конспект урока "Честность и искренность" ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Вислоцкая Елена Александровна

задачи урока раскрыть понятия " честностьи искренность", формировать умение рассуждать, анализировать, делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока47.03 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  разработала Е.А.Вислоцкая , СОШ № 63

предмет  ОРКСЭ

тема Честность и искренность

Цель: расширять представления о таких качествах, как «честность», «искренность».

Задачи:

– раскрывать важность и необходимость честности и порядочности в жизни человека;

– формировать умение, рассуждать, анализировать, делать выводы;

– воспитывать стремление поступать честно и порядочно.

Личностные: (личностные УУД):

- способствовать формированию навыков сотрудничества, умения работать в группе;

- способствовать формированию устойчивого познавательного интереса;

- способствовать формированию навыков контроля и самоконтроля

Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деятельности, основы работы с текстом,), регулятивные, коммуникативные УУД)

Способствовать формированию у учащихся следующих УУД:

- систематизировать и анализировать пройденный материал.

- участвовать в подготовке и проведении ролевых игр.

- показывать свое умение вести дискуссию, аргументировать и отстаивать собственное мнение.

- формулировать собственные выводы.

- участвовать в совместной коллективной работе.

- обсуждать и анализировать прочитанный текст.

- составлять план произведения.

- уметь находить информацию в любом виде — текст, таблицы, схемы— и работать с ней.

- выделять и классифицировать основные качества, причины или признаки.

Предметные: (предметные УУД):

- систематизировать знания учащихся по пройденным темам.

Образовательные технологии: Технология системно-деятельностного подхода, технология смыслового чтения, групповая технология обучения, игровые технологий, ИКТ

ресурсы : Учебник, рабочие листы, проектор, экран

Ход урока

1 Организационный этап.

Приветствие учащихся, представление учителя.

2 Постановка цели и задач урока. Мотивирование к учебной деятельности учащихся.

Определите какие высказывания являются ложными, т.е. несущими вред человеку, а какие – фантазиями..Игра «Ложь или фантазия» / поднятием рук

1 на соснах растут яблоки

2 можно переходить дорогу на красный свет, если нет машин

3 можно сказать маме о болезни, которой нет. Чтобы не ходить в школу

4 можно плавать на подводной лодке по дну рек

5 можно сказать друзьям не верное доиашнее задание

6 у меня дома живут жираф и слон

7 можно погулять с друзьями на улице, а маме сказать, что был в библиотеке

- Как вы думаете, ребята, о каких качествах характера мы сегодня будем с вами говорить?

- Почему они важны для человека и общества?  Зачем людям нужна честность?

Записываем тему урока

Честноть и искренность

3. Изучение нового материала

Дискуссия на тему «Каким людям легче живется – честным  или лживым? Почему?»

Знакомство учащихся  с правилами ведения дисскусии

Памятка участникам дискуссии

  1. Прежде чем выступать четко определите свою позицию.
  2. Проверьте, правильно ли вы понимаете проблему.
  3. Внимательно слушайте выступающих, затем излагайте свою точку зрения. Не перебивайте выступающего и не выкрикивайте с места.
  4. Помните, что свою точку зрения нужно подкреплять фактами (примерами).
  5. Говорите ясно, точно, просто, отчетливо, своими словами.
  6. Желающие высказаться должны поднять руку

Работа с текстом

Работа с рт / произведения Осеевой, Носова, Драгунского/ с какими произведениями вы знакомы были?Какой общий вывод можно сделать?

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.

Игра «Да-нет».

- Пришло время немного отдохнуть, а заодно задуматься, честно или не честно так поступать.

- Встаньте. Если вы даёте положительный ответ на мой вопрос, говорите «Да» и 1 раз хлопаете в ладоши, а если даёте отрицательный ответ, то поднимаете руки вверх и говорите «Нет».

– Честно бросать друга в беде?

– Честно признавать свою вину?

– Честно притворяться больным, когда не выучил урок?

– Честно признаться родителям, что ты получил двойку?

– Честно без спроса брать чужие вещи?

– Честно пользоваться подсказками?

– Честно после уроков помочь товарищу разобраться с темой, которую он не понял?

– Честно подсказывать другу на уроке?

