Технологическая карта "Добро и зло"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

 Федотова Ольга Александровна

Технологическая карта урока

Тема «Добро и зло»

1

Предмет

Основы православной культуры и светской этики

1.

Класс

4

2.

Базовый учебник

Авторская программа Шевченко Л.Л. Православная культура. Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения - М.: Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества, М., 2012.- 186с.;

3.

Тема урока

Добро и зло.

44.

Тип урока 

Изучение нового материала

5.

Цели урока

   Формирование представлений о добре и зле, позитивного отношения к людям, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

76.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

 

 

 

 

 

 

 

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

 

 

 

1.Образовательные:

- Формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике; умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта; умение правильно оценивать себя и других;

2.Развивающие:

- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развивать познавательный интерес к предмету;

3.Воспитательные:

- Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру, чтобы поступки были сознательные, добровольные, бескорыстные.

 

- Развитие умения работать с информацией;

-Развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью

-Развитие умения использовать различные способы поиска информации;

-Формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии

- Формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной  форме;

-Формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

-Формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);

-Формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения;

7.

Формировние УУД

Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Познавательные: развитее умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы и выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные: развитее умения эффективно сотрудничать, грамотно излагать собственную точку зрения и обосновывать суждения, проявлять активность для решения познавательных задач, соблюдать правила общения.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Формирование и совершенствование понятий добра и зла, умения высказывать суждения о поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.

18.

Виды используемых ИКТ, Интернет-ресурсы (указать источники)

 •ПК учителя, мультимедийное оборудование, презентация, музыкальные файлы, фильм «Два волка» , https://yadi.sk/i/hIGPmlyM3USK69 «Твори добро», https://yadi.sk/i/YhAjtDW83USK9Q «Делай доброе дело»,  электронное приложение к учебнику  «Основы православной культуры» 

19.

Материалы и оборудование

Авторская программа Шевченко Л.Л. Православная культура. Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения - М.: Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества, М., 2012.- 186с.;

• Пословицы и поговорки.

• Задания на листах для групповой работы, карточки со словами.

•Словари

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(включая УУД)

Предметные

УУД

1.

 Организационный

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!».

«Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!».

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

Рада приветствовать вас на уроке. Давайте улыбнёмся друг другу, и начнём урок с хорошим настроением.

Приветствуют учителя.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся настраиваются на работу, показывают своё настроение с помощью улыбок.

 

 

 

 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

2.

Мотивация           к учебной деятельности

Организует подводящий диалог к определению темы и цели урока.

- Ребята, о каких понятиях мы говорим на уроке Основы светской этики?

- Соотнесите понятие с его определением (работа в парах)

Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле, - это … (этика)

Это понятие появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли» … (культура)

Особый вид духовной культуры, система норм и ценностей, регулирующих поведение людей … (мораль)

-Проверим. Слайд 1.

Слушают, включаются в учебную деятельность.

Отвечают на вопросы, соотносят понятие с определением, вспоминают имеющиеся знания, подводящие к определению темы и цели урока.

Приложение 1.

 

 

 

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Осознание того что предстоит освоить в ходе урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

- формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

-формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними.

3.

Постановка задачи на урок

 

Создаёт проблемную ситуацию, используя видеоклип «Твори добро»(https://yadi.sk/i/hIGPmlyM3USK69 Учитель, в позиции консультанта,  через подводящий диалог побуждает учащихся к принятию темы, цели, постановке учебной проблемы.

-Прослушайте песню в исполнении девочек.

Приложение 2.

-Что значит творить добро?

-Подберите антоним к слову «добро».

- Назовите тему урока.

-Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? Давайте определим цель урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего? Эпиграфом к нашему уроку будут слова: (на доске)  «Лишь добро одно бессмертно, зло по долгу не живет!» Руставели

Прослушивают песню «Твори добро»,  вступают в диалог, формулируют тему, цель, ставят проблему.

