Рабочая программа "Школа России" 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_orkse.docx36.89 КБ

Предварительный просмотр:

  «Рассмотрено»

на заседании ШПК

____________________

Протокол №________

от «___»______202__ г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М»

________/___________________/

«___» ___________202__  г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

 «Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М»

__________/М.Г. Вильмова/

Приказ №____от «___»_______202__г.




Рабочая   программа

по  предмету:

«Основы религиозных культур и светской этики»

4 класс

2022 – 2023  учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами и методическими документами:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021.
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года).
  • Федеральный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования)»;
  • Приказ Минобрнауки России «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373» (в редакции приказов Минобрнауки России №1576, 1577);
  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 года № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»,
  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15).
  • Устав школы.

         Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

         Для реализации программного содержания используются:

  • Н.Ф. Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Поляковым: Основы религиозных культур и светской этики» учебник для 4 класса, в 2 частях.

Идея интегрированного подхода к изучению указанных предметных областейбазируется, прежде всего, на идеологии нашего государства. Российское государство – союз многих народов, каждый из которых имеет свою многовековую историю, культуру, традиции и обычаи. Конституция РФ признает национальное и конфессиональное многообразие российского общества, гарантирует уважение к людям любого вероисповедания. 14 статья Конституции провозглашает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 19 статья Конституции гарантирует свободу совести и вероисповедания, равноправие граждан независимо от их отношения к религии и религиозных взглядов.

Возможность интеграции определяется также педагогическими составляющими – нравственными, этическими, эстетическими, художественными ценностями, которые представлены в содержании данных предметных областей, общими целями их изучения:

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, оботечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и

современной жизни России;

  • воспитание таких личностных качеств как взаимопонимание, уважение,толерантность, способность к равноправному общению, взаимодействию.

Еще одним доказательством целесообразности использования интегрированногоподхода является то, что религиозная культура является частью общей духовно-нравственной культуры человека и общества. Духовность человека всегда рассматривалась как преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы. Такое понимание очень важно для осознания растущей личностью идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционнойкультуры каждого народа и различных религиозных культур. Эта позиция определила главную идею авторского курса: дети разных вероисповеданий, а также дети, не относящие себя к какой-либо религии, в процессе коллективной деятельности знакомятся с вкладом всех традиционных религий России в духовную и материальную культуру общества.

Интеграция как принцип объединения содержания различных предметных областейпозволяет обеспечить:

  • формирование представлений младших школьников о традиционных религияхРоссии как основы для понимания их общих и специфических характеристик и какпредпосылки для становления плюралистического взгляда на самоценность каждойрелигиозной культуры и ее вклада в культуру человека и общества;
  • формирование знаний об источниках общечеловеческих ценностей, а так же осветской этике как о науке, аккумулирующей в себе общепризнанные законынравственности (вне зависимо от принадлежности к тому, или иному вероисповеданию);
  • воспитание у школьников толерантных чувств по отношению к людям разныхрелигиозных культур.

Таким образом, основная цель интегрированного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:

  • подведение младших школьников к пониманию сущности российской культуры,развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований, к осознаниюпонятия «общечеловеческие ценности», которые объединяют (а не разъединяют)

светскость и религиозность.

Исходя из этого, авторы предлагают после изучения всем классом основного(базового) содержания данных предметных областей модульную организацию курса. В течение первого полугодия всем классом изучаются «Основы религиозной культуры и светской этики» (17 ч., одинчас в неделю). Во втором полугодии класс делится на группы для дифференцированногоизучения модульной части курса (17 ч., один час в неделю).

Модульная часть курса «Основы религиозных культур и светской этики» организуется в соответствии с запросами родителей как законных представителей обучающегося (Выбор родителей (законных представителей) фиксируется в протоколе общешкольного родительского собрания на основании личных заявлений. Родителям и учащимся предоставлена возможность в течение учебного года изменить выбор модуля).

