Урок модуля «Основы православной культуры» Тема: «Пасха»
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Ососкова Ольга Петровна

Методическая разработа  урока " Основы Православной культуры" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок модуля «Основы православной  культуры»

Тема: «Пасха»

Базовый учебник: Основы православной культуры. Автор: А.В.Кураев « Москва «Просвещение»-2017

Тип урока: урок комплексного применения новых знаний

Цель урока: пополнить и обобщить знания учащихся о празднике Светлой Пасхи и его значении в русской православной культуре.

Задачи урока:

Образовательные:  познакомить  с некоторыми пасхальными традициями, обычаями;

                                   пробудить интерес к старинным русским обрядам;

Развивающие: развивать познавательную активность

Воспитательные: помочь учащимся осознать, что пасхальная радость в православной  культуре воспринимается выше других радостей в жизни.

Планируемые результаты:

Личностные: обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним;

Метапредметные

регулятивные: используют навыки извлечения существенной  информации из различных источников;

познавательные: пользуются навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Составляют текст в устной и письменной формах.

коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении  вопросов урока

Предметные: имеют представление о понятии Пасха

Средства обучения:

Оборудование учителя: учебник,  экран, мультимедийный проектор, иллюстрации, фотографии,  слайды, видеоматериалы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием модуля

Оборудование учащихся:

Учебники, напечатанные тексты

Межпредметные связи: ИЗО, литературное чтение.

Ход урока

1.Организационный момент              ( 2 Слайд+музыка )

Рано утром я встаю,
Землю я благодарю.
Солнцу, ветру улыбаюсь,
И, при этом не стесняясь,
Слово «здравствуй» говорю.
С кем встречаюсь поутру,
Всем здоровья я желаю,
 Никого не обижаю.
Хватит места на Земле
Людям всем, животным, мне.
Чтоб Земля моя цвела,
Я желаю всем ДОБРА!

- 2. Формулировка темы урока. Постановка учебной задачи

( подборка картинок, открыток ..)

-Что обьединяет эти картинки?(праздники)                           (3 Слайд)

-Можно ли распределить эти праздники на 2  группы?

-По каким признакам ?(государственные и христианские)

-Ребята, вы любите праздники?

-А какой праздник отмечают все православные весной? (Пасха)

 Для православных весна – особенное время года. Именно с этим прекрасным временем года связан самый радостный праздник.

- Как вы думаете, о каком же православном празднике мы будем сегодня говорить на уроке?.( о пасхе)                                                                            (4Слайд)

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке об этом празднике?(ответы детей)

Работа с учебником

-Откройте содержание учебника, посмотрите, сможем ли мы с помощью учебника ответить на ваши вопросы?

С.39

-Что мы узнаем на уроке?

(на доске Что воскресенье не только день недели.

Что такое пасха.

Как празднуют пасху?)

Чтение отрывка из произведения Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне»

-У вас на партах лежат 2 листочка с текстами,2 отрывка из произведения И.С. Шмелева «Лето Господне» Возьмите белый по цвету лист.(Чистый понедельник)

Словарная работа        (5 Слайд)

---Перед чтением обьясним, как вы понимаете значение  выделенных слов в тексте

(Благовест(то есть Благая весть) – церковный звон одним большим колоколом (в отличие от перезвона или трезвона), извещающий о начале богослужения.

Благовест, в свою очередь, делится на два вида: обыкновенный (частый), производимый самым большим колоколом; постный (редкий), производимый меньшим по величине колоколом в седмичные дни Великого поста

Великий пост– период (7 недель перед пасхой) , в течение которого верующие-христиане воздерживаются от скоромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак.

(«Пост-мост на семь верст»)Молитва, ограничения  в питании, добрые дела

Затрапезный– будничный, повседневный (заношенный)

Распятие – крест с изображением распятого Иисуса Христа.

Сын Божий – в христианстве Бог, воплотившийся в Иисусе Христе.)

(работа в парах. Прочитать, ответить на вопросы )

Выразительное чтение (2 уч-ся)

Чистый понедельник

«В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – по-мни... по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется – постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты старые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина «Красавица на пиру» – закрыта простынёю.

Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатками,  мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно. Великий Пост: раскатишься – сломаешь ногу.

Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, сын Божий! А Бог-то как же... как же Он допустил?..

Чувствуется мне в этом великая тайна – Бог».

-О чем призывает помнить плачущий благовест?

(Колокол призывает помнить всех людей о праведности своих поступков.

Помнить об Иисусе Христе, который сознательно пошел на страдания, чтобы искупить грехи всех людей)

-О каких запретах и ограничениях в дни Великого поста рассказывает мальчик?

-Какие чувства испытывает мальчик в эти дни?

(В эти дни мальчик особенно боится совершить дурные поступки, потому что  верует в  неизбежность наказания.)

--Как вы поняли,  почему в дни Великого поста не принято веселиться и шуметь?

- История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.

-Какое еще слово , схожее по звучанию вы знаете?

(воскресенье)

- Как вы понимаете «воскресение»?                                                   (6 Слайд)

- «вос» - повтор, восстановление.