-О доброте.

- Зло.

О добре и зле.

-Узнаем, что такое добро и зло, почему нужно стремиться к добру и избегать зла. 

 

 

 

 

 

 

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

-определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 Коммуникативные: 

-участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Познавательные:

-построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование,

Личностные:

-развивать интерес к изучению предмета.

 

4.

Работа над темой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует беседу

- Добро и зло – это важные слова.

- А понятны ли вам слова добро и зло?

-Что такое добро?

-А что такое зло?

-Где мы можем узнать определение понятий добра и зла?

Организует работу в парах, предлагает найти определения «добра» и «зла» в толковом словаре Ожегова, предлагает найти информацию в учебнике.

- А какое определение о Добре и Зле можно найти в словарях? (работа со словарём)

Мы живем на планете Земля. Если существует на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.

- Прочитайте текст в учебнике – стр. 12 – 13,

- Какие вопросы возникли?

- Какие новые знания вы для себя открыли? 

Проводит викторину по сказкам. Предлагает учащимся угадать героя, дать ему характеристику.

-Угадай героев сказок и мультфильмов

Ответь на вопрос герой добрый или злой? Объясни, почему ты так решил?

Слайд 2

Берегись болезнь любая:

Грипп, ангина и бронхит.

Всех на бой вас вызывает

Славный доктор ....

Слайд 3

В ступе летаю, детей похищаю,

В избе на куриной ноге проживаю,

Красавица златокудрая,

А зовут меня...

Слайд 4

Эта героиня хотела стать

владычицей морскою,

и чтобы была у нее

рыбка золотая на посылках…

Слайд 5

Этот герой говорил:

«Счастье – это когда все дома!»

Слайд 6

Автор письма:

«А здоровье моѐ не очень. То лапы ломит, то хвост отваливается… А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыпется, хоть в дом не заходи. Зато новая растѐт чистая, шелковистая, так что лохматость у меня повысилась».

Слайд 7

В его любимой песенке поѐтся:

«Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот – трудно».

Высказывают своё мнение.

обсуждают высказывания друг друга.

-Это всё хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама.

-Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье

-(словарь, учебник стр.12-13 )

Работают в парах, открывают толковый словарь, находят и читают значение слов «добро» и «зло».

 ДОБРО-

ЗЛО -

  

Работают с учебником.

 Называют сказочного героя, вступают в диалог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Предметные:

-формирование умения работать в парах.

Личностные:

-анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

-сопоставлять положительные и отрицательные поступки героев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

- смысловое, рефлексивное чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста;

- на основе анализа объектов делать выводы;

-выявлять сущность, особенности объектов;

 - давать определение понятий,

- усвоение понятий «добро» и «зло»-

Регулятивные:

-выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-осуществлять самооценку при выполнении учебного задания;

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных ситуаций;

- адекватно взаимодействовать друг с другом при выполнении учебного задания в паре.

5.

Физкультминутка

Предлагает учащимся выполнить гимнастику.

 

 

Выполняют гимнастику.

 

 

Коррекция осанки, эмоциональная разгрузка

 

6.

Актуализация опорных знаний и умений.  Работа в парах.

 

Организует работу в группах по изучению темы добра и зла в произведениях разных народов, создаёт ИОС: задание на индивидуальных листах с подробной инструкцией, предлагает обсудить, сделать выводы.

 

-Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении огромного морального мира. Люди всегда стремились к добру и ненавидели зло. Эту мысль они отразили и в литературных произведениях.

- Как же рассматривается тема добра и зла в сказках разных народов?

- Прочитайте внимательно задания на листах, выполните, заполните свою строку в таблице на доске.

Приложение 3. Приложение 3.1

- Во все времена, люди на нашей земле, независимо от вероисповедания, боролись со злом, сеяли добро.