– Честно свою вину перекладывать на другого человека?

- Честно ли вернуть найденную вещь хозяину?

-Честно ли рассказать о плохом поступке товарища учителю?

Работа с терминами

- Вам знакомо слово «честность»? Как вы понимаете это слово?

- Вам знакомо слово «искренность»? Когда мы используем это слово в жизни?

Запись определений в тетради /слайд

Честность – это искренность, добросовестность, безупречность. Честность подразумевает в отношениях с другими людьми прямоту и правдивость, надёжность в исполнении обещаний, отрицание обмана и воровства, честное поведение

Искренность проявляется в отсутствии противоречий между чувствами, намерениями человека и его действиями.

 Словарная работа

 О честности люди задумывались с давних пор. У многих народов в давние времена были свои правила и обычаи, по которым определяли честность, правду и ложь.
–  (Слайд 7)

В Древней Руси существовал довольно жестокий обычай определять честность, правду и ложь. Человека, заподозренного в плохом поступке, испытывали водой. Вода считалась стихией чистой, священной, потому и её суд считали справедливым и объективнымДля этого обвиняемого вели к реке и бросали в воду. Если несчастный начинал тонуть, то признавалось, что его напрасно обвинили, он не виновен. Если же всплывал, то считалось, что вода не принимает подозреваемого, он виновен. Так и появился фразеологический оборот “ВЫВЕСТИ НА ЧИСТУЮ ВОДУ”, т.е. узнать, виновен или нет.

В давние времена особенно крепким считалось честное купеческое слово.

(Слайд 13)

Честь- это достойные  уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы

В 18–19 веках купцы, заключая договоры, не составляли письменных документов и не ставили печатей. Их честное слово было надёжней любого документа с печатью. Считалось, что нарушить слово, поступить нечестно и непорядочно – значит навсегда испортить свою репутацию, утратить хорошее мнение и добрую славу о себе. Человеку с испорченной репутацией никто и никогда больше не поверит.

 (Данная информация есть в учебнике.)

Систематизация знаний

 Иногда люди попадают в такие ситуации, когда трудно сделать правильный выбор.Легко ли быть честным?

Анализ ситуаций

Подумайте и скажите, как бы вы поступили в следующей ситуации.

1 вы нашли на улице дорогой телефон.Как бы вы поступили?

2Представьте, что ваш лучший друг  обманул продавца, украл небольшую вещь, а вы были свидетелем обмана. Что вы будете делать?

Составление правил честного человека . Сформулировать 3-4 правила .

1 честный человек вегда держит слово

2 не брать чужого без разрешения

3ошибся-признайся

4 не обижай других, не обманывай

5 говори правду.

6 не хвастайся

7 проси прощения, если ошибся

Работа с пословицами.Групповая работа в парах .

Перед вами пословицы о честности, но чтобы прочитать их, надо правильно соединить левую и правую части каждой пословицы.

Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Лучше малые крохи с честностью, чем большие куски с лихостью. Маленькая ложь за собою большую ведет. Правда – пешком, ложь – верхом. Правда – свет разума. Правда глаза колет. Правда горька, да она лечит, а кривда сладка, да всю жизнь искалечит. Правда как шило в мешке – сколько ни прячь, все равно наружу вылезет. Ржа ест железо, а ложь – душу. У всякого человека своя правда. Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
Как бы ни пряталась ложь, правда ее отыщет.
Ложь до добра не доведет.
Маленькая ложь за собой большую ведёт.
Ложь дружбу губит.

Подведение итогов урока

 Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: “Зачем людям нужна честность?”

Как нужно относиться к людям, если они не честны?

Какой вывод мы сделаем по сегоднешнему уроку.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог), саморефлексия.

Ребята, я очень ценю вашу помощь, вашу откровенность.

Говорят, что правда всегда найдет себе дорогу.Я предлагаю вам сегодня честно оценить свою работу на уроке.

Перед вами листы оцените свою работу на уроке от 0 до 5 баллов и работу вашей группы. Прошу вас, будьте честны  сами с собой. Покажите, пожалуйста. Ваши оценки.

Спасибо за урок, ребята!

Дз  Выучить наиболее важные заповеди Владимира Мономаха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...