Технологическая карта урока
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Новикова О. Н.
Предмет: ОРКСЭ
Класс: 4
Тема: | Заповеди |
Цель: | Осмысление моральных и этических норм, записанных в заповедях и предъявляемых к человеку в православной культуре. |
Задачи: | Образовательные: Познакомить учащихся с понятием «заповеди», с происхождением и содержанием десяти заповедей; предоставить возможность определить своё ценностное отношение к миру, к окружающим людям, самому себе. Развивающие: Способствовать развитию речи у учащихся, живого образного мышления, самостоятельности суждений; развивать умение работать в группах, коммуникативную компетенцию учащихся. Воспитательные: Содействовать развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля. На примере заповедей показать правильное отношение к человеку. |
УУД | Личностные УУД: Способствовать становлению общечеловеческих ценностных ориентаций. Формировать уважительное отношение к религии. Развивать этические чувства доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей Регулятивные УУД: Умение вести информационный поиск для выполнения учебных заданий. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления. Формирование умений планировать, корректировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Определение наиболее эффективных способов достижения результата Коммуникативные УУД: Овладение навыками смыслового чтения текстов, построения речевых высказываний в соответствии с целями коммуникации. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь собственную. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Познавательные УУД: Умение вести информационный поиск для выполнения учебных заданий, выделять главное в тексте, отделять от второстепенного. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения простых рассуждений. |
Планируемые результаты: | Предметные: Знакомить с основными нормами религиозной морали. Знать понятие «заповеди», «пророк». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея. Уметь находить самостоятельно информацию, перерабатывать ее, делать выводы. Личностные: обогащать словарный запас, развивать речь, мышление, творческое воображение. Метапредметные: сформировать у учащихся представления о законах и ценностях христианской морали, в том числе готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. |
Тип урока: | изучение нового материала. |
Основные понятия: | Заповеди, Пророк Моисей, скрижали, десять заповедей. |
Формы обучения: | фронтальная, индивидуальная, в парах, группах, самостоятельная. |
Межпредметные связи: | Русский язык (словари), окружающий мир, литературное чтение. |
Методы: | Словесный, наглядный, практический, проблемный, частично - поисковый. |
Ресурсы: | А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». 4 классы: учебное пособие для общеобраз. учреждений /А.В. Кураев.- М: Просвещение, 2018 С. И. Ожегов. Толковый словарь Карточки с таблицами для работы в группах «Копилка заповедей»; карточки для работы в паре «Пословицы»; индивидуальное задание на листах для самопроверки; мультимедийный проектор, ноутбук, звуковые колонки. |
Дидакти ческая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Мотива ция 2мин. | -Сегодняшний урок мы начнем замечательными стихами Монаха Варнавы. ( слайд 1) Благослови, Господь, меня. Благослови еще меня. На перекрестках всех путей, -Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему? - Кто благословляет нас на все дела? -Мы продолжаем с вами путешествие в мир православной культуры. -Как вы уже поняли, путешествовать будем в группах. В трудные моменты каждый из вас сможет опереться на плечо друга, посоветоваться с ним. Распределите обязанности капитана, чтеца. -Я желаю вам узнать много нового и интересного. | Слушают стихотворение Отвечают на вопросы | Личностные: - развивать доброжелательность. Коммуникативные: -формировать умение отвечать на поставленный вопрос. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний. 2мин. | -В любое путешествие берут с собой багаж. Что такое багаж? /нужные в дороге вещи/. -Наше путешествие необычное. Что самое необходимое и нужное мы возьмём? / учебник, тетрадь, …./ - А что самое главное в учебном путешествии? /знания/ В нашем мире испокон веков противостоят друг другу добро и зло. Я предлагаю вам продолжить фразу: -Человек поступает плохо, если… - Человек поступает хорошо, если… - обманывает - ворует - не уважает старших уверен, что убивать нельзя - завидует другим - не врет - не берет чужое - уважает старших - убивает - не завидует Выбираем карточку и крепим на доску. Чтобы наша жизнь была безопасной и счастливой каждый человек должен соблюдать определённые правила. Нарушая эти правила, страдает сам человек. | Отвечают на вопросы | Коммуникативные: -умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: -развивать любознательность и познавательную инициативу. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Целеполагание. Постановка учебной задачи 3мин. | - Мы граждане России и живём мы с вами по определённым правилам, по законам РФ. -Для учащихся школ тоже существуют правила. -Какие это правила? /ответы детей/ - А что же существует, чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различить добро и зло в своих поступках и намерениях? Вы узнаете, разгадав слово. Завеподи /заповеди/ - Как думаете, о чём мы будем говорить на занятии православной культуры: /об заповедях/ - Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? /Заповеди/ (слайд 2) -Какова цель нашего урока? / узнать что такое заповеди, какие заповеди даны людям./ (слайд3) -Давайте составим план работы, чтобы достичь цель. 1.Что такое заповеди? 2.Сколько их? 3.Кто их дал людям? 4. Где это произошло и как? 5.Для чего Бог дал людям заповеди? | Отвечают на вопросы Выполняют задание. Определяют тему урока, цель. Составляют план урока. | Регулятивные: -в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока. -понимать цель выполняемых действий Коммуникативные: -развивать умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем; - формировать умение аргументировать свои высказывания. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4«Открытие нового знания» 20мин. 5.Физкультминутка. 3мин. | - Прочтите тему. / «Заповеди» / - Кто из вас попытается объяснить, что такое « заповеди» /ответы …… ./ - Где мы можем найти точное толкование? / в словарях/ Работа со словарём. 1.Словарь русского языка С.И.Ожегова. «1. Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого- нибудь, чего- нибудь. 2. Изречение, содержащее религиозно-нравственное предписание». Слайд 44
А кто из вас знает, как люди получили от Бога заповеди? История возникновения Заповедей. 1 История Моисея из Библии: (слайд 5) Библия — это Священное Писание Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. (слайд 6) Но это не было обычным землетрясением. (слайд 7) Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтоб там встретить Бога получить от Него заповеди. (слайд8) 40 дней Моисей провел на объятой огнем вершине. Этот огонь не обжигал его, потому что он был знаком присутствия Бога. Бог сам начертал заповеди на двух каменных плитах (скрижалях). (слайд 9) Скрижали были положены в ящик, обитый золотом, который назывался Ковчегом. Моисей поставил ковчег в особой палатке (скиния), где для него было отведено специальное место, которое называлось Святое Святых. Моисей вынес скрижали из огня к народу. (слайд10) Люди же были поражены еще и тем, что вернувшись к ним, сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его, хотя сам он этой перемены в себе не замечал. Бог дал Моисею 10 заповедей. (слайд 11) -Откройте книги с. 58. Прочитайте 1 обзац. Используя прочитанные сведения, вы должны разгадать кроссворд. - Ответьте на вопросы: По вертикали: 1.Сколько всего заповедей дал Бог человеку? 2.Имя пророка, получившего заповеди 3.Правила, данные Богом, помогающие различать добро и зло 4.Гора, на которой Моисею были даны заповеди По горизонтали: 5.Каменные доски, на которых были записаны заповеди 6.Книга, в которой записаны заповеди.
Молодцы! - Как вы думаете, для чего нам нужно изучить заповеди? /Это поможет нам правильно вести себя в разных ситуациях/. Посмотрите у вас на партах лежат листочки с этими заповедями. Прочитайте все заповеди. 1 заповедь: Бог един и нет других богов. 2 заповедь: Не делай себе кумира, не люби ничего более Бога. 3 заповедь: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. 4 заповедь: Шесть дней работай, а седьмой – Господу Богу твоему. 5 заповедь: Почитай отца твоего и мать твою 6 заповедь: Не убивай. 7 заповедь: Не прелюбодействуй 8 заповедь: Не воруй. 9 заповедь: Не лги. 10 заповедь: Не завидуй. (слайд 11) -Какие же законы дал людям Бог через своего пророка Моисея? /читают вслух. Давайте рассмотрим каждую из них. Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека с Богом. / (слайд 12, 13) Остальные касаются отношений людей между собой. Вот об этих пяти заповедях мы и поговорим с вами подробней. Прочитайте пятую Заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою». /слайд 14/ -Как вы понимаете эту заповедь? /ответы/ -Что значит почитать? /ответы/ Почитать – значит любить, жалеть родителей, помогать им, слушаться. Песня. Отрывок. -О чём эта песня? Родители дали тебе жизнь. Неужели за этот величайший дар они не достойны хотя бы твоего уважения («почитания»)? Родители помогают тебе, пока ты растешь и нуждаешься в их помощи и заботе, а потом дети помогают престарелым и уже немощным родителям на закате их жизни. Почитание - это не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей взрослыми детьми, в том числе душевным вниманием и участием. -Послушайте притчу, а затем ответьте на вопрос. -Почему дочь так поступила? -Хочу познакомить вас с седьмой Заповедью: «Не прелюбодействуй». /слайд 15/ Это значит – не совершай действий против любви. Когда любишь по – настоящему, тогда другой человек для тебя важнее, чем ты сам. Нужно быть верным в семье, не обманывать друг друга. - Далее я предлагаю вам поработать в группах. - Каждая группа прочитает одну из заповедей и заполнит таблицу. Учебник с.59-60.