 Предлагается шесть модулей: 1) «Основы православной культуры», 2) «Основы иудейской культуры», 3) «Основы исламской культуры», 4) «Основы буддийской культуры»,5) «Основы светской этики», 6) «Основы мировых религиозных культур».

Цели и задачи:

  • углубление знаний о конкретной религии, которую исповедуют (илиинтересуются ею) обучающиеся по данному модулю;
  • воспитание интереса к религиозной культуре, осознание места и ролирелигий в развитии культуры общества и конкретного человека;
  • развитие диалога культур, воспитание толерантных чувств, уважительногоотношения к людям, исповедующим разные религии или не исповедующим никакой.

В данной программе представлено содержание каждого модуля, тематическийплан с обозначением деятельности учащихся на уроке, поурочно-тематическое планирование. Общее число часов по каждому модулю 17. Уроки проводятся на основе учебников-тетрадей, для объяснений и рассказов учителя используются дополнительные материалы, включенные в поурочно-тематическое планирование. Учитель использует различное оборудование и наглядные материалы: картины, иллюстрации, видеоматериалы, физические карты.

В программе описана основная номенклатура необходимого для уроковоборудования, а также имеется тематическое планирование, которые помогут учителю подготовить любой урок.

Учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержаниеи методы проведения уроков.

Основными задачамиреализации указанной предметной области средствами учебника «Основы религиозных культур и светской этики» являются следующие:

  • воспитание способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному;
  • формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности зародились, сохраняются и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, религиозные верования, а также в процессе общенациональных и межнациональных отношений;
  • осознание того, что современная духовно-нравственная культура является наследием деятельности многих поколений наших предков и имеет свои истоки в эпосе, фольклоре, общенародных праздниках и религиозных обрядах;
  • формирование убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозными убеждениями, а нравственным характером его поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважением к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.

При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

Содержание учебного предмета

Содержание программы представлено следующими основными содержательнымилиниями:

1. История складывания многонационального российского государства, становление взаимоотношений между народами и рождение российской идентичности – раздел программы «Россия – страна, объединившая народы».

2. Характеристика своеобразия и самоценности каждой национальной культуры, существующей как в материальном, так и духовном выражении (жилище, одежда, декоративно-прикладное искусство, фольклор и др.) – раздел программы «Многообразие культур народов России».

3. Истоки общечеловеческих ценностей, раскрытие (в доступной младшему школьнику форме) вклада различных религий в формирование нравственных законов и правил жизни общества – раздел программы «Что объединяет разные народы».

4. Особенности каждой из традиционных религий: нравственные ценности, отношение к людям, семье, детям, символы, культовые сооружения и др.

Новый для начальной школы предмет является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Окружающего мира», «Литературного чтения», «Изобразительного искусства». Возможные межпредметные связи указаны в содержании программы.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Универсальные учебные действия.

Познавательные:

– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

– различать культовые сооружения разных религий;

– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные:

– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).

Рефлексивные:

– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) всоответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

Информационные:

– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). К концу обучения учащиеся научатся:

·Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.

·        Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных
текстов.
Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

·        Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

·        Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам,
иллюстрациям) словесный портрет героя.

·        Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.

·        Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с
учебной задачей.

·        Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения
учебных и практических задач.

К концу обучения учащиеся смогут научиться:

·        Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека.

·        Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
намечать способы саморазвития.

·        Работать с историческими источниками и документами

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Согласно базисному учебному плану на изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» 4 классе отводится 17 часов (1 час в неделю 1 полугодие) с учетом внеклассных мероприятий.Во втором полугодии класс делится на группы для дифференцированногоизучения модульной части курса (17 ч., один час в неделю). Во втором полугодии занятия проводятся по выбранным модулям.