Во всех религиях, в каждом святом писании, говорится, что Бог создал землю, небо и всё, нас окружающее. Мы живем все вместе и все без исключения подчиняемся одним и тем же физическим законам. Для каждого из нас светят солнце и луна, дует ветер и идёт дождь . Основа основ нашей жизни на земле - научиться бескорыстно любить и принимать всех без исключения такими, какие есть.

 

Предлагает прослушать притчу «Два волка»,  организует диалог.

-Присутствие зла и добра в человеке зависит от его поступков. Герои совершают определенные поступки, по которым мы и судим о них, так же мы можем судить и о себе. Приложение 4.

-Послушайте притчу.

-Какой же волк победит?

- Как вы считаете, есть ли плохие люди?

- Какой выбор сделали бы вы?

- В чем смысл притчи?

- Что же такое темная сторона человека? Светлая?

 Я предлагаю вам построить надежный щит на пути зла. В помощь вам я даю слова – «кирпичики», из которых вы сложите стену – щит. Выбирайте кирпичики с умом – не каждый из них годится. («Кирпичики»: добро, любовь, терпение, зло, уважение, ласка, забота, гнев, сострадание, добродетель, улыбка, зависть, послушание, честность, гордыня, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.) Приложение 5

- Посмотрите, ребята, какие слова остались? Почему они не пригодились?

Предлагает дифференцированное задание.

Работают в группах: читают задание, обсуждают, записывают, сигнализируют о завершении работы, отчитываются о результатах исследования произведения, обсуждают в процессе фронтальной работы, делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают притчу, вступают в диалог.

 

 

 

-Человек сам выбирает, каким быть – злым или добрым. за многое, что происходит в жизни, ответственен сам человек. Поэтому необходимо обдумывать все свои поступки. И желать другому только того, чего желаешь самому себе

 

 

 

 

 

 

 

  

- Остались кирпичики со злыми качествами.

Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Способность к решению познавательных задач

Коммуникативные:

-учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеcтву в рамках учебного диалога ;

-адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания;

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Регулятивные:

-выполнять учебное действие по плану;

-выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

-осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия текста;

-обобщать и классифицировать по признакам;

-установление причинно-следственных связей;

-умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Личностные:

- определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;

- анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

-сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей

7.

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель, организуя диалог с учащимися, обращает внимание на эпиграф, подводит итог урока. Для оценки эмоционального состояния в конце урока использует метод рефлексивной технологии  «солнышко, тучка».

Настал момент подведения итогов нашей работы.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

- Какие задачи на уроке ставили?

- На какие вопросы вы получили ответы?

-Что вы узнали о Добре и зле?

-Остались ли ещё моменты, интересующие вас по теме урока?

- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

-Все вместе споём пеню «Делай доброе дело» (https://yadi.sk/i/YhAjtDW83USK9Q, видеоклип)

Слайд 11 или Приложение 8

- Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

 -Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

Снова просматривают вопросы, поставленные в начале урока и стараются, аргументировать, что ответы на них получили в процессе познания материала урока;

задают интересующие вопросы

Взаимодействуют с учителем во время опроса, систематизируют знания по теме, исполняют песню, рефлексируют, показывают своё настроение с помощью сигнальной карточки «солнышко, тучка».

 

 

 

 

 

 

 

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; осуществлять итоговый контроль

Личностные:

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

 проявлять активность в деятельности.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные:

-умение структурировать знания.

Регулятивные:

Выявление и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

18

Домашнее задание

Выберите домашнее задание. Слайд 8.

1. Нарисуйте символы добра и зла.

2.Сочините сказку о Добре и Зле.

2.Написать сочинение на тему «Добрые поступки, которые я могу совершать ежедневно».

3. Запишите ваши ассоциации-слова на каждую букву этих слов.

Д – ,  О – , Б --, Р –, О –,      З –, Л –, О –

 

Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей

 

Регулятивные УУД:

-оценка, самооценка

собственной деятельности на уроке

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_dobro_i_zlo.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                             Технологическая карта урока

Тема «Добро и зло»

1

Предмет

Основы православной культуры и светской этики

1.

