технологическая карта учебного занятия "Вред для души. Совесть"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Вред для души. Совесть.
Цель и задачи урока:
Формирование представления о феномене совести.
Предметные результаты: сформировать представления о действиях, вредных для души человека, сформулировать определения понятия совести в рамках христианской традиции.
Познавательные УУД: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение поступка с моральной нормой.
Метапредметные результаты: развитие рефлексии « чистая совесть», умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Тип урока: урок освоения новых учебных знаний и учебных действий.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Фоном звучит песня «Нейлоновое сердце» из к/ф «Мужской разговор»
| ||
Подготовка к активной деятельности, мотивационная установка. | Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо- хочу-могу») Упражнение «Дерево достижений» - Обратите внимание на наше одинокое дерево. Я попрошу вас взять один листик (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. 1. Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем уроке. 2. Те, кто выбрал розовый, желают общаться. 3. Желтый - проявят активность. 4. Голубой – будут настойчивы. - Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий. | |
ІІ. Актуализация знаний. | ||
Обсудим | Представьте, что кто-то разбил ценную вазу, а подумали на другого. Разбивший вазу не признался, и наказали невиновного человека. Что будет в душе у человека после такого поступка? | Думают и предлагают свои ответы |
ІІІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы | ||
Презентация (кроссворд) Незаконченное предложение (на слайде) | Узнать тему урока нам поможет кроссворд. Нужно к указанным словам подобрать антонимы. 1. Гордость - …….? (Стыд) 2. Здоровье - ……..? (Болезнь) 3. Ложь - …….?(Правда) 4. Трусость - …….? (Смелость) 5.Тьма - ……? (Свет) 6. Грязь - ……..? (Чистота) 7. Смерть - ………? (Жизнь) - Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (СОВЕСТЬ) - Кто уже догадался, какова тема урока? Тема нашего урока – Вред для души. Совесть. - А теперь давайте вместе подумаем, с какой целью мы будем говорить о совести. Молодцы. Сейчас обратимся к учебнику, и закончим предложения о том, что на сегодняшнем уроке нам предстоит узнать и определить. | Разгадывают кроссворд, находят ключевое слово (совесть) Отвечают на вопрос Формулируют задачи Работают с учебником (стр. 34) |
ІV. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний. | ||
Ребята работают в паре. 2 человека работают со словарями и зачитывают определения V. Первичное усвоение новых знаний VІ. Закрепление и проверка понимания Индивидуальная работа (девочки – четные номера, мальчики – нечетные) . Проверка VІІ. Рефлексия. Работа в группах VІІІ. Итог занятия. ІХ. Домашнее задание. | 1.Работа с определениями. Что такое совесть? Попробуем смоделировать определение. А) Моделирование понятия “совесть”. Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, найдите свой ответ и поместите на магнитную доску. Возникает следующая запись: Совесть-это Б) Работа со словарями. 1.Обратимся к толковым словарям В.Н. Даля. И Ожегова «Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру». Совесть - это один из способов, которым душа учит человека поступать правильно; это идущее из сердца сильное воздействие души на человека (крик души). Совесть - мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм. – Как вы видите, это определение соотносимо с теми, которые предлагают нам Паскаль, Кант, Суворов, Лихачев, Бальзак. Цицерон и др.
Совестливый – поступающий по совести; Добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный. ФИЗМИНУТКА Встаньте, пожалуйста удобно. Руки и ноги не скрещивайте. Закройте глаза. Расслабьтесь. Давайте мысленным взором заглянем в свое сердце. Представьте, что внутри вас раскинулся великолепный райский сад – сад вашей души. Светит солнце любви и тепла. Переливается радуга доброты. Может быть, вы увидите там дерево, покрытое зеленой кроной. Это дерево доверия, уважения, радости, честности. Полюбуйтесь цветами любви и добра, пройдитесь по саду своей души, насладитесь красотой. А теперь медленно вернитесь в класс и откройте глаза. 1. Работа с учебником с. 35-36 (отрывок из сказки В. Гауфа «Холодное сердце») -Скажите, какое сердце-живое или каменное хотели бы иметь вы? Работа с учебником (стр. 36) Прочитайте и сделайте вывод по прочитанному Важно знать! Человек сам выбирает: жить ли с каменным сердцем или быть способным любить, переживать чужую боль и быть настоящим другом. Творческое применение знаний. 1. Портрет совестливого человека Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.
Вопросы без ответа вслух. - Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.
- У меня есть для вас пожелание. Оно напечатано на карточках. Соберите слова по смыслу и прочитаете его. Жить в ладу со своей совестью. - Закончить эту часть урока хочется словами из стихотворения Можно - жить по совести, А можно - навсегда дать совести уснуть. А если человек не успел прислушаться к совести до времени принятия ошибочного решения. Совесть болит и не дает покоя. Но ведь жить с болью трудно. Когда нас, например, болит горло, что мы предпринимаем? Какое же лекарство принять, если болит душа? Вот о раскаянии и спасении мы и поговорим на следующем уроке.
| Работают с афоризмами
Работа со словарями Записывают определение в тетрадь Работа в печатной тетради Подбирают слова, объясняют их значение Читает учитель Отвечают на вопрос Читают и формулируют вывод Вставляют слова, подходящие по смыслу Зачитывают ответы Мысленно отвечают на вопросы. Хором зачитывают Отвечают на вопросы Лечим Покаяться. Попросить прощения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта 4 класс урок 23 "Совесть"
Технологическая карта 4 класс урок 23 "Совесть"...
Технологическая карта учебного занятия по математике
Технологическая карта учебного занятия по математике в 4 классе. Тема: Сложение и вычитание многозначных чисел.Цель:Формирование навыка письменного сложения и вычитания многозначных чисел ...

Технологическая карта учебного занятия по технологии в 1 кл.
Технологическая карта учебного занятия по технологии в 1кл «Зайчик». Аппликация из листьев...

Технологическая карта + презентация "Наш внутренний голос - совесть"
Технологическая карта урока + презентация "Наш внутренний голос - совесть" для 1 класса...

технологическая карта урока по ОРКСЭ тема "Совесть"
сформировать представление обучающихся об ответственности за свои поступки, нравственный выбор, помочь в осмыслениии нравственного понятия «совесть»....

Технологическая карта урока ОРКСЭ. Тема урока: «Совесть и раскаяние» , УМК «Перспектива» (4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Формирование представление о совести и роли покаяния в духовной жизни человека.Задачи урокаДидактические:Научить различать добро и зло ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме: "Совесть" (УМК: "Школа России" 4 класс)
Цель:формирование представления у обучающихся понятия совести как важнейшего морально-этического внутреннего регулятора человеческого поведения.Планируемые результаты:Предметные:1. Осмысление обучающи...
