технологическая карта учебного занятия "Вред для души. Совесть"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Булатова Светлана Владимировна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Вред для души. Совесть.

Цель и задачи урока:

Формирование представления о феномене совести.

Предметные результаты: сформировать представления о действиях, вредных для души человека, сформулировать определения понятия совести в рамках христианской традиции.

Познавательные УУД: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами  родного языка.

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление  в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение  поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты: развитие рефлексии « чистая совесть», умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Тип урока: урок освоения новых учебных знаний и учебных действий.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Фоном звучит песня «Нейлоновое сердце» из к/ф «Мужской разговор»

  1. Орг. момент

Подготовка к активной деятельности, мотивационная установка.

Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо- хочу-могу»)

Упражнение «Дерево достижений»

- Обратите внимание на наше одинокое дерево. Я попрошу вас взять один листик (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

1. Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем уроке.

2. Те, кто выбрал розовый, желают общаться.

3. Желтый - проявят активность.

4. Голубой – будут настойчивы.

- Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

ІІ. Актуализация знаний.

Обсудим

 Представьте, что кто-то разбил ценную вазу, а подумали на другого. Разбивший вазу не признался, и наказали невиновного человека. Что будет в душе у человека после такого поступка?

Думают и предлагают свои ответы

ІІІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы

Презентация

(кроссворд)

Незаконченное предложение  (на слайде)

Узнать тему урока нам поможет кроссворд. Нужно к указанным словам подобрать антонимы.

1. Гордость - …….? (Стыд)

2. Здоровье - ……..? (Болезнь)

3. Ложь - …….?(Правда)

4. Трусость - …….? (Смелость)

5.Тьма - ……? (Свет)

6. Грязь - ……..? (Чистота)

7. Смерть - ………? (Жизнь)

- Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (СОВЕСТЬ)

- Кто уже догадался, какова тема урока?

Тема нашего урока – Вред для души. Совесть.

- А теперь давайте вместе подумаем, с какой целью мы будем говорить о совести.

Молодцы. Сейчас обратимся к учебнику,  и закончим предложения о том, что на сегодняшнем уроке нам предстоит узнать и определить.

Разгадывают кроссворд, находят ключевое слово (совесть)

Отвечают на вопрос

                                                                      Формулируют задачи

Работают с учебником (стр. 34)

ІV. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.

Ребята работают в паре.

2 человека работают со словарями и зачитывают определения

V. Первичное усвоение новых знаний

VІ. Закрепление и проверка понимания

Индивидуальная работа (девочки – четные номера, мальчики – нечетные)

.

Проверка

VІІ. Рефлексия.

Работа в группах

VІІІ. Итог занятия.

ІХ. Домашнее задание.

1.Работа с определениями.

Что такое совесть? Попробуем  смоделировать  определение.

А) Моделирование понятия “совесть”.

Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, найдите свой ответ и поместите на магнитную доску.

Возникает следующая запись:

Совесть-это

Б) Работа со словарями.

1.Обратимся к толковым словарям  В.Н. Даля. И Ожегова

 «Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру».

Совесть - это один из способов, которым душа учит человека поступать правильно; это идущее из сердца сильное воздействие души на человека (крик души).

Совесть - мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм.

– Как вы видите, это определение соотносимо с теми, которые предлагают нам Паскаль, Кант, Суворов, Лихачев, Бальзак. Цицерон и др.

  1. Заглянем в историю слова «совесть». Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит - вместе, корня - весть, что значит, знать, ведать. Совесть - это совместное знание человека со своим внутренним миром.
  2. Подберите однокоренные слова.

Совестливый – поступающий по совести;

           Добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный.

ФИЗМИНУТКА

Встаньте, пожалуйста удобно. Руки и ноги не скрещивайте. Закройте глаза. Расслабьтесь. Давайте мысленным взором заглянем в свое сердце. Представьте, что внутри вас раскинулся великолепный  райский сад – сад вашей души. Светит солнце любви и тепла. Переливается радуга доброты. Может быть, вы увидите там дерево, покрытое зеленой кроной. Это дерево  доверия, уважения, радости, честности. Полюбуйтесь цветами любви и добра, пройдитесь по саду своей души, насладитесь красотой. А теперь медленно вернитесь в класс и откройте глаза.

1. Работа с учебником с. 35-36 (отрывок из сказки В. Гауфа «Холодное сердце»)

-Скажите, какое сердце-живое или каменное хотели бы иметь вы?

     Работа с учебником (стр. 36)

Прочитайте и сделайте вывод по прочитанному

  Важно знать!

Человек сам выбирает: жить ли с каменным сердцем или быть способным любить, переживать чужую боль и быть настоящим другом.

Творческое применение знаний.

1. Портрет совестливого человека

Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.

  1. Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)
  2. Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )
  3. Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)
  4. Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)
  5. Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)
  6. Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).
  7. Совесть побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).

Вопросы без ответа вслух.

- Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.

  • Случалось ли вам испытывать угрызения совести?
  • Было ли стыдно за свои поступки?
  • Всегда ли вы поступали по совести?

- У меня есть для вас пожелание. Оно напечатано на карточках. Соберите слова по смыслу и прочитаете его.   

Жить в ладу со своей совестью.

  - Закончить эту часть урока хочется словами из стихотворения

Можно - жить по совести,                                                               А можно - навсегда дать совести уснуть.

А если человек не успел прислушаться к совести до времени принятия ошибочного решения. Совесть болит и не дает покоя. Но ведь жить с болью трудно. Когда  нас, например, болит горло, что мы предпринимаем?

Какое же лекарство принять, если болит душа?

Вот о раскаянии и спасении мы и поговорим на следующем уроке.

  1. Найти «Народные пословицы о совести».
  2. Составь список поступков, которые убивают совесть.
  3. Придумать символ, который бы олицетворял совесть и был понятен всем.

Работают с афоризмами

 

Работа со словарями

Записывают определение в тетрадь

                                                                                  Работа в печатной тетради

Подбирают слова, объясняют их значение

Читает учитель

Отвечают на вопрос

Читают и формулируют вывод

Вставляют слова, подходящие по смыслу

Зачитывают ответы

Мысленно отвечают на вопросы.

Хором зачитывают

Отвечают на вопросы

Лечим

Покаяться. Попросить прощения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта 4 класс урок 23 "Совесть"

Технологическая карта 4 класс урок 23 "Совесть"...

Технологическая карта учебного занятия по математике

Технологическая карта  учебного занятия по  математике в 4 классе. Тема: Сложение и вычитание многозначных чисел.Цель:Формирование навыка письменного сложения и вычитания многозначных чисел ...

Технологическая карта учебного занятия по технологии в 1 кл.

Технологическая карта учебного занятия по технологии в 1кл «Зайчик». Аппликация из листьев...

Технологическая карта + презентация "Наш внутренний голос - совесть"

Технологическая карта урока + презентация "Наш внутренний голос - совесть" для 1 класса...

технологическая карта урока по ОРКСЭ тема "Совесть"

сформировать представление обучающихся об ответственности за свои поступки, нравственный выбор, помочь в осмыслениии нравственного понятия «совесть»....

Технологическая карта урока ОРКСЭ. Тема урока: «Совесть и раскаяние» , УМК «Перспектива» (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Формирование представление о совести и роли покаяния в духовной жизни человека.Задачи урокаДидактические:Научить различать добро и зло ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме: "Совесть" (УМК: "Школа России" 4 класс)

Цель:формирование представления у обучающихся понятия совести как важнейшего морально-этического внутреннего регулятора человеческого поведения.Планируемые результаты:Предметные:1. Осмысление обучающи...