- «крес» - (древний славянский корень) жить, сиять, сверкать.

- Воскресение - день возобновления жизни. Значит, кто-то накануне ушел из жизни, но в этот день вырвался от смерти и вернулся в мир живых.

(Вернуться к теме, что мы узнаем.. на уроке…)

Иисус Христос воскрес из мёртвых, то есть ожил. И это чудо Воскресения стало самым великим праздником –праздником Светлого Христова Воскресения

                                                         Просмотр ролика о воскресении Христа

-Давайте вернемся в семью мальчика…

-Познакомимся еще  с  одним текстом…(чтение отрывка учителем)

Пасха

Великая Суббота, вечер. В доме тихо, все прилегли перед заутреней. В комнатах – пунцовые лампадки, пасхальные. Постлали пасхальный ковёр в гостиной, с пунцовыми букетами. Сняли серые чехлы с бордовых кресел. На образах веночки из розочек. В зале ив коридорах – новые красные дорожки. В столовой на окошке – крашеные яйца в корзинах, пунцовые. На пуховых подушках, в столовой на диване, – чтобы не провалились! – лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой, – остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым.

Огненный змий взметнулся, разорвался на много змей, взлетел по куполу до креста… и там растаял. В чёрном небе алым крестом воздвиглось! Сияют кресты на крыльях, у карнизов. Сияет – Х.В. Вспыхивают бенгальские огни, бросают на стены тени – кресты, хоругви, шапку архиерея, его трикирий. И всё накрыло великим гулом, чудесным звоном, из серебра и меди. Христос Воскресе из мертвых....

- Меняется ли настроение мальчика?

-Что изменилось с приходом  праздника? Обстановка дома и на улице?

Подчеркните  в тексте признаки прихода праздника..

(Пунцовый цвет - это насыщенный, глубокий красный цвет, темнее, чем алый. Пунцовым может быть кровь, заря, губы, лицо, маки (цветы).

Кисейка -прозрачная тонкая ткань.

Хоругви--это полотнище с изображением Иисуса Христа, Марии или святых. Хоругвь крепится на длинном древке. Обычно хоругвь несут впереди крестного хода.

Трикирий-особый подсвечник для 3 свечей, используется при богослужении, им архиерей благословляет народ )

                                                                                                                     (7Слайд)

Велик день – Пасха на матушке Руси. На Руси праздник Пасхи празднуется с Х века.

Этот Великий День приходит к нам ярким солнышком, чистым дождичком, светлой радостью, надеждой и верой в силу добра и любви.

Ученик 1 . Бог воскрес и смерть побеждена,

Эту весть победную примчала

Богом воскрешенная весна.

И кругом луга зазеленели,

И теплом дохнула грудь земли,

И внимая трелям соловьиным,

Ландыши и розы расцвели!

 Для встречи Пасхи православные собираются в храмах. Самая торжественная часть праздничного богослужения-пасхальная полночь. Священник  несет крест, а люди с иконами и зажженными свечами обходят вокруг храма (это называется…крестный ход) и поют радостные пасхальные гимны.

                   (8 Слайд)

Учитель: Главный пасхальный гимн звучит так: « Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав»

(Христос воскрес из мертвых, победив своей смертью смерть, и прежде умершим даровал жизнь)

Празднование Пасхи продолжается дольше других праздников 40 дней — ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. Православная церковь празднует его особенно торжественно. В России на Пасху во всех храмах звонят колокола. Звонить в колокола разрешается всем желающим, поэтому в этот день звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.

(Звучание колокола)

Ученик 2.  Храм Господний озарен

Солнцем золотистым,

Льется колокольный звон –

Звон пасхальный, чистый.

Зажигает лица он

Радостью сердечной,

Ведь поет пасхальный звон

Нам о жизни вечной.

Пасхальный звон называют красивым или красным. И Пасху русский народ называет красной.

- Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "Избавление". В этот день Сын Божий Иисус Христос воскрес из мертвых.                                    (9 Слайд)                                                 

-А кто из вас любит этот праздник? -Пасха - самый великий, самый светлый, самый любимый праздник всех христиан. Это не просто праздник! Это праздник всех праздников, торжество из торжеств. Победа жизни над смертью.

Вернуться к цели урока….+

- А знаете ли вы какими словами приветствуют друг друга в праздник Пасхи?

- На первой пасхальной службе очень часто звучит возглас священника: «Христос воскрес!» При этом все должны отвечать: «Воистину воскрес!» В этот праздник все православные люди делятся друг с другом радостью и троекратно целуются в знак любви, христосуются и при этом произносят: «Христос воскрес!», отвечая: «Воистину воскрес!» -

Ученик 3.Кнам доносится с небес:

«Иисус Христос воскрес!»

Это значит -  светлый праздник,

Это - мир, любовь и радость!

Это значит - горя нет,

Это - вера, это - свет.

Это добрых дел начало

С чистым сердцем, без печали!

В этот день стал каждый лучше,

Он по совести жить учит,

Он  - в молитве, в сердце, в песне.

Мы сегодня скажем вместе:

Иисус Христос воскрес!

Воистину воскрес!  

