Разработка занятия по учебному предмету ОРКСЭ
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)

Хабибуллина Елена Владимировна

Название: «Добро и зло»

Цель: Знакомство с главными понятиями морали «добро» и «зло».

Задачи урока:

Образовательные:

·  Формирование основ морали - осознанной обучающимися необходимости определенного

поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле,

должном и недопустимом.  

·  Формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике.

·  Формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта.

Развивающие:  

·  развивать познавательный интерес к предмету;

·  развивать  коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;

·  развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;

·  развивать творческие способности;

·  развивать умения анализировать, выдвигать гипотезы.

Воспитательные:

·  формировать положительное отношение к нравственным поступкам;

·  формировать навыки  доброжелательности, уважения к другому человеку, адекватной

самооценки;

·  воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру;

·  формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на

основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.

Задачи:

·  Формирование основ морали - осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом. 

·  развивать познавательный интерес к предмету;

·  формировать положительное отношение к нравственным поступкам;

Предметными результаты:

·  определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям

(нравственным,  общечеловеческим);

·  анализировать  и  объяснять понятия:  добро, зло ;

·  делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и

отвечать за него;

·  договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях

жизненных ситуаций.

Планируемые результаты:

·  определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным,  общечеловеческим);

·  анализировать  и  объяснять понятия:  добро, зло ;

·  делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Номинация: «Лучшая разработка занятия по учебному предмету ОРКСЭ, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Автор: Хабибуллина Елена Владимировна; psenicnikovaelena33@gmail.com; Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11», Челябинская область, г.Сатка

Краткая аннотация

Название: «Добро и зло»

Цель: Знакомство с главными понятиями морали «добро» и «зло».

Задачи урока: 

Образовательные: 

  Формирование основ морали - осознанной обучающимися необходимости определенного

поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле,

должном и недопустимом.  

  Формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике. 

  Формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта. 

Развивающие:  

  развивать познавательный интерес к предмету; 

  развивать  коммуникативные навыки и культуру выражения мысли; 

  развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу; 

  развивать творческие способности; 

  развивать умения анализировать, выдвигать гипотезы. 

Воспитательные: 

  формировать положительное отношение к нравственным поступкам; 

  формировать навыки  доброжелательности, уважения к другому человеку, адекватной

самооценки; 

  воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру; 

  формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на

основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.

Задачи:

  Формирование основ морали - осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом.  

  развивать познавательный интерес к предмету;

  формировать положительное отношение к нравственным поступкам;

Предметными результаты:

  определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям

(нравственным,  общечеловеческим); 

  анализировать  и  объяснять понятия:  добро, зло ; 

  делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и

отвечать за него; 

  договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях

жизненных ситуаций.

Планируемые результаты:

  определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным,  общечеловеческим);

  анализировать  и  объяснять понятия:  добро, зло ;

  делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;

Конспект занятия по учебному предмету ОРКСЭ «Добро и зло».

Основные этапы занятия

Содержание занятия

Самоопределение к деятельности

“Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. 

Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. 

Зеленый цвет – вы спокойны, вам всё равно, что будет происходить на занятии.

Синий цвет – вы хотите узнать что-то новое".

Спасибо! Надеюсь, что сегодня на занятие все будут хорошо работать и к концу урока у всех будет хорошее настроение!

Актуализация знаний

- Вспомните  качества человека, которые мораль

одобряет:      

Жадность, милосердие, вежливость, высокомерие,   хамство,  уважение,  пренебрежение,   скромность,      отвага,   стойкость, мужество, приветливость, равнодушие, лживость.

Ответы детей: милосердие, вежливость, уважение, скромность, отвага, стойкость, мужество, приветливость.

Постановка учебной задачи

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда.
Добро творить трудней.

Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу.
От доброго - добро,
От злого зло родится.

Добро, сколь ни было оно мало,
Гораздо лучше, чем большое зло.

Твори добро, чтобы, любя,
добро тебя нашло.
Зла не верши, чтобы тебя
не погубило зло!

-О чём это стихотворение? (о добре и зле)

-Верно! Сегодня мы с вами поговорим о таких понятиях как «добро» и «зло».

Изучение нового материала

- Что такое добро и что такое зло? (ответы детей).

-У вас на партах лежат определения со словаря С.И. Ожегова. Давайте проверим правы ли мы были?

