добрейший…)

- О каких людях так говорят?

-Зачем нужно делать добро?

Индивидуальная работа по карточке.

 -На партах лежат таблицы в которых указаны  варианты ответов. Отметьте в первом столбике  ответ с которым согласны.

1.Чтобы получить награду.

2.Чтобы испытать духовную радость.

3.Чтобы  похвалили.

4.Чтобы сделать мир добрее.

5.

- Сегодня в течение урока кто-то из вас изменит своё мнение, кто-то утвердится в правильности и дополнит его примерами.

3.Определение темы и постановка целей урока.

- Ребята, тема нашего урока сегодня сформулирована в виде вопроса.

- Предположите, какой вопрос должен стоять в теме сегодняшнего урока.

(На доске записывается тема урока «Зачем творить добро?»)

- Какая же цель урока?  (Ответы детей)

4.Открытие новых знаний.

-  Так как у нас урок «Основы православной культуры», то цель мы сформулируем так: как на этот вопрос отвечают христиане.

- Вспомним золотое правило этики, отраженное в Нагорной проповеди: “Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.

- Все люди согласны с золотым правилом этики. Люди, живущие по этому правилу, добрые, но не всегда христиане.

-Чем христиане отличаются от просто добрых людей?

(«Тем, что почитают Христа своим Богом и Спасителем»)

-Но у христиан есть особые причины для того, чтобы жить, думая не только о себе.

-Ребята, вспомните — кто такие апостолы?

(Ученики, последователи Христа) (слайд 1)

— Что вам известно об апостоле Петре?

(ответы детей)

-На одном из уроков вы читали о том, как апостол Пётр, один из самых близких учеников Христа, убежал в минуту ареста Учителя. Он прятался от людей, но скоро его опознали, как ученика Иисуса. Пётр отпирался, даже поклялся, что не знает арестованного. В результате ему пришлось три раза отречься от Иисуса. Поутру он вспомнил, как сам Иисус вечером предсказал это предательство.

И апостол Петр заплакал от стыда, от этих слёз обновилась его душа. С тех пор Пётр проповедовал учение Христа и никогда его не предавал. (слайд 2)

Отречение Петра и его покаяние- частый сюжет в литературе и в живописи. ( слайда 3) Людей поражает любовь Христа - прощающая, отеческая: он знал о предательстве Петра заранее и простил его, не переставая любить.

-  Очень непросто было быть христианином в Римской империи. Только за одно это можно было поплатиться жизнью. Но христиане проявляли необычайное мужество.

-Прочитаем об этом в тексте учебника

(стр.68 до слова самоотверженность)

2.) Анализ текста

Решение покинуть Рим далось апостолу Петру нелегко - об этом попросили его ученики. Они хотели, чтобы Петр сохранил свою жизнь и продолжал проповедовать христианство.

—Почему Петр «содрогнулся» после встречи с Учителем? Какие чувства он испытал?

 (однажды он уже отрекся от своего Учителя. Теперь он бросал еще и своих учеников);

— Как поступил Петр после встречи с Иисусом?

(вернулся в город);

— Для чего вернулся апостол Петр?

(Чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих учеников от трусости и предательства)

— С точки зрения православных христиан Петр поступил очень правильно. Ведь христианину совсем не безразлично, как умирает человек, с каким лицом он предстает перед вечностью. Петр понимает, что его ученики должны умереть, оставаясь на высоте души, а не падая от страха на самое её дно. Он идет поддержать их, укрепить духовно.

И, конечно, он подражает Христу и тем самым благодарит его.

— Ребята, что означает слово «благодарить»? От какого словосочетания оно образуется?

(дарить благо)

-Почему христиане благодарны Христу?

(Иисус Христос из любви пожертвовал своей жизнью ради спасения людей.)

-Благодарность Богу неотделима от благодарности людям. Очень часто доброе мы получаем через людей, которых Господь делает участниками своих благодеяний. И человек, творя добрые дела ближним, так благодарит Бога

Я предлагаю вам поразмышлять дальше и ответить на вопрос, что такое истинная благодарность. Обратимся к притче.

Слушаем притчу о подлинной благодарности

Работа в группах

(Притчу читают и инсценируют)

Один селянин гнал на мельницу осла, нагружённого зерном. Тяжёлый мешок соскользнул со спины животного и упал на землю. Селянин был человек слабосильный и поэтому остановился в недоумении над своей бедой.

