Технологическая карта 4 класс урок 23 "Совесть"
методическая разработка (орксэ, 4 класс) на тему

Технологическая карта 4 класс урок 23 "Совесть"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА УЧЕБНОГО КУРСА ОРКСЭ

МОДУЛЬ ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
УРОК №23
"СОВЕСТЬ"

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихя

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Приветствие учителя.

Психологический настрой.

 -Покажите, с каким настроением вы начинаете урок.

-Я рада, что у  вас хорошее настроение.

Вступают с диалог с учителем.

Дети показывают изображения солнышка или тучки.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Послушайте отрывок из повести "Детство"  Л.Н. Толстого и постарайтесь уловить чувства Николеньки в этом отрывке: (до чтения надо рассказать детям, что действие сцены, которая будет прочитана, происходит после того, как за обедом, шаля, Николенька проливает квас на скатерть).  

(Приложение №1)

Попытайтесь представить «партитуру» чувств Николеньки (как меняется его настроение)

Что же помогло Николеньке освободиться от злобы, досады и  уязвлённой гордости? Какое название носит это чувство?

А теперь  назовите тему нашего урока.

- Исходя из темы, определите цель урока.   (Слайд №2)

- Поставим учебные задачи к уроку.

(Проводится мозговой штурм, наполняется корзина идей).

(Приложение №2)

 Отрывок из повести Л.Н. Толстого "Детство" читает подготовленный ученик

-отвечают на вопросы;

- обмениваются мнениями;

-комментируют  ответы;                 -аргументируют свой выбор.

Формулируют тему, цель и задачи.

Познавательные:

-извлечение необходимой информации.

Коммуникативные:

-умение слушать и слышать собеседника;

-умение взаимодействовать в статичных парах;

-планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

 - определение целей;

- функций участников;

-способов взаимодействия.

Личностные:

-оценивают поступки героев художественных произведений с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные: выделяют ориентиры действия в новом учебном материале;

-принимают и сохраняют учебную задачу.

3. Открытие нового знания.

(Работа в парах)

-Как вы думаете, что такое совесть?

-Если мы что-то не знаем, где будем искать информацию?

 На каждой парте лежит толковый словарь найдите и прочитайте, что означает слово "совесть".

(Приложение №3).

Слайд № 3,4,5.

2. Откройте учебник на странице 48 и прочитайте какое определение слову совесть даёт автор учебника.

3. Сравните  определения, которые вы прочитали и сделайте вывод. Что такое совесть?  

Слайд № 6.

Учащиеся указывают источники информации

Работа в парах со словарём и  учебником.

В ходе обсуждения формулируют свое понимание этого слова.

Обсуждают полученный результат.

Коммуникативные:

-сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные:

-поиск выделение конкретной информации с помощью учителя.

4. Первичное закрепление.

(Игра в парах сменного состава «Суета»).

- По сигналу встаньте и объединитесь в группы согласно карточке           посреднику.

- Почему вы объединились в эту группу? Докажите правильность объединения.  Выставляется пиктограмма А. Гайдар "Совесть" на стол данной группы.

И т.д. Детям предлагаются отрывки из сказки А. Погорельского "Чёрная курица или подземные жители", притча "Самая мягкая подушка", басня Толстого "Старый дед и внучек".

(Приложение №4).

Аргументируют свой выбор

1-ая группа - чтение рассказа представителем группы целостно.

2-ая группа выразительное чтение сказки группой по ролям.

3-ья группа - выразительное чтение рассказа группой по цепочке.

4-ая группа - Выразительное чтение притчи группой по ролям.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

 - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

 -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Учебная стратегия: тонкие и толстые вопросы

- Попробуем придумать по одному тонкому и одному толстому вопросу.

Учитель может задавать свои тонкие и толстые вопросы.

(Приложение №5).

Обобщение.

- Ребята, зачем человеку нужна совесть?

Работа текстом учебника с. 49.

Прочитайте 1 абзац.