Класс

4

2.

Базовый учебник

Авторская программа Шевченко Л.Л. Православная культура. Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения - М.: Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества, М., 2012.- 186с.;

3.

Тема урока

Добро и зло. 

44.

Тип урока 

Изучение нового материала

5.

Цели урока

   Формирование представлений о добре и зле, позитивного отношения к людям, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

76.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

1.Образовательные:

- Формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике; умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта; умение правильно оценивать себя и других;

2.Развивающие:

- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развивать познавательный интерес к предмету;

3.Воспитательные:

- Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру, чтобы поступки были сознательные, добровольные, бескорыстные.

- Развитие умения работать с информацией;

-Развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью

-Развитие умения использовать различные способы поиска информации;

-Формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии

- Формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной  форме;

-Формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

-Формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);

-Формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения;

7.

Формировние УУД

Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Познавательные: развитее умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы и выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные: развитее умения эффективно сотрудничать, грамотно излагать собственную точку зрения и обосновывать суждения, проявлять активность для решения познавательных задач, соблюдать правила общения.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Формирование и совершенствование понятий добра и зла, умения высказывать суждения о поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.

18.

Виды используемых ИКТ, Интернет-ресурсы (указать источники)

 •ПК учителя, мультимедийное оборудование, презентация, музыкальные файлы, фильм «Два волка» , https://yadi.sk/i/hIGPmlyM3USK69 «Твори добро», https://yadi.sk/i/YhAjtDW83USK9Q «Делай доброе дело»,  электронное приложение к учебнику  «Основы православной культуры»  

19.

Материалы и оборудование

Авторская программа Шевченко Л.Л. Православная культура. Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения - М.: Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества, М., 2012.- 186с.;

• Пословицы и поговорки.

• Задания на листах для групповой работы, карточки со словами.

•Словари

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(включая УУД)

Предметные

УУД

1.

 Организационный

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!».

«Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!».

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

Рада приветствовать вас на уроке. Давайте улыбнёмся друг другу, и начнём урок с хорошим настроением.

Приветствуют учителя.

Учащиеся настраиваются на работу, показывают своё настроение с помощью улыбок.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

2.

Мотивация           к учебной деятельности

Организует подводящий диалог к определению темы и цели урока.

- Ребята, о каких понятиях мы говорим на уроке Основы светской этики?

- Соотнесите понятие с его определением (работа в парах)

Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле, - это … (этика)

Это понятие появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли» … (культура)

Особый вид духовной культуры, система норм и ценностей, регулирующих поведение людей … (мораль)

-Проверим. Слайд 1.

Слушают, включаются в учебную деятельность.

Отвечают на вопросы, соотносят понятие с определением, вспоминают имеющиеся знания, подводящие к определению темы и цели урока.

Приложение 1.

 

 

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Осознание того что предстоит освоить в ходе урока.

Коммуникативные:

- формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

-формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними.

3.

Постановка задачи на урок

Создаёт проблемную ситуацию, используя видеоклип «Твори добро»(https://yadi.sk/i/hIGPmlyM3USK69 Учитель, в позиции консультанта,  через подводящий диалог побуждает учащихся к принятию темы, цели, постановке учебной проблемы.

-Прослушайте песню в исполнении девочек.

Приложение 2.

-Что значит творить добро?

-Подберите антоним к слову «добро».

- Назовите тему урока.

-Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? Давайте определим цель урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего? Эпиграфом к нашему уроку будут слова: (на доске)  «Лишь добро одно бессмертно, зло по долгу не живет!» Руставели

Прослушивают песню «Твори добро»,  вступают в диалог, формулируют тему, цель, ставят проблему.

-О доброте.

- Зло.

О добре и зле.

-Узнаем, что такое добро и зло, почему нужно стремиться к добру и избегать зла. 