Проезжал мимо какой-то богато одетый господин, но селянин не посмел просить его о помощи. Тот же, не дожидаясь просьбы, спрыгнул с коляски и помог селянину. Селянин снял шапку и, почтительно кланяясь помогавшему, спросил, чем он может отблагодарить за услугу.

– Это не трудно, любезный, – ответил проезжий. – Когда вы кого-нибудь увидите в затруднительном положении, то вообразите, что это я и что я нуждаюсь в вашей помощи, и помогите. Это будет подлинная благодарность...

-Давайте поразмышляем над ее смыслом, нравственной стороной.

Кто герои притчи?

--Как понимаете значение слова «селянин? ( Сельский житель, основным занятием которого является обработка земли. Крестьянин)

--Почему селянин в недоумении остановился над своей бедой?(был чел. Слабосильный)

--Почему селянин не посмел обратиться за помощью к мимо проезжающему человеку? (богато одетый господин)

--А как среагировал на беду селянина этот богатый господин? Зачитайте. (Тот же, не дожидаясь просьбы, спрыгнул с коляски и помог селянину)

--О какой библейской заповеди говорит поступок богатого господина? (Возлюби ближнего своего как самого себя.)

--Зачитайте, как ответил богатый господин на вопрос селянина , чем он может отблагодарить за услугу.

- Какой православный смысл притчи?

--А какой общечеловеческий смысл притчи? Почему она важна для каждого из нас? (Не смотря на возраст ,на социальное положение нужно делать добро людям)

--В чём заключается основное назначение человека? (Творить добро.)

--Так в чем, по-вашему, заключается подлинная благодарность? (дети отвечают)

Нужно не только благодарить тех, кто сделал нам добро. Важно совершать такие же добрые дела для других, не требуя за это благодарности в ответ. Это и будет истинной благодарностью человеку, оказавшему нам помощь. Т.е. подлинная, настоящая благодарность за добро – это приумножение этого добра.

—Какова же первая причина у христиан не быть эгоистами?

(благодарность за подвиг Христа.)

(записанная на листе причина прикрепляется на доску)

I. Благодарить Христа за подвиг.

5. Физкультминутка.

-Апостолы подражали Христу. И не только они. Мы знаем немало примеров, когда человек жертвовал своей жизнью во благо другим.

-Люди всегда совершали самоотверженные поступки, и, надеюсь, и дальше будут их совершать.   Мы часто слышим по радио или видим по телевизору заметку о том, что кто-то вытащил погибающего человека из горящего дома, или утопающего из реки. Когда человек решается на такой героический поступок, он меньше всего думает о том, что будет с ним самим впоследствии.

  Вспомним героев Великой Отечественной войны. Вспомним героев, отдавших свои жизни ради спасения детей сравнительно недавно:

Рассказ учителя:

-1 сентября 2004 года террористы захватили школу в г.Беслане. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в здании более 1100 заложников. Хотя большинство заложников были освобождены в ходе штурма, в результате теракта 334 человека, из них 186 детей, были убиты. Бойцы из отрядов Альфа и Вымпел пожертвовали своими жизнями ради спасения детей: 10 из них погибли.

— Кто может привести свои примеры? Какие произведения вы можете назвать, когда человек жертвует своей жизнью ради спасения других.

— Скажите, как называют таких людей?

( ответы детей)

— Ещё их называют самоотверженные.

— Что же это значит — самоотверженный?

(ответы детей)

— Где можно найти точное определение?

(в словаре, учебнике, интернете)

--Читаем определение в книге.

— А теперь поработаем  со словарем Ожегова, который лежит у вас на парте.

(Работа  в парах.  Один ученик зачитывает вслух)

САМООТВЕ́РЖЕННЫЙ, -. Жертвующий своими интересами ради других, ради общего блага. 

-Подражать Христу можно не только в смерти, но и в жизни. Примером этого могут служить жизнь и деяния святых.

— Снова вопрос к вам — Кто такие святые?

(ответы детей)

-Точное объяснение найдите в учебнике.

(Такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт.)

-Эти люди делали добро бескорыстно, во благо людей и ради Бога, испытывая потребность творить добро, переживая при этом особую духовную радость.

Например, Николай Чудотворец, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и многие другие.
Эта радость жила в их душах, отражалась в глазах, сквозила в речи, пронизывала все дела и поступки. Потому так тянулись к ним за помощью и поддержкой люди, обретая новый смысл жизни. Прочитайте дома вместе с родителями житие Серафима Саровского и поясните его слова: Радость моя! Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи...»

- Вспомним сказку В.Катаева «Цветик - семицветик»

-  Сколько лепестков потратила девочка Женя, чтобы исполнились её желания для себя?

-  На что она потратила последний лепесток?

- Когда девочка получила истинную радость?

-  Ребята, каждый  четверг на 5 канале проходит акция «День добрых дел» и

 вы со своими родителями тоже можете помочь больным детям. И если многие из нас пошлют какую-то сумму денег и они сольются в один большой поток, то многим малышам мы сможем подарить радость жизни!

— Вот мы и пришли к тому, чтобы сформулировать вторую причину: почему христиане стремятся творить добро?

II. Переживать духовную радость

Учитель закрепляет её на доске

6. Рефлексия

Ребята, у нас состоялся очень серьезный разговор, наверняка он затронул ваши души, возможно, вы измените свое отношение к некоторым своим поступкам. Мне хотелось бы, чтобы ваша душа была светлой, радостной ,а для этого надо творить добро людям. 

— Вернемся к таблице.

На экране – таблица с уже написанными числами

— Еще раз подумайте над вопросом «Зачем нужно творить добро?» и поставьте в правом столбце метку против выбранного ответа.

(Дети работают в таблицах)

--Поднимите руки, кто изменил или дополнил свое мнение?

(Количество голосов снова вносятся в таблицу на слайде)

7. Итог урока

-- А сейчас давайте ответим на поставленный в начале урока вопрос: зачем же творить добро с точки зрения христиан?
(Христианин, который делает добрые дела ,подражает самому Христу , он не теряет, а приобретает гораздо больше, а также получает огромную духовную радость).

.8.  Домашнее задание

Найдите пословицы и поговорки о добре. Подумайте над такими словами и объясните их смысл «Делай добро и бросай его в воду. Оно не пропадёт - добром к тебе вернётся». Расскажите своим родным, о чем мы сегодня говорили на уроке.
Я благодарю вас за урок. Надеюсь, что он останется в вашем сердце и верю, что еще много добрых дел вы совершите в своей жизни.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Основы православной культуры» «Зачем творить добро?» 3 класс Козинова Лидия Николаевна учитель начальных классов

Слайд 2

М.В.Исаковского «Вишня» В ясный полдень, на исходе лета, Шел старик дорогой полевой; Вырыл вишню молодую где-то И, довольный, нес ее домой. Он глядел веселыми глазами На поля, на дальнюю межу И подумал: «Дай-ка я на память У дороги вишню посажу….. Пусть растет большая-пребольшая, Пусть идет и вширь и в высоту И, дорогу нашу украшая, Каждый год купается в цвету. Путники в тени ее прилягут, Отдохнут в прохладе, в тишине, И, отведав сочных, спелых ягод, Может статься, вспомнят обо мне. А не вспомнят — экая досада,— Я об этом вовсе не тужу: Не хотят — не вспоминай, не надо,— Все равно я вишню посажу !»

Слайд 3

Двенадцать апостолов

Слайд 4

Отречение апостола Петра », картина Гавриила Козлова

Слайд 5

Покаяние Святого Петра

Слайд 6

В.Катаев Цветик-семицветик

Слайд 7

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

Основы православной культуры и светской этики. Модуль "Основы православной культуры" Урок "Монастыри"

Предмет "Основы православной культуры и светской этики" совсем недавно вошёл в нашу жизнь. Материалы к урокам очень обширны. Готовясь к открытому уроку я снова и снова открывала что-то новое и интерес...

Презентация "Основы Православной культуры" Урок 1 "Основы Православной Культуры

На уроке даются понятия "Культура", "Православная культура", "Религия", "Религиозная культура", "Веротерпимость"....

Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс

Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч  (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...

План-конспект урока по теме "Пасха" по Основам православной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)

Познакомить обучающихся с пасхальными традициями, обычаями, играми.Пробудить интерес к старинным русским обрядам.Воспитывать дружелюбие.Познакомить с основными терминами и понятиями: Воскресение, Пасх...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) тема МОНАСТЫРЬ

Цель урока:  раскрыть понятие монастырь, дать представление  о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха; развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока...