Рабочая программа по «Основам религиозных культур и светской этики» Основы православной культуры.
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Рабочая программа Основы православной культуры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №46
с углубленным изучением отдельных предметов
РАССМОТРЕНО: Протокол заседания методического объединения № ____ от «___»_____________20____ года Руководитель МО ________________/___________________/ | УТВЕРЖДЕНО: Приказ №______ от «____» ______________20___ года Директор _____________________/Л.В. Гейнц/ |
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР _______________/___________________/ «_____» _____________20____ года дата согласования |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По основам религиозных культур и светской этики
Класс 4б основы православия
Количество часов 34 Уровень базовый
Ф.И.О. учителя Ковальчук Светлана Адамовна
Квалификационная категория первая
Сургут, 2022год
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Основам религиозных культур и светской этики» для учащихся 4 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
1. ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)
2. ФГОС основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644)
3. Основной образовательной программой общеобразовательного учреждения
4. Положением о рабочей программе
5.Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»(далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы религиозныхкультур и светской этики» учащимися 4 класса:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- организовывать свои действия; работать с информацией;
- любовь и уважение к Отечеству, к народам, его населяющим, его языку, культуре, истории;
- понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
- интерес к ведению диалога с детьми различных религиозных конфессий; потребность в общении;
- наличие собственных приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
- этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Метапредметными результатами изучения курса «Основы религиозных культур исветской этики» является формирование универсальных учебных действий (УУД):
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и соблюдать общепринятые нормы поведения в храмах;
- организовывать самостоятельную деятельность;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения
Предметными результатами изучения курса «Основы религиозных культур исветской этики»» является сформированность следующих умений:
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
самостоятельно находить ключевые слова;
самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
формулировать основную мысль текста;
писать мини-сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному, понимать и определять свои эмоции;
иметь собственные приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
самостоятельно давать характеристику и оценку обсуждаемому материалу.
Результаты образовательного процесса | формы контроля |
Личностные |
|
Метапредметные |
|
Предметные |
|
Содержание учебного курса
Учебный курс является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его четыре блока согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Этот курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Основное культурологическое понятие учебного курса – «российская религиозно культурная традиция». Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция».
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования, потому что раскрывает основы религиозных культур, наиболее распространённых в РФ, предлагает изучать их на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.
Особенность построения курса заключается в том, что содержание учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами):
- Россия – наша Родина.
- Народы России.
- Религии народов России.
- Духовно-нравственные нормы и ценности.
Для реализации программы мною будут использованы образовательные технологии:
- Технология личностно-ориентированного подхода
- Деятельностная технология
- Информационные технологии
- Технология критического мышления
- Игровые технологии
- Технология проблемно-диалогического обучения
- Технология групповой деятельности
- Технология воспитания в процессе обучения
- Технология оценивания учебных достижений
10.Использование технологии портфолио
Основные формы организации деятельности обучающихся на учебных занятиях:
- Коллективная
- Фронтальная
- Групповая
- Парная
- Индивидуальная
- Дифференцированная
Сроки реализации программы: 2017-2018 учебный год.
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Прививать уважительное отношение к труду и людям труда;
Поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
Содержание модуля «Основы православной культуры»
Раздел 1. (2 часа). «Россия – наша Родина».
Прививать любовь и уважение к Отечеству. Развивать патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России на достойных примерах нашей истории и личностей.
Раздел 2. (8 часов). «Христианская этика».
Знать ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники. Религиозное искусство. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью.
Раздел 3. (17 часов). «Православие в России».
Знать основные составляющие православной христианской культуры, духовные традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения) Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники.
Раздел 4. (7часов). «Христианская семья и её ценности».
Христианская семья и ее ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Иметь представление о нормах отношений между людьми, в семье, школе, понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях
Календарно-тематическое планирование по «Основам православных культур» в 4б классе
№ | Тема раздела | Тема урока | Дата | Объекты контроля | формы контроля | Используемые ресурсы | |
План | Факт | ||||||
1. | 1.Россия – наша Родина.(2ч.) | Россия – наша Родина. | Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют. | Устный опрос, фронтальный опрос | Учебник, презентация | ||
2. | Культура и религия. | Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия. | Устный опрос, фронтальный опрос | Учебник, презентация | |||
3. | 2. Христианская этика(8ч.) | Человек и Бог в православии. | Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. | Устный опрос, фронтальный опрос | Учебник, презентация,«Диск ПРО». Познавательная коллекция. | ||
4. | Православная молитва. | Что такое православие. Какие бывают молитвы. О молитве «отче наш». | Самостоятельная работа, фронтальный опрос | Учебник, сборник стихов М. Ю. Лермонтова «Молитва» | |||
5. | Библия и Евангелие. | Кто такие христиане. Что такое Библия. Что такое Евангелие. | Практическая работа | Демонстрационные книги, презентация | |||
6. | Проповедь Христа. | Чему учил Христос. Что такое Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть. | Устный опрос, фронтальный опрос | Учебник, «Диск ПРО». Познавательная коллекция. | |||
7. | Христос и Его Крест. | Как бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста. | Урок-викторина | Учебник, иллюстрации изображений Креста | |||