-Проверка. | Читают тему урока. Объясняют. Работают со словарями. Читают определение слова икона. Отвечают на вопросы. Заполняют таблицу. Отвечают на вопросы. Работают с учебником. Играют в игру. Отвечают на вопросы. Заполняют таблицу. Читают отрывки стихов. Отвечают на вопросы. | Познавательные: - учиться извлекать существенную информацию из различных источников; -находить в тексте конкретные факты, сведения; -овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений. Коммуникативные: --уметь слушать собеседника, выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. Регулятивные: -контролировать и оценивать учебные действия; усваивать правила работы с учебником, с карточками, в группах. Личностные: - формировать интерес к иконе, мотивацию к изучению православной культуры; -уважения к культурно – историческому наследию и традициям своего народа; -стремятся к успешной деятельности. Регулятивные: – принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: – проявлять готовность слушать. Личностные: – формировать навыки здорового образа жизни. Предметные: - приобщать к духовно-нравственным ценностям народа; -усваивать нравственные нормы и правила поведения; - учиться выделять существенную информацию из различных источников; -анализировать текст, осознанно извлекать необходимую информацию; -воспринимать и осмысливать ключевые понятия урока; -моделировать на основе приведенного текста самостоятельные высказывания. Регулятивные: - формировать умение адекватно оценивать свою деятельность. Коммуникативные: - формировать умение четко выражать свои мысли.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Закрепление и отработка пройденного материала. 5мин. | - Выполнение какой заповеди требует не только уважения, покорности и послушания, но также любви, нежности, заботы о родителях? (заповедь 5 «Почитай отца твоего и мать твою») - Как ты думаешь, какая заповедь предостерегает человека от самого тяжкого преступления? (заповедь 6 «Не убивай») - Какая заповедь говорит нам, что мы не имеем права присваивать себе что-либо, не принадлежащее нам? (заповедь 8 «Не кради») - Верность какой заповеди - залог сохранения семьи? (заповедь 7 «Не прелюбодействуй») - Смысл какой заповеди выражает пословица «Сколь веревочке не виться, а кончик найдется»? (заповедь 9 «Не лги») - Какая заповедь учит быть счастливым, советует уметь радоваться чужой радостью? (заповедь 10 «Не завидуй») - Чем лучше мы будем соблюдать законы человеческой жизни, тем больше будет добра и любви на земле. Если вы будете правильно себя вести, может быть, глядя на вас, будут также вести себя ваши друзья, знакомые, братья, сёстры и даже взрослые, а потом и ваши дети. Чем больше будет хороших людей, тем прекраснее будет мир - Все эти заповеди можно свести к одной: «Люди, любите друг друга!». Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души. -Соотнеси пословицу и заповедь. | Выполняют тест. Проверяют по эталону. | Познавательные: -понимать значение знаний для человека и принимать его; структурировать знания. Регулятивные: -прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла; -оценивать результаты работы. Личностные: – проявлять интерес к предмету. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Рефлексия. 2мин. | - Понравилось ли вам путешествие в Мир православной культуры? -Какую цель ставили в начале урока? -Достигли эту цель? - Что вам помогло достичь цель урока? Дети, какой нравственный закон мы изучили на сегодняшнем уроке? Чему учат нас эти заповеди? Для чего Бог дал людям заповеди? (Заповеди учат отличать добро от зла, их выполнение даёт душевный покой). Учитель. В жизни добро и зло тоже ходят рядом. Я вам расскажу притчу, а вы внимательно послушайте. Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину: «В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, ложь, равнодушие. Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность». Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?». Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь» Учитель. Проверим, как вы поняли смысл притчи? Что означают слова старого индейца: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь?». - От кого зависит, добро или зло будет жить на Земле ? Ответы детей. Учитель. Вы сказали верно. Всё зависит только от нас, все в наших руках. Если мы будем совершать добрые поступки, то победит волк, который представляет добро, а если мы будем жестокими, равнодушными, совершать плохие поступки, то победит волк, который представляет зло. Не пускайте зло в ваши сердца, души. Итак, ребята, если вы считаете, что Божьи заповеди выполнять нужно, возьмите и прикрепите яблоко на дерево добра, а если вы считаете, что можно прожить и без заповедей, возьмите и прикрепите яблоко отдельно. | Самооценка своей деятельности | Коммуникативные: -выполнять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: анализировать свою деятельность на уроке, оценивать ее. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Домашнее задание. 1мин. | -Дома расскажите родителям про заповеди о которых узнали на уроке | Познавательные: -принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

1. Мир природы и человека, 3 кл. Технологическая карта урока по теме "Животные летом". 2. Чтение, 2 кл. Технологичекая карта урока по теме "Осьминожек. По Г. Снегиреву"
Образец не самых сложных технологических карт....
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...

