Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа безопасности"
рабочая программа по обж (1 класс) на тему
В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. разработана программа курса «Школа безопасности» для учащихся 1—4 классов образовательных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 264 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по курсу
«Школа безопасности»
для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений
Пояснительная записка
В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. разработана программа курса «Школа безопасности» для учащихся 1—4 классов образовательных учреждений.
Одними из основных моментов в практической реализации вышеназванных законов Российской Федерации являются постоянное информирование населения, пропаганда знаний, обеспечение правильных действий населения в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с вышеизложенным предлагается программа, обеспечивающая непрерывность обучения населения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях. Реализация программы позволит:
* ориентировать личность учеников на совершение действий, основываясь на моральные нормы общества;
* оценивать свои действия и контролировать их;
* приобретать умения, учитывать мнение собеседника;
* привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
* сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
* выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
В двадцать первый век человечество вошло в период новых социальных, технических и культурных перемен, которые обусловлены достижениями человечества во всех сферах его деятельности. В тоже время жизнедеятельность человека привела к появлению глобальных проблем в области безопасности жизнедеятельности. Слабая подготовка населения в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение населением правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели людей.
В настоящее время систематическое получение знаний по основным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности начинается лишь в основной школе. Это связано с тем, что Базисный учебный план начальной школы не предполагает специализированных учебных дисциплин, выходящих за рамки основных дисциплин начальной школы. В пояснительной записке к Федеральному Базисному учебному плану (2004) говорится: «Учебный предмет («Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с 1 класса по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы специально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности». На основании этого документа подготовлена настоящая программа. Таким образом, программа построена на основе базисного компонента «Окружающий мир».
Для обеспечения преемственности в процессе получения знаний, восстановления непрерывности обучения основным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности необходимо расширение содержания базового курса «Окружающий мир» по отдельным темам или введение факультативного курса. Это возможно сделать в рамках предлагаемой нами программы по курсу «Школа безопасности» для 1—4 классов. Она позволяет с учетом доминирующих в определенных регионах социальных факторов, уровня материального благополучия в семьях, состояния здоровья учащихся интегрировать в отдельные темы основного образовательного компонента «Окружающий мир» в зависимости от поставленных в данном городе, районе, школе целей обучения дополнительный материал по основам безопасности жизни, расширяющий содержание базового курса.
Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности базового курса, помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде. Кроме того, включение дополнительного материала в состав основного курса способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях. Изучение дополнительного содержания по основам безопасности жизни поможет в формировании и развитии как логических, так и практических умений учащихся. Кроме того, программа предоставляет возможность для более широкой реализации воспитательного аспекта в процессе преподавания данного предмета.
Таким образом, предлагаемая нами программа явится звеном, не только дополняющим определенные темы основного образовательного компонента «Окружающий мир», но и обеспечивающим получение глубоких, систематических знаний, умений и навыков по курсу «Школа безопасности».
Учитывая изложенное, основной целью интеграции знаний по основам безопасности жизни в содержание базового курса «Окружающий мир» является формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Для младшего школьника особенно актуальны следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ). Эту возможность и предоставляет наша программа курса «Школа безопасности», дополняющая темы основного образовательного компонента «Окружающий мир»
В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.
Главными задачами обучения по данной программе являются ( наряду с формированием универсальных учебных действий ) - развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Программа по внеурочной деятельности
«Школа безопасности»
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа безопасности» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
2.Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
3.Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.
4.Концепции профильного обучения на старшей ступени обучения общего образования (Приказ МО РФ от 18.02.2002 №2783)
5.Приказа О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373
6.Санитарные правила и нормы. (СанПин 2.42. – 2821 10).
7.Учебного плана ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово на 2014-2015 учебный год.
Актуальность проблемы
В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовывать в специальной отдельной образовательной области «Школа безопасности».
Рабочая программа учебного предмета «Школа безопасности» для 1-4 классов составлена на основе примерной программы, рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Цель:
Создание и функционирование системы безопасности образовательного учреждения, направленной на сохранение жизни и здоровья обучающихся и работников школы.
формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации
Задачи:
- организация правового всеобуча на всех стадиях образования в школе, направленного на формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- формирование у детей и подростков ценностно-смыслового подхода к организации безопасности жизнедеятельности;
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для внеурочной деятельности «Школа безопасности» на этапе основного общего образования являются:
- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- творческое решение учебных и практических задач;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
- использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
В основу программы положены следующие принципы:
- принцип актуальности;
- принцип опоры (учет интересов и потребностей обучающихся, опора на них);
- принцип систематичности (реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом);
- принцип доступности и наглядности;
- принцип практической направленности;
- принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
- принцип обратной связи (каждое занятие должно заканчиваться рефлексией: обсудить, что получилось и что не получилось, изучить мнение детей, определить перспективу действий).
Формы занятий:
- беседа-диалог,
- игры, экскурсии,
- практические занятия,
- встречи с инспекторами ГИБДД, конкурсы,
- просмотры видеофильмов с последующим их обсуждением.
Целевая аудитория, объём
Рабочая программа рассчитана на 33 часа в первом классе и 34 часа во 2-4 классах по 1 часу в неделю.
Планируемые результаты
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для внеурочной деятельности «Школа безопасности» на этапе основного общего образования являются:
- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- творческое решение учебных и практических задач;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
- использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Метапредметные связи содержания программы прослеживаются через:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли вовремя и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Результаты по внеурочной деятельности «Школа безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.
1-й год реализации
Прогнозируемый результат
Знать
- общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Что такое авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие;
-основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья. Как ухаживать за своим телом;
- основные виды травм у детей. Что такое первая медицинская помощь (на примере ожога). Как уберечься от порезов и ожогов;
-общие правила оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечениях;
-источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
-опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;
-наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;
- правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть;
-правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме;
-влияние на здоровье человека температуры окружающего воздуха и погодных условий (ветер, дождь, снег). Что значит одеться по сезону, правила поведения;
- чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения воздуха;
- правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу, понятие об ориентировке на местности;
-опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты
Прогнозируемый эффект
Уметь:
-составить распорядок дня. Ухаживать за полостью рта, руками, ногами;
-оказать медицинскую помощь при порезах, ожогах, укусах насекомых, первую медицинскую помощь при небольших кровотечениях, ожогах;
-безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону;
-выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой. Правильно переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и регулировщика;
-правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства. Принять безопасную позу при аварийной ситуации в транспорте;
-самостоятельно одеться по сезону;
-самостоятельно ориентироваться и правильно вести себя в парках, скверах, в лесу;
- правильно вести себя при встрече с животными и насекомыми (пчелами, осами). Оказать первую медицинскую помощь при укусах насекомых
2-й год реализации
Прогнозируемый результат
Знать:
-чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов;
-правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах;
-правила безопасного поведения в лесу, в поле;
-возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.;
-ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
-от чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес;
-травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки;
-какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений;
-как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
Прогнозируемый эффект
Уметь:
-правильно перейти водоем по льду;
-правильно вести себя на пляже. Плавать техникой плавания «кроль на груди»;
-ориентироваться в лесу. Уметь вести себя на реке зимой;
- правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомыми, защищаться от них;
-распознать отравление и оказать первую помощь при отравлении грибами;
-оказать первую помощь при царапине, ссадине, порезе, при небольшом ожоге или обморожении;
-действовать по сигналу «Внимание всем!».
3-й год реализации
Прогнозируемый результат
Знать:
-правила движения пешеходов по дорогам, различать право- и левостороннее движение;
-виды транспортных средств, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта, тормозной путь в зависимости от состояния дороги;
- правила движения пешеходов по загородной дороге;
-обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него;
- правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, в общественном транспорте;
- меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами, печным отоплением;
-признаки отравления угарным газом, меры профилактики отравлений;
- правила обеспечения сохранности личных вещей; особенности поведения с незнакомыми людьми;
- как оповещают население о чрезвычайных ситуациях;
-о чрезвычайных ситуациях природного и антропогенного происхождения:
- ураган, буря, смерч (примеры, последствия);
- лесной пожар. Действия по его предупреждению.