 

 

 

 

 

 

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Регулятивные:

-определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 Коммуникативные: 

-участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Познавательные:

-построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование,

Личностные:

-развивать интерес к изучению предмета.

4.

Работа над темой

Организует беседу

- Добро и зло – это важные слова.

- А понятны ли вам слова добро и зло?

-Что такое добро?

-А что такое зло?

-Где мы можем узнать определение понятий добра и зла?

Организует работу в парах, предлагает найти определения «добра» и «зла» в толковом словаре Ожегова, предлагает найти информацию в учебнике.

- А какое определение о Добре и Зле можно найти в словарях? (работа со словарём)

Мы живем на планете Земля. Если существует на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.

- Прочитайте текст в учебнике – стр. 12 – 13,

- Какие вопросы возникли?

- Какие новые знания вы для себя открыли? 

Проводит викторину по сказкам. Предлагает учащимся угадать героя, дать ему характеристику.

-Угадай героев сказок и мультфильмов

Ответь на вопрос герой добрый или злой? Объясни, почему ты так решил?

Слайд 2

Берегись болезнь любая:

Грипп, ангина и бронхит.

Всех на бой вас вызывает

Славный доктор ....

Слайд 3

В ступе летаю, детей похищаю,

В избе на куриной ноге проживаю,

Красавица златокудрая,

А зовут меня...

Слайд 4

Эта героиня хотела стать

владычицей морскою,

и чтобы была у нее

рыбка золотая на посылках…

Слайд 5

Этот герой говорил:

«Счастье – это когда все дома!»

Слайд 6

Автор письма:

«А здоровье моѐ не очень. То лапы ломит, то хвост отваливается… А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыпется, хоть в дом не заходи. Зато новая растѐт чистая, шелковистая, так что лохматость у меня повысилась».

Слайд 7

В его любимой песенке поѐтся:

«Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот – трудно».

Высказывают своё мнение.

обсуждают высказывания друг друга.

-Это всё хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама.

-Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье

-(словарь, учебник стр.12-13 )

Работают в парах, открывают толковый словарь, находят и читают значение слов «добро» и «зло».

 ДОБРО-

ЗЛО -

  

Работают с учебником.

 Называют сказочного героя, вступают в диалог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Предметные:

-формирование умения работать в парах.

Личностные:

-анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

-сопоставлять положительные и отрицательные поступки героев.

Познавательные:

- смысловое, рефлексивное чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста;

- на основе анализа объектов делать выводы;

-выявлять сущность, особенности объектов;

 - давать определение понятий,

- усвоение понятий «добро» и «зло»-

Регулятивные:

-выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-осуществлять самооценку при выполнении учебного задания;

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных ситуаций;

- адекватно взаимодействовать друг с другом при выполнении учебного задания в паре.

5.

Физкультминутка

Предлагает учащимся выполнить гимнастику.

Выполняют гимнастику.

Коррекция осанки, эмоциональная разгрузка

6.

Актуализация опорных знаний и умений.  Работа в парах.

Организует работу в группах по изучению темы добра и зла в произведениях разных народов, создаёт ИОС: задание на индивидуальных листах с подробной инструкцией, предлагает обсудить, сделать выводы.

 

-Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении огромного морального мира. Люди всегда стремились к добру и ненавидели зло. Эту мысль они отразили и в литературных произведениях.

- Как же рассматривается тема добра и зла в сказках разных народов?

- Прочитайте внимательно задания на листах, выполните, заполните свою строку в таблице на доске.

Приложение 3. Приложение 3.1

- Во все времена, люди на нашей земле, независимо от вероисповедания, боролись со злом, сеяли добро.

Во всех религиях, в каждом святом писании, говорится, что Бог создал землю, небо и всё, нас окружающее. Мы живем все вместе и все без исключения подчиняемся одним и тем же физическим законам. Для каждого из нас светят солнце и луна, дует ветер и идёт дождь . Основа основ нашей жизни на земле - научиться бескорыстно любить и принимать всех без исключения такими, какие есть.