О чем вы узнали?

 Слайд №7.

-Что значит поступать по совести?

  Слайд №8.

Происходит перекрёстная дискуссия, т.е. упорядоченный обмен мнениями и суждениями.

Сначала проводится работа с тонкими вопросами. Группа, ответившая на тонкий вопрос, задаёт свой тонкий вопрос другим группам.

Аналогичная работа проводится с толстыми вопросами.

Ответы детей.

Читают 1-ый абзац учебника на стр. 49.

Ответы детей.

Коммуникативные:

 -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владением монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные: нравственно- этическая ориентация;

 - действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Коммуникативные:

умение слушать и слышать собеседника, умение взаимодействовать в группе. освоение способов совместной деятельности.

Личностные: уточнение собственных возможностей и ограничений.

Регулятивные:

-рефлексия способности организовать творческую работу;

-оценка своих достижений на уроке

Познавательные: структурирование знаний;

-рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

5.Самостоятельная работа.                   Приём "Синквейн".

- Я предлагаю вам побывать в роли поэта и составить стихотворение на тему "Совесть" и не просто стихотворение, а синквейн.

-Давайте вспомним, что такое синквейн?

Детям предлагается инструкционный лист.

 (Приложение №6).

Слайд №9

Составляют синквейн.

6. Рефлексия

   О чём мы говорили сегодня на уроке?

Назовите главные ценности нашей жизни.

Представим себе, что у нас есть все из перечисленного:  мы живы, здоровы, есть семья, Родина, мир на земле. Все для человека.

И тогда возникают вопросы.

Каким должен быть человек, чтобы сохранить все это?

 Что самое главное в человеке?

Слайд №10

 Ответы учащихся.  

Дити перечисляют главные ценности.

Обмениваются мнениями;

комментируют  ответы;                 аргументируют свой выбор;

обобщают сказанное.

Работа с листком самооценки.

Урок подошёл к концу, и нам осталось лишь оценить свою работу.

Заполняют лист самооценки.

Фиксируют чему научились.

7. Домашнее задание

Мы с вами на уроке составили пирамиду критика. Это основа – помощник, чтобы вы смогли подготовить отзыв о  притче, рассказе, сказке.

По желанию можно приготовить пересказ любого понравившегося произведения, проиллюстрировать его.

Подготовить выразительное чтение.

Слайд №11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме: «Слова с безударными гласными в корне слова» (по системе Л.В. Занкова) Тип урока: закрепление новых знаний

Технологическая карта урока русского языка во 2 классеТема урокаСлова с безударными гласными в корне словаТип уроказакрепление новых знаний;      ЦельНаучить школьников ...

План урока + технологическая карта к уроку окружающий мир 1 класс, тема: "Кто такие звери?"

Урок окружающего мира в 1 классе по программе УМК "Школа России", тема: "Кто такие звери?", с технологической картой к данному уроку....

План урока + технологическая карта к уроку окружающий мир 2 класс, тема: "Дикие и домашние животные"

Работа содержит разрботку урока во 2 классе по предмету окружающий мир, по теме "Дикие и домашние животные", с технологической картой к данному уроку....

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

Открытый урок для учителей физической культуры Ленинского РМО г. Саратова. Технологическая карта проведения урока по лёгкой атлетике для учащихся 4 класса, октябрь 2014 года.

Тема:  Легкая атлетика. Повторение техники прыжка в длину с места, техники бега с высокого старта. Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей выносливости. Образовательн...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого урока по изобразительному искусству. 1 класс. Тема урока: «В гостях у сказки»

Провести обобщение по теме изобразительного искусства «В мире сказок"; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительног...

Технологическая карта открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе. Тема урока : «Гласный звук [ы], буква ы».

Тема Гласный звук [ы], буква ы. Педагогическая цель Научить различать и чётко произносить звук Ы в слогах, словах, предложениях, познакомить с буквой Ы. Задачи Обучающая: - познакомить с нов...