Прогнозируемый эффект:
-переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и регулировщика, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств;
-оценить скорость движения городского транспорта, состояние дороги и тормозной путь;
-правильно садиться в общественный транспорт и выходить из него;
-двигаться по загородной дороге, в том числе группой;
-правильно вести себя при возникновении пожара в общественных местах или в общественном транспорте;
-разговаривать с незнакомыми людьми при звонке в дверь или по телефону;
- соблюдать меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии, электрическими, газовыми приборами и печным отоплением;
-оказать первую помощь при отравлении угарным газом;
-действовать при обнаружении возгорания в лесу, в поле.
4-й год реализации
Прогнозируемый результат
Знать:
-правила перехода дороги;
-правила движения на велосипедах;
-правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира;
-основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства;
-как ориентироваться на местности. Как организовать безопасную переправу через водную преграду;
- меры пожарной безопасности при разведении костра;
-когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова;
- основные понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Факторы, отрицательно влияющие на состояние здоровья (курение, алкоголь, токсикомания).
Прогнозируемый эффект
Уметь:
-правильно переходить дорогу, перекресток;
-ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и местным предметам. Определять расстояние по карте и местности. -Организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву. Завязать 1—2 вида узлов, развести и погасить костер;
-вызвать «скорую помощь», оказать первую медицинскую помощь при порезах и ссадинах, ушибе, небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусах насекомых, собак, кошек, при кровотечении из носа;
-оказать первую медицинскую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кистей рук, бедра, колена).
Тематический план
«Школа безопасности» (I класс)
№ п/п | Название темы ( разделов) | Всего, час. | Из них | Форма контроля | |
аудиторные | внеаудиторные | ||||
I | Защита человека в чрезвычайных ситуациях | 7 | 3 | 4 | Викторина |
II | Основы здорового образа жизни | 6 | 2 | 4 | Викторина |
III | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 6 | 2 | 4 | Диагностическая игра |
IV | Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся | 15 | 5 | 10 | сообщение |
Итого: | 34 | 12 | 22 |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Школа безопасности» (I класс)
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего час. | Из них | УУД | Форма организ. занятий | Форма контроля | дата | |
аудиторные | вне-аудиторные | |||||||
I | Защита человека в чрезвычайных ситуациях | 7 | 3 | 4 | регулятивные УУД: познавательные УУД : коммуникативные УУД : | викторина | ||
1.1 | Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Общие понятия | 2 | 2 | Беседа. Просмотр тематического видеосю-жета | ||||
1.2 | Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения | 2 | 1 | 1 | Беседа | |||
1.3 | Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени | 1 | 1 | 1 | Беседа | |||
1.4 | Подготовка обучаемых к проведению Дня защиты детей (практические занятия по плану школы) | 2 | 2 | Презента-ция | ||||
II | Основы здорового образа жизни | 6 | 2 | 4 | викторина | |||
2.1 | Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» | 3 | 1 | 2 | Презента-ция | |||
2.2 | Основы личной гигиены. Режим дня первоклассника. | 3 | 1 | 2 | Просмотр тематического видеосю-жета | |||
III | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 6 | 2 | 4 | Дидактическая игра | |||
3.1 | Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь | 3 | 1 | 2 | Практическое занятие | |||
3.2 | Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых | 3 | 1 | 2 | Практическое занятие | |||
IV | Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся | 15 | 5 | 10 | сообщение | |||
4.1 | Безопасное поведение дома | 3 | 1 | 2 | Просмотр тематического видеосю-жета | |||
4.2 | Пожарная безопасность и поведение при пожарах | 3 | 1 | 2 | Просмотр тематического видеосю-жета | |||
4.3 | Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера | 3 | 1 | 2 | Презента-ция | |||
4.4 | Безопасное поведение на улицах и дорогах | 3 | 1 | 2 | Встреча с сотрудни-ками служб безопасности района | |||
4.5 | Безопасное поведение на природе | 3 | 1 | 2 | Экскурсия | |||
Итого: | 34 | 12 | 22 |
Тематический план
«Школа безопасности» (II класс)
№ п/п | Название темы ( разделов) | Всего, час. | Из них | Форма контроля | |
аудиторные | внеаудиторные | ||||