 

Предлагает прослушать притчу «Два волка»,  организует диалог.

-Присутствие зла и добра в человеке зависит от его поступков. Герои совершают определенные поступки, по которым мы и судим о них, так же мы можем судить и о себе. Приложение 4.

-Послушайте притчу.

-Какой же волк победит?

- Как вы считаете, есть ли плохие люди?

- Какой выбор сделали бы вы?

- В чем смысл притчи?

- Что же такое темная сторона человека? Светлая?

 Я предлагаю вам построить надежный щит на пути зла. В помощь вам я даю слова – «кирпичики», из которых вы сложите стену – щит. Выбирайте кирпичики с умом – не каждый из них годится. («Кирпичики»: добро, любовь, терпение, зло, уважение, ласка, забота, гнев, сострадание, добродетель, улыбка, зависть, послушание, честность, гордыня, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.) Приложение 5

- Посмотрите, ребята, какие слова остались? Почему они не пригодились?

Предлагает дифференцированное задание.

Работают в группах: читают задание, обсуждают, записывают, сигнализируют о завершении работы, отчитываются о результатах исследования произведения, обсуждают в процессе фронтальной работы, делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают притчу, вступают в диалог.

 

 

 

-Человек сам выбирает, каким быть – злым или добрым. за многое, что происходит в жизни, ответственен сам человек. Поэтому необходимо обдумывать все свои поступки. И желать другому только того, чего желаешь самому себе

 

 

 

 

 

 

 

  

- Остались кирпичики со злыми качествами.

Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Способность к решению познавательных задач

Коммуникативные:

-учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеcтву в рамках учебного диалога ;

-адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания;

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Регулятивные:

-выполнять учебное действие по плану;

-выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

-осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия текста;

-обобщать и классифицировать по признакам;

-установление причинно-следственных связей;

-умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Личностные:

- определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;

- анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

-сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей

7.

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель, организуя диалог с учащимися, обращает внимание на эпиграф, подводит итог урока. Для оценки эмоционального состояния в конце урока использует метод рефлексивной технологии  «солнышко, тучка».

Настал момент подведения итогов нашей работы.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

- Какие задачи на уроке ставили?

- На какие вопросы вы получили ответы?

-Что вы узнали о Добре и зле?

-Остались ли ещё моменты, интересующие вас по теме урока?

- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

-Все вместе споём пеню «Делай доброе дело» (https://yadi.sk/i/YhAjtDW83USK9Q, видеоклип)

Слайд 11 или Приложение 8

- Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

 -Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

Снова просматривают вопросы, поставленные в начале урока и стараются, аргументировать, что ответы на них получили в процессе познания материала урока;

задают интересующие вопросы

Взаимодействуют с учителем во время опроса, систематизируют знания по теме, исполняют песню, рефлексируют, показывают своё настроение с помощью сигнальной карточки «солнышко, тучка».

 

 

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями

Регулятивные:

оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; осуществлять итоговый контроль

Личностные:

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

 проявлять активность в деятельности.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные:

-умение структурировать знания.

Регулятивные:

Выявление и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

18

Домашнее задание

Выберите домашнее задание. Слайд 8.

1. Нарисуйте символы добра и зла.

2.Сочините сказку о Добре и Зле.

2.Написать сочинение на тему «Добрые поступки, которые я могу совершать ежедневно».

3. Запишите ваши ассоциации-слова на каждую букву этих слов.

Д – ,  О – , Б --, Р –, О –,      З –, Л –, О –

Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей

Регулятивные УУД:

-оценка, самооценка

собственной деятельности на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федотова В.А. Технологические карты для 1 класса

Данный материал может быть использован при диагностике ЗУН первоклассников. В таблицах в графах ежемесячно отмечается уровень развития формируемых умений и навыков (В – высокий, С – средний, Н – низ...

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...