Рабочая программа по предмету "Основы безопасности и жизнедеятельности" для 4 класса VIII вида
рабочая программа по обж (4 класс) на тему

Светлана Геннадьевна Беляева

«Основы безопасности жизнедеятельности»

4  «в» класс

 

Пояснительная записка

 

   Введение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебный план начальной школы VIII вида подтверждается потребностями современной жизни: удручающими данными статистики о гибели и травматизме детей на дорогах страны, усугублением криминогенной обстановки, жертвами которой все чаще становятся дети, данными о неблагополучном состоянии здоровья школьников.

  В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне»  разработана примерная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся с ОВЗ четвёртого класса.

 Цель программы: формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка практических навыков безопасного поведения в социуме.

 

 Задачи программы:

  • изучить краткие теоретические основы правил безопасного поведения и здорового образа жизни в соответствии с возрастом и особенностями учащихся;
  • сформировать мотивацию к здоровому образу жизни;
  • выработать практические навыки по оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. 

 

 Для младшего школьника с ОВЗ особенно актуальны следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ). Эту возможность и предоставляет программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Последовательность изучения тем дополнительного материала по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» определяется содержанием тем основного курса.

  В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.

   Формы занятий данной программы определяются возрастными психофизиологическими особенностями учащихся. Занятия проводятся в основном в виде бесед, практических работ и сюжетно-ролевых игр, направленных на выработку навыка самостоятельной работы.

  Программа предполагает использование разнообразных наглядных средств обучения:  плакаты, настольные игры, презентации, обучающие фильмы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_i_ktp_obzh.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

«Основы безопасности жизнедеятельности»

4  «в» класс

Пояснительная записка

   Введение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебный план начальной школы VIII вида подтверждается потребностями современной жизни: удручающими данными статистики о гибели и травматизме детей на дорогах страны, усугублением криминогенной обстановки, жертвами которой все чаще становятся дети, данными о неблагополучном состоянии здоровья школьников.

  В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне»  разработана примерная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся с ОВЗ четвёртого класса.

 Цель программы: формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка практических навыков безопасного поведения в социуме.

 Задачи программы:

  • изучить краткие теоретические основы правил безопасного поведения и здорового образа жизни в соответствии с возрастом и особенностями учащихся;
  • сформировать мотивацию к здоровому образу жизни;
  • выработать практические навыки по оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. 

 Для младшего школьника с ОВЗ особенно актуальны следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ). Эту возможность и предоставляет программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Последовательность изучения тем дополнительного материала по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» определяется содержанием тем основного курса.

  В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.

   Формы занятий данной программы определяются возрастными психофизиологическими особенностями учащихся. Занятия проводятся в основном в виде бесед, практических работ и сюжетно-ролевых игр, направленных на выработку навыка самостоятельной работы.

  Программа предполагает использование разнообразных наглядных средств обучения:  плакаты, настольные игры, презентации, обучающие фильмы.

Примерное тематическое планирование

I раздел. 

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

 Условия безопасного поведения учащихся.

Транспортные средства.

Виды транспортных средств. Железнодорожный транспорт. Правила поведения вблизи железнодорожного транспорта.

Основные правила поведения учащихся на улице и дороге.

Езда на велосипеде. Основные правила езды на велосипеде. Соблюдение правил дорожного движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма (невыполнение пешеходами правил движения, несоблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность в транспорте и на улице и др.).

Безопасность пешеходов.

Любой движущийся транспорт – угроза безопасности человека. Может ли машина сразу остановиться? Тормозной путь.

Безопасность на воде.

Водоемы нашей местности, правила купания в них и меры безопасности. Основные и подручные средства спасения на воде.

II раздел. 

Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.

   Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста и ПМП.

Основные виды и причины травм в младшем школьном возрасте. ПМП при травмах. Выработка умений по оказанию ПМП при ссадинах, носовом кровотечении. Понятие о само- и взаимопомощи.

III раздел.

 Основы здорового образа жизни.

Вредные привычки.

   Понятие о вредных привычках. Табакокурение.  Употребление спиртных напитков. Последствия. Способы отказа.