I | Защита человека в чрезвычайных ситуациях | 12 | 5 | 7 | Презентация |
II | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 12 | 3 | 9 | Тест |
III | Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся | 10 | 4 | 6 | Викторина |
Итого: | 34 | 12 | 22 |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Школа безопасности» (II класс)
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего час. | Из них | УУД | Форма организ. занятий | Форма контроля | дата | |
аудиторные | вне-аудиторные | |||||||
I | Защита человека в чрезвычайных ситуациях | 12 | 5 | 7 | регулятивные УУД: познавательные УУД: -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; коммуникативные УУД: -определять цели, функции участников, способы взаимодействия; | Презен-тация | ||
1.1 | Чрезвычайные ситуации | 3 | 2 | 1 | Беседа | |||
1.2 | Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения | 3 | 2 | 1 | Беседа | |||
1.3 | Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени | 3 | 1 | 2 | Беседа | |||
1.4 | Подготовка обучаемых к проведению Дня защиты детей (практические занятия) | 3 | 3 | Игра | ||||
II | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 12 | 3 | 9 | Тест | |||
2.1 | Болезни, их причины, связь с образом жизни | 3 | 1 | 2 | Просмотр тематического видеосю-жета | |||
2.2 | Первая медицинская помощь при отравлениях пищевыми продуктами | 4 | 1 | 3 | Практическое занятие | |||
2.3 | Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи | 5 | 1 | 4 | Практическое занятие | |||
III | Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся | 10 | 4 | 6 | викторина | |||
3.1 | Безопасное поведение на воде | 3 | 2 | 1 | Просмотр тематического видеосю-жета | |||
3.2 | Безопасное поведение на природе | 3 | 1 | 2 | Экскурсия | |||
3.3 | Безопасное поведение на дорогах | 4 | 1 | 3 | Встреча с сотрудни-ками служб безопасности района | |||
Итого: | 34 | 12 | 22 |
Тематический план
«Школа безопасности» (III класс)
№ п/п | Название темы ( разделов) | Всего, час. | Из них | Форма контроля | |
аудиторные | внеаудиторные | ||||
I | Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся | 16 | 7 | 12 | Презентация |
II | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 3 | 1 | 2 | Тест |
III | Защита человека в чрезвычайных ситуациях | 12 | 6 | 6 | Викторина |
Итого: | 34 | 14 | 20 |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Школа безопасности» (III класс)
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего час. | Из них | УУД | Форма организ. занятий | Форма контроля | дата | |
аудиторные | вне-аудиторные | |||||||
I | Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся | 19 | 7 | 12 | регулятивные УУД познавательные УУД коммуникативные УУД | Презента-ция | ||
1.1 | Безопасное поведение на улицах и дорогах | 4 | 1 | 3 | викторина | |||
1.2 | Мы — пассажиры | 4 | 1 | 3 | игра | |||
1.3 | Пожарная безопасность и поведение при пожаре | 4 | 1 | 3 | Конкурс рисунков | |||
1.4 | Безопасное поведение дома | 4 | 2 | 2 | Беседа | |||
1.5 | Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера | 3 | 2 | 1 | Беседа | |||
II | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 3 | 1 | 2 | тест | |||
2.1 | Первая медицинская помощь при отравлении газами | 3 | 1 | 2 | Встреча с медработ-ником | |||
III | Защита человека в чрезвычайных ситуациях | 12 | 6 | 6 | викторина | |||
3.1 | Чрезвычайные ситуации | 3 | 2 | 1 | Экскурсия в ПЧ | |||
3.2 | Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения | 3 | 2 | 1 | Беседа | |||
3.3 | Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени | 3 | 2 | 1 | Практическое занятие | |||
3.4 | Подготовка обучаемых к проведению Дня защиты детей (практические занятия) | 3 | 3 | Практическое занятие | ||||
Итого: | 34 | 14 | 20 |
Тематический план
«Школа безопасности» (IV класс)
№ | Тема занятия | Всего часов | Аудиторные | Внеаудиторные | Формы контроля |
1. | Основы здорового образа жизни | 8 | 3 | 5 | Тест |
2. | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 6 | 3 | 3 | Диагностическая игра |
3. | Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся | 14 | 6 | 8 | Викторина |
4 | Защита человека в чрезвычайных ситуациях | 6 | 3 | 3 | Сообщение |
Итого | 34 | 15 | 19 |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Школа безопасности» (IV класс)
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего час. | Из них | УУД | Форма организ. занятий | Форма контроля | дата | |
аудиторные | вне-аудиторные | |||||||
I | Основы здорового образа жизни | 8 | 3 | 5 | Личностные Самоопределение: -самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; -осознание ответственности человека за общее благополучие, - гуманистическое сознание, - социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. Смыслообразование: - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Нравственно-этическая ориентация: - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, Общеучебные: - использовать общие приёмы решения задач; - выбирать наиболее эффективные способы решения задач; - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - ставить и формулировать проблемы; - самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Знаково-символические: - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения проблемы; Информационные: - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); - обработка информации - анализ информации; - передача информации (устным, письменным, цифровым способами); - оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности). | тест | ||
1.1 | Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» | 2 | 1 | 1 | Беседа | |||
1.2 | Вредные привычки, их влияние на здоровье, профилактика | 3 | 1 | 2 | Просмотр тематического видеосю-жета | |||
1.3 | Пути укрепления здоровья | 3 | 1 | 2 | Конкурс | |||
2 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 6 | 3 | 3 | Дидактическая игра | |||
2.1 | Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь | 3 | 1 | 2 | Встреча с медработ-ником | |||
2.2 | Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи | 3 | 2 | 1 | Коммуникативные Инициативное сотрудничество: - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, - ставить вопросы, - обращаться за помощью, - формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; | Встреча с медработ-ником | ||
3 | Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся | 14 | 6 | 8 | викторина | |||
3.1 | Безопасное поведение в быту (контрольные задания на повторение пройденного в 1—3 классах) | 3 | 2 | 1 | Планирование учебного сотрудничества: - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; Взаимодействие: - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы; - строить понятные для партнёра высказывания; - строить монологичное высказывание; - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника; | тест | ||
3.2 | Безопасное поведение на улицах и дорогах | 3 | 1 | 2 | игра | |||
3.3 | Безопасное поведение на природе | 3 | 1 | 2 | экскурсия | |||
3.4 | Безопасное поведение на воде | 3 | 1 | 2 | Презента-ция | |||
3.5 | Защита человека в чрезвычайных ситуациях | 2 | 1 | 1 | Беседа | |||
4 | Чрезвычайные ситуации | 6 | 3 | 3 | Регулятивные Целеполагание: - формулировать и удерживать учебную задачу, - преобразовывать практическую задачу в познавательную, Планирование: - применять установленные правила в планировании способа решения; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, - составлять план и последовательность действий; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; Учебные действия: - выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах. - использовать речь для регуляции своего действия; Прогнозирование: - предвосхищать результата; Контроль: - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. - использовать установленные правила в контроле способа решения; Коррекция: - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. | сообщение | ||
4.1 | Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения | 2 | 1 | 1 | Беседа | |||
4.2 | Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени | 2 | 1 | 1 | Беседа | |||
4.3 | Подготовка обучаемых к проведению Дня защиты детей (практические занятия) | 2 | 1 | 1 | Встреча с сотрудни-ками служб безопасности района | |||
Итого | 34 | 15 | 19 |
Дидактическое сопровождение
Учебно-методические компоненты комплекса | Учителя | Ученика |
Информационное обеспечение | Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьника .Методический конструктор / Григорьев Д.В., Степанов П.В./- М., 2014 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я.Данилюк,А.М Кондаков – з-3 издание –М., 2014 Планируемые результаты НОО/Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова и др.3- е издание М.,2014 Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2010. | Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1—2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2012г. |
Алгоритмы деятельности | Положение о конкурсах, проектах | Алгоритм подготовки и представления презентаций, фотовыставок, оформления проектов |
Контрольно-измерительные материалы | Планируемые результаты НОО Л.Л.Алексееева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова под ред. Ковалевой,О.Б.Логиновой, 2-е изд. М.,Просвещение, 2014 | Тест, диагностическая игра, презентация, сообщение |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Условия проведения | Средства технического оснащения |
Кабинеты начальных классов, 27 посадочных мест, медиатека – 25 посадочных мест | Компьютер, интерактивная доска, документ-камера, колонки, интернет |
Мониторинговая карта
Класс | Цель | Прогнозируемый результат | Продукт деятельности учащихся | Прогнозируемый эффект | Диагностический инструментарий |
1-4 | Изучение многообразие мира и его единства, находящем отражение в триаде «Природа- Человек- Общество», включая многочисленные опасности повседневной жизни, природного и в некоторой части- техногенного и социального характера. | Знают главные правила безопасного поведения. Запоминают названия предметов и явлений, которые могут быть источниками опасностей: утечка газа; короткое замыкание в электросети; оставленный без наблюдения электроприбор; подозрительный предмет, который может оказаться взрывным устройством; перекрёсток улиц; движущийся транспорт; пешеход, переходящий улицу в неположенном месте; неосторожное обращение с огнём; водоёмы; ядовитые растения и грибы; дикие и бездомные животные; гололёд; морозная погода с ветром; ливень с градом и др., их признаки и возможные последствия. | Маршрут безопасного движения «Школа-Дом-Школа» Проект «По улицам родного города» Фотовыставка «Береги меня водитель» Выставка рисунков «Волшебный глаз светофора» Буклет ПДД | Учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми , знать о значении природного окружения для здоровья. | Тесты, Планируемые результаты НОО/Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова и др.3- е издание М.,2014 |
Литература
Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2012
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1—2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2012.
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1—2 кл. В 2 ч. Ч. 1. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2012.
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1—2 кл. В 2 ч. Ч. 2 / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2012.
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 3—4 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2012..
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь для 3 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2012..
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь для 4 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2012.
Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт, 2012.
Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя / И. К. Топоров. — М.: Просвещение, 2012.
Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собр. законодательства Российской Федерации: официальное издание. — М., 2013- 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/04/picture-95945-1352037504.jpg)
Азбука безопасности пояснительная записка к рабочей программе по внеурочной деятельности
Рабочая прогроамма внеурочной деятельности "Азбука безопасности" для 1 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/04/picture-95945-1352037504.jpg)
Азбука безопасности рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая прогроамма внеурочной деятельности "Азбука безопасности" для 1 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/20/picture-484153-1411225037.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука безопасности"
Программа "Азбука безопасности" ориентирована на формирование и развитие основ безопасности; на практическую деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/21/picture-28576-1426933768.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Безопасность дорожного движения" 3 класс
Программа по внеурочной деятельности акцентирует внимание на знание ПДД, поведение учащихся в различных ситуациях с опорой на знания и жизненный опыт....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/25/picture-803081-1469401000.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Безопасное детство» социального направления Начальное общее образование 2, 3-4 класс
Современные дети растут в мире высоких технологий развивающиеся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/04/picture-968576-1509786450.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Безопасное детство"
Образовательная программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» социального направления для детей младшего школьного возраста разработана на основе положений ко...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/08/picture-1109720-1549644737.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Безопасное детство" 1,4 кл
Рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасное детство"1,4 класс...