8 | Пасха. | Что воскресение не только день недели. Символ Пасхи. Как празднуют Пасху. | Урок творческих заданий | Учебник, иллюстрации, презентация | |||
9 | Православное учение о человеке. | Чем Бог одарил человека. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке. | Устный опрос, фронтальный опрос | Учебник, презентация | |||
10 | Совесть и раскаяние. | О подсказках совести. Как исправить ошибки. | Практическая работа | Учебник, рассказы В. И. Осеевой, Акима А., Гайдара А., Зощенко М. | |||
11 | 3.Православие в России(17ч) | Заповеди. | Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. | Тест | Учебник, «Диск ПРО». Познавательная коллекция. | ||
12 | Милосердие и сострадание. | Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. | Устный опрос, фронтальный опрос | Учебник, «Диск ПРО». Познавательная коллекция. | |||
13 | Золотое правило этики. | Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение. | Инсценирование | Учебник, презентация | |||
14 | Храм. | Что люди делают в храмах. Как устроен православный храм. | Защита творческих работ и проектов | Учебник, книги изд-ва М:«Белый город», 2007. | |||
15 | Икона. | Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое. | Устный опрос, фронтальный опрос | Учебник, книги изд-ва М:. «Белый город», 2007. | |||
16 | Как христианство пришло на Русь. | Что такое Церковь. Что такое крещение | Устный опрос, фронтальный опрос | Учебник, презентация | |||
17 | Подвиг. | О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности. | Самоконтроль | Учебник, «Диск ПРО». Познавательная коллекция. | |||
18-19 | Заповеди блаженства. | Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым. | Зачет | Учебник, Л. Н. Толстой. Притчи. Москва. 2013г. | |||
20-21 | Зачем творить добро? | Как подражают Христу. Чему радуются святые. | Устный опрос, фронтальный опрос | Учебник, «Диск ПРО». Познавательная коллекция. | |||
22 | Чудо в жизни христианина. | О Святой Троице. О христианских добродетелях. | Урок-отчет | Учебник, презентация | |||
23 | Православие о Божием суде. | Как видеть в людях Христа. Почему христиане вверят в бессмертие. | Устный опрос, фронтальный опрос | Учебник, «Диск ПРО». Познавательная коллекция. | |||
24 | Таинство причастия. | Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство. | Устный опрос, фронтальный опрос | Учебник, презентация | |||
25-26 | Монастырь. | Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи. | Устный опрос, фронтальный опрос | Учебник, книги изд-ва М:. «Белый город», 2007. | |||
27 | Отношение христианина к природе. | Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы. | Урок-викторина | Учебник, «Диск ПРО». Познавательная коллекция. | |||
28-29 | 4.Христианская семья и её ценности(7ч.) | Христианская семья. | Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо. | Устный опрос, фронтальный опрос | Учебник, иллюстративный материал | ||
30 | Защита Отечества. | Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины. | Урок-отчет | Учебник, презентация, иллюстративный материал | |||
31 | Христианин в труде. | О первом грехе людей. Какой труд напрасен. | Устный опрос, фронтальный опрос | Учебник, «Диск ПРО». Познавательная коллекция. | |||
32 | Любовь и уважение к Отечеству. | О первом грехе людей. Какой труд напрасен. | Домашние самостоятельные работы | Учебник, презентация | |||
33 | Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | Духовные традиции России. | Защита творческих работ и проектов | Учебник, презентации учащихся | |||
34 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | Православие в России. | Защита творческих работ и проектов | Смотр знаний | |||
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
по предмету «ОРКСЭ»
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Учебно-методические комплекты по предмету | |
Программа образовательных учреждений. Основы религиозных культур и светской этики. Москва. «Просвещение» 2010, рекомендована МО и науки РФ. 2. Учебники: 1.«Основы православной культуры» А. В. Кураев 4 класс: 2014 г. «Москва», 2.Методические рекомендации 1. 2 часть. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. 3. Н. И. Ворожейкина, Д. В. Заяц «Основы религиозных культур и светской этики»; «Ассоциация XXI век», 2012 6.Информационно- публицистический бюллетень. И. Просвещение. Выпуск №10. 2010 4.www.kniga21vek.ru 5. http://nsportal.ru/novye-tekhnologii-v-nachalnoi-shkole/ 6. http://cerm.ru/index.php 7. www.school2100.ru/uroki/elementary/lit.php 3.Тесты: 2.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/06/17/testy-osnovy-svetskoy-etiki-4-klass 3.http://zahal.ehirit38.ru/files/147 4.http://gimn56.tsu.ru/files/upload/1275635759.doc
4.Методические пособия:
5.Печатные издания:
М.: Издательский дом «Покров», 2004.
Новосибирск, 2010.
Гайдара А., Зощенко М., Боковой Т., Бородицкой М. Я. 6.Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: • Материалы для учителя (В свободном доступе на сайте издательств) • Основы православной культуры (диск); • ООО «Диск ПРО»
Шкафы для хранения учебников, дидактических пособий, демонстрационных материалов и пр. | 1 По кол.учащихся 1 По кол.учащихся 1 1 1 1 1 1 1 2 13/26 1 1 1 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/20/picture-88096-1621533595.jpg)
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»
Cоставлена для 4 классов d соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)» (Л.Л. Шевченко, 201...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/29/picture-508712-1414582624.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» в 4 классе
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» составлена в соответствии с Федеральным госуда...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/21/picture-387870-1390315994.jpg)
Дидактический материал. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Святые покровители Санкт-Петербурга
Дидактический материал Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/02/picture-614948-1585812162.jpg)
. «Рабочая программа Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс
Программа составлена на основе требований федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (2009 г.), примерной федеральной программы начального общего образования, Кур...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/23/picture-1230085-1584966771.jpg)
Рабочая программа начального общего образования по предмету «Основы православной культуры» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» создана на основе федерального государственно...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/22/picture-150593-1442940325.jpg)
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» для обучающихся 4-ых классов
Рабочая программа по предмету«Основы религиозных культур и светской этики»«Основы православной культуры»для обучающихся 4-ых классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования, ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОзНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (основы православной культуры) 4 класс
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» входит в предметную область «Основы религиозных культур и светской этики».Основы религиозных культур и светской эт...