     

 Программой предусмотрены обязательные практические занятия:

    -  работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
    - изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы);
    - просмотр видео материалов для закрепления пройденного материала;

     - изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (знакомство с ПДД на улицах, площадях и перекрёстках, расположенных вблизи школы).

  Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся  с ОВЗ и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.

 Предполагаемые знания  учащиеся с ОВЗ:

- основные виды травм, способы оказания первой медицинской помощи;                              -      основы здорового образа жизни и безопасности человека;  

- понятие о здоровье и факторах влияющих на человека;

- о влиянии окружающей среды на здоровье человека, о взаимосвязи здоровья и образа жизни;

- режим учёбы и отдыха;

-  правила рационального питания, физической культуры, закаливания;

-  правила личной и общественной гигиены;

-  инфекционные заболевания и меры профилактики;

- основные виды травм: ожоги, порезы, ссадины, ушибы, отравления, попадание инородных тел в глаза, уши, нос и правила оказания первой помощи;

-  о влиянии вредных привычек на здоровье человека, о вреде пассивного курения;

службы экстренной помощи и уметь вызвать соответствующие службы по телефонам;

-  виды опасных и вредных факторов современного жилища (электроприборы, газ, вода, бытовая химия, острые и режущие предметы и инструменты, незнакомец звонит в дверь, встреча с ним в лифте, подъезде;

-   правила пожарной безопасности, меры предостережения при общении с огнём;

действия при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте;

- экстремальные ситуации для человека в природной среде (жара, холод, ветер, переутомление, физическая боль, отравление и др.);

меры безопасности в осеннее и зимнее время на водоёмах, правила купания, знаки безопасности на воде;

- простейшие приёмы оказания помощи терпящим бедствие на воде и льду, способа самоспасения;

- меры безопасности при общении с животными (домашними и дикими);

- городской транспорт, правила поведения в транспорте, правила ожидания транспорта, посадки, высадки пассажиров;

- правила ПДД, основные знаки и сигналы для регулирования, разметки дорог, элементы дорог (проезжая часть, обочина, кювет и др.);

 Практическая работа

Предполагаемые умения учащихся с ОВЗ:

- правильно перейти дорогу;

- правильно вести себя при встречи с опасными животными и насекомыми, защититься от них;

- оказать первую помощь при царапине, ссадине, порезе, при небольшом ожоге;

- правильно эвакуироваться при пожаре.

 Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса для учащихся

  1. И.С.Артюхова «Азбука безопасной и здоровой жизни». М; ООО «Русское слово», 2013
  2. Б.О. Хренников, М.В Маслов, С.Ф. Зубов «Азбука безопасности»; СПб, Издательство «Специальная литература», 2014
  3. Белая К.Ю « Я и моя безопасность». Тематический словарь в картинках: Мир человека. М,; Издательствово «Школьная пресса», 2011
  4. Бурдина С.В. «Внимание! Дорога!» настольно-развивающая игра-лото. Издательствово «Весна Дизайн», 2010
  5. Вохрицева С.В «Окружающий мир. Дорожная безопасность».Дидактический материал. Издательствово «Страна Фантазий»,2012
  6. Кочетова Е «Правила дорожного движения», «Правила пожарной безопасности», «Безопасное поведение на  природе», «Безопасность в доме». Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром» Издательство «Маленький Гений – Пресс», 2012.

Календарно-тематическое планирование по факультативу «ОБЖ»

в 4 «в» классе на 2015-2016 уч.год

  №

           Тема

Дата

    Знания и умения

Элементы содержания урока

1

Понятие о здоровье и факторах, на него влияющих.

1

Соблюдать режимные моменты.

Составление режима дня

2

Можно ли уберечься от травм?

1

Знать виды травм.

Ознакомление с видами травм

3

Если хочешь быть здоров — закаляйся!

1

Дать понятие «закаливание»

4

Предупреждение бытового травматизма.

1

Знать правила поведения во время игр.

5

Твои действия при пожаре. (Практическое занятие).

1

Знать правила поведения при пожаре.

Просмотр презентации

6

Как вести себя на воде.

1

Знать правила поведения на воде.

Просмотр презентации

7

Где вода — там беда.