Работа с Толковым словарём. 

(Слайд 6, 7)

С.И.Ожегов: “Добро – всё положительное,

хорошее, то, что полезно людям и обществу,

способствует его сохранению; то, что

предотвращает вражду”. 

С.И.Ожегов: “Зло - нечто дурное, вредное, беда,

несчастье, неприятность, досада, злость. Оно

уродует личность и отношения между людьми,

побуждает совершать плохие поступки,

разжигает вражду”.

Работа с Толковым словарём. 

(Слайд 6, 7)

С.И.Ожегов: “Добро – всё положительное,

хорошее, то, что полезно людям и обществу,

способствует его сохранению; то, что

предотвращает вражду”. 

С.И.Ожегов: “Зло - нечто дурное, вредное, беда,

несчастье, неприятность, досада, злость. Оно

уродует личность и отношения между людьми,

побуждает совершать плохие поступки,

разжигает вражду”.

Работа с Толковым словарём.

С.И.Ожегов: “Добро – всё положительное,

хорошее, то, что полезно людям и обществу,

способствует его сохранению; то, что

предотвращает вражду”.

С.И.Ожегов: “Зло - нечто дурное, вредное, беда,

несчастье, неприятность, досада, злость. Оно

уродует личность и отношения между людьми,

побуждает совершать плохие поступки,

разжигает вражду”.

-Молодцы!

-Сейчас мы с вами прослушаем притчу.

Притча о добре и зле.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь...
Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Чему нас учит?  

-О чем притча?  (о борьбе добра и зла).

-Чему нас учит? (следить за тем, какого «волка ты кормишь», делать добрые поступки).

  - Каждый из нас каждую минуту делает выбор

между добром и злом, выбор между добрым и

злым поступком.

И вы должны понимать, что для того, чтобы жить в мирной стране, нужно каждому оберегать мир и нести добро!

Физминутка

-Нам пора отдохнуть. Сейчас я буду озвучивать поступки людей,  если вы услышите хроший поступок-хлопаете, если плохой- хлопать не нужно.

Поступки: нахамить, похвастаться, сказать тёплое слово близкому, поднять настроение, сделать подарок, разбить стекло.

Первичное

закрепление.

- Люди всегда стремились к добру.

 Это отразилось   в пословицах, которые передаются из уст в уста.

- Сейчас мы с вами поработаем в парах. Ваша задача найти продолжение пословиц  и объяснить их смысл.

Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним как нужно работать в парах ( не перебивать, работать сообща, прислушиваться к мнению напарника).

-Теперь мы можем приступить к работе.

В добром житье кудри вьются,

но не всех любит оно.

Все любят добро,

приобретаешь себе.

Даешь другому –

а в плохом – секутся.

Ответы детей:

Даешь другому – приобретаешь себе (Если ты помогаешь другим, эта помощь обязательно вернется к тебе самому.)

В добром житье кудри вьются, а в плохом – секутся. (Когда человек добрый и готов помогать другим, у него все ладится, а если он злой – он сам себе вредит.)

Все любят добро, но не всех любит оно.( Чтобы получать от других добро, его следует регулярно отдавать.)

Рефлексия-самооценка, подведение итогов

- Давайте с вами повторим: Что такое добро? Что такое зло?

-  Всегда ли вокруг нас добро?

-Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым?

Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. 

Красный цвет –если у вас не осталось вопросов после занятия . 

Зеленый цвет – если у вас остались вопросы после занятия.

Синий цвет – если вы хотите узнать ещё больше по теме занятия.

Домашнее задание

Творческое задание: изобразить с помощью рисунка добро и зло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество семьи и школы в рамках учебного предмета ОРКСЭ

Cлаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей, других взрослых в рамках изучения учебного предмета ОРКСЭ позволит, с одной стороны, существенно расширить содержан...

Учебный предмет: ОРКСЭ (основы православной культуры). Тема урока: Заповеди

Цели урока: познакомить учащихся с библейскими заповедями.·       способствовать развитию духовно-нравственной личности посредством знакомства с заповедями·...

Рабочая программа учебного предмета ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры»

Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Вовлечение родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеучебную деятельность класса в рамках учебного предмета ОРКСЭ

Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с род...

взаимодействие педагога и родителей в рамках учебного предмета орксэ

Предмет ОРКСЭ играет важную роль в расширении образовательного куругозора, в воспитании порядочного, честного, достойного гражданина....