Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа безопасности"
рабочая программа по обж (1 класс) на тему

Сомова Раиса Владимировна

В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. разработана программа курса «Школа безопасности» для учащихся 1—4 классов образовательных

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_shkola_bezopasnosti_1-4_klassy.doc264 КБ

Предварительный просмотр:

Программа   по курсу

«Школа безопасности»

для 1 – 4  классов общеобразовательных учреждений

Пояснительная записка

              В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. разработана программа курса «Школа безопасности» для учащихся 1—4 классов образовательных учреждений.
      Одними из основных моментов в практической реализации вышеназванных законов Российской Федерации являются постоянное информирование населения, пропаганда знаний, обеспечение правильных действий населения в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
      В соответствии с вышеизложенным предлагается программа, обеспечивающая непрерывность обучения населения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях. Реализация программы позволит:  

* ориентировать личность учеников на совершение действий,  основываясь на моральные нормы общества;  

* оценивать свои действия и контролировать их;                                                                                    

* приобретать умения,  учитывать мнение собеседника;

* привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;

* сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;

* выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

В двадцать первый век человечество вошло в период новых социальных, технических и культурных перемен, которые обусловлены достижениями человечества во всех сферах его деятельности. В тоже время жизнедеятельность  человека привела к появлению глобальных проблем в области безопасности жизнедеятельности. Слабая подготовка населения в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение населением правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели людей.
      В настоящее время систематическое получение знаний по основным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности начинается лишь в основной школе. Это связано с тем, что Базисный учебный план начальной школы не предполагает специализированных учебных дисциплин, выходящих за рамки основных дисциплин начальной школы. В пояснительной записке к Федеральному Базисному учебному плану (2004) говорится: «Учебный предмет («Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с 1 класса по 2 часа в неделю. Учебный предмет является
интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы специально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности». На основании этого документа подготовлена настоящая программа. Таким образом, программа построена на основе базисного компонента «Окружающий мир».
      Для обеспечения преемственности в процессе получения знаний, восстановления непрерывности обучения основным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности необходимо расширение содержания базового курса «Окружающий мир» по отдельным темам или введение факультативного курса. Это возможно сделать в рамках предлагаемой нами программы по курсу «Школа безопасности» для 1—4 классов. Она позволяет с учетом доминирующих в определенных регионах социальных факторов, уровня материального благополучия в семьях, состояния здоровья учащихся интегрировать в отдельные темы основного образовательного компонента «Окружающий мир» в зависимости от поставленных в данном городе, районе, школе целей обучения дополнительный материал по основам безопасности жизни, расширяющий содержание базового курса.
      Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности базового курса, помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде. Кроме того, включение дополнительного материала в состав основного курса способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях. Изучение дополнительного содержания по основам безопасности жизни поможет в формировании и развитии как логических, так и практических умений учащихся. Кроме того, программа предоставляет возможность для более широкой реализации воспитательного аспекта в процессе преподавания данного предмета.
      Таким образом, предлагаемая нами программа явится звеном, не только дополняющим определенные темы основного образовательного компонента «Окружающий мир», но и обеспечивающим получение глубоких, систематических знаний, умений и навыков по курсу «Школа безопасности».
      Учитывая изложенное,
основной целью интеграции знаний по основам безопасности жизни в содержание базового курса «Окружающий мир» является формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.
      Для младшего школьника особенно актуальны следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ). Эту возможность и предоставляет наша программа курса «Школа безопасности», дополняющая темы основного образовательного компонента «Окружающий мир»
              В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
     
      Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.
      Главными задачами обучения по данной программе являются ( наряду с формированием  универсальных учебных действий  ) - развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

Программа по внеурочной деятельности

«Школа безопасности»

Пояснительная записка

 Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Школа безопасности» составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

1.Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).

2.Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.

3.Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.

4.Концепции профильного обучения на старшей ступени обучения общего образования (Приказ МО РФ от 18.02.2002 №2783)

5.Приказа О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый  Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373

6.Санитарные правила и нормы. (СанПин 2.42. – 2821 10).

7.Учебного плана ГБОУ  СОШ  «Центр образования» пос. Варламово на 2014-2015 учебный год.

Актуальность проблемы 

В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации  привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности  и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовывать в специальной отдельной образовательной области «Школа безопасности».

Рабочая программа учебного предмета «Школа безопасности» для 1-4 классов составлена на основе примерной программы, рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

  Цель:

Создание и функционирование системы безопасности образовательного учреждения, направленной на сохранение жизни и здоровья обучающихся и работников школы.

формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации

Задачи:

  • организация правового всеобуча на всех стадиях образования в школе, направленного на формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;  
  • формирование у детей и подростков ценностно-смыслового подхода к организации безопасности жизнедеятельности;

   

Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для внеурочной деятельности «Школа безопасности» на этапе основного общего образования являются:

  • использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
  • выделение характерных причинно-следственных связей;        
  • творческое решение учебных и практических задач;
  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
  • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
  • использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

В основу программы положены следующие принципы:

  • принцип актуальности;
  • принцип опоры (учет интересов и потребностей обучающихся, опора на них);
  • принцип систематичности (реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом);
  • принцип доступности и наглядности;
  • принцип практической направленности;
  • принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
  • принцип обратной связи (каждое занятие должно заканчиваться рефлексией: обсудить, что получилось и что не получилось, изучить мнение детей, определить перспективу действий).

Формы занятий:

  • беседа-диалог,
  • игры, экскурсии,
  • практические занятия,
  • встречи с инспекторами ГИБДД, конкурсы,
  • просмотры видеофильмов с последующим их обсуждением.

Целевая аудитория, объём

 Рабочая программа  рассчитана на 33 часа в первом классе и 34 часа во 2-4 классах  по 1 часу в неделю.

 

 Планируемые результаты

Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для внеурочной деятельности «Школа безопасности» на этапе основного общего образования являются:

  • использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
  • выделение характерных причинно-следственных связей;        
  • творческое решение учебных и практических задач;
  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
  • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
  • использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Метапредметные связи содержания программы прослеживаются через:
•    овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; 
•    овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей,  оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; 
•    формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; 
•    приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; 
•    развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; 
•    освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; 
•    формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли вовремя и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 

Результаты по внеурочной деятельности «Школа безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

1-й год реализации

Прогнозируемый результат

Знать

-       общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Что такое авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие;
      -основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья. Как ухаживать за своим телом;
     - основные виды травм у детей. Что такое первая медицинская помощь (на примере ожога). Как уберечься от порезов и ожогов;
      -общие правила оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечениях;
      -источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
      -опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;
     -наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;
     - правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть;
      -правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме;
      -влияние на здоровье человека температуры окружающего воздуха и погодных условий (ветер, дождь, снег). Что значит одеться по сезону, правила поведения;
     - чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения воздуха;
     - правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу, понятие об ориентировке на местности;
      -опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты
 

Прогнозируемый эффект

Уметь:

      -составить распорядок дня. Ухаживать за полостью рта, руками, ногами;
      -оказать медицинскую помощь при порезах, ожогах, укусах насекомых, первую медицинскую помощь при небольших кровотечениях, ожогах;
      -безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону;
      -выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой. Правильно переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и регулировщика;
      -правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства. Принять безопасную позу при аварийной ситуации в транспорте;
      -самостоятельно одеться по сезону;
      -самостоятельно ориентироваться и правильно вести себя в парках, скверах, в лесу;
     - правильно вести себя при встрече с животными и насекомыми (пчелами, осами). Оказать первую медицинскую помощь при укусах насекомых

 2-й год реализации

Прогнозируемый  результат

Знать:

     -чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов;
      -правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах;
      -правила безопасного поведения в лесу, в поле;
      -возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила поведения во время дождя,     грозы, снегопада и    др.;
      -ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
      -от чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес;
      -травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки;
      -какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений;
      -как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

Прогнозируемый эффект

Уметь:

 -правильно перейти водоем по льду;
      -правильно вести себя на пляже. Плавать техникой плавания «кроль на груди»;
      -ориентироваться в лесу. Уметь вести себя на реке зимой;
     - правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомыми, защищаться от них;
      -распознать отравление и оказать первую помощь при отравлении грибами;
      -оказать первую помощь при царапине, ссадине, порезе, при небольшом ожоге или обморожении;
      -действовать по сигналу «Внимание всем!».

3-й год реализации

Прогнозируемый результат

Знать:

-правила движения пешеходов по дорогам, различать право- и левостороннее движение;
      -виды транспортных средств, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта, тормозной путь в зависимости от состояния дороги;
     - правила движения пешеходов по загородной дороге;
      -обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него;
     - правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, в общественном транспорте;
     - меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами, печным отоплением;
      -признаки отравления угарным газом, меры профилактики отравлений;
     - правила обеспечения сохранности личных вещей; особенности поведения с незнакомыми людьми;
     - как оповещают население о чрезвычайных ситуациях;
      -о чрезвычайных ситуациях природного и антропогенного происхождения:
      - ураган, буря, смерч (примеры, последствия);
      - лесной пожар. Действия по его предупреждению.

Прогнозируемый эффект:

      -переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и регулировщика, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств;
      -оценить скорость движения городского транспорта, состояние дороги и тормозной путь;
      -правильно садиться в общественный транспорт и выходить из него;
      -двигаться по загородной дороге, в том числе группой;
      -правильно вести себя при возникновении пожара в общественных местах или в общественном транспорте;
      -разговаривать с незнакомыми людьми при звонке в дверь или по телефону;
     - соблюдать меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии, электрическими, газовыми приборами и печным отоплением;
      -оказать первую помощь при отравлении угарным газом;
      -действовать при обнаружении возгорания в лесу, в поле.

4-й год реализации

Прогнозируемый результат

Знать:

-правила перехода дороги;
      -правила движения на велосипедах;
      -правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира;
      -основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства;
      -как ориентироваться на местности. Как организовать безопасную переправу через водную преграду;
     - меры пожарной безопасности при разведении костра;
      -когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова;
     - основные понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Факторы, отрицательно влияющие на состояние здоровья (курение, алкоголь, токсикомания).

Прогнозируемый эффект

Уметь:

-правильно переходить дорогу, перекресток;
      -ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и местным предметам. Определять расстояние по карте и местности. -Организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву. Завязать 1—2 вида узлов, развести и погасить костер;
      -вызвать «скорую помощь», оказать первую медицинскую помощь при порезах и ссадинах, ушибе, небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусах насекомых, собак, кошек, при кровотечении из носа;
      -оказать первую медицинскую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кистей рук, бедра, колена).


Тематический план

«Школа безопасности» (I класс)

 

№ п/п

Название темы ( разделов)

Всего,

час.

Из них

Форма

контроля

аудиторные

внеаудиторные

I

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

7

3

4

Викторина

II

Основы здорового образа жизни

6

2

4

Викторина

III

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

6

2

4

Диагностическая игра

IV

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

15

5

10

сообщение

Итого: 

34

12

22


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

«Школа безопасности» (I класс)

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего

час.

Из них

УУД

Форма организ. занятий

Форма

контроля

дата

аудиторные

вне-аудиторные

I

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

7

3

4

регулятивные УУД: 
- формулировать и удерживать учебную задачу, 
- преобразовывать практическую задачу в познавательную

познавательные УУД :
- использовать общие приёмы решения задач;
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- ставить и формулировать проблемы;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

коммуникативные УУД :
 - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,
- ставить вопросы,
- обращаться за помощью,
- формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество; 

викторина

1.1

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Общие понятия

2

2

Беседа. Просмотр тематического видеосю-жета

1.2

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения

2

1

1

Беседа

1.3

Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени

1

1

1

Беседа

1.4

Подготовка обучаемых к проведению Дня защиты детей (практические занятия по плану школы)

2

2

Презента-ция

II

Основы здорового образа жизни

6

2

4

викторина

2.1

Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»

3

1

2

Презента-ция

2.2

Основы личной гигиены. Режим дня первоклассника.

3

1

2

Просмотр тематического видеосю-жета

III

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

6

2

4

Дидактическая игра

3.1

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь

3

1

2

Практическое занятие

3.2

Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых

3

1

2

Практическое занятие

IV

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

15

5

10

сообщение

4.1

Безопасное поведение дома

3

1

2

Просмотр тематического видеосю-жета

4.2

Пожарная безопасность и поведение при пожарах

3

1

2

Просмотр тематического видеосю-жета

4.3

Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера

3

1

2

Презента-ция

4.4

Безопасное поведение на улицах и дорогах

3

1

2

Встреча с сотрудни-ками служб безопасности района

4.5

Безопасное поведение на природе

3

1

2

Экскурсия

Итого: 

34

12

22


Тематический план

«Школа безопасности» (II класс)

 

№ п/п

Название темы ( разделов)

Всего,

час.

Из них

Форма

контроля

аудиторные

внеаудиторные

I

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

12

5

7

Презентация

II

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

12

3

9

Тест

III

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

10

4

6

Викторина

Итого: 

34

12

22


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

«Школа безопасности» (II класс)

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего

час.

Из них

УУД

Форма организ. занятий

Форма

контроля

дата

аудиторные

вне-аудиторные

I

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

12

5

7

регулятивные УУД: 
 -применять установленные правила в планировании способа решения;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
- составлять план и последовательность действий;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

познавательные УУД:

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета

коммуникативные УУД: 

-определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Презен-тация

1.1

Чрезвычайные ситуации

3

2

1

Беседа

1.2

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения

3

2

1

Беседа

1.3

Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени

3

1

2

Беседа

1.4

Подготовка обучаемых к проведению Дня защиты детей   (практические занятия)

3

3

Игра

II

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

12

3

9

Тест

2.1

Болезни, их причины, связь с образом жизни

3

1

2

Просмотр тематического видеосю-жета

2.2

Первая медицинская помощь при отравлениях пищевыми продуктами

4

1

3

Практическое занятие

2.3

Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи

5

1

4

Практическое занятие

III

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

10

4

6

викторина

3.1

Безопасное поведение на воде

3

2

1

Просмотр тематического видеосю-жета

3.2

Безопасное поведение на природе

3

1

2

Экскурсия

3.3

Безопасное поведение на дорогах

4

1

3

Встреча с сотрудни-ками служб безопасности района

Итого: 

34

12

22


Тематический план

«Школа безопасности» (III класс)

 

№ п/п

Название темы ( разделов)

Всего,

час.

Из них

Форма

контроля

аудиторные

внеаудиторные

I

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

16

7

12

Презентация

II

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

3

1

2

Тест

III

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

12

6

6

Викторина

Итого: 

34

14

20


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

«Школа безопасности» (III класс)

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего

час.

Из них

УУД

Форма организ. занятий

Форма

контроля

дата

аудиторные

вне-аудиторные

I

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

19

7

12

регулятивные УУД 
- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах.
- использовать речь для регуляции своего действия;

познавательные УУД 
-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- ставить и формулировать проблемы;

коммуникативные УУД 
- определять общую цель и пути ее достижения;
- осуществлять взаимный контроль, 
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; 
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.


Презента-ция

1.1

Безопасное поведение на улицах и дорогах

4

1

3

викторина

1.2

Мы — пассажиры

4

1

3

игра

1.3

Пожарная безопасность и поведение при пожаре

4

1

3

Конкурс рисунков

1.4

Безопасное поведение дома

4

2

2

Беседа

1.5

Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера

3

2

1

Беседа

II

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

3

1

2

тест

2.1

Первая медицинская помощь при отравлении газами

3

1

2

Встреча с медработ-ником

III

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

12

6

6

викторина

3.1

Чрезвычайные ситуации

3

2

1

Экскурсия в ПЧ

3.2

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения

3

2

1

Беседа

3.3

Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени

3

2

1

Практическое занятие

3.4

Подготовка обучаемых к проведению Дня защиты детей (практические занятия)

3

3

Практическое занятие

Итого: 

34

14

20

Тематический план

«Школа безопасности» (IV класс)

Тема занятия

Всего часов

Аудиторные

Внеаудиторные

Формы контроля

1.

Основы здорового образа жизни

8

3

5

Тест

2.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

6

3

3

Диагностическая игра

3.

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

14

6

8

Викторина

4

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

6

3

3

Сообщение

Итого

34

15

19

 

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

«Школа безопасности» (IV класс)

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего

час.

Из них

УУД

Форма организ. занятий

Форма

контроля

дата

аудиторные

вне-аудиторные

I

Основы здорового образа жизни

8

3

5

Личностные

Самоопределение:

-самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

-осознание ответственности человека за общее благополучие,

- гуманистическое сознание,

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам,

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

Смыслообразование: 

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий,

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация: 

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость,

Общеучебные:

 - использовать  общие приёмы решения задач;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить и формулировать проблемы;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. 

Знаково-символические:

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения проблемы; 

Информационные:

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

- обработка информации

- анализ информации;

- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).

тест

1.1

Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»

2

1

1

Беседа

1.2

Вредные привычки, их влияние на здоровье, профилактика

3

1

2

Просмотр тематического видеосю-жета

1.3

Пути укрепления здоровья

3

1

2

Конкурс

2

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

6

3

3

Дидактическая игра

2.1

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь

3

1

2

Встреча с медработ-ником

2.2

Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи

3

2

1

Коммуникативные

Инициативное сотрудничество:

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,

- ставить вопросы,

- обращаться за помощью,

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;  

Встреча с медработ-ником

3

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

14

6

8

викторина

3.1

Безопасное поведение в быту (контрольные задания на повторение пройденного в 1—3 классах)

3

2

1

Планирование учебного сотрудничества:

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Взаимодействие:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- строить понятные для партнёра высказывания;

- строить монологичное высказывание;

- вести  устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- слушать собеседника;

тест

3.2

Безопасное поведение на улицах и дорогах

3

1

2

игра

3.3

Безопасное поведение на природе

3

1

2

экскурсия

3.4

Безопасное поведение на воде

3

1

2

Презента-ция

3.5

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

2

1

1

Беседа

4

Чрезвычайные ситуации

6

3

3

Регулятивные

        Целеполагание:

- формулировать и удерживать учебную задачу,

- преобразовывать практическую задачу в познавательную,

        Планирование:

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

        Учебные действия:

- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах.

- использовать речь для регуляции своего действия;

        Прогнозирование:

- предвосхищать результата;

        Контроль:

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

- использовать установленные правила в контроле способа решения;

        Коррекция:

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

сообщение

4.1

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения

2

1

1

Беседа

4.2

Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени

2

1

1

Беседа

4.3

Подготовка обучаемых к проведению Дня защиты детей (практические занятия)

2

1

1

Встреча с сотрудни-ками служб безопасности района

Итого

34

15

19

Дидактическое сопровождение

Учебно-методические компоненты комплекса

Учителя

Ученика

Информационное обеспечение

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьника .Методический конструктор / Григорьев Д.В., Степанов П.В./- М., 2014

Концепция духовно-нравственного развития и  воспитания личности гражданина России /А.Я.Данилюк,А.М Кондаков – з-3 издание –М., 2014

Планируемые результаты НОО/Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова и др.3- е издание М.,2014 Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2010.
      
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1—2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.

      Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1—2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2012г.
      
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1—2 кл. В 2 ч. Ч. 1. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2013.
      
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1—2 кл. В 2 ч. Ч. 2 / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2013.
      
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 3—4 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2013.
      
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь для 3 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2013.
      
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь для 4 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2013.
      Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт, 2013

Алгоритмы деятельности

Положение о конкурсах, проектах

Алгоритм подготовки и представления презентаций, фотовыставок, оформления проектов

Контрольно-измерительные материалы

Планируемые результаты НОО Л.Л.Алексееева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова под ред. Ковалевой,О.Б.Логиновой, 2-е изд. М.,Просвещение, 2014

Тест, диагностическая игра, презентация, сообщение

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Условия проведения

Средства технического оснащения

Кабинеты начальных классов,  27 посадочных мест, медиатека – 25 посадочных мест

Компьютер, интерактивная доска, документ-камера, колонки, интернет

Мониторинговая карта

Класс

Цель

Прогнозируемый результат

Продукт

деятельности

учащихся

Прогнозируемый эффект

Диагностический инструментарий

1-4

Изучение многообразие мира и его единства, находящем отражение в триаде «Природа- Человек- Общество», включая многочисленные опасности повседневной жизни, природного и в некоторой части- техногенного и социального характера.

Знают главные правила безопасного поведения.

Запоминают названия предметов и явлений, которые могут быть источниками опасностей: утечка газа; короткое замыкание в электросети; оставленный без наблюдения электроприбор; подозрительный предмет, который может оказаться взрывным устройством; перекрёсток улиц; движущийся транспорт; пешеход, переходящий улицу в неположенном месте; неосторожное обращение с огнём; водоёмы; ядовитые растения и грибы; дикие и бездомные животные; гололёд; морозная погода с ветром; ливень с градом и др., их признаки и возможные последствия.

  Маршрут безопасного движения «Школа-Дом-Школа»

 Проект

«По улицам родного города»

Фотовыставка

«Береги меня водитель»

Выставка рисунков «Волшебный глаз светофора»

Буклет ПДД

Учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми , знать о значении природного окружения для здоровья.

Тесты,

Планируемые результаты НОО/Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова и др.3- е издание М.,2014


Литература

      Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2012
      
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1—2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2012.
      
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1—2 кл. В 2 ч. Ч. 1. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2012.
      
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1—2 кл. В 2 ч. Ч. 2 / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2012.
      
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 3—4 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2012..
      
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь для 3 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2012..
      
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь для 4 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2012.
      Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт, 2012.
      
Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя / И. К. Топоров. — М.: Просвещение, 2012.      

Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собр. законодательства Российской Федерации: официальное издание. — М., 2013- 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Азбука безопасности пояснительная записка к рабочей программе по внеурочной деятельности

Рабочая прогроамма внеурочной деятельности  "Азбука безопасности" для 1 класса...

Азбука безопасности рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая прогроамма внеурочной деятельности  "Азбука безопасности" для 1 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука безопасности"

Программа "Азбука безопасности" ориентирована на формирование и развитие основ безопасности; на практическую деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Безопасность дорожного движения" 3 класс

Программа по внеурочной деятельности акцентирует внимание на знание ПДД, поведение учащихся в различных ситуациях с опорой на знания и жизненный опыт....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Безопасное детство» социального направления Начальное общее образование 2, 3-4 класс

     Современные дети растут в мире высоких технологий развивающиеся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Безопасное детство"

    Образовательная программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» социального направления для детей младшего школьного возраста разработана на основе положений ко...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Безопасное детство" 1,4 кл

Рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасное детство"1,4 класс...