                                                                                                     (10 Слайд  аудио …)                                                

- Какой главный подарок преподносят православные родным и близким на Пасху? ( яйцо)

Освященное куриное яйцо дарят близким и друзьям, при этом люди прощают друг другу все обиды, недоразумения, а может быть, и злобу. Как же иначе, ведь это радостный день Воскресения.  - По обычаю на Пасху навещали бедных по богадельням и приютам, собирали деньги для выкупа из тюрем должников, странников, юродивых и увечных досыта кормили. И так всю Святую неделю, а то Пасха будет не в радость.

-А знаете ли вы ,почему дарят яйца и почему красные?

(Сообщение….)

После вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и Мария Магдалина, почитающая Христа. Пришла она в Рим, в императорский дворец. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые — драгоценности, а бедные — что могли. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и сразу громко произнесла главное известие: “Христос воскрес!”. Удивился император и сказал: “Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!” Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо.

--Каждый год праздник Пасхи приходится на разные весенние даты. Давайте прочитаем об этом в рубрике  « Это интересно»  учебник с. 41

--Я посмотрела в календарь и в этом году день Пасхи выпадает на…8 апреля..

                                                                                                                           (11 Слайд  )

-После службы в храмах наступает пасхальный пир. Праздничные столы ломились на Пасху от самых разных блюд. Даже в самых бедных домах старались, чтобы пасхальный стол был обильным.

-Вот и мы с вами сейчас накроем пасхальный стол.

- Выберите из этих предметов, что люди обязательно ставят на пасхальный стол? (картинки с изображением разных предметов, в том числе-кулич, пасха, яйца…; ) Накрываем пасхальный стол.

На широких столах расставляют куличи, пасху и яйца….

-А почему именно эти предметы?

( сообщения детей)                                                                                         (12 Слайд  )

Царем на столе был освященный кулич .Кулич –« праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых случаях. Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус Христос приходил к ученикам после своего Воскресения, вкушал с ними пищу. Он символизирует присутствие Бога в мире и в человеческой жизни. Красота и ароматность-выражает заботу Господа о каждом христианине.

Яйцо – символ жизни, ее возрождения. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово.

Творожная Па́сха –еще один из символов Великого поста. Это особое блюдо из творога, которое по русской традиции готовится только один раз в году — на праздник Пасхи. Имеет форму усеченной пирамиды, символизирующей Гроб Господень. На боковых ее сторонах изображается крест и буквы "ХВ", что означает "Христос Воскресе". Пасха на праздничном столе  напоминает нам, что время ветхозаветных жертв прошло.

Рефлексия -Подведем итог нашего урока. Перед вами слайд. Соедините  слово и  его толкование.

           (13 Слайд)

А.Воскресение – день возобновления жизни.

Б.Пасха – «переход», «избавление».

В.Иисус – «Бог спасает», «Спаситель»

                                                                                                ( 14 Слайд+ музыка)

-Каждое воскресенье — это малая Пасха. Это значит, что мы должны помнить и постоянно проявлять любовь, милосердие и сострадание к людям. Живите честно, делайте всем добро. И пусть ваша душа будет светлой.

Прислушайтесь к своим сердцам. Сколько в них доброты, тепла. Несите это в себе всегда и дарите другим людям. 
песня “Только добротой сердец” 

И еще, ребята, на праздничном пасхальном столе всегда должна гореть свеча.

-Вот и мы с вами давайте  зажжем  большую свечу. Свеча символ тепла и уюта.  

- Я предлагаю сюда выйти всем ребятам, в чьем сердце сегодня поселилось больше доброты, тепла, добра…        

Есть такая народная примета, что в этот Великий праздник сбывается самое сокровенное желание. Для этого нужно встать в круг, взять друг друга за руки и, глядя на горящие свечи, загадать самое сокровенное желание. И оно сбудется. Я предлагаю вам встать, взяться за руки и загадать желание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока (модуль Основы светской этики) 4 класс Тема: «Совесть»

Цель и задачи урока:помочь учащимся осознать чувство совести,  как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»Предметные результаты: усвоени...

ОРКСЭ Конспект урока модуль «Основы светской этики» Тема: «Добро и зло»

ОРКСЭ «Основы светской этики»    тема: «Добро и зло»...

Конспект урока по основам православной культуры "Пасха"

Конспект урока по основам православной культуры "Пасха"   ...

Конспект урока(модуль Основы светской этики) 4 класс Тема: «Совесть»

На уроке ученики учатся осознавать чувство совести,  как одно из морально-этических ценностей в обществе;  соотносить понятия «стыд» и «совесть»....

Урок по основам православной культуры "Пасха"

Урок по основам православной культуры "Пасха"...

Методическая разработка по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: "Основы православия". Тема: "Благовещение Пресвятой Богородицы".

Тема занятия: «Благовещение Пресвятой Богородицы» Тип занятия: интегрированное  Образовательная цель: знакомство с понятием «Благовещение».Познакомить ...

Урок по ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» «Пасха»

Данный урок разработан на основе рабочей программы по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики (Основы православной культуры)» для обучающихся 4 класса.Тип урока: уро...