Модульная часть курса «Основы религиозных культур и светской этики» организуется в соответствии с запросами родителей как законных представителей обучающегося (Выбор родителей (законных представителей) фиксируется в протоколе общешкольного родительского собрания на основании личных заявлений. Родителям и учащимся предоставлена возможность в течение учебного года изменить выбор модуля). Предлагается шесть модулей: 1) «Основы православной культуры», 2) «Основы иудейской культуры», 3) «Основы исламской культуры», 4) «Основы буддийской культуры», 5) «Основы светской этики», 6) «Основы мировых религиозных культур».

В 4 классе родителями выбран модуль: Основы светской этики, поэтому ниже приводится календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся для изучения данного модуля.

1 четверть

8 ч

2 четверть

8 ч

3 четверть

10 ч

4 четверть

8 ч

Количество часов за год:

34 ч

Тематическое планирование

№п/п

Тема урока

Материалы

Количество часов

Россия – страна, объединившая народы. 5ч.

1

Россия – многонациональная держава.

Как все начиналось. Древняя Русь.

С.7 – 16

1

2

Как всё начиналось. Народы Поволжья.

С.17 - 23

1

3

Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа.

С.24 – 28

1

4

Как всё начиналось. Народы Сибири.

С.29 – 39

1

5

Русский язык– государственный язык России.

Когда люди объединяются.

С.40 – 48

1

Многообразие культур народов России. 7 ч.

6

Культура каждого народа неповторима.                            Что нам стоит дом построить. Заглянем в бабушкин сундук.

С.50 – 59

1

7

Приглашаем к праздничному столу.

С.60 – 66

1

8

Традиционные религии народов России. Войдём в православный храм.

С.67 – 78

1

9

Войдём в буддийский храм.

Войдём в мечеть.

Войдём в синагогу.

С.78 – 87

1

10

Народные и религиозные праздники. Цаган Сар. Навруз.

Этот весёлый праздник Новый год.

С.88 – 92

1

11

Рождество. Пасха. Курбан-байрам.

С.93 – 96

1

12

День рождения Пророка. Шаббат – священная Суббота.

Шмуэль-тряпичник. Пурим.

Праздник Весак.

С.97 – 103

1

Что объединяет разные народы. 5 ч

13

Как возникли правила.

Будь милосерден и добр

С.105 – 119

1

14

Почитай родителей. Три дочери (татарская сказка).

Будь щедрым, довольствуйся малым.

С.119 - 131

1

15

Не завидуй.

Не предавай.

С.132 – 138

1

16

Будь терпим, умей прощать.

С.139 – 144

1

17

Будь честным

С.144 - 151

1

(2 полугодие – 17 уроков) 1 ч.

18

Введение. Чему учит этика. Об этике светской и религиозной.

С.4 - 16

1

Человек и его Родина. 5 ч.

19

Любовь к Родине – высшее нравственное чувство.

С.17 - 24

1

20

Семья – первая любовь человека.

С.25 - 34

1

21

Труд на благо Родины.

С.35 - 42

1

22

Защита Родины – долг гражданина!

С.43-58

1

23

Праздничные дни России.

С. 51-58

1

Человек и природа. 1 ч.

24

Любовь к природе – что это значит?

С.59-70

1

                                               О добродетелях и пороках. 6 ч.

25

Делать добро!

С. 71-83

1

26

О сострадании и равнодушии. Щедрость и милосердие. Справедливость. О честности, правдивости и лживости.

С.83-96

1

27

Участвуем в проектной деятельности.

С.97

1

28

О жадности и зависти.

Быть терпимыми…

С.97-108

1

29

Участвуем в проектной деятельности.

С.108

1

30

Человек наедине с собой. Добродетели ума. Совесть – наших дел свидетель и судья!

С.109-114

1

                                                     Поговорим об этикете. 4 ч.

31

Общение – потребность человека. Что такое этикет и когда он возник? Школьный (деловой) этикет.

С.115-131

1

32

Гостевой этикет. Столовый этикет. Праздничный этикет.

С.132-140

1

33

Участвуем в проектной деятельности.

1

34

Итоговая зачётная работа.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного...

Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс

Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...