1

Знать правила поведения на воде во время купания.

8

Мы и транспорт.

1

Знать виды транспорта

Рассказ об истории транспорта. ТВ «Первый автомобиль».

9

Скорость движения и остановочный путь.

1

Знать, что такое скорость движения, тормозной путь.

Рассказ о том, как погода влияет на скорость движения.

10,11

Если ты стал водителем.

2

Знать правила езды на велосипеде.

Повторить дорожные знаки для велосипедистов.

12

В детстве не научишься — всю жизнь промучишься. (практическое занятие).

1

Знать основные правила езды на велосипеде.

Рассказ о первом велосипеде. ТВ.

13

Как стать грамотным пассажиром.

1

Знать правила безопасности при поездках в транспорте.

Рассмотреть причины ДТП.

14

Учись быть пешеходом

1

Знать правила безопасного поведения при движении тротуару, при переходе через улицу.

Анализ ситуаций.

15

Поездка на электропоезде.

1

Знать правила поведения пассажиров на платформах.

Повторить правила поведения при посадки в поезд и во время движения поезда.

16

Железнодорожные переезды.

1

Знать виды железнодорожных переездов и правила перехода через них.

Знакомство с железнодорожными знаками группы «железнодорожный переезд».

17

Знакомство с подразделением полиции.

1

18

Что делать при чрезвычайной ситуации на дороге.

1

Знать правила поведения на автомобильной дороге.

Рассказать, как вести себя в экстремальных ситуациях на дороге.

19

20

Основные виды травм и первая помощь при них.

2

Знать виды бытовых травм и их причины возникновения.

Рассказать о первой помощи при ушибах, вывихах, травмах суставов, растяжениях.

21

Осторожно — электричество!

1

Знать правила безопасного поведения с электроприборами.

22

Мы и животные.

1

Знать правила безопасного поведения с животными.

23

Уступить змее дорогу.

1

Знать правила безопасного поведения при встрече со змеей.

ТВ.

24

Когда кусают насекомые.

1

Знать приемы оказания первой помощи при укусах насекомых (комар, пчела, клещ, оса).

ТВ.

25

Что влияет на здоровье.

1

ТВ.

26

Как правильно есть.

1

Знать о полноценном питании, как о важном факторе развития школьника и его здоровья.

ТВ.

27

Овощи, ягоды и фрукты — самые витаминные продукты.

1

Знать какие витамины помогают разным органам человека.

Ознакомить учащихся с витаминами. ТВ.

28

Выход на природу.

1

Знать правила сбора и применение лекарственных трав.

Рассказ о пользе лекарственных трав. ТВ.

29

Грибы- съедобные и несъедобные.

1

Уметь различать съедобные и ядовитые грибы.

Первая помощь при отравлении грибами. ТВ.

30

Чем и как можно отравиться? Как этого избежать?

1

Знать причины отравления (газ, дым, бензин, лекарства, ядовитые растения).

Ознакомление с методами оказания первой помощи при отравлениях. ТВ.

31

Как справиться с инфекцией.

1

Ознакомление с понятием (инфекционная болезнь, вакцина, иммунитет, прививка).

32

Алкоголь в компании.

1

Просмотр научного фильма.

33

Злой волшебник – табак.

1

Просмотр научеого фильма.

34

Урок обобщения.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для обучающихся 1 и 2 класса VIII вида.

Рабочие программы составлены  на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида...

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по математике и КТП для школ VIII вида

На основе программы  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида 1-4 классы  под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по математике с учетом ...

Рабочая программа по чтению и КТП для школ VIII вида

На основе программы  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида 1-4 классы  под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по чтению с учетом инди...

Рабочая программа по обж и КТП для школ VIII вида

На основе программы  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида 1-4 классы  под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по обж с учетом индивид...

Рабочая программа по игротерапии и КТП для школ VIII вида

На основе программы  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида 1-4 классы  под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по игротерапии с учетом...

Рабочая программа по истории Отечества в 7 классе VIII вида

Данная рабочая программа по истории Отечетсва содержит пояснительную записку.основные разделы программы, календарно -тематическое планирование на